МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования администрации МО Горноуральский
Свердловской области
МАОУ СОШ № 5
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 29.08.2025 № 61-Д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «За страницами учебника русского языка»
для обучающихся 8 – 9 классов
с.Николо-Павловское, 2025 г.
1. Пояснительная записка
Программа по предмету «За страницами учебника русского языка» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утверждённого Приказом Минобрнауки России, с учётом программы для общеобразовательной
школы «Русский язык».
А также на основе:
• Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российский Федерации» от
29.12.2012 года №273-ФЗ,
• приказа №1897 от 17.12.2010 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в
образовательных учреждениях»,
• Устава школы.
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения русского языка учащимися 59 классов в игровой и творческой форме.
Актуальность программы
Программа «За страницами учебника русского языка» актуальна для учащихся, так как
формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и
умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к
экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания
русского языка.
Успешное овладение знаниями в средних классах общеобразовательной школы невозможно
без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как
увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое
значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной
деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых
слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к предмету
должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку,
совершенствовать свою речь.
Особое внимание в 5-6 классах уделяется формированию орфографической зоркости, умению
видеть морфемный состав слова и выстраивать логическую цепочку рассуждений. Обучение
грамотному письму основывается на запоминании конкретных правил, на изучении грамматических
признаков слов разных частей речи, на понимание закономерностей развития языка. Большое
количество орфограмм, требующих применения на письме правила, приводит учащихся в состояние
неуверенности в правильном выборе буквы, создает ситуацию, при которой учащийся затрудняется
«вызвать» из своей памяти нужное правило в течение короткого времени. На сегодняшний день
пока ещё самой эффективной формой проверки грамотности обучающегося является диктант. При
такой форме проверки решать «орфографическую задачу» следует моментально, чтобы успеть
записать правильно текст под диктовку. Но как показывает практика, в момент написания слов
диктанта многие учащиеся не только не успевают вспомнить правило, но и не могут правильно
соотнести,
отчего
зависит
написание
орфограммы.
Возникает
противоречие:
учащийсязнаетправило,еслиегоспроситьвнеситуациидиктанта.Вовремянаписаниядиктанта
это
правило «не всплывает» в памяти. Другая форма проверки орфографической грамотности тестирование. При такой форме время на то, чтобы вспомнить правило, сокращается. Рамки времени
ограничены. Психологически настроиться на правильный выбор ещё труднее.
Курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении.
Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и
причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в
суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не
подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется
умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИне
отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и
деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных
оборотов.
Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6классов («Существительное»,
«Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-
го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих
классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее изученному с
целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса
«Секреты орфографии».
8-9класс. Государственная(итоговая) аттестация в форме ГИА вошла в нашу жизнь осознанно
и обоснованно. Из опыта работы известно, что недостаточно знать экзаменационный материал,
недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Это особо важно
для наших учащихся, у которых имеются пробелы в знаниях по многим причинам. Есть
необходимость обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; совершенствовать
орфографическую грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной
письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках
русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на
межпредметной основе. Дополнительная подготовка для обучающихся необходима.
Продолжительность занятий.
Программа «За страницами учебника русого языка» рассчитана:
5 класс– на 34 часа(1час в неделю)
6 класс– на 34 часа(1час в неделю).
7 класс - на 34 часа(1час в неделю).
8 класс - на 34 часа(1час в неделю).
9 класс - на 34 часа(1час в неделю).
Итого: – на 170 часов.
2. Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения предмета «За страницами учебника русого языка» являются
следующие умения и качества:
–
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
–
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
–
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
–
интерескписьму,ксозданиюсобственныхтекстов,кписьменнойформеобщения;
–
интерес к изучению языка;
–
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним,
проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения предмета «За страницами учебника русого языка»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
–
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
–
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
–
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
–
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
–
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
–
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию
текста, воспринятого на слух;
–
пользоватьсяразнымивидамичтения:изучающим,просмотровым,ознакомительным;
–
извлекатьинформацию,представленнуювразныхформах(сплошнойтекст;несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
–
владетьразличнымивидамиаудирования(выборочным,ознакомительным,детальным);
–
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
–
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
–
пользоваться словарями, справочниками;
–
осуществлять анализ и синтез;
–
устанавливать причинно-следственные связи;
–
–строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
–
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
–
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения
и делать выборы;
–
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
–
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
–
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
–
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
–
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
–
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
–
адекватно использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными
видами монолога и диалога;
–
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
–
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
–
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать
вопросы.
Предметными результатами изучения предмета «За страницами учебника русого языка» является
сформированность следующих умений:
–
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
–
по лексике: пользоваться разными видами словарей;
–
по
морфемике и
словообразованию: производить морфемный и
словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных
для изученных частей речи способов словообразования;
–
по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить
морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей
речи;
–
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно
писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять
орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми
написаниями;
–
по связной речи, чтению и работе с информацией: составлять предложения с учётом
текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с
деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно
использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях;
3. Содержание программы предмета «За страницами учебника русского языка» 5 класс (34 ч.:
теория – 7,5 ч; практика – 26,5 ч. )
Тема1.Можно ли писать без букв? Когда возникла письменность?(1ч.)
Высказывания писателей и поэтов о русском языке. Орфография как система правил правописания
слови их форм. Понятие орфограммы. Правописание безударных гласных, правописание согласных
в корне слова (алгоритм). Учить опознавательным признакам орфограмм.
Тема2.Каконипишутся?(1ч.)
Знакомство с орфографическими словарями. Самостоятельная работа на умение опознавать
орфограмму, безошибочно писать слова с ней. Творческое задание – составление предложений, где
используется изучаемая орфограмма.
Тема3.В путь заглавным правилом.(1ч.)
Орфография. Орфограмма. Типы орфограмм.«Ошибкоопасные»места. Орфографический диктант.
Тема 4. Опасные согласные. (1 ч.)
Правописание звонких-глухих согласных. Опознавательные признаки согласных. Конкурс-игра «А
что у вас?»
Тема5. На сцене гласные(1 ч.)
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Опознавательные признаки
гласных. Орфографический диктант. Тема 6. «Фонемные» и «нефонемные» правила (1 ч.)
Работа с текстом. Распознавание изучаемой орфограммы, работа с пособием «К пятёрке шаг за
шагом», работаем с таблицей, заполняя её примерами. В качестве закрепления материала проводим
объяснительный диктант.
Тема7.Нашзнакомый –Ь(1ч.)
Распознавание изучаемой орфограммы, работа с пособием, работаем с таблицей, заполняя её
примерами.
Тема8.«АУ! Непроизносимые согласные»(1ч.)
Правописаниенепроизносимыхсогласных.Опознавательныепризнакисогласных.
Групповая работа.
Тема9.Строительнаяработаморфем.(2 ч.)
Состав слова. Правописание предлогов и приставок. Теоретический практикум. Познакомить
учащихся с морфемным разбором. Практические задание разного уровня сложности на изучаемый
материал, использование игровых моментов. Редактируем предложенный в пособии текст. В
качестве контроля проводим тестирование.
Тема10.Приставки-труженицы(1ч.)
Правописание предлогов и приставок. Практические задание разного уровня сложности на
изучаемый материал, использование игровых моментов
Тема11.Для разных приставок –разные правила. (1ч.)
Работаем с лингвистическим портфолио, составляем таблицы, схемы. Контроль- выполнение
тестовых заданий.
Тема12.Сэтимиприставкаминикакиххлопот(1ч.)
Составляем и записываем правило-помощник. Пользуясь правилом, выполняем задания,
комментируя выбор написания. Конкурс-игра «Что там стоит»
Тема13.Приставки-нарушители!(1ч.)
Составляем и записываем правило-помощник. Пользуясь правилом, выполняем задания,
комментируя выбор написания. Орфографический диктант.
Тема14.Внимание!Самыетрудные! (1ч.)
Сформирование умения выбирать правильный вариант(при тестировании). Знакомимся с правилом,
работаем с портфолио, составляем алгоритм, как не ошибиться в выборе нужной согласной. В
качестве контроля проводим взаимодиктант, лингвистическую дуэль.
Тема15.Смотривкорень!Слова-родственники.(2ч.)
Формированиеумения выбирать правильный вариант (при тестировании). Знакомимся с правилом,
работаем с портфолио, составляем алгоритм, как не ошибиться в выборе нужной гласной. Вкачестве
контроля проводим взаимодиктант, лингвистическая дуэль.
Тема16.Сколько бывает родственных слов?(1ч.)
Практические занятия в игровой форме:«Третий лишний»,«Отгадай слово».
Самостоятельная работа. Викторина
Тема17.Ктокомандуеткорнями?(5ч.)
Чередующиеся гласные в корнях (-раст-рос-; -лаг-лож- ). Теоретический практикум. Составление
таблицы –выбора чередующейся гласной. Выполнение заданий с выбором ответа и заданий
повышенной сложности. Выполнение тестовых заданий (в форме ЕГЭ). Обучаем, играя «Передай
мелок». Чередующиеся гласные –е –и- в корнях. Составление таблицы «Условия выбора гласной».
Орфографический диктант. Составление схем и алгоритмов. Грамматический разбор
Тема18.Приведёмвсе знания в порядок. Речевые игры.(5ч.)
Орфография. Правописание гласных -о-е- после шипящих в корне слова, буквы –ы-и- после –ц-.
Знакомимся с правилом, работаем с портфолио, составляем алгоритм, как не ошибиться в выборе
нужной гласной. Выполняем задания в пособии. В качестве контроля проводим взаимодиктант,
лингвистическую дуэль.
Гласные е-и в падежных окончаниях существительных. Составление таблицы «-Е-И- в окончаниях
существительных». Практические занятия в игровой форме: «Третий лишний», «Отгадай слово».
Самостоятельная работа.
Падежные окончания прилагательных. Составляем и записываем правило-помощник: «Пиши
окончания прилагательных правильно!». Пользуясь правилом, выполняем задания комментируя
выбор написания.
Решениеречевыхупражненийразличноготипа.Составлениесобственныхречевыхзаданий.
Орфографический диктант.
Тема 19. «Рождается внезапная строка».(Речетворческий тренинг. «Бином фантазии») (2ч.)
Групповая работа. Орфографическая работа с текстом. Вставить пропущенные орфограммы,
расставить недостающие знаки препинания. Предложенный текст из пособий учителя. Проверяем,
играя. «Лингвистический винегрет»: найти среди слов нужную орфограмму.
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используется: различные виды диктантов,
тесты, игровые моменты («лингвистическая дуэль», «отгадай слово», «передай мелок», «кто
больше?»)
Тема20.«Не лезьте за словом в карман!». Или вам поможет орфография.(2ч.)
Тренировочные упражнения на страницах пособия. В качестве контроля - распределительный
диктант.Подготовкапроектов,лингвистическоесочинение,тестирование.
Зачётнаяработа.Тема21.
Итоговые уроки. (2 ч. )
Защита проектов. К концу занятий «Путь к грамотности» учащиеся должны повысить уровень
грамотности, сформировать умения нормативного, целесообразного использования языковых
средств через различные виды деятельности.
6 класс(34ч.:теория–8,5ч;практика –25,5ч)
Тема1.Язык –вековой труд поколений.(2ч.)
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с
различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Конкурсаукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о русском языке.
Лингвистическая игра«Происхождение слов»
Тема2.Самоелучшее– прямо и просто сказанное (1ч.).
Лексикография–наука о составлении словарей. Как найти слово? Групповая работа с текстом.
Тема 3. Не всё годится, что говорится.(2ч.)
Жаргоны, диалекты, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра-конкурс «Кто
больше?», «Крылатые выражения и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в
произведениях В. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка».
Тема4.«Для всего в русском языке есть великое множество слов». (2ч.)
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Конкурс «Своя
игра» по теме.
Тема5.Каков человек такова и его речь.(2ч.)
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном
языке. Фонетический КВН.
Тема6.Срусскимязыкомможнотворитьчудеса.(3ч.)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление
словообразовательных гнёзд – «словесных деревьев». Правописание суффиксов. Орфографический
диктант.
Тема7.Различайиотличай.(3ч.)
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные
приставки ПРИ-, ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение
кроссвордов, ребусов. Составление сводной таблицы и алгоритма выбора орфограммы вприставках.
Тема8.Командираприказ–закон для нас, или кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в конях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение,
командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстом.
Тема9.Ктограмотегоразд,томунепропасть. (4ч.)
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных,
прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир. Слова вежливости,
междометия. Создаём ребусы. Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Орфографический диктант.
Тема10.Нет той тайны, что бы не была явна.(4ч.)
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические
загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой.
Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной
программе. Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1ч.)
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность,
информативность; дружелюбный тон, вежливость; средняя громкость голоса; чёткое произношение
слов; умеренная эмоциональность. Групповая работа «Кодекс телефонного разговора»
Тема12.В многословии и не без пустословия. (2ч.)
Речевая избыточность и недостаточность. Плеоназм, тавтология. Наблюдение за речью дикторов,
нахождение нарушений языковых форм. Подготовка монолога.
Тема13.По речи узнают человека.(2ч.)
Как поддержать разговор. Речевые поддержки разговора. Тематика разговора. Конкурс знатоков
речи. Орфографический диктант.
Тема14.Чтовименитебемоём.(3ч.)
История появления имён, отчеств, фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.
Проект о происхождении имён. Защита проекта.
Тема15.Итоговое занятие(1ч.)Аукцион знаний.
7 класс(34ч.:теория–8,5ч;практика –25,5 ч)
Тема1.Дорога к письменности. Древние письмена(1ч.)
Высказывания писателей и поэтов о русском языке. Почему мы умеем говорить? Язык и речь. Дорога
к письменности. О чём рассказали древние письмена. Сочинение-миниатюра
Тема2.Тайны фонемы(1ч.)
Фонемы повелевают буквами. Конкурс-аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о русском
языке.
Тема3.Опасныесогласные (1ч.)
Правописание
звонких-глухих
согласных. Опознавательные
признаки
согласных. В
качестве закрепления материала проводим конкурс-игру «Лабиринт орфограмм».
Тема4.Главноеправило(фонемное).Фонемные и нефонемные правила.(1ч.)
Работастекстом.Распознаваниеизучаемойорфограммы,работаспособием«Кпятёркешагза шагом»,
работаем с таблицей, заполняя её примерами.
Тема5.Когда Ь пишется, а когда не пишется?(1ч.)
Хитрый мягкий знак. Наблюдения за языковыми явлениями. Орфографический диктант.
Тема 6. Нефонемное правило «И-Ы после Ц» (1ч.)
Опознавательные признаки орфограммы. Составление таблицы. Исключения. Игра «Передай мелок»
Тема7.Правописание О-Ё после шипящих.(1ч.)
Составление таблицы «О-Ё после шипящих во всех морфемах и частяхречи». Работа с РТ
Орфографический диктант.
Темы8-11.Правописание приставок.
Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Коварная приставка С-(1ч.)
Приставки на–З и– С.(1ч.)
Самые трудные приставки ПРЕ-иПРИ-(2ч.)
Правописание приставок «Только так». Опасная С-. Опасные согласные в приставках Правописание
приставок, зависящих от значения.
Тренировочные упражнения на
правописание
приставок, решение
кроссвордов,
ребусов. Составление сводной таблицы «Правописание приставок», алгоритма. Конкурс-игра
«Лингвистическая дуэль». Групповая работа
Тема 12. Секреты родственных слов(1ч.)
Однокоренные слова. Практические занятия в игровой форме: «Третий лишний», «Отгадай слово».
Коллективная творческая работа.
Тема 13-18.Правописаниечередующихсякорней
Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания.(1ч.)
Орфограмма с девичьим именем. Чередование И-Е в корне(1ч.)
Суффикс–А- продолжает командовать. Чередование И-Е в корне(1ч.)
Командует ударение. Корни с чередованием(1ч.)
Командуют согласные звуки. Корни с чередованием(1ч.)
Командует смысл. Корни с чередованием(1ч.)
Чередование гласных в конях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение,
командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Составление сводной таблицы
«Чередующиеся корни. Конкурс–игра «Кто там командует?». Работа с текстом. Орфографический
диктант.
Тема 19.Двойныесогласныевкорнеслова (1ч.)
Тренировочные упражнения на
страницах
пособия.
В
качестве
контроля–
распределительный диктант.
Тема 20-22. Правописание суффиксов
Суффиксы существительных(1ч.)
Суффиксы прилагательных (1ч.)
Правописание суффиксов причастий (1ч.)
Зависимость правописания от суффикса. Решение лингвистических примеров и задач.
Составление кроссвордов и ребусов.
Тема 23.Окончания существительных(1ч.)
Распознавание изучаемой орфограммы, работа с пособием«К пятёрке шаг за шагом», работаем с
таблицей, заполняя её примерами. Игра «Лабиринт орфограмм»
Тема 24.Правописаниеличныхокончанийглаголов.(1ч.)
Распознаваниеизучаемойорфограммы,работаспособием«Кпятёркешагзашагом»,работаемс таблицей,
заполняя её примерами. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее»
Тема 25. Контрольное тестирование(1ч.) Контроль
усвоения материала.
Тема 26.ПравописаниечастицыНЕсовсемичастями речи(1ч.)
Составлениесводнойтаблицы«ПравописаниеНЕиНИ».Работастекстом.
Распределительный диктант.
Тема 27.Правописаниенеопределенныхиотрицательныхместоимений(1ч.) Работа с
деформированным текстом. Лингвистическое лото. Викторина
Тема 28-29. Правописание Ни НН в разных частях речи(2ч.)
Работаспособием.Работастекстом.Конкурс-игра«Узнайменя.Орфографическийдиктант. Тема 3031. Правописание наречий (2ч.)
Способыобразованиянаречий.Решениелингвистическихзадач.Наречиявзагадках. Тема 32.
Позиция «полу-слитно» (дефисы) (1ч.)
Слитное, раздельное и дефисное правописание слов. Работа с пособием. Решение лингвистических
задач и примеров.
Тема33.Предлоги-братья.Правописаниепроизводных предлогов(1ч.)
Конструкции с предлогами и без предлогов. Различение предлогов в соответствии с присущими им
значениями. Грамматический разбор.
Тема34. «Пары»(тоже/тоже;также/также;чтобы/чтобы;зато/зато;поэтому/поэтому) (1ч.)
Правописание союзов. Дидактическая игра с союзами. Лингвистическая игра «Найди соответствие».
Орфографический диктант. Итоговое занятие. Контрольное тестирование(1ч.)
8 класс(34ч:теория –6,5ч; практика –28,5ч)
Раздел1.Секретыписьменнойречи (10ч.)
Работаспособием«Кпятёркешагзашагом».Работасословарями.Мини-сочинения
«Здравствуйте, я – опасное слово!». Конкурс-аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о
русском языке. Коллективная творческая работа. Составление опорных схем, таблиц, алгоритмов.
Решениеребусовилингвистическихзадач.Тренировочныеупражнения.Работастекстами.Работас
деформированными текстами. Конкурсы игры «Что там стоит?», «Кто быстрее». Орфографический
диктант. Грамматические разборы.
Раздел2.Загадкирусскогоязыка(15ч.)
Практикум. Работа с карточками – морфемами. Нахождение орфограммы приставки. Решение
лингвистических задач и примеров. Тестирование. Нахождение корней в слове и орфограммы в
корнях. Составление опорных схем и словообразовательных цепочек.
Орфографические диктанты. Лингвистическое лото. Экскурсия в библиотеку. Игра «Лабиринт
орфограмм».Викторина«Узнай
меня».
Грамматические турниры. Коллективная
работа: составление словарика семиклассника. Конкурс «Своя игра»
Раздел 3.Секреты орфографии (5ч.)
Практикум (составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём,
письменные и устные упражнения) Грамматический турнир.
Раздел4.Тайнырусскогоязыка(4 ч.)
Решение речевых упражнений различного типа. Составление собственных речевыхзаданий.
Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование.
Защита проектов.
9 Класс (34ч:теория–3,75ч;практика –30,25ч)
Тема 1. Вводное занятие. Этимологический подход к анализу трудных вопросоворфографии.
Комплексный подход к этимологическому анализу. Группировка материала для этимологического
анализа. (2 ч.)
Тема 2.Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве
приставок. Правописание сложных существительных. Ознакомление с особенностями правописания
и употребления в речи слов с иноязычными приставками. (1 ч.)
Тема3.Написаниеглаголовсприставкойнедо-иглаголовсчастицейнеиприставкойдо. Орфографический анализ текста. Сравнение значения правописания отдельных частей слова. (1 ч.)
Тема4.
Правописаниепроизводныхпредлоговипредложныхсочетаний.Сложныепредлоги. Слитное
и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний. Анализ текста с
определением частей речи. (4 ч.)
Тема 5.Модели образования сложных прилагательных. Слитное написание сложных
прилагательных. Написание через дефис и раздельно. Изучить происхождение трудно проверяемых
слов с применением этимологического анализа.(4 ч.)
Тема 6. -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях.
Правописание суффиксов страдательных причастий в полной и краткой форме.
Правописаниебесприставочныхпричастий,образованныхотглаголовсовершенноговида.
Правописание отглагольных прилагательных. Анализошибок, связанных с употреблением –Н--ННв суффиксах данных частей речи.(5 ч.)
Тема 7. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Наречия, образованные соединением
предлогов – приставок. Наречия, имеющие в своем составе существительные или именные формы,
не употребляющиеся в современном русском языке. Зависимость правописания наречий от
контекста. Наречия пространственного и временного значения.
Раздельное написание наречных сочетаний. Принцип написания отдельных частей речи черездефис.
(5 ч.)
Тема 8. Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на –
мый. Орфографический анализ текста. Выявление и исправление орфографических ошибок.(2ч.)
Тема9.Дефиси тире в орфографиии синтаксисе. Правописание существительных, прилагательных,
наречий, частиц через дефис. Дефисное написание повторяющихся слов. Обособленные
приложения.Тиремеждуподлежащимисказуемым.Тиревбессоюзномсложномпредложении.
Употреблениесловсдефиснымнаписаниемиупотреблениемтиревнаучнойихудожественной речи. (5ч.)
Тема 10. Словообразование и этимология. Правописание приставок. Отличие приставки от других
частей слова. Неизменяемые приставки. Приставки пре- и при- . Употребление слов с иноязычными
приставками. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями слова. Сравнение
правописания отдельных частей слова, проникнув в тайну его этимологии. (1ч.)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
Название раздела
Язык–вековой труд поколений.
Самое лучшее–прямо и просто сказанное
Не всё годится, что говорится.
Можно ли писать без букв? Когда возникла письменность?
Как они пишутся?(Знакомство с орфографическими словарями)
В путь заглавным правилом. «Ошибкоопасные» места.
Опасные согласные
На сцене гласные
«Фонемные» и «нефонемные» правила
Наш знакомый -Ь
«АУ! Непроизносимые согласные»
Строительная работа морфем
Строительная работа морфем
Приставки-труженицы
Для разных приставок–разные правила.
С этими приставками никаких хлопот
Приставки-нарушители!
Внимание! Самые трудные!
Смотри в корень!
Слова-родственники.
Сколько бывает родственных слов?
Кто командует корнями? (полногласие)
Кто командует корнями? (сочетание -ир-а-)
Кто командует корнями? (ударение)
Кто командует корнями? (согласные звуки)
Кто командует корнями? (смысл)
Приведём все знания в порядок. Речевые игры.
Приведём все знания в порядок. Речевые игры.
Приведём все знания в порядок. Речевые игры.
«Рождается внезапная строка» (Речетворческий
тренинг. «Биномфантазии»)
«Не лезьте за словом в карман!».Или вам поможет орфография.
Итоговый урок
Резервный урок
Резервный урок
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ЭОР
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
6 класс
Название раздела
Дорога к письменности. Древние письмена
Тайны фонемы
Опасные согласные
Главное правило(фонемное).Фонемные и нефонемные правила
Когда Ь пишется, а когда не пишется?
Нефонемное правило «И-Ы после Ц»
Правописание О-Ё после шипящих
Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Коварная приставка
СПриставкина–З и–С.
Самые трудные приставки ПРЕ- и ПРИСамые трудные приставки ПРЕ- и ПРИСекреты родственных слов
Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания
Орфограмма с девичьим именем. Чередование И-Е в корне
Суффикс–А- продолжает командовать. Чередование И-Е в корне
Командует ударение. Корни с чередованием
Командуют согласные звуки. Корни с чередованием
Командует смысл. Корни с чередованием
Двойные согласные в корне слова
Суффиксы существительных
Суффиксы прилагательных
Правописание суффиксов причастий
Окончания существительных
Правописание личных окончаний глаголов.
Контрольное тестирование
Правописание частицы НЕ со всеми частями речи
Правописание
неопределенных
и отрицательных
местоимений
Правописание Н и НН в разных частях речи
Правописание Н и НН в разных частях речи
Правописание наречий.
Позиция«полу-– слитно» (дефисы)
Предлоги-братья. Правописание производных предлогов
«Пары»(тоже/тоже;также/также;чтобы/что бы; зато/за то; поэтому/по
зтому)
Итоговый урок
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ЭОР
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
7 класс
Название раздела
Кол-во часов
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
В начале было Слово...
Дорога к письменности.
Кириллица или глаголица.
«Сперва Аз да Буки – потом все науки»
Как учили грамоте на Руси.
«Без грамматики не выучишь ни истории, ни математики.
Грамматика и история.
Правильно ли мы говорим?
От точки до многоточия.
Среди знаков препинания.
В мире вежливых слов.
«Что в имени твоём?»
Моё имя
Зри в корень. Всё растёт из корня.
Всё растёт из корня.
В стране морфем.
Почему мы так пишем?
Пестрое семейство синонимов.
Тезки наоборот.
Слова – двойники в языке
Слова - двойники
Где же хранятся слова?
Копилки слов.
Слова – пришельцы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Из глубины веков.
В мире крылатых слов и выражений.
Почему мы так говорим?
В гостях у сказки.
В музее истории слов.
Словесные раскопки.
Всех скороговорок не перескороговоришь
Пословицы, поговорки.
Подготовка итогового занятия «Язык, давай с тобой дружить!»
Итоговое занятие «Язык, давай с тобой дружить!»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
ЭОР
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
8 класс
Название раздела
Кол-во часов
1
1
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы
русской орфографии.
Тайна фонемы.
Ударение над гласной может сделать букву ясной.
Коварные словарные слова.
Орфографический словарь - наш главный помощник.
Опасные согласные.
Звонкие и глухие «двойняшки»
Старые знакомые Ъ и Ь
Большие и маленькие (правописание
имен собственных)
Слитно, раздельно, через дефис.
Орфографические головоломки.
Словарные слова.
Решение орфографических задач.
История образования и правописания числительных.
Правописание местоимений.
Правописание местоимений.
Приставки-труженицы (классификация приставок)
Суффиксы–большие молодцы.
Суффиксы–большие молодцы.
Волшебный клубок орфограмм.
Волшебный клубок орфограмм.
Орфографические головоломки.
Путешествие в страну русского языка.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Правописание корней с чередованием е-и.
Правописание корней с чередованием е-и.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Не с прилагательными.
Не с прилагательными.
Значение орфографии.
Решение орфографических задач
Решение орфографических задач
Орфографические головоломки.
Итоговый урок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ЭОР
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
9 класс
Название раздела
Кол-во
часов
1
1
6.
7.
8.
Вводное занятие.
Этимологический подход к анализу трудных вопросов
орфографии.
Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази-анти-,инфра-,экстра-,контр-,
псевдо -) в качестве приставок.
Написание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и
приставкой до-.
Написание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и
приставкой до-.
Правописание производных предлогов и предложных сочетаний.
Правописание производных предлогов и предложных сочетаний.
Правописание производных предлогов и предложных сочетаний.
9.
10.
Правописание производных предлогов и предложных сочетаний.
Модели образования сложных прилагательных.
1
1
11.
Модели образования сложных прилагательных.
-Н-и–НН-в прилагательных
-Н-и–НН-в прилагательных
-Н-и–НН-в причастиях
-Н-и–НН-в причастиях
-Н-и–НН-в причастиях
-Н-и–НН-в отглагольных прилагательных
-Н-и–НН-в отглагольных прилагательных
-Н-и–НН-в наречиях.
-Н-и–НН-в наречиях.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.
Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными причастиями
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными причастиями
Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными причастиями
Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными
прилагательными
Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными
прилагательными
Дефис и тире в орфографии и синтаксисе.
Дефис и тире в орфографии и синтаксисе.
Дефис и тире в орфографии и синтаксисе.
Словообразование и этимология.
Словообразование и этимология.
Итоговый урок
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ЭОР