РП ТРЕНИНГ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ 5-6 КЛАСС, 2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования администрации МО Горноуральский
Свердловской области
МАОУ СОШ № 5

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 29.08.2025 № 61-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Тренинг смыслового чтения»
для обучающихся 5-6 классов

с.Николо-Павловское,2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Смысловое чтение» составлена на основании следующих
нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ«Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказа
Минпросвещения
от
31.05.2021№
286«Об
утверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаначальногоо
бщегообразования»;
Приказа Минпросвещения от 22.03.2021№ 115«Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам
–
образовательнымпрограммамначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегоо
бразования».
Место курса в учебном плане: в 5 классе 34 часа, в 6 классе 34 часа.
Итого 68 часов.
Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение –
сложный и многогранный процесс.
В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит?
Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению,
обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого
явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы
целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Актуальность темы подтверждают результаты диагностики, проведенной в 5 классе
школы. Только 50% обучающихся смогли выполнить задания первых двух уровней
грамотности, т.е. найти главную мысль, выделить составные части текста. Остальные
допустили ошибки.
Администрацией школы проводятся срезы техники чтения в начальной и основной
школе, которые, к сожалению, показывают не высокие результаты.
Таким образом, констатируется низкий уровень читательской грамотности и
необходимость обучения детей смысловому чтению.
Исходя из этой проблемы, целью программы является формирование навыка
грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом
различного содержания.
Задачи программы:
 формирование умения вести диалог с текстом через постановку вопросов;
 формирование выделять главную мысль в тексте;
 развитие воображения (умения прогнозировать);
 формирование приемов понимания текста (приемы составления плана, тезиса,
конспекта, схем и таблиц).
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это
внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда
человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он
может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам
устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок
владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная
ступень развития, речь письменная.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов
и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний типов текстов.
Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но
и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные
(с визуальными изображениями).
Типы сплошных текстов:
 описание (художественное и техническое);
 повествование (рассказ, отчет, репортаж);
 объяснение (рассуждение, интерпретация);
 аргументация (научный комментарий, обоснование);
 инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.).
К несплошным текста можно отнести:
 формы (анкеты и др.);
 информационные листы (расписание и др.);
 таблицы и графики;
 диаграммы;
 таблицы;
 списки;
 карты.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного
чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению,
абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры
текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план,
тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода
решение задач. А какая задача без вопроса. Ученика необходимо научить вести диалог с
текстом (автором) задавая вопросы.
Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические
задания. Важно грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному
тексту предъявляются такие как новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут
быть как художественного содержания, так и научно-публицистического.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие
требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Предметные умения:
 осознавать значимость чтения для личного развития;
 формировать потребность в систематическом чтении;
 использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
 уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
 пользоваться
справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
 уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
 уметь самостоятельно работать с новым произведением;
 уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
 уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
 прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
 отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
 составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
 пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
 участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
 оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
 высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
 участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
 соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
 находить книгу в открытом библиотечном фонде;
 выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
 сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
 книге и героях;
 характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
 заданную тему;
 сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
 слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
 пользоваться аппаратом книги;
 овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
 систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего
мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой
культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной
культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1.
Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
2.
Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
4.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах.
5.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и
причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным
понятиям.
6.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
1.Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь
книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные
средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея.
Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план
текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки
объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации:
словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное,
изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста
(подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
2.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование
выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение
предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
3.Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли
иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или
избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.
6 класс
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с
которыми связан процесс чтения.
Тема 2. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации,
выборочного знакомства с информацией, прогнозирования..
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться
на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить
собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к
получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые
выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Тема 6.Начало начал? (Роль заглавия и первого предложения в тексте)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия
и начала текста, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу
текста, прогнозировать содержание читаемого текста по заглавию ипервого предложения .
Оформление заголовка на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании
умений.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей
смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения,
вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по
интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном
употреблении.
Тема 8. Как эффективно воспринимать озвученную информацию?
Восприятие и понимание речи на слух– это мыслительно-мнемическая
деятельность, которая осуществляется на основе анализа, синтеза, индукции, дедукции,
сравнения, конкретизации и абстрагирования.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная,
фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др.
Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя
технологии поискового (сканирующего) чтения.
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного.
Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для
выделения
информации
(подчёркивание/выделение
маркером слов, терминов;
[правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация;
может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» –
думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений
работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с
информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации,
совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.
Тема 14. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать её.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать её.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и
выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение,
оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при

определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на
абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная,
параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое
в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Тема 17. Ролевые игры «Сочиняем сказку»
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее
понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий
эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять
причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста
художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически
выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в
тексте учебно-научного стиля речи)
Умение
анализировать
текст-рассуждение,
один
из
востребованных
функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей.
Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном
и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания,
развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения,
вырабатывает критическое отношение к прочитанному.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития
замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов.
Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс
чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в
тексте.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие»
вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы).
Ромашка Блума (технология РКМЧП).
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора,
выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать
ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Тема 26. Игра-состязание«Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда,
задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать
вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и
выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие
воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний,
предложений, а также из их монтажа в тексте.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,
перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана:

простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с
существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки,
выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замысломна этапе понимания и преобразования текстовой
информации.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование
информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение
базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в
разных формах графического оформления текста.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план
текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ
(изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование
умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами
описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное,
подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу
передачи содержания).
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым
опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является
важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное,
целевое чтение.
Тема 33. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному
применению умений работать с информацией и текстом)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов)
Культура речи. Игра «Нет сквернословию!»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ урока
п/п

Наименование темы урока

Кол-во часов,
кол-во часов
на КР

1

Слово.

1

2

Значение слов в контексте прочитанного.

1

3

Мини тексты. Заголовок.

1

4

Мини тексты. Эпиграф.

1

5

Прогнозирование. Сигналы прогноза.

1

6

Принципы смыслового сцепления частей текста.

1

7

Выделение главной мысли. Диалог с текстом.

1

8

Пословицы и басни.

1

9

Художественный и научно-публицистические
тексты. Выделение главного.

1

10

Вопросы к тексту.

1

11

Игра «Задай вопрос!»

1

12

Воображение.

1

13

Эмоциональное воображение. Стихи.

1

14

Приемы работы с научно-публицистическим
текстом.

1

15

Что такое план? Виды планов.

1

16

Приемы составления плана.

1

17

Составление тезисов. Что такое тезисы?

1

18

Напиши тезисы. Практическая работы.

1

19

План-тезис.

1

20

Что такое конспект? Виды конспекта.

1

21

Как правильно составлять конспект.

1

22

Конференция «Конспектирование – это просто».

1

23

Пересказ. Игра в синонимы.

1

Ссылка на
ЭОР

Главное и второстепенное в тексте.

1

Практическая работа. Готовим пересказ.

1

26

Графическое представление текста. Формы
представления информации в тексте. Таблицы.

1

27

Графики. Схемы.

1

28

Диаграммы. Виды диаграмм.

1

29

Карта. Чтение карты.

1

30

Фотографии и живопись как средства
понимания текста.

1

31

Проект по теме «Правильное чтение – как
средство успешного обучения». Разработка
этапов проекта.

1

32-33

Защита проектов.

2

34

Итоговое занятие.

1

24
25

Тематическое планирование
6 класс
№ урока
Наименование темы урока
Кол-во
Ссылка на
п/п
часов, кол-во электронные
часов на
учебноконтрольные, методические
практические
материалы
и пр.виды
работ
1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
1
2. Умеем ли мы читать? (Виды чтения:
1
просмотровое, ознакомительное)
3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу
1
узнать – узнал»)
4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
1
5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
1
6. Начало начал? (Роль заглавия и первого
1
предложения в тексте)
7. Внимание к слову
1
8. Как эффективно воспринимать текст на слух?
1
9. Наши друзья и помощники (Словари и
1
справочники) Библиотечный урок
10. Учимся читать учебный текст (Элементы
1
учебного текста)
11. Главное и неглавное в тексте (Виды
1
информации в тексте)

12. Учимся читать учебный текст (Маркировка
информации)
13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по
применению умений работать с информацией и
выделять главную мысль)
14. Как читать несплошной текст? (Поиск и
обработка информации в несплошных текстах)
15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и
нахождение информации в несплошных
текстах)
16. Как построен текст? (Строение текстов разных
типов речи)
17. Ролевая игра «Сочиняем сказки»
18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в
тексте)
19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ
текста художественного или публицистического
стиля речи)
20. Погружение в текст (Выделение тезиса и
аргументов/ примеров в тексте учебно-научного
стиля речи)
21. Воображение и прогнозирование (Приёмы
прогнозирования)
22. Воображение и прогнозирование
(Прогнозирование содержания)
23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
24. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)
25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
27. Учимся читать «между строк» (Скрытая
информация в тексте)
28. Что помогает понять текст? (План текста)
29. Что помогает понять текст (Перекодирование
информации: пометки, выписки, цитаты)
30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и
перекодирование информации)
31. Когда
текст
прочитан
(Обработка
и
предъявление информации: план текста и
пересказ)
32. Когда текст прочитан(Оценка информации)
33. Практикум-диагностика (Тестовая работа по
комплексному применению умений работать с
информацией и текстом)
34. Чему я научился (Подведение итогов)
Итого:

1
1

1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».