РП УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ШАШКИ 5-6 КЛАСС, 2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования администрации МО Горноуральский
Свердловской области
МАОУ СОШ № 5

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 29.08.2025 № 61-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебного курса
«Увлекательные шашки»
(для 5-6 класса)

с.Николо-Павловское, 2025

1. Пояснительная записка
Программа курса «Увлекательные шашки» предназначена для
обучающихся среднего звена общеобразовательной школы.
Данная программа разработана с учётом современных требований,
связанных с цифровой информатизацией.
Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая
красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое
наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с
шашками.
Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых
людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и
простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки – дело
далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много
трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки.
Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость,
умение концентрировать внимание и логически мыслить.
Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в
постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются
устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли
компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические
возможности.
Предлагаемый курс направлен на развитие логического и творческого
потенциала
личности
обучающихся,
формирования
элементов
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с
применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. В ходе занятий обучающиеся решают задачи,
принимают участие в соревнованиях. Создание на занятиях ситуаций
активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
Таким образом, основной целью является развитие интереса к шашкам
как к творчеству, расширение кругозора и эрудиции обучающихся.
Общее число часов, рекомендованных для изучения – 68 часов:
1 год обучения – 34 час (1 час в неделю),
2 год обучения – 34 часа (1 час в неделю).
2. Содержание обучения
1 год обучения:
Раздел 1. Шашки. Знакомство.
Шашечная страна. Дороги. Язык шашечной страны. Нотация.
Раздел. 2. Тактика.

Центр. Борт. Запирание. Простая шашка. Тихий и ударный ходы.
Столбняк. Дамка. Тихий и ударный ходы. Вилка. Превращение простой
шашки в дамку в ходе взятия. Подготовительный ход. Комбинация «Пропуск
в дамку» (Роздых. Удар Наполеона). Размен. Выигрыш и проигрыш темпа при
размене. Подготовка размена. Ударная колонна. Вариации при размене.
Оппозиция. Оппозиция с несколькими шашками. Игра на оппозиционнопрактические приемы.
Раздел 3. Эндшпиль.
Нападение на шашку. Прорыв. Шашечное окончание. Переход в
эндшпиль. Борьба против дамки. Приём «Петля». Борьба против дамки. Приём
«Переплет» и «Распутье». Борьба против дамки. Приём «Столбняк». Дамка
против простых шашек. «Застава». «Вилка». «Цепочка».
Раздел 4. Соревнования.
2 год обучения:
Раздел 1. Эндшпиль.
Дальнобойность дамки. Приём «Трамплин». Треугольник Петрова.
Раздел 2. Комбинация.
Комбинация. Перемещение шашек при комбинации. Удары с
использованием колонок. Удар «Мостик». Удары, основанные на «роздыхе».
Комбинации с выбором взятия у соперника. Комбинации с «подрывом» полей.
Комбинации с пропуском соперника в дамки.
Раздел 3. Соревнования.
3. Планируемые результаты освоения
Метапредметные результаты:
- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике,
- осознанность учения и учебная мотивация, личная ответственность,
эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о
культуре поведения и моральных нормах,
- умение работать самостоятельно и в группах и находить оптимальные общие
решения, умения сопереживать, принимать решение,
- умение находить информацию и вычленять важное в различных источниках
информации.
Личностные результаты:
- умение слушать и понимать,
- умение высказывать и доказывать своё мнение,
- умение согласованной работы в группе,
- умение строить речевое высказывание,
- умение мобильности и гибкости подходов в деятельности,
- умение самостоятельной работы, умение наставничества.
Предметные результаты:

- знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, взятие на проходе, победа, ничья;
- знать названия шашечных фигур: шашка, дамка;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- сравнивать, находить общее и различие;
- историю появления шашечной игры, шашечный кодекс;
- уметь ориентироваться на шашечной доске;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- играть без нарушений правил шашечного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- научить простейшим комбинационным идеям;
- знать правила шашечной игры, буквенно-цифровой ряд и нотацию;
- знать основы композиционной игры;
- основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция.
4. Тематическое планирование
1 год обучения
N
п/п

1
2

3
4
5

6

7

дата

Наименование темы

Шашки. Знакомство (2 часа)
Шашечная страна.
Дороги.
Язык шашечной
страны. Нотация.
Тактика (17 часов)
Центр. Борт.
Запирание.
Простая шашка. Тихий
и ударный ходы.
Столбняк.
Дамка. Тихий и
ударный ходы. Вилка.
Превращение простой
шашки в дамку в ходе
взятия.
Подготовительный
ход. Комбинация
«Пропуск в дамку»
(Роздых. Удар
Наполеона)
Размен. Выигрыш и
проигрыш темпа при
размене.

Всего

1
1

2
2
2

3

2

Практическая
часть
программы

Контрольнооценочная
деятельность

Электронное
обучение и
ДОТ,
использование
ЦОР

8

9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Подготовка размена.
Ударная колонна.
Вариации при размене.
Оппозиция.
Оппозиция с
несколькими
шашками.
Игра на
оппозиционнопрактические приемы.
Турнир по шашкам.
Турнир по шашкам.
Эндшпиль (12 часов)
Нападение на шашку.
Прорыв.
Шашечное окончание.
Переход в эндшпиль.
Борьба против дамки.
Приём «Петля».
Борьба против дамки.
Приём «Переплет» и
«Распутье».
Борьба против дамки.
Приём «Столбняк».
Дамка против простых
шашек. «Застава».
«Вилка». «Цепочка».
Турнир по шашкам.
Турнир по шашкам.
ИТОГО:

2

2

1
1
1
1
1
3
3
1
1
1
1
1
1
34

2 год обучения
N
п/п

23
24
25
26
27
28

дата

Наименование темы

Эндшпиль (4 часа)
Дальнобойность
дамки. Приём
«Трамплин».
Треугольник Петрова.
Комбинация (8)
Комбинация.
Перемещение шашек
при комбинации.
Удары с
использованием
колонок.
Удар «Мостик».

Всего

1
3
6
3
4
3

Практическая
часть
программы

Контрольнооценочная
деятельность

Электронное
обучение и
ДОТ,
использование
ЦОР

29
30
31
32
33
34

Удары, основанные на
«роздыхе».
Комбинации с
выбором взятия у
соперника.
Комбинации с
«подрывом» полей.
Комбинации с
пропуском соперника
в дамки.
Турнир по шашкам.
Турнир по шашкам.
ИТОГО:

3
3
3
3
1
1
34

Дополнительно:
Для достижения поставленной цели (развитие интереса к шашкам как к
творчеству, расширение кругозора и эрудиции обучающихся) необходимо
решение следующих учебных задач:
Обучающие
- использование современных разработок по шашечной игре в области
образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности
обучающихся;
- ознакомление обучающихся с эволюцией содержания и правил шашечной
игры;
- решение обучающимися ряда логических задач, приводящих к победе.
- реализация межпредметных связей с культурологией, историей, математикой
и др.
Развивающие
- развитие внимания;
- развитие логического и наглядно-образного мышления;
- организация и участие в играх, конкурсах и соревнованиях в качестве
закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие креативного мышления;
- развитие личности в плане целеустремлённости и настойчивости в
достижении результата;
- развитие аналитических способностей;
- развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные
- формирование у обучающихся стремления к получению качественного
законченного результата;
- формирование навыков работы в команде.
Материально-техническое обеспечение курса
- мультимедийный комплекс «SMART BOARD»;
- проектор;

- магнитная доска;
- комплекты шашек;
- шашечные доски;
- шахматные часы;
- тетради для записей и зарисовок.
Виды деятельности
Теоретические занятия с детьми проводятся в форме мозговых атак,
лекций, диспутов, бесед, демонстрационных удалённых сеансов,
интерактивных лекций.
Практические занятия проводятся в форме игры за шашечными досками,
в форме сеансов на мультимедийной установке, сеансов одновременной игры.
Словесные и демонстрационные методы являются необходимыми
составляющими учебного процесса. Занятие начинается с определения задачи.
В процессе – анализ действий и ходов, обсуждение ходов и действий с
возможными вариантами, построения алгоритма ходов с вариантами.
С целью закрепления изученного материала и отработки навыков
шашечной игры по окончании каждого триместра проводятся шашечные
турниры.
Система оценки достижения планируемых результатов
В течение курса предполагаются регулярные зачёты, включающие:
- составление алгоритмов по решению задач,
- практические игры,
- участие в соревнованиях,
- шашечные диктанты.
Оценочный материал для текущего контроля успеваемости,
проводимого в форме наблюдения
Критерии оценки результатов:
- Высокий уровень - обучающийся самостоятельно и правильно
справился с заданием, умеет производить расчеты на несколько ходов вперед,
аналитически мыслит, записывает сыгранные партии;
- Средний уровень - для правильного выполнения задания
обучающемуся требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка
педагога, недостаточно знает правила игры, с трудом записывает сыгранные
партии;
- Низкий уровень - обучающийся не выполнил задание даже после
подсказки педагога, не знает правила игры, не может записать сыгранные
партии.
Список литературы
Для педагога
1. Учебник шашечной игры. – Уфа: Учебно-методический центр «Эдвис»,
2023. – 240 с.

2. Как научить играть в шашки? / А.В. Егоров. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32
с.: ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе»)
3. Хацкевич Г.И. «25 уроков шашечной игры». – Мн.: Полымя, 1979. – 264 с.
4. И.П. Козлов, Б.А. Миротин «Комбинации и ловушки в русских шашках».
Издательство «Физкультура и спорт» Москва. М. Гнездиковский, 3, 1962. 256
с.
5. Правила вида спорта «шашки». Русские и стоклеточные шашки, поддавки и
рендзю. Утверждены приказом Минспорта России. – М.: «RUSSIAN CHESS
HOUSE / Русский Шахматный Дом», 2019. – 96 с. (Библиотечка шахматиста)
Для обучающихся
1. Как обыграть папу в шашки / Максим Мосин. – 3-е издание. – Москва:
Эксмо, 2023. – 64 с.: ил. – (Шахматы и шашки для детей)
2. Городецкий В.Б. «Книга о шашках»: Научно-художественная лит-ра /
Оформл. О.Кондаковой. – М.: Дет.лит., 1980. – 239 с., ил. – (Знай и умей)
3. Юзик В.Я. «Приключения Шашечки и Шахматика» / В.Я. Юзек, В.К.
Погрибной. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 173, (1) с.: ил. – (Шахматы)
4. Погрибной В.К. «Шашки для детей / В.К. Погрибной, В.Я., В.Я. Юзек. –
Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 137, (1) с.: ил.- (Шахматы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».