1. Пояснительная записка
Шахматы – это одна из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному
развитию человека. Сегодня человечеству приходится решать сложнейшие проблемы, связанные
с жизнью на Планете и с успешностью существования в современных условиях. Справиться с
этим смогут только те, кто научен учиться, высокообразованные и высоконравственные люди. В
настоящее время, в век развития и совершенствования IT-технологий, обилия информационных
источников, индустрия шахматного спорта занимает ведущую роль.
Данная программа разработана с учетом современных требований. Огромное внимание
уделяется практическим играм на примере партий чемпионов Мира (Хосе Рауль Капабланка,
Василий Смыслов, Гарри Каспаров, Магнус Карлсен и др.).
Также, шахматы – это одно из направлений дополнительного образования, позволяющее
с огромной долей эффективности проводить занятия удалённым образом, являясь, в том числе,
активным участником соревнований разного уровня.
1.1. Основания для проектирования и реализации
общеобразовательных общеразвивающих программ
дополнительных
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности «ШахматыPRO» разработана в соответствии с нормативноправовыми документами, регулирующими деятельность по проектированию и реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МАОУ СОШ №5;
- локальными нормативными актами МАОУ СОШ №5, регламентирующими
образовательную деятельность.
1.2. Направленность
дополнительной
общеразвивающей программы
общеобразовательной
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Программа направлена на развитие учебно-познавательной деятельности, логического
мышления, самообразования.
2
1.3. Актуальность
дополнительной
общеразвивающей программы
общеобразовательной
Программа «ШахматыPro» базируется на современных требованиях модернизации
системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного,
личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей,
воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность,
развивает логическое мышление.
Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому обучающемуся при
помощи подбора заданий разного уровня сложности и создания “ситуации успеха”. Подбор
заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью
обучающегося на занятии.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности.
Игра в шахматы способствует развитию внимания, воображения, памяти, мышления,
волевого управления поведением.
1.4. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Особенностью данной программы является практическое изучение опыта ведения партий
ведущих шахматистов, чемпионов Мира; проведение спортивных мероприятий разных форм и
игра на поле шахмат гигантов.
Так, проведение сеансов одновременной игры позволяет выявить сильных соперников;
применить умения быстродействия и сосредоточенности, логического мышления.
На поле шахмат гигантов игроки находятся в двигательной активности, видят игру с
другого ракурса, что, в свою очередь, совершенствует образное мышление, тренирует память.
1.5. Адресат
программы
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 8 – 18 лет (основная
группа).
Программа может быть скорректирована в зависимости от возраста и уровня
подготовки обучающихся.
1.6. Режим занятий
Занятия с группой проводятся 1 и 2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, 3 год
обучения – 3 раза в неделю по 2 часа.
Количество человек в группе – от 7 до 18.
Обучающиеся совершенствуют навыки игры, изучают шахматные комбинации с
различными тактическими приёмами, знакомятся с партиями выдающихся шахматистов,
вырабатывают индивидуальный стиль игры.
Педагогу дается право перераспределять количество часов, отведенное на изучение
конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от
собственного опыта, подготовленности обучающихся, а также от условий работы в данной
группе.
1.7. Объем
программы
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
Общее количество учебных часов – 476, в том числе 132 часа теоретических занятий, 344
часов практических занятий.
Продолжительность 1 года обучения – 136 часов.
Продолжительность 2 года обучения – 136 часов.
Продолжительность 3 года обучения – 204 часов.
3
1.8. Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Программа рассчитана на 3 года обучения.
После завершения обучения по программе, при желании, обучающиеся могут продолжить
обучение по индивидуальному учебному плану.
1.9. Уровневость дополнительной общеразвивающей программы
Первый год обучения посвящен развитию тактического зрения обучающихся.
Главное в программе второго года обучения – дебютные идеи и эндшпильная техника.
Третий год обучения – выбор дебютного репертуара.
1.10. Формы обучения
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Организация и проведение занятий может осуществляться дистанционно.
1.11. Виды занятий
Теоретические занятия с детьми проводятся в форме мозговых атак, лекций, диспутов,
бесед, демонстрационных удалённых сеансов, интерактивных лекций.
Практические занятия проводятся в форме игры на поле шахмат гигантов, за шахматными
досками, в форме сеансов на мультимедийной установке, сеансов одновременной игры.
Словесные и демонстрационные методы являются необходимыми составляющими
учебного процесса.
Занятие начинается с определения задачи. В процессе – анализ действий и ходов,
обсуждение ходов и действий с возможными вариантами, построение алгоритма ходов с
вариантами.
С целью закрепления изученного материала и отработки навыков шахматной игры
регулярно проводятся школьные шахматные турниры и блиц турниры.
Также обучающимся предоставляется возможность участия в соревнованиях различных
уровней: от местных до международных.
На нескольких занятиях проводится подготовка к участию в шахматных турнирах:
обсуждения и тренировки, а после – анализы сыгранных партий.
1.12. Формы подведения результатов
В течение курса предполагаются регулярные зачёты:
составление алгоритмов по решению задач,
практические игры,
участие в соревнованиях,
шахматные диктанты.
По окончанию курсов обучающиеся готовят и защищают проекты по созданию задач.
Для шахматистов всех возрастов и уровней подготовки возможно участие в турнире по
быстрым шахматам среди команд Горноуральского городского округа; городских
соревнованиях, областных и международных шахматных турнирах.
2. Цель и задачи
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Цель образовательной программы
Развитие логического и творческого потенциала личности ребёнка.
4
2.2. Задачи образовательной программы
2.2.1. Обучающие
Использование современных разработок по шахматной игре в области образования,
организация на их основе активной внеурочной деятельности обучающихся.
Ознакомление обучающихся с эволюцией содержания и правил шахматной игры.
Изучение опыта ведения партий и особенностей техник ведущих шахматистов Мира.
Решение обучающимися ряда логических задач, приводящих к победе.
Реализация межпредметных связей с культурологией, историей, математикой и др.
2.2.2. Развивающие
Развитие внимания.
Развитие логического и наглядно-образного мышления.
Организация и участие в играх, конкурсах и соревнованиях в качестве закрепления
изучаемого материала и в целях мотивации обучения.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие креативного мышления.
Развитие личности в плане целеустремлённости и настойчивости в достижении
результата.
Развитие аналитических способностей.
Развитие интеллектуальных способностей.
2.2.3. Воспитательные
Формирование у обучающихся стремления к получению качественного законченного
результата.
Формирование навыков работы в команде.
Формирование навыков самостоятельной работы и рефлексии.
3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
3.1. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ШахматыPro» 1 год обучения
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
Темы
Шахматная доска и фигуры.
Техника матования одинокого
короля.
Достижение мата без жертвы
материала в эндшпиле.
Достижения мата без жертвы
материала в миттельшпиле.
Достижение мата без жертвы
материала в дебюте.
Шахматные комбинации.
Матовые комбинации.
Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса.
количество часов
всего
теория
практика
6
3
3
12
5
7
16
4
12
20
5
15
20
5
15
28
12
16
17
8
9
Формы
аттестации/
контроля
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
5
8
9
10
Комбинации для достижения
ничьей.
Типичные комбинации в
дебюте.
Повторение программного
материала.
4
3
1
10
3
7
3
1
2
Всего
136
49
87
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
Содержание учебного (тематического) плана
1. Шахматная доска и фигуры (6ч)
Теория: Инструктаж по ТБ. Шахматная нотация. Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Практика: Выполнение упражнений.
2. Техника матования одинокого короля (12ч)
Теория: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля.
Ладья и король против короля. Практическая игра на примере партий чемпионов Мира
(Эммануил Ласкер, Александр Алехин).
Практика: Выполнение упражнений.
3. Достижение мата без жертвы материала в эндшпиле (16 ч)
Теория: Создание неотразимой угрозы «цугцванг». Защита от мата. Угроза и защита.
Практика: Выполнение упражнений. Практическая игра на примере партий чемпионов Мира
(Хосе Рауль Капабланка, Василий Смыслов).
4. Достижение мата без жертвы материала в миттельшпиле (20 ч)
Теория: Шах и мат. Создание неотразимой угрозы. Защита от мата. Угроза и защита.
Практика: Выполнение упражнений. Практическая игра на примере партий чемпионов Мира
(Гарри Каспаров, Магнус Карлсен).
5. Достижение мата без жертвы материала в дебюте (20 ч)
Теория: Шах и мат. Создание неотразимой угроза. Защита от мата. Угроза и защита.
Практика: Выполнение упражнений. Практическая игра «Найди выигрывающий ход».
6. Шахматные комбинации. Матовые комбинации (28 ч)
Теория: Завлечение. Отвлечение. Блокировка. Разрушение пешечного прикрытия короля.
Освобождение пространства. Уничтожение защиты. Рентген. Батарея. Связка. Перекрытие.
Сочетание тематических приёмов.
Практика: Выполнение упражнений. Практическая игра на примере партий Михаила Таля и
Владимира Крамника.
7. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса (17 ч).
Теория: Отвлечение. Завлечение. Уничтожение защиты. Связка. Освобождение пространства.
Перекрытие. Превращение пешки. Сочетание тематических приёмов.
Практика: Выполнение упражнений. Практическая игра на примере партий Вишванатана
Ананда.
8. Комбинации для достижения ничьей (4 ч).
Теория: Патовые комбинации. Вечный шах.
Практика: Выполнение упражнений. Практическая игра на примере партий Аниша Гири.
9. Типичные комбинации в дебюте (10 ч).
Теория: Матовые комбинации. Выигрыш материала.
Практика: Выполнение упражнений. Практическая игра на примере партий Даниила Дубова.
6
10. Повторение программного материала (3 ч).
3.2. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ШахматыPro» 2 год обучения
№
п\п
Темы
1
количество часов
всего
теория
практика
Повторение пройденного
материала. Инструктаж по ТБ
21
6
15
2
Тактика
66
16
50
3
Эндшпиль
19
4,5
14,5
4
Миттельшпиль
30
4
26
Всего
136
30,5
105,5
Формы аттестации/
контроля
Зачет, соревнования,
решение задач
Зачет, соревнования,
решение задач
Зачет, соревнования,
решение задач
Зачет, соревнования,
решение задач
Содержание учебного (тематического) плана
1.
Повторение пройденного материала. Инструктаж по ТБ (21ч)
Теория: Инструктаж по ТБ. Шахматная доска. Ходы фигур. Цель игры. Три результата. Ход.
Нападение. Взятие. Ладья. Слон. Ферзь. Поле под ударом. Подвижность фигуры. Король. Конь.
Пешка. Превращение пешки. Квадрат пешки. Взятие на проходе. Рокировка. Ударная сила фигур.
Таблица. Ценность фигур. Как записать и прочитать шахматную партию. Обозначения.
Практика: Самостоятельная работа «Шахматная доска и ходы фигур». Решение шахматных
задач.
2.
Тактика (66ч)
Теория: Шах и мат. Двойной шах. Пат. Вечный шах. Ничья. Защита от шаха. Поставь мат в 1 ход.
Угроза. Нападение. Защита. Выигрыш фигуры. Защита от нападения. Открытое нападение.
Сквозной удар. Ловля фигуры. Двойной удар. Связка. Промежуточный ход.
Практика: Турнир с записыванием ходов. Сильный и слабый ход. Решение задач.
3. Эндшпиль (19ч)
Теория: Мат – это победа. Мат одинокому королю. Ферзь и Ладья. Две Ладьи. Ладья и Король.
Мат двумя Слонами и Королём. Цугцванг. Турнир с записыванием ходов. Сильный и слабый ход.
Практика: Турнир с записыванием ходов. Сильный и слабый ход. Решение задач
4. Миттельшпиль (30ч)
Теория: Мат в миттельшпиле. Задачи на мат в 1 ход. Мат в 2 хода с помощью двойного шаха.
Мат в 2 хода по последней горизонтали. Турнир с записыванием ходов. Сильный и слабый ход.
Практика: Турнир с записыванием ходов. Сильный и слабый ход. Решение задач
3.3. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ШахматыPro» 3 год обучения
№
п\п
количество часов
Темы
всего
теория
практика
Формы
аттестации/
контроля
7
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Шахматная нотация. Упражнения.
2
1
1
2
Ладейные окончания.
40
8
32
3
Пешечные окончания.
34
7,5
26,5
4
Борьба при большом материальном
преимуществе.
38
2
36
5
Пять гроссмейстерских партий.
10
10
-
6
Основные правила игры в дебюте.
66
24
42
7
Соревнования.
14
-
14
Всего
204
52,5
151,5
Зачет,
решение задач
Зачет,
решение задач
Зачет,
решение задач
Зачет,
решение задач
Зачет,
решение задач
Зачет,
решение задач
Соревнования
Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. Шахматная нотация. (2 часа)
Теория: Инструктаж по ТБ. Шахматная нотация
Практика: Выполнение упражнений
2. Ладейные окончания (40 часов)
Теория: Позиция Филидора. Отрезайте Короля от проходной по вертикали. Постройка моста.
Правило Тарраша. Занимайте Ладьёй открытую вертикаль. Проникайте Ладьёй на
предпоследнюю горизонталь. Ладья на предпоследней линии, Король помогает в атаке.
Капабланка – Тартаковер. Используйте форпост. Две Ладьи на предпоследней горизонтали.
Позиции для решения. Разыграть за оба цвета. Ладья и крайняя пешка против Ладьи. Ладья и
любая другая пешка против Ладьи. Ладья и две пешки против Ладьи.
Практика: Решение задач.
3. Пешечные окончания (34 часа)
Теория: Как играть эндшпиль. Ключевые позиции и идеи. Правило квадрата. Проходные пешки.
Завлечение Короля. Защищённая проходная. Отдалённая проходная. Одна пешка сдерживает две
чужих. Образование проходной в окончании с лишней пешкой. Блокада Короля сильнейшей
стороны по крайней вертикали. Отталкивание Короля «плечом». Пешечный прорыв. При лишней
пешке. При равном числе пешек. Реши задачу – поймаешь удачу! Король и пешка против Короля.
Оппозиция. Выигрышные позиции, к которым стремится сильнейшая сторона. Дальняя и
ближняя оппозиция. Король и ладейная пешка против Короля. Не тот слон. Позиции для
решения. Ферзь против пешки. Предпоследняя горизонталь и вертикали b, d, e, g. Ферзь
блокирует пешку. Пешка слоновая. Пешка ладейная. Выигрыш при ладейной пешке. Активный
Король в эндшпиле. Маттисон – Алехин. Пешки слабые и сильные. Учебная позиция 1. Учебная
позиция 2. Нимцович – Притцель. Связанные пешки – сила!
Практика: Решение задач
4. Борьба при большом материальном преимуществе (10ч)
Теория: Как победить при большом материальном перевесе. Три способа игры. Атака
превосходящими силами. Алехин – Дрюит. Размен опасной фигуры соперника. Некоторые
случаи ничьей. Пат. Позиционная ничья. Крепость. Блокада. Позиции для решения. Позиции для
решения.
Практика: Решение задач
5. Пять гроссмейстерских партий. (10ч)
Теория: Пять гроссмейстерских партий: Паульсен – Морфи, Морфи – консультанты, Розанес –
Андерсен, Чигорин – Стейниц, Алехин – Ейтс. Разбор.
8
6. Основные правила игры в дебюте (26ч)
Теория: Развитие фигур и борьба за центр. Морфи – NN. Различные виды дебютов. Открытые.
Закрытые. Полуоткрытые. Полузакрытые. Фланговые. 16 правил игры в дебюте. Наказание за
дебютные ошибки. Аврамидис – Алексопулос. Греко – NN. Сойка – Санти. Фернандес –
Альварес. Белые – Чёрные. Учебная партия. Тарраф – Халаф. Морфи – Мик. Дурас – Леви. Греко
– NN. Ноттенкампер – Альберг.
Практика: Решение задач. Учебные партии.
7. Соревнования (14ч)
3.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике,
Реализация межпредметных связей с культурологией, историей, математикой и др
- осознанность учения и учебная мотивация, личная ответственность, эмоциональное
отношение к учебной деятельности и общее представление о культуре поведения и моральных
нормах,
- умение работать самостоятельно и в группах и находить оптимальные общие решения,
умения сопереживать, принимать решение.
Личностные результаты:
- умение слушать и понимать,
- умение высказывать и доказывать своё мнение,
- умение согласованной работы в группе,
- умение строить речевое высказывание.
- умение находить информацию и вычленять важное в различных источниках
информации,
- умение мобильности и гибкости подходов в деятельности,
- умение самостоятельной работы, умение наставничества.
Предметные результаты:
- ознакомление обучающихся с эволюцией содержания и правил шахматной игры;
- знание современных тенденций и форм развития шахмат;
- изучение опыта ведения партий и особенностей техник ведущих шахматистов Мира;
- знание основных дебютов, методику оценки шахматной позиции, технико-тактическую
составляющую шахматной игры
- умение решать задачи и этюды, играть блиц-партии и партии в быстрые шахматы.
Первый год обучения.
- развитие тактического зрения обучающихся;
- знание техник матования в эндшпиле, миттельшпиле, дебюте, знание матовых
комбинаций;
- знание типичных шахматных комбинаций (ведущих к достижению материального
перевеса, для достижения ничьей, в дебюте);
Второй год обучения
- знание дебютных идей и эндшпильной техники;
- знание шахматной тактики;
Третий год обучения
- выбор дебютного репертуара (ладейные окончания, пешечные окончания)
- борьба при большом материальном преимуществе.
- основные правила игры в дебюте.
9
4. Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ШахматыPRO»
4.1. Условия реализации программы:
Занятие проводится в зоне формирования цифровых и гуманитарных компетенций и зоне
коворкинга.
4.1.1. Материально-техническое обеспечение:
1. Учебный кабинет (помещение второго этажа №149 по плану БТИ).
2. Мебель (столы, стулья, шкафы) – 25 посадочных мест.
3. Компьютерная база – ноутбуки.
4. Мультимедийный комплекс «SMART BOARD».
5. Проектор.
6. Шахматные наборы.
7. Шахматные часы.
8. Интернет
4.1.2. Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории Сухомлинов Юрий Николаевич, образование высшее (НТГПИ,
1985), 1 спортивный разряд по виду спорта Шахматы.
4.1.3. Информационное обеспечение
Информационно-справочное обозрение (ежемесячный журнал-справочник с 2012 года)
4.1.4. Методические материалы
1. Учебники по шахматам (авторы Сухин И.Г., Костров В., Давлетов Д.)
2. Журнал «Шахматное обозрение 64»
3. Рабочая тетрадь В. Костров, Р. Самсонова
4. Рабочая тетрадь И.Г. Сухин (1 год обучения часть 1, часть 2; 2 год обучения часть 1,
часть 2; 3 год обучения часть 1, часть 2)
5. Учебник «Шахматы. Начальная подготовка» автор Виктор Пожарский (Ростов-наДону.Феникс.2010)
6. «Учебник шахматных окончаний. Все виды эндшпиля. Шахматы от А до Я» авторсоставитель Н.М. Калиниченко (Москва. Издательство Астрель 2008)
4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В течение курса предполагаются регулярные зачёты:
- составление алгоритмов по решению задач,
- практические игры,
- участие в соревнованиях,
- проводятся шахматные диктанты.
По окончанию курсов обучающиеся готовят и защищают проекты по созданию задач.
Для шахматистов всех возрастов и уровней подготовки возможно участие в турнире по
быстрым шахматам среди команд Горноуральского городского округа, городских
соревнованиях, областных и международных шахматных турнирах.
4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В течение курса предполагаются регулярные зачёты:
- составление алгоритмов по решению задач,
- практические игры,
- участие в соревнованиях,
- проводятся шахматные диктанты.
По окончанию курсов обучающиеся готовят и защищают проекты по созданию задач.
Для шахматистов всех возрастов и уровней подготовки возможно участие в турнире по
быстрым шахматам среди команд Горноуральского городского округа, городских
соревнованиях, областных и международных шахматных турнирах.
10
5. Список литературы
Для педагога
1. Sarhan, Guliev The Manual of Chess Endings / Das Lehrbuch der Schachendspiel / Учебник
шахматных окончаний / Manual de finales ajedrecisticos / Sarhan Guliev. - М.: Русский шахматный
дом / Russian Chess House, 2011. - 184 c.
2. Авербах Ю. Л. Жизнь шахматиста в шахматной системе. Воспоминания гроссмейстера / Ю.Л.
Авербах. - М.: Человек, 2012. - 320 c.
3. Гулиев С. РШД.ВШМ. Владимир Крамник. Избранные партии 14-го чемпионата мира по
шахматам / С. Гулиев. - Москва: Мир, 2015. – 343 c.
4. Калиниченко Н. Королевский гамбит / Н. Калиниченко. - М.: Гранд-Фаир, 2011. – 185 c.
5. Лонгригг Д. Шахматы / Д. Лонгригг. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 256 c.
6. Лысенко, Сергей Беседы с шахматным психологом / Сергей Лысенко. - Москва:
Машиностроение, 2011. - 104 c.
7. Межзональные турниры. Рига-79, Рио-де-Жанейро-79. – М.: Машиностроение, 2010. - 416 c.
8. Петрушина, Н.М. Шахматные окончания для детей / Н.М. Петрушина. - М.: Феникс, 2014. –
202 c.
9. Полугаевский Л.А. Рождение варианта / Л.А. Полугаевский. - М.: Физкультура и спорт, 2012.
- 176 c.
10. Селезнев Алексей 100 шахматных этюдов. Практикум по эндшпилю / Алексей Селезнев. Москва: Гостехиздат, 2013. - 104 c.
11. Фишер Бобби. Бобби Фишер учит играть в шахматы / Бобби Фишер, Эдуард Гуфельд. - М.:
Русский шахматный дом / Russian Chess House, 2014. - 278 c.
12. Халифман А. Дебют белыми по... (комплект из 16 книг) / А. Халифман. - М.: Гарде, 2012. –
235 c.
13. Черняк В. Г. Мы играем в шахматы / В.Г. Черняк. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 224 c.
14. Шахматный информатор 44. VII-XII 1987. - М.: Sahovski Informator, 2013 - 444c.
15. Юдович М. Занимательные шахматы / М. Юдович. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 232 c.
16. А.А. Тимофеев «Программа курса «Шахматы – школе: Для начальных классов
общеобразовательных учреждений», 2011
17. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.:
«Вентана-Граф», 2012.
18. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
19. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Для обучающихся
Интернет-портал «Шахматная планета» WWW.CHESSPLANET.RU
Программа для ПК «Шахматная школа»
Программа для ПК «Шахматные этюды»
Программа для ПК «Шахматный задачник «Мат в 2 хода»
Учебник «Шахматы. Начальная подготовка» автор Виктор Пожарский (Ростов-наДону.Феникс.2010)
6. «Учебник шахматных окончаний. Все виды эндшпиля. Шахматы от А до Я» авторсоставитель Н.М. Калиниченко (Москва. Издательство Астрель 2008)
1.
2.
3.
4.
5.
11
Приложение 1
Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ШахматыPro» 1 год обучения
№
п\п
1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6
количество часов
Темы
Шахматная доска и фигуры.
Инструктаж по ТБ. Шахматная
нотация, упражнения.
Ценность шахматных фигур.
Способы защиты.
Техника матования
одинокого короля.
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Ферзь и король против короля.
Ладья и король против короля.
Практическая игра на примере
партий
чемпионов
Мира
(Эммануил Ласкер, Александр
Алехин).
Достижение мата без жертвы
материала в эндшпиле.
Создание неотразимой угрозы
«цугцванг».
Защита от мата.
Угроза и защита.
Практическая игра на примере
партий чемпионов Мира (Хосе
Рауль Капабланка, Василий
Смыслов).
Достижения мата без жертвы
материала в миттельшпиле.
Шах и мат.
Создание неотразимой угрозы.
Защита от мата.
Угроза и защита.
Практическая игра на примере
партий чемпионов Мира (Гарри
Каспаров, Магнус Карлсен).
Достижение мата без жертвы
материала в дебюте.
Шах и мат.
Создание неотразимой угрозы.
Защита от мата.
Угроза и защита.
Практическая игра «Найди
выигрывающий ход».
Шахматные
комбинации.
Матовые комбинации.
всего
теория
практика
6
3
3
2
1
1
2
2
1
1
1
1
12
5
7
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
3
16
4
12
4
1
3
4
4
1
1
3
3
4
1
3
20
5
15
4
4
4
4
1
1
1
1
3
3
3
3
4
1
3
20
5
15
4
4
4
4
1
1
1
1
3
3
3
3
4
1
3
28
12
16
Формы
аттестации/
контроля
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
12
Завлечение.
Отвлечение.
Блокировка.
Разрушение
пешечного
6.4
прикрытия короля.
6.5 Освобождение пространства.
6.6 Уничтожение защиты.
6.7 Рентген.
6.8 Батарея.
6.9 Связка.
6.10 Перекрытие.
Сочетание
тематических
6.11
приёмов.
Практическая игра на примере
6.12 партий Михаила Таля и
Владимира Крамника.
Комбинации,
ведущие
к
7
достижению материального
перевеса.
7.1 Отвлечение.
7.2 Завлечение.
7.3 Уничтожение защиты.
7.4 Связка.
7.5 Освобождение пространства.
7.6 Перекрытие.
7.7. Превращение пешки.
Сочетание
тематических
7.8
приёмов.
Практическая игра на примере
7.9
партий Вишванатана Ананда.
Комбинации для достижения
8
ничьей.
8.1 Патовые комбинации.
8.2 Вечный шах.
Практическая игра на примере
8.3
партий Аниша Гири.
Типичные комбинации в
9
дебюте.
9.1 Матовые комбинации.
9.2 Выигрыш материала.
Практическая игра на примере
9.3
партий Даниила Дубова.
Повторение
программного
10
материала.
Всего
6.1
6.2
6.3
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
3
4
1
3
17
8
9
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Зачет,
соревнования
1
2
1
1
4
3
1
1
1
1
1
2
1
1
10
3
7
3
3
1
1
2
2
4
1
3
3
1
2
136
49
87
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
Зачет,
соревнования
13
Приложение 2
Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ШахматыPro» 2 год обучения
№
п\п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2
количество часов
Темы
Повторение
пройденного
материала. Инструктаж по ТБ
Шахматная доска. Ходы фигур. Цель
игры. Три результата.
Ход. Нападение. Взятие. Ладья. Слон.
Ферзь.
Поле под ударом. Подвижность
фигуры. Король. Конь. Пешка.
Превращение пешки. Квадрат пешки.
Взятие на проходе. Рокировка.
Ударная сила фигур. Таблица.
Ценность фигур.
Как записать и прочитать шахматную
партию. Обозначения.
Самостоятельная работа «Шахматная
доска и ходы фигур». Решение
шахматных задач
Тактика
Шах и мат. Двойной шах.
Пат. Вечный шах. Ничья.
Защита от шаха.
Поставь мат в 1 ход.
Угроза. Нападение. Защита.
Выигрыш фигуры.
Защита от нападения.
Открытое нападение.
Сквозной удар.
Ловля фигуры.
Двойной удар.
Связка.
Промежуточный ход.
Турнир с записыванием ходов.
Сильный и слабый ход.
Эндшпиль
Мат – это победа.
Мат одинокому королю.
Ферзь и Ладья. Две Ладьи. Ладья и
Король.
Мат двумя Слонами и Королём.
Цугцванг.
Турнир с записыванием ходов.
Сильный и слабый ход.
Миттельшпиль
Мат в миттельшпиле.
Задачи на мат в 1 ход.
всего
теория
практика
21
6
15
1
1
3
1
2
3
1
2
2
2
1
1
1
1
2
1
1
5
1
4
3
Зачет,
соревнования,
решение задач
3
66
2
2
2
2
4
2
4
4
8
8
10
10
2
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
50
1
1
1
2
3
1
3
3
7
7
8
8
1
6
2
4
19
2
2
4,5
1
1
14,5
1
1
2
1
1
1
8
0,5
1
0,5
7
4
30
10
8
Формы
аттестации/
контроля
Зачет,
соревнования,
решение задач
Зачет,
соревнования,
решение задач
4
4
2
26
8
8
Зачет,
соревнования,
решение задач
14
4.3
4.4
4.5
Мат в 2 хода с помощью двойного
шаха.
Мат в 2 хода по последней
горизонтали.
Турнир с записыванием ходов.
Сильный и слабый ход.
Всего
4
1
3
4
1
3
4
136
4
30,5
105,5
15
Приложение 3
Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ШахматыPro» 3 год обучения
№
п\п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
количество часов
Темы
Вводное занятие. Инструктаж по
ТБ.
Шахматная
нотация.
Упражнения.
Ладейные окончания.
Позиция Филидора
Отрезайте Короля от проходной по
вертикали
Постройка моста
Правило Тарраша
Занимайте
Ладьёй
открытую
вертикаль
Проникайте
Ладьёй
на
предпоследнюю горизонталь
Ладья на предпоследней линии,
Король помогает в атаке
Капабланка – Тартаковер
Используйте форпост
Две Ладьи на предпоследней
горизонтали
Позиции для решения. Разыграть за
оба цвета
Ладья и крайняя пешка против Ладьи
Ладья и любая другая пешка против
Ладьи
Ладья и две пешки против Ладьи
Пешечные окончания.
Как играть эндшпиль. Ключевые
позиции и идеи. Правило квадрата
Проходные
пешки.
Завлечение
Короля
Защищённая проходная. Отдалённая
проходная. Одна пешка сдерживает
две чужих
Образование проходной в окончании
с лишней пешкой
Блокада Короля сильнейшей стороны
по крайней вертикали
Отталкивание Короля «плечом»
Пешечный прорыв. При лишней
пешке. При равном числе пешек
Реши задачу – поймаешь удачу!
Король и пешка против Короля.
Оппозиция. Выигрышные позиции, к
которым стремится сильнейшая
сторона
всего
теория
практика
2
1
1
40
1
8
0,25
32
0,75
1
0,25
0,75
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
16
2
14
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
34
0,5
7,5
1,5
26,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
Формы
аттестации/
контроля
Зачет,
решение задач
Зачет,
решение задач
Зачет,
решение задач
2
0,5
1,5
16
3.10 Дальняя и ближняя оппозиция
Король и ладейная пешка против
3.11 Короля. Не тот слон. Позиции для
решения.
Ферзь против пешки. Предпоследняя
3.12 горизонталь и вертикали b, d, e, g.
Ферзь блокирует пешку.
Пешка слоновая. Пешка ладейная.
3.13
Выигрыш при ладейной пешке
Активный Король в эндшпиле.
3.14
Маттисон – Алехин
Пешки слабые и сильные. Учебная
3.15
позиция 1. Учебная позиция 2.
Нимцович – Притцель. Связанные
3.16
пешки – сила!
Борьба
при
большом
4
материальном преимуществе.
Как
победить
при
большом
материальном перевесе. Три способа
4.1
игры.
Атака
превосходящими
силами. Алехин – Дрюит
Размен опасной фигуры соперника.
4.2
Некоторые случаи ничьей. Пат
Позиционная
ничья.
Крепость.
4.3
Блокада
4.4 Позиции для решения
5
Пять гроссмейстерских партий.
5.1 Паульсен – Морфи.
5.2 Морфи – консультанты.
5.3 Розанес – Андерсен.
5.4 Чигорин – Стейниц.
5.5 Алехин – Ейтс.
6
Основные правила игры в дебюте.
Развитие фигур и борьба за центр.
6.1
Морфи – NN
Различные виды дебютов. Открытые.
6.2 Закрытые.
Полуоткрытые.
Полузакрытые. Фланговые.
6.3 16 правил игры в дебюте.
Наказание за дебютные ошибки.
6.4
Аврамидис – Алексопулос
6.5 Греко – NN.
6.6 Сойка – Санти
6.7 Фернандес – Альварес
6.8 Белые – Чёрные. Учебная партия
6.9 Тарраф – Халаф
6.10 Морфи – Мик
6.11 Дурас – Леви
6.12 Греко – NN
6.13 Ноттенкампер – Альберг
7
Соревнования.
Всего
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
4
0,5
3,5
2
0,5
1,5
38
2
36
2
0,5
1,5
Зачет,
решение задач
2
0,25
1,75
2
0,25
1,75
32
10
2
2
2
2
2
66
1
10
2
2
2
2
2
24
31
-
2
1
1
42
12
30
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
14
204
1
1
1
1
1
1
1
1
1
52,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
151,5
Зачет,
решение задач
42
Зачет,
решение задач
Соревнования
17
18