МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования администрации МО Горноуральский
Свердловской области
МАОУ СОШ № 5
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 29.08.2025 № 61-Д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и культура общения»
для обучающихся 5-6 классов
с. Николо-Павловское, 2025г.
Пояснительная записка
Программа по предмету «Речь и культура общения» на уровне основного
общего образования ориентирована на современные тенденции в системе образования
и активные методики обучения.
Программа позволит учителю:
реализовать современные подходы к достижению личностных, метапредметных
и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС ООО;
разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей
конкретного класса.
Предмет «Речь и культура общения» направлен на реализацию личностноориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к
эффективному речевому взаимодействию:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к
языку, речи и тексту как явлениям культуры, средствам общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности;
совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих коммуникативный успех в разных сферах и
ситуациях общения; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;
освоение знаний о коммуникативно-направленной речевой деятельности в
различных сферах и ситуациях общения и о технологиях использования речевых
действий;
формирование и развитие умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию,
опирающихся на технологии и алгоритмы необходимых действий;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры.
Содержание программы по предмету «Речь и культура общения» ориентировано
на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее,
размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Распределение часов: 34 часа на учебный год, по 1 часу в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа состоит из 9 разделов: 1. Общение и речь. 2. Виды речевой деятельности.
3. Основы работы по созданию текста. 4. Коммуникативные цели и типы речи. 5.
Стили речи. 6. Средства выразительности речи. 7. Речевые жанры. 8. Нормы речи. 9.
Речевой этикет. В реальном учебном процессе освоение основных содержательных
разделов курса должно происходить в тесной взаимосвязи, поскольку эти разделы
примерной программы интегративны по своей сущности и освоение каждого из них
невозможно без реализации смысловых связей каждого раздела со всеми другими.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
1)Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 6) развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение , умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально
-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Планируемые результаты обучения (коммуникативные, риторические и речевые
умения)
1. Умения, связанные с пониманием ситуации общения.
После изучения курса школьники должны уметь:
определять ситуативные цели говорящего и слушающего;
отслеживать влияние каждого компонента ситуации общения на речь;
корректировать свою речь в соответствии с ситуацией общения;
соотносить коммуникативную цель речи (развлечь, информировать, убедить) с
выбором типа речи;
выбирать форму речи в соответствии с ситуацией общения;
соблюдать этикетные правила и владеть этикетно-коммуникативными приемами в
ситуации реального общения;
соотносить тему текста с целями автора и слушателя, с затекстовой ситуацией.
2. Умения, связанные с бережным отношением к слову.
Учащиеся должны уметь:
• анализировать значение слова по толковым словарям и в текстах (однозначность и
многозначность);
• анализировать стилистическую и ситуативную уместность слова;
• находить опорные слова в тексте в соответствии с темой и основной мыслью;
• соблюдать нормы словоупотребления.
3. Умения, связанные с созданием текста.
Учащиеся должны уметь:
формулировать тему собственного текста;
формулировать основную мысль в описании, повествовании, рассуждении;
сохранять основную мысль при создании текста;
составлять план текста, учитывая его тему и основную мысль;
подбирать заголовок к тексту, понимая его тему и основную мысль;
при анализе чужого текста определять его тему и основную мысль, видеть, какими средствами автор
их сохраняет
на протяжении всего текста;
практически владеть жанрами повествовательного и описательного рассказа, устного ответа,
рекламы.
4. Умения, связанные с произнесением текста.
Учащиеся должны уметь:
при произнесении текста использовать умения, связанные с пониманием ситуации
общения;
сохранять основную мысль в монологе и диалоге;
использовать вербальные и невербальные средства для придания речи
выразительности;
чувствовать себя уверенно и свободно при произнесении текста.
5. Умения, связанные с культурой слушания.
Учащиеся должны уметь:
слышать тему и основную мысль произносимого текста;
понимать логику раскрытия основной мысли;
понимать практическую значимость получаемой информации;
осознавать собственные цели в процессе слушания и цели говорящего;
отслеживать степень собственного понимания или непонимания услышанного;
формулировать и задавать вопросы к непонятным словам, для конкретизации
содержания, выявления целей
говорящего
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п
1
Тема
Что такое общение? Речь и общение
Количество часов
1
2
Ситуация общения, цели в общении
1
3
4
Содержание и форма речи. Речевая ситуация
Речь устная и письменная: особенности этих
форм речи
Использование устной и письменной речи в
соответствии с письменной ситуацией
общения
Виды речевой деятельности
1
1
1
1
1
10
Слушание как вид речевой деятельности
Этикет говорящего и слушающего
Диалог и монолог. Речь внутренняя и
внешняя
Значение слова. Понятная и точная речь
11
Многозначность слова в речи
1
12
13
Близкие по смыслу слова и богатство речи
Противополжные по смыслу слова и
богатство речи
Речевая ситуация и выбор уместного слова
1
1
5
6
7
8
9
14
1
1
1
1
15
Этикетные ситуации в речевом общении
1
16
Текст. Понятие о цельности текста
1
17
Тема текста
1
18
Тематическое единство текста
1
19
20
21
22
23
24
25
26
ОМ текста
Сохранение ОМ в тексте
Изложение
Авторская позиция в тексте
Средства выражения авторской позиции
Адресность текста
Связи предложений в тексте. Цепная связь
Связи предложений в тексте. Параллельная
связь
Заголовок
План текста
1
1
1
1
1
1
1
1
Целевые установки автора текста
Типы информационной речи. Повествование
Типы информационной речи. Описание
Типы информационной речи. Объяснение
Убеждающая
речь.
Рассуждение-
1
1
27
28
29
30
31
32
33
1
1
1
1
1
доказательство
Повторение изученного. Смешанные типы
речи в тексте.
34
1
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п
1
Тема
Текст и его признаки
2
Коммуникативные цели и типы речи
1
3
Особенности описательного текста
1
4
Стилистическая окрашенность описательных
текстов. Выражение отношения автора к
предмету описания
Общее понятие о смысловой модели (топе).
Топ «определение»
1
5
Количество часов
1
1
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Логические и метафорические определения.
Особенности использования топа в
зависимости от сферы общения
Смысловая модель «целое-части» (общее
понятие)
Умение выделять наиболее значимые части в
предмете описания
Топ «целое-части» в текстах разных
функциональных стилей. Выражение
авторского отношения к предмету описания
при воплощении топа «целое-части»
Использование топа «целое-части» при
подготовке к устному ответу, сочинению,
изложению
Общее понятие о смысловой модели
«свойства». Умение выделить наиболее
значимые свойства описываемого предмета
Топ «свойства» в текстах разных
функциональных стилей. Использование
разных топов в одном тексте: схема топов
Использование топов «определение»,
«целое-части» и «свойства» при подготовке
устному ответу, сочинению, изложению
Общее понятие о смысловой модели
«сопоставление» и о структуре
сопоставления
Умение выбрать части и свойства
сопоставляемых предметов описания. Топ
«сопоставление» в текстах разных
функциональных стилей
Особенности использования смысловых
моделей в речи
Творческая работа учащихся: изобретение
содержания описательного текста
(письменное или устное сочинение)
Классическое расположение материала в
описании
Трехчастное и свободное построение
описания
Творческая работа учащихся (сочинение или
изложение) по изученному материалу
Грамматические средства оформления
текста-описания
Образные средства (тропы) в текстеописании
Риторические фигуры (инверсия, повтор,
антитеза) в описании
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Стилистические особенности текстаописания
Творческая работа (сочинение или
изложение) по материалу раздела
«Оформление описательного текста»
Интонация как средство общения и
воздействия
Зрительное восприятие говорящего
слушателями
Творческая работа учащихся: исполнение
описательного текста
Речевой и неречевой этикет (этикетный
жанр, этикетная ситуация, этикетная
формула)
Этикетные роли и этикетные сигналы
Этикетная и неэтикетная тема беседы
Этикетные жанры
Повторение: что мы знаем по речевому
этикету?
К/Р: риторические параметры описательного
текста
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1