Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего
образования (далее ‑ ООП НОО) разработана в соответствии с ФГОС НОО 2021г. и с учетом ФОП НОО.
При этом
содержание и планируемые результаты разработанной ООП НОО не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП НОО
ООП НОО МАОУ
СОШ №5 предусматривает непосредственное
применение при реализации обязательной части ООП НОО федеральных рабочих
программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир»[1], «Иностранный
(английский) язык», «Математика», «Изобразительное искусство», «Технология»,
«Музыка», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики».
Целями реализации ООП
НОО являются:
·
обеспечение реализации конституционного права каждого
гражданина Российской Федерации на получение качественного образования,
включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;
·
организация учебного процесса с учётом целей, содержания
и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО;
·
создание условий для свободного развития каждого
обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и стремления к
самореализации;
·
организация деятельности педагогического коллектива по
созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся
и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП НОО
предусматривает решение следующих основных задач:
·
формирование общей культуры, гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
·
обеспечение планируемых результатов по освоению
обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
·
становление и развитие личности в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости;
·
обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования;
·
достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми
обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
(далее – обучающиеся с ОВЗ);
·
обеспечение доступности получения качественного
начального общего образования;
·
выявление и развитие способностей обучающихся, в том
числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций,
студий
и других, организацию общественно полезной деятельности;
·
организация интеллектуальных и творческих соревнований,
научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
·
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников в проектировании и развитии
социальной среды образовательной организации.
1.2. Принципы формирования и механизмы
реализации программы НОО
ООП НОО
учитывает следующие принципы:
1) принцип учёта ФГОС НОО: ООП НОО базируется на
требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым
результатам
и условиям обучения в начальной школе;
2) принцип учёта языка обучения: с учётом условий
функционирования образовательной организации ООП НОО характеризует право
получения образования на родном языке из числа языков народов Российской
Федерации
и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах
внеурочной деятельности;
3) принцип учёта ведущей деятельности обучающегося:
программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной
деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и
самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: программа
предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и
учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами
с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности:
программа обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений и
способов деятельности между этапами начального общего образования, а также
успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам
основного общего образования, единые подходы между их обучением и развитием на
уровнях начального общего и основного общего образования;
6) принцип интеграции обучения и воспитания:
программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку
мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и
познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к
действительности;
7) принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые
могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём
учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны
соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №
2 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный №
62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный
№ 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее –
Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП НОО учитывает возрастные и психологические
особенности обучающихся. Наиболее адаптивным сроком освоения ООП НОО является
четыре года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не
может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических
часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к
учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях
удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в
порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной
организации. При формировании индивидуальных учебных планов, в том числе для
ускоренного обучения, объём дневной и недельной учебной нагрузки, организация
учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий, объем домашних заданий
должны соответствовать требованиям, предусмотренным Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.