МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования администрации МО Горноуральский
Свердловской области
МАОУ СОШ № 5
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 29.08.2025 № 61-Д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Современная литература XXI века»
для обучающихся 10–11 классов
с. Николо-Павловское 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа рассчитана на 34 часов в 11 классе (1 час в неделю).
Целью курса является формирование коммуникативной и культурологической
компетенций, развитие личности в гуманитарном плане. В задачи курса входит
расширение круга чтения, обучение анализу художественного текста, развитие навыка
изложения мыслей в устной и письменной форме.
В основе программы лежит текстоцентрический принцип, он позволяет решать
проблему неформального понимания текста.
Содержание курса составляют небольшие по объёму произведения современных
авторов, которые отражают современную ситуацию в языке, и обращены они и к разуму,
и к чувствам порастающего человека. Материал становится небезразличен ученикам, что
позволяет организовать работу в небольших группах, развивать творческое отношение к
чтению и осмыслению.
Элективный курс по литературе обеспечивает развитие личности на разных
уровнях: учит оценивать и интерпретировать произведения художественной литературы,
учит продуктивно общаться, учит выявлять в тексте различную информацию, образы,
темы и проблемы.
Цель курса: формировать коммуникативную и культуроведческую
компетенции; развивать личность в гуманитарном плане, от умения осмысленно
читать литературное произведение, понимать неразрывную связь формы и содержания
к умению мыслить системно, характеризовать культурный идеал эпохи и соотносить с
ним авторский и свой собственный и идеал.
Задачи курса: пробуждение
интереса к произведениям литературы,
углубление усвоения школьной программы; расширение круга чтения учащихся;
обучение анализу художественного текста; обогащение словарного запаса; развитие
навыка изложения мыслей в устной и письменной форме; развитие навыка обобщения
информации через интерпретацию, написание отзывов и сочинений.
Большое внимание в элективном курсе уделяется формированию
коммуникативных универсальных учебных действий. На занятиях используются такие
формы работы, когда учащимся необходимо проявить активность и инициативу,
приходится сообща решать поставленные учителем и произведением задачи.
Используется групповая работа, работа в парах.
Элективный курс «Современная художественная литература» отражает
современную ситуацию в литературе и в языке. Важно, что тексты произведений
литературы обращены не только к разуму, но и к чувствам, эмоциям. Материал
становится небезразличен ученикам, и в коллективном обсуждении знание и
переживание присваивается каждым из них.
В содержание курса включены рассказы Вл. Крупина, Е. Гришковца, Т.
Толстой, Л. Улицкой, Л. Петрушевской, Б. Екимова и др. Произведения этих авторов
поднимают духовнонравственные проблемы, актуальные для подростков, помогают
им заглянуть «внутрь себя», произведения этих авторов помогают приобрести опыт
осмысления жизненных ситуаций, конфликтов, позволяют
уникальности личности, многообразии человеческих типов.
задуматься
об
Для анализа на занятиях курса отбираются небольшие произведения, которые
прочитываются с учителем на уроке На занятиях осуществляется системнодеятельностный подход, позволяющий обеспечивать требования ФГОС полного
(среднего) общего образования.
Программа курса «Современная литература XXI века» предусматривает работу в
течение всего учебного года и рассчитана на 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
Введение. 1ч
Кто он автор произведения. Особенности литературного процесса конца XX – начала
XXI века. 1ч
Обучение анализу текста художественного произведения, интерпретации. 2ч
Автобиографизм в современной литературе. 3ч
Новая реалистическая проза. Портрет «героя нашего времени» и современного мира. 5ч
Духовное одиночество человека в городе.1ч
Мир подростков. 2ч
Военная тема в современной литературе. 4ч
Литературная русская эмиграция «третья волна». 1ч
Русский постмодернизм. 2ч
Современная поэзия.4ч
Осмысление истории в современной литературе.1ч
Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе. 1ч
Деревенская проза. 1ч
Мистическая проза. 2ч
Жанр Эссе в современной литературе. 4ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Курс «Современная художественная литература» обеспечивает развитие
личности на разных уровнях:
личностном – это находит отражение в интерпретационной и оценочной
деятельности читателя-одиннадцатиклассника, в формировании гражданской позиции,
в формировании личности, обладающей чувством собственного достоинства;
метапредметном – что выражается в поиске и обработке разной информации, в
умении продуктивно
деятельности;
общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
совместной
предметном – что отражается в расширении круга чтения, в умении
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, в способности выявлять в текстах художественные образы,
темы и проблемы и выражать отношение к ним в развёрнутых аргументированных
высказывания
№ урок
а п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
Наименование темы урока
Кол-во часов,
Ссылка на
Неделя и/или
кол-во часов на
электронные
дата проведения
к/р,
учебноурока по
практические и
методические
плану
пр. виды работ
материалы
Введение. Кто он автор
1
www.1septembe
1 триместр
произведения. Особенности
r.ru) ;
1 неделя
литературного процесса
www.lib.ru
конца XX – начала XXI в.
Обучение анализу текста
2
www.1septembe
2 - 3 неделя
художественного произведr.ru) ;
я, интерпретации.
www.lib.ru
Автобиографизм в
3
www.1septembe
4 - 6 неделя
современной литературе.
r.ru) ;
www.lib.ru
Новая реалистическая проза.
5
www.1septembe
7 - 11 неделя
Портрет «героя нашего
r.ru) ;
времени» и современ. мира.
www.lib.ru
Духовное одиночество
1
www.1septembe
12 неделя
человека в городе.
r.ru) ;
www.lib.ru
Мир подростков.
2
www.1septembe
2 триместр
r.ru) ;
14,15 неделя
www.lib.ru
Военная тема в современной
4
www.1septembe
16 - 21 неделя
литературе.
r.ru) ;
www.lib.ru
Литературная русская
1
www.1septembe
22 неделя
эмиграция «третья волна».
r.ru) ;
www.lib.ru
Русский постмодернизм.
2
www.1septembe
23,24 неделя
r.ru) ;
www.lib.ru
Современная поэзия.
4
www.1septembe
25 неделя
r.ru) ;
3 триместр
www.lib.ru
27 - 20 неделя
Осмысление истории в
1
www.1septembe
30 неделя
современной
r.ru) ;
литературе.
www.lib.ru
Фантастика, утопии и
1
www.1septembe
31 неделя
антиутопии в современной
r.ru) ;
литературе
www.lib.ru
Деревенская проза.
1
www.1septembe
32 неделя
r.ru) ;
www.lib.ru
Мистическая проза.
2
www.1septembe
33-34 неделя
r.ru) ;
www.lib.ru
Жанр Эссе в
4
www.1septembe
35-38 неделя
современной литературе.
r.ru) ;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№ уро
ка п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Наименование темы урока
Введение.
Кто он автор произведения.
Особенности
литературного
процесса конца XX – начала
XXI века.
Обучение анализу текста
художественного
произведения, нтерпретации.
Подтекстовая информация на
примере рассказа В. Крупина
«Конец связи».
Подтекстовая информация на
примере рассказа В. Крупина
«А ты улыбайся!».
Автобиографизм
в
современной литературе.
«Герой нашего времени» в
рассказах Е. Гришковца. «Три
рассказа из жизни юного
военного моряка».
«Герой нашего времени» в
рассказах Е. Гришковца. «Три
рассказа из жизни юного
военного моряка».
Образ учителя в рассказе Е.
Гришковца «Начальник».
Новая реалистическая проза.
Портрет
«героя
нашего
времени» и современного
мира.
Нравственная
проблематика
повести Л. Улицкой «Сонечка».
Л. Улицкая. Тема семьи и
ценностей современного
человека в рассказе «Бедная
родственница».
Тема самоотверженной
материнской любви в рассказе
Л. Улицкой «Дочь Бухары».
В. Токарева. Нравственные
проблемы повести «Я есть. Ты
есть. Он есть».
Традиции А. П. Чехова в
рассказах Л. Петрушевской.
Кол-во часов,
кол-во часов на
контрольные,
практические и
пр.виды работ
Ссылка на электронные
методические материалы
учебно-
Неделя
и/или
дата проведения
урока по плану
1ч
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
1 триместр
1 неделя
2ч
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
2 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
3 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
4 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
5 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
6 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
8 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
9 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
10 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
11 неделя
3ч
5ч
7 неделя
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Образ матери в современном
мире в рассказе «Как ангел».
Духовное одиночество
человека в городе.
Рассказ В. П. Астафьева
«Людочка».
Мир подростков.
Рассказы Е.Габовой
Творчество
В.Воскобойникова. Повесть о
современных детях.
Военная тема в современной
литературе.
Ценность человеческой
личности в рассказе А.
Генатулина «Сто шагов на
войне».
Взросление молодого
человека на войне в повести С.
Геласимова «Жажда»
А.
Карасёв
«Чеченские
рассказы»
Ценность человеческой жизни
в романе «Искра жизни» Э.М.
Ремарка
Литературная русская
эмиграция «третья
волна».
Образ советской
действительности в повети С.
Довлатова «Компромисс».
Анализ эпизодов.
Русский постмодернизм.
Ирония–признак
посмодернизма. Ирония В.
Пелевина, направленная на
лживый культ героического в
советскую эпоху.
Ирония В. Пелевина,
направленная на лживый культ
героического в советскую
эпоху.
Современная поэзия.
И. Бродский – основные темы и
мотивы лирики. Анализ
стихотворения
«Рождественская звезда».
И. Бродский – основные темы и
мотивы лирики. Анализ
стихотворения
«Рождественская звезда».
Анализ стихотворения Д. А.
1ч
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
12 неделя
2ч
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
2 триместр
14 неделя
15 неделя
4ч
www.1september.ru) ;
16 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
17 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
20 неделя
1ч
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
22 неделя
2ч
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
23 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
24 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
25 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
3 триместр
27 неделя
www.1september.ru) ;
28 неделя
4ч
21 неделя
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Пригова «Вот журавли
летят…».
Философское содержание
стихотворения Б. Окуджавы
«Приезжая семья
фотографируется у
памятника Пушкину»
Осмысление истории в
современной литературе.
Уроки истории в повести А.
Приставкина «Ночевала тучка
золотая…»
Фантастика, утопии и
антиутопии в современной
литературе.
Т. Толстая – размышление о
будущем цивилизации в
повести «Кысь». Взгляд
писательницы на мир в
рассказе «Ночь».
Деревенская проза.
Б. Екимов. Образ русской
деревни и детства в рассказе
«Мальчик на велосипеде»,
«Ночь исцеления». Темы и
образы повести «Пиночет».
Мистическая проза.
Мистические рассказы
С.Кинга.
Мистические рассказы
С.Кинга.
Жанр Эссе в современной
литературе.
Эссе как способ выражения
авторского взгляда на
окружающий мир. Фазиль
Искандер,).
Эссе как способ выражения
авторского взгляда на
окружающий мир. А.
Солженицын «Крохотки»,
Эссе как способ выражения
авторского взгляда на
окружающий мир. Ю. Бондарев
«Мгновения»
Эссе как способ выражения
авторского
взгляда
на
окружающий мир.
Иосиф
Бродский – на выбор.
www.lib.ru
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
29 неделя
1ч
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
30 неделя
1ч
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
31 неделя
1ч
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
32 неделя
2ч
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
33 неделя
www.1september.ru) ;
34 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
35 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
36 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
37 неделя
www.1september.ru) ;
www.lib.ru
38 неделя
4ч