Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования", и программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена:

- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

- форма получения образования;

- необходимость периода динамического наблюдения;

- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- по дополнительным общеобразовательным программам - приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобрнауки России 9 января 2014 года № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В МАОУСОШ №5 специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);

В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Специально оборудованные учебные кабинеты

в разработке

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

в разработке

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

в разработке

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для организации режима двигательной активности, развития физических качествв новом зданииоборудован физкультурный зал с наличием в нем оборудования для развития движенийи игр детей; зал обеспечен атрибутами для организации бега, ходьбы, лазания,метания, подвижных и спортивных игр;

Доступность образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями обеспечена через организацию физической доступности объектов спорта - созданы специальные пандусы, поручни, отсутствуют бордюры и препятствия, что обеспечивает возможность беспрепятственного доступа к спортивным объектам.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Школа располагает средствами обучения и воспитания, предназначенными для учащихся с ОВЗ и инвалидностью.

В логопедическом кабинете имеются логопедический тренажер для коррекции устной и письменной речи, зеркала индивидуальные для проведения артикулярной гимнастики, муляж артикулярного аппарата, логопедическое зеркало с отверстием, шпатели медицинские, стерилизатор ультрафиолетовый, набор логопедических игр и др. В кабинете педагога-психолога имеются игровой набор для учащихся с ОВЗ, дидактические коррекционные игры и др.

Перечень специальных учебников для реализации основных адаптированных программ

1

Азбука. 1 класс.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.

1

Просвещение, 2019

2

Русский язык. 1 класс.Канакина В.П., Горецкий В.Г

1

Просвещение, 2019

3

Русский язык. 2 класс.Канакина В.П., Горецкий В.Г.

2-4

Просвещение, 2019

Литературное чтение

4

Литературное чтение.1 класс.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

1

Просвещение, 2019

5

Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

2-4

Просвещение, 2019

Математика

6

Математика.1 класс.Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.

1

Просвещение, 2019

7

Математика. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

2-4

Просвещение, 2019

Окружающий мир

8

Окружающий мир. 1 класс. Плешаков А.А.

1

Просвещение, 2019

9

Окружающий мир. Плешаков А.А.

2-4

Просвещение, 2019

Технология

10

Технология. 1 класс. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.

1-4

Просвещение, 2019

Изобразительное искусство

11

Изобразительное искусство. Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.

1-4

Просвещение, 2019

Основное общее образование

Русский язык

12

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

5-9

Просвещение, 2019

Литература

13

Малышева З.Ф.

Чтение(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). 5класс

5

Просвещение, 2019

14

Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.

Чтение(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). 6 класс

6

Просвещение, 2019

15

Аксёнова А.К. Чтение(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). 7класс

7

Просвещение, 2019

16

Малышева З.Ф.

Чтение(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). 8класс

8

Просвещение, 2019

История России

17

Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. Мир истории(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

6-9

Просвещение, 2019

География

18

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. география (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

6-9

Просвещение, 2019

Математика

19

Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

5-6

Просвещение, 2019

20

Алышева Т.В.. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

7

Просвещение, 2019

21Хочу такой сайт

Эк В.В.. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

8-9

Просвещение, 2019

Биология

22

Клепинина З.А.Биология.Растения.Бактерии.Грибы(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). 7класс

7

Просвещение, 2019

23

Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). 7класс

8

Просвещение, 2019

24

Лифанова Т.М., СоломинаЕ.Н. Природоведение. 5 класс

5

Просвещение, 2019

Технология

25

Галле А.Г. Головинская Е.Ю. Технология. Профильный труд.

5-9

ООО «Современные образовательные технологии»,2019


Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь

В 2023-2024 учебном году в МАОУ СОШ №5 отсутствуют обучающиеся с ОВЗ, которые нуждаются в услугах ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь. В случае необходимости эти услуги могут быть предоставлены.

Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам; работа с семьей обучающегося; методическая работа с преподавателями; организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися; оказание содействия обучающимся с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д.

Дистанционное обучение

В рамках реализации мероприятия по организации образования обучающихся с ОВЗ и детьми инвалидами при переходе МАОУ СОШ №5 на дистанционное обучение используются методические рекомендации для педагогов и родителей по следующим категориям:

-ЗПР;

-Интеллектуальные нарушения;

-Нарушение зрения;

-Нарушение речи;

-Нарушение слуха;

- РАС;

-НОДА, ТМНР;

-Ранняя помощь

По ссылке:

https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?n=1

Предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в том числе услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков

Услуги ассистента, тьютора, сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков не предоставляются в связи с отсутствием обучающихся с соответствующими ограничениями по здоровью.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Состояние материально-технической базы и содержание зданий школы соответствует целям и задачам образовательного учреждения, санитарным нормам и пожарной безопасности. Здание школы расположено на благоустроенном участке. Территория школы ограждена забором с запирающимися воротами и калитками. По периметру здания предусмотрено наружное электрическое освещение. По всему периметру здания школы установлены деревянные стеклопакеты. Здание подключено к инженерным сетям поселка – холодному водоснабжению, канализации, отоплению; имеются приборы учета холодного водоснабжения, теплоснабжения.

В МАОУ СОШ № 5 разработан паспортантитеррористической защищенности, план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Разработаны и утверждены инструкции по охране труда, график дежурства администрации по школе и учителей по рекреациям. В помощь учителям назначается дежурный класс. Школа имеет устойчивую телефонную Локальными актами (приказы директора) определены меры по безопасности учащихся и сотрудников школы, назначены ответственные за организацию безопасности работы. Охрана образовательного учреждения осуществляется круглосуточно: вахтером в дневное время, сторожем в ночное время. Установлен строгий контроль пропуска граждан и автотранспорта,обеспечен надёжный круглосуточный контроль за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади. С территории школы своевременно вывозятся твёрдые бытовые отходы, осуществляется постоянный контроль въезжающего транспорта. Въездные ворота запираются на навесной замок, ключи на вахте. Пост охраны оборудован кнопкой тревожной сигнализации (КТС), предназначенной для экстренного вызова полиции в случаях террористического акта, разбойного нападения, ограбленияподачей на пульт централизованного наблюдения сигнала тревоги путём нажатия. Ведется внутреннее и внешнее видеонаблюдение.Доступ в новое здание МАОУ СОШ № 5 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, посредством пандуса; нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями умственного развития через центральный вход.

Паспорт доступности МАОУ СОШ № 5 (1) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575811 Директор/Заведующий Артюгин Денис Евгеньевич Дата подписания документа 16.03.2021 12:01:02 (скачать) (посмотреть)

Специальные условия питания

в разработке

Специальные условия охраны здоровья

в разработке

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

МАОУ СОШ № 5 имеет доступ к сети Интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет. Сайт общеобразовательного учреждения обновляется по мере поступления информации. Доступ к сети Интернет обеспечивается провайдером.Точка доступа к сети Интернет оборудована во всех кабинетах, также в школе функционирует внутренняя локальная сеть, объединяющая все компьютеры. Предоставлен круглосуточный доступ к информации сети Интернет, управляемого централизованной системой контент-фильтрации без ограничения трафика по организованным каналам связи. На всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение: расширенный (базовый) пакет Microsoft, антивирусная программа. Также контент-фильтрация интернет трафика обеспечивается провайдером – ООО "Ростелеком".Скорость интернета –100 мбит/сек.

Доступк информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – не ограничен.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Электронный образовательный ресурс

Ссылка

Официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации

http://gia.edu.ru/ru/

Федеральный институт педагогических измерений

http://www.fipi.ru/

Интерактивные курсы на УЧИ.RU

https://uchi.ru

Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников «ПРОЕКТОРИЯ»

https://proektoria.online

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Медиатека образовательных ресурсов

http://store.temocenter.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru/

Бесплатные конкурсы для школьников

http://www.minobr.org/

Эрудит марафон для учащихся

http://cerm.ru/

Справочно-информационный портал "Грамота.ру"

http://www.gramota.ru

Портал бесплатного образования

http://shkola.lv

Электронный Журнал

https://5nik.eljur.ru/journal-app

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Сенсорный уголок большой с 2 колоннами «ДУЭТ»

ВЕСЁЛЫЙ ФОНТАН-И световая каскадирующая труба

Полусфера зеркальная

Световая пушка ЗЕБРА-100

ЦВЕТОДИНАМИЧЕСКИЙ СВЕТИЛЬНИК СЕВЕРНЫЕ ОГНИ

ЗВЁЗДНЫЙ ДОЖДЬ пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением

Проектор «Жонглер»

СОЛНЕЧНЫЙ-100, проектор

Колесо спецэффектов

ПЛАЗМА-250, прибор динамической заливки светом

Потолок ЗВЁЗДНОЕ НЕБО. Комплект из 9-ти плиток

Ковёр настенный фибероптический ЗВЁЗДНОЕ НЕБО

Тактильная панель акустическая

Тактильная панель двусторонняя ЗВЁЗДОЧКА

Зеркало выпуклое

Панель (панно) большая светозвуковая БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Панель (панно) интерактивная ЦВЕТНЫЕ ФИГУРЫ-8

Столик на ножках для рисования песком РАДУГА.

Тактильные ячейки.

Кресло-подушка музыкальное

Вибромузыкальный сухой бассейн (1/4 круга)

Шарики для сухого бассейна пластмассовые прозрачные

Пуфик-кресло с гранулами детский

Тактильная дорожка из 7-ми элементов

ЭФА установка для ароматерапии

Покрытие мягкое напольное

Покрытие мягкое настенное

Развивающе-коррекционный комплекс с видеоуправлением в исполнении Буквы. Цифры. Цвета

Массажер для логопедического массажа

Кварцевый стерилизатор

Конструктор-мозаика Круг Гете, малый

Конструктор Полидрон магнитный «Супер»

Устройство для развития фонематического слуха «Элефон»

Аппарат по развитию речи у слабослышащих и глухих детей "Глобус"

Кистевой настольный тренажер

Интерактивная система (ноутбук, проектор, кронштейн, интерактивная доска)

Комплект лабиринтов для развития моторики (4 шт.)

LED панель флуоресцентная для рисования

Панель «Цветные фигуры 8»

Проектор "Северное сияние"

Зеркало настенное небьющееся без подсветки

Воздушно-пузырьковая панель

Фибероптический душ «Солнышко»

Кресло "Груша" детское

Настольная лампа "Лава" для релаксации

Зеркальный шар, с приводом вращения и световой пушкой

Детский простой педальный тренажер

Тактильная змейка с песком

Массажные валики, набор

Двойной массажер для стоп

Ходунки детские для инвалидов на колесах

Ходунки со столом CH-36.02.01

Аппаратно-программный комплекс для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП)

Стол для детей с ОВЗ на колесах

Кресло-коляска

Волшебный фонтан фибероптический

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

общежитие и интернат не предусмотрены

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

не предусмотрено
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».