ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основания
для
проектирования
общеобразовательных общеразвивающих программ
и
реализации
дополнительных
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «Сильные пальчики 2.0» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, регулирующими деятельность по проектированию и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МАОУ СОШ №5;
- локальными нормативными актами МАОУ СОШ №5, регламентирующими
образовательную деятельность.
1.2. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Направленность программы - художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сильные пальчики
2.0» направлена на формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения к
окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные
образы. Программа предполагает комплексное решение обозначенных задач в различных формах
работы с детьми (занятия, беседы, игры, просмотры мультипликационных фильмов,
развлечения).
В основе передаваемого детям эстетического опыта лежит художественный образ,
который является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания,
обучения и развития детей дошкольного возраста, учитывая особенности их развития на данном
возрастном этапе. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на
восприятие художественных образов и выразительность явлений. При этом становление
эстетического отношения у детей происходит на основе практического интереса в развивающей
деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Таким
образом, особый акцент программы – это творческая деятельность детей.
2
1.3. Актуальность
программы
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
Актуальность создания подобной программы обусловлена необходимостью
совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста,
их духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого ребенка,
приобщения к работе в коллективе.
В программе представлены такие виды художественной деятельности детей как лепка,
аппликация и рисунок. Лепка, аппликация, рисунок – виды изобразительной деятельности,
основное назначение которых – образное отражение действительности. Изобразительная
деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует
ребенка, вызывает положительные эмоции. Создавая красивые вещи своими руками, видя
результаты своей работы, дети получают прилив энергии, положительные эмоции, испытывают
внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.
1.4.
Отличительные
общеразвивающей программы
особенности
дополнительной
общеобразовательной
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сильные пальчики
2.0» должна помочь стимулировать развитие познавательных потребностей и способностей
дошкольников путем тренировки движений пальцев рук, создаст условия для социального и
культурного самовыражения личности ребенка.
Давно доказана связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых
лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы,
которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему
осваивать речь. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому очень важно
уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. «Чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребёнок». (В.А. Сухомлинский)
Системно-деятельный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию
познавательной деятельности каждого дошкольника с учётом его возрастных и индивидуальных
особенностей. Раскрытие личностного потенциала реализуется путём индивидуализации
учебных заданий. Ребёнок всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени
сложности. Ребенок сам рисует фон для своей работы, затем выполняет на ней аппликацию либо
рисунок. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными
свойствами и качествами.
Специфика данной программы позволяет реализовать мир игровых образов в целях
развития ребёнка.
Кроме этого, занятия лепкой, аппликацией и рисунком позволяют проявить себя детям с
теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных
предметах.
1.5. Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Работа по программе ориентирована на обучающихся дошкольного возраста. Возраст
учащихся от 4 до 7 лет. В группу принимаются все желающие. Специального отбора не
производится. Для успешного освоения программы формируются одновозрастные группы.
Программа может быть скорректирована в зависимости от возраста и уровня
подготовленности обучающихся.
1.6. Режим занятий
Занятия с группой проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Длительность
занятий определяется возрастом детей.
Количество человек в группе – от 5 до 15.
1.7. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
3
Общее количество учебных часов– 68:
1 год обучения – 34 часа, 2 год обучения – 34 часа.
1.8. Срок
программы
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1.9. Уровневость дополнительной общеразвивающей программы
В первый год обучения обучающихся знакомятся с разными видами рукоделия, осваивают
основы работы с разными материалами и инструментами для творчества, развивают навыки
работы с пластилином, картоном, бумагой, развивают аккуратность, усидчивость,
внимательность.
Во второй год обучения усложняется работа с пластилином и бумагой, усложняются
формы вырезания, лепки. Дети учатся создавать коллективные работы. Постепенно вводятся
новые материалы (природный материал, пряжа ит.д.)
1.10. Формы обучения
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Занятия нельзя разделить на теоретические и практические, т.к. часть занятия отводится
теоретической части, а часть практической. Для реализации программы применяют
комбинированные и практические занятия.
Организация и проведение занятий может осуществляться дистанционно.
1.11. Виды занятий
Для организации занятий используются:
1. Словесные методы обучения (устное изложение, беседа)
2. Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ исполнения
работы педагогом, наблюдение, работа по образцу)
3. Практические методы обучения (самостоятельная работа).
4. Объяснительно-иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети
воспринимают и усваивают готовую информацию.
Структура каждого занятия включает в себя теоретическую и практическую части, но
доминирующей является практическая работа. Эффективными формами работы с детьми
являются: лекция, беседа, практическое занятие, викторина, самостоятельная работа,
презентация.
Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными проектами на
занятиях. Каждый обучающийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения
чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение
коллективной работы в целом.
Этапами его служат темы или разделы, которые расположены в порядке увеличения
сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всё более
разнообразных приёмов, техник, средств и материалов для работы).
Схема технологического мышления (потребность-цель-способ-результат) позволяет
наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным
пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных
предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями,
умениями, универсальными учебными действиями) и жизненными задачами.
1.12. Формы подведения результатов
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
- наблюдение за работой детей на занятиях;
- участие детей в проектной деятельности и конкурсах;
- в выставках творческих работ дошкольников.
4
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Педагог учитывает
индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов
является комплекс умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время.
Критериями оценки могут быть также тестовые задания в начале и конце учебного года,
определяющие уровень их развития, кроме этого дети сами могут оценивать собственные
достижения.
2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Цель и задачи Программы
Цель программы - создание условий для развития и реализации творческих способностей
детей через использование такого вида художественной деятельности как изобразительное,
включая лепку и аппликацию, приобщение к искусству детей с самыми различными
способностями.
2.2. Задачи:
2.2.1. Образовательные:
- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью педагога;
- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными
предметами;
- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости
вносить коррективы в первоначальный замысел;
- создавать изображения по заданию педагога и по собственному замыслу, задумывать
разнообразное содержание своих работ;
- изображать отдельные предметы и сюжеты, располагая их по всему листу и на полосе
внизу листа;
- выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, цвет и строение
предметов, их характерные особенности;
- создавать индивидуальные и коллективные композиции предметного, сюжетного и
декоративного содержания;
- изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно (лепка из
цельного куска);
- пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами;
- создавать оттенки цвета, смешивая краски и пластилин.
2.2.2. Воспитательные:
- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;
- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим
людям через коллективную деятельность на занятиях;
- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных
целей;
- отмечать красоту и выразительность своих работ и работ других ребят, уметь улучшать
изображения.
2.2.3. Развивающие:
- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
развитие творческой
деятельности, эстетических чувств,
воображения,
самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- развитие и укрепление мелкой моторики рук, аккуратности, глазомера;
- развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии,
наблюдательности, мышления, художественного вкуса;
5
- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных
способностей детей.
- формирование умений организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое
для занятий, работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в
чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
3.1. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Сильные пальчики 2.0»
1 год обучения
Количество часов
№
п/п
Название раздела, темы
I
Раздел «Аппликация»
18
1
17
1.1
Вводная беседа по технике
безопасности. Знакомство с
обучающимися,
материалами и
инструментами для
творчества.
1
1
-
1.2
Прямолинейное вырезание.
Веселые червячки.
1
-
1
1.3
Вырезание округлых форм.
Солнышко.
1
-
1
1.4
Вырезание одинаковых
форм. Кошка.
1
-
1
2
-
2
1.5
1.6
Вырезание симметричных
фигур. Бабочка. Коллаж
«Лето».
Декоративная аппликация с
элементами рисования. Кит.
Попугай.
Всего Теория
Практика
4
-
4
1.7
Сюжетная аппликация.
Сказка.
2
-
2
1.8
Объемная аппликация. Лес.
2
-
2
1.9
Модульная аппликация
(мозаика). Растения.
1
-
1
1.10
Обрывная аппликация.
Фрукты.
1
-
1
1
-
1
1.11 Аппликация из ниток. Еж.
Формы аттестации/ контроля
Беседа. Опрос.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
6
Накладная аппликация.
Перо павлина.
1
-
1
II
Раздел «Лепка»
16
1
15
2.1
Лепка предметная из
колбасок (столбиков). Еж.
2
-
2
2.2
Лепка предметная из шара,
овала. Божья коровка.
2
-
2
2.3
Аппликативная лепка.
Осенний лист.
2
-
2
2.4
Коллективная лепка.
Покормим синичку.
2
-
2
2.5
Плоскостная лепка. Овощи.
2
-
2
2.6
Декоративная лепка. Коврик
для собачки.
2
-
2
2.7
Пластилинопись. Пейзаж.
3
-
3
Итоговое занятие.
1
1
34
2
1.12
3
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Подготовка выставки. Подведение
итогов.
32
Содержание учебного (тематического) плана
I. Раздел «Аппликация» (18 час)
1.1. Вводное занятие.
Знакомство с детьми, педагогом ДО. Беседа о работе в течение года. Материалы для
творчества. Техника безопасности при работе с инструментом.
1.2. Прямолинейное вырезание
Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца,
резать широкую и узкие полоски бумаги. Развивать творчество, воображение. Воспитывать
самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой и клеем.
Практическая работа: Аппликация «Веселые червячки»
1.3. Вырезание округлых форм
Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у
прямоугольников, квадратов. Наклеивать круги аккуратно, ровно, учить дополнять композицию.
Практическая работа: Аппликация «Солнышко»
1.4. Вырезание одинаковых форм
Учить детей задумывать композицию, подчинять замыслу последующую работу. Учить
детей вырезать из бумаги одинаковые детали путем складывания бумаги. Воспитывать
самостоятельность, творчество. Закреплять навыки в вырезывании круга, прямоугольника.
Учить подбирать цвета.
Практическая работа: Аппликация «Кошка»
1.5. Вырезание симметричных фигур.
7
Учить составлять изображение, вырезать детали различной формы. Развивать чувство
цвета, эстетическое восприятие, образные представления, воображение, самостоятельность,
творчество.
Практическая работа: Аппликация «Бабочка», «Коллаж Лето».
1.6. Декоративная аппликация
Учить детей составлять изображение. Закреплять умения в вырезании деталей
прямоугольной и овальной форм. Воспитывать творчество, самостоятельность.
Практическая работа: Декоративная аппликация «Кит», «Попугай».
1.7. Сюжетная аппликация
Закреплять умения детей в вырезании деталей разных форм, аккуратном наклеивании.
Развивать чувство цвета, образные представления, воображение.
Практическая работа: Сюжетная аппликация «Сказка»
1.8. Объемная аппликация
Познакомить детей с понятием объемной аппликации. Способствовать развитию воображения.
воспитывать внимательность и аккуратность. Изготовить коллективную работу.
Практическая работа: Объёмная аппликация «Лес»
1.9. Модульная аппликация (мозаика)
Создавать красочное изображение резаной мозаикой, аккуратно наклеивая близко друг к
другу. Распределять равномерно по рисунку, аккуратно наклеивать.
Практическая работа: Модульная аппликация (мозаика) «Растения»
1.10. Обрывная аппликация
Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника
работы.
Практическая работа: Обрывная аппликация «Фрукты»
1.11. Аппликация из ниток
Сформировать представления о технике, научить приёмам владения техники «аппликация
из ниток».
Практическая работа: Аппликация из ниток «Еж»
1.12. Накладная аппликация
Осваивать новую технику создания многослойных изображений, наклеивая детали друг на
друга в убывающем порядке.
Практическая работа: Накладная аппликация «Перо павлина»
II. Раздел 1.2. «Лепка» (16 час)
2.1.Лепка предметная из колбасок (столбиков)
Закреплять умение детей лепить колбаски (столбики), сплющивать ее с одного конца.
Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное
отношение к результатам своей деятельности.
Практическая работа: Лепка предметная из колбасок (столбиков). Еж.
2.2.Лепка предметная из шара, овала.
Закреплять умение детей лепить предметы круглой и овальной формы разной величины и
колбаски, делить колбаску стекой на две одинаковые части. Закреплять приемы оттягивания,
использовать дополнительный материал для более полного образа.
Практическая работа: Лепка предметная из шара, овала. Божья коровка.
2.3.Аппликативная лепка
Учить детей размазывать пластилин по картону, создавая фон. Закреплять ранее усвоенные
приемы лепки. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.
Практическая работа: Аппликативная лепка. Осенний лист.
8
2.4. Коллективная лепка
Закреплять умение детей лепить предметы разной формы. Закреплять приемы оттягивания,
использовать дополнительный материал для более полного образа. Учить работать в коллективе,
создавая совместную работу.
Практическая работа: Коллективная лепка. Покормим синичку.
2.5.Плоскостная лепка
Учить детей размазывать пластилин по картону, создавая фон. Закреплять ранее усвоенные
приемы лепки. Уделять особое внимание аккуратности.
Практическая работа: Плоскостная лепка. Овощи.
2.6. Декоративная лепка
Освоение декоративной лепки. Использование в работе разных предметов: старые
компьютерные диски, пластинки, коробочки, тарелки.
Практическая работа: Декоративная лепка. Коврик для собачки.
2.7. Пластилинография
Поэтапное создание творческой работы (обсуждение замысла, подготовка основы и фона,
деталей, соединение элементов в цельную картину); отработка разных приёмов
пластилинографии, их комбинация в одной картине.
Практическая работа: Пластилинопись. Пейзаж.
2.8. Итоговое занятие.
Подготовка выставки. Подведение итогов.
3.2. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Сильные пальчики 2.0»
2 год обучения
Количество часов
№
п/п
Название раздела, темы
1
Вводная беседа по технике
безопасности. Знакомство с
обучающимися, материалами
и инструментами для
творчества.
1
2
Аппликация и лепка
32
Всего Теория
1
Практика
-
Формы аттестации/ контроля
Беседа. Опрос.
32
2.1
Аппликация «Ваза с
фруктами, ветками, цветами».
2
-
2
2.2
Лепка «Овощи, фрукты для
игры в магазин».
2
-
2
2.3
Аппликация «Осенний
ковер».
2
-
2
2.4
Лепка «Корзина с грибами».
2
-
2
2.5
Декоративная аппликация
«Осенняя ветка».
4
-
4
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
9
2.6
Лепка «Девочка играет в
мяч».
4
-
4
2.7
Аппликация «Птица из
осенних листьев».
2
-
2
2.8
Аппликация «Кудрявые
деревья».
1
-
1
2.9
Аппликация «Рыбки в
аквариуме».
1
-
1
Коллективная работа
«Витрина магазина игрушек»
2.10
(«Вырежи и наклей любую
игрушку»)
2
-
2
2.11
Накладная аппликация
«Царство диких зверей».
2
-
2
2.12
Аппликация «Корабли на
рейде».
2
-
2
2.13
Животные мира жарких
стран. Лепка «Лев»
2
-
2
2.14
Лепка «Утка с утятами на
пруду»
2
-
2
2
-
2
1
1
-
34
2
32
Коллективная лепка
2.15 «Военный парад на Красной
площади».
3
Итоговое занятие.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Визуальный анализ деятельности,
метод наблюдения и мотивации
обучающихся.
Подготовка выставки. Подведение
итогов.
Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Беседа о работе в течение года. Материалы для творчества. Техника
безопасности при работе с инструментом.
2.1. «Ваза с фруктами, ветками, цветами»
Формировать у детей умение самостоятельно выбирать средства для создания задуманных
изделий. Обучение основам дизайнерского искусства, умению получать красивые
цветосочетания. Формирование умения замечать недостатки своих работ и исправлять их.
Практическая работа: Аппликация «Ваза с фруктами, ветками, цветами»
2.2. «Овощи, фрукты для игры в магазин»
Закреплять умение детей передавать форму, пропорции знакомых предметов, используя
усвоенные ранее приемы лепки, Учить добиваться большей точности в передаче формы.
Закреплять умение создавать выразительную композицию.
Практическая работа: Лепка «Овощи, фрукты для игры в магазин»
2.3. «Осенний ковер»
Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов
из бумаги, сложенной вдвое (листья, цветы). Развивать умение красиво подбирать цвета
(оранжевый, красный, темно-красный, желтый, темно-желтый и др.) Развивать чувство цвета,
10
композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и
композиционному решению.
Практическая работа: Аппликация «Осенний ковер»
2.4.«Корзина с грибами»
Упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки
пальцами. Закреплять умение лепить корзинку. Уточнить знание формы. Воспитывать
стремление добиваться хорошего результата.
Практическая работа: Лепка «Корзина с грибами»
2.5. «Осенняя ветка»
Закрепление у детей умения вырезать объемные, симметричные формы, красиво
располагать их. Воспитание эстетического восприятия.
Практическая работа: Декоративная аппликация «Осенняя ветка».
2.6. «Девочка играет в мяч»
Закреплять умение лепить фигуру человека в движении, передавая форму и пропорции
частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать
фигуру на подставке.
Практическая работа: Лепка «Девочка играет в мяч».
2.7. «Птица из осенних листьев»
Развивать воображение; умение придумывать необычный образ, сопоставлять его с
реальным и выделять необычные черты, делающие его сказочным (форма, цвет, характерные
детали).
Практическая работа: Аппликация «Птица из осенних листьев».
2.8. «Кудрявые деревья»
Учить вырезать двойные хвойные силуэты разных деревьев, передавать характерные
особенности ствола и ажурной кроны (береза, рябина, клен, яблоня).Совершенствовать и
разнообразить аппликативную технику (вырезать симметричные изображения из бумаги,
сложенной вдвое).
Практическая работа: Аппликация «Кудрявые деревья».
2.9. «Рыбки в аквариуме»
Учить детей вырезывать «на глаз» силуэты простых по форме предметов. Развивать
координацию движений руки и глаза. Учить предварительно заготавливать отрезки бумаги
нужной величины для вырезания изображений. Приучать добиваться отчетливой формы.
Развивать чувство композиции.
Практическая работа: Аппликация «Рыбки в аквариуме».
2.10. Коллективная работа «Витрина магазина игрушек»
Закреплять умение вырезать и наклеивать изображения знакомых предметов, соразмерять
размер изображения с величиной листа, красиво располагать изображения на листе.
Практическая работа: Аппликация из ниток «Витрина». «Вырежи и наклей любую
игрушку».
2.11. «Царство диких зверей»
Знакомство с новым приемом аппликации – выклеивание силуэта мелко нарезанными
нитями для создания эффекта «пушистой шерсти».
Практическая работа: Накладная аппликация «Царство диких зверей».
2.12. «Корабли на рейде»
Закреплять умение детей создавать коллективную композицию. Упражнять в вырезании и
составлении изображения предмета (корабля), передавая основную форму и детали. Воспитывать
желание принимать участие в общей работе.
Практическая работа: аппликация «Корабли на рейде».
2.13. Животные мира жарких стран. «Лев»
11
Развивать навыки: лепки, составляя предмет из отдельных частей, которые соединяются с
помощью примазывания; смешивать пластилин для получения нужного оттенка.
Практическая работа: Лепка «Лев».
2.14. «Утка с утятами на пруду»
Формировать умения: передавать в поделке характерные движения животных; создавать
выразительные образы. Учить создавать группы из двух-трех фигур. Развивать умения:
передавать пропорции предметов, их соотношение по величине.
Практическая работа: лепка «Утка с утятами на пруду».
2.15. Военный парад на Красной площади
Закреплять навыки работы с пластилином. Отрабатывать приемы раскатывания,
сплющивания, примазывания. Учить лепить предметы военной техники.
Практическая работа: Коллективная лепка « Военный парад».
3.Итоговое занятие
Подготовка выставки. Подведение итогов.
3.3. Планируемые результаты
Метапредметные:
По окончании обучения по программе обучающиеся:
- смогут найти практическое применение теоретических знаний, полученных в рамках
изучения программы;
- получат практические навыки планирования своей краткосрочной и долгосрочной
деятельности;
- выработают стиль работы с ориентацией на достижение запланированных результатов;
- смогут использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых
творческих задач;
- использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и
повседневной жизни.
Личностные:
По окончании обучения по программе обучающиеся:
- получат социальный опыт участия в коллективной работе;
- найдут свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной
работе;
- научатся правилам безопасной работы;
Предметные результаты:
По окончании обучения по программе обучающиеся будут знать:
- названия инструментов, правила безопасности труда;
- основные приемы и способы лепки;
- жанры искусства: натюрморт, сказочно былинный и жанр анималистки;
- истории орнамента, игрушек, гаммы цветов;
- название материалов, их свойства;
будут уметь:
- самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу,
замыслу);
- использовать различные приемы в лепке: барельеф, растягивание, вдавливание,
разглаживание поверхности, примазывание, вытягивание формы и т.д.;
- создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения
фигур;
- работать с художественными материалами: гуашь, кисть, карандаш, пластилин.
4.
Комплекс
организационно-педагогических
образовательной программы «Сильные пальчики 2.0»
условий
дополнительной
12
4.1. Условия реализации программы:
Занятия проводятся в помещении детского сада МАОУ СОШ №5 с. Николо-Павловское.
Материально-техническое обеспечение:
1. Столы для дошкольников - 10 шт.
2. Стулья для дошкольников - 20 шт.
3. Шкафы для хранения инвентаря - 2 шт.
4. Меловая доска -1 шт.
5. Проектор - 1 шт.
6. Экран для проектора - 1 шт.
7. Ноутбук - 1 шт.
8. Бумага цветная (на каждого дошкольника)
9. Картон для творчества (на каждого дошкольника)
10. Пластилин (на каждого дошкольника)
12. Ножницы (на каждого дошкольника)
13. Клей (на каждого дошкольника)
14. Стеки (на каждого дошкольника)
15. Доски для лепки (на каждого дошкольника)
16. Кисти, краски
Информационное обеспечение:
Тематические Интернет-ресурсы
Методические материалы
Методические разработки занятий, демонстрационные материалы.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Свиридова Елена
Владимировна, образование высшее (НТГСПА), подготовила победителя Всероссийского
детского конкурса рисунков и декоративно-прикладного творчества «Арбузное лето» (2021),
призёра Всероссийского конкурса детских творческих работ «Новогодняя мастерская» (2022),
Лауреат Всероссийского фестиваля «Пасха красная на Урале» (2022), призёра II
Международного творческого конкурса «Весенняя котовасия» (2023), победителей
Всероссийского детского конкурса декоративно-прикладного искусства «Угадайте, что за
птица?» (2023), победителей и призеров областных и муниципальных конкурсов.
4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
- проведение мини-выставок по темам и направлениям разделов обучения;
- выполнение практических и проектных работ;
- участие в выставках творческих достижений, конкурсах, фестивалях.
13
5. Список литературы
Для педагогов:
1. Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.
2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия
развития», 2006.
3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
4. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл»,
«Валери СПб», 1997.
5. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М, Издательство «МозаикаСинтез», 2014
7.Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» -Творческий центр. Москва-2010г.
8.С.В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» - Волгоград- «Учитель»-2011г.
9.С.В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»- Академия
развития-2005г.
10.Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.
11.А.П. Клиенов «Народные промыслы» -Москва. Белый город.-2002
12.Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В.
Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
13.Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
14.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе
группа» М.: Карапуз-Дидактика, 2008
Детей и родителей:
1. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
2. Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.
3 .Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
14
Приложение № 1
Обеспечение занятий
Тема занятий
Формы занятий
Вводное занятие.
Беседа
Вырезание округлых
форм, одинаковых ворм,
симметричных форм.
Комбинированная
Декоративная
аппликация
Комбинированная
Сюжетная аппликация
Комбинированная
Модульная аппликация
(мозаика)
Комбинированная
Обрывная аппликация
Комбинированная
Накладная аппликация
Комбинированная
Аппликация из ниток.
Комбинированная
Лепка предметная
Комбинированная
Аппликационная лепка
Комбинированная
Коллективная лепка
Комбинированная
Плоскастная лепка
Комбинированная
Декоративная лепка
Комбинированная
Пластилинография
Комбинированная
Обеспечение занятий
Методическая разработка занятия, школьная доска,
демонстрационный материал.
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Склеивание полос»,
«Склеивание кругов», «Скручивание полос»
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Декоративная
аппликация»
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Сюжетная
аппликация»
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Модульная
аппликация»
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Обрывная
аппликация», ножницы, клей, панно или открытка
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Накладная
аппликация»
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Аппликация из
ниток»
Картинки, демонстрационный материал по теме,
методическая разработка занятия
Картинки, демонстрационный материал по теме,
методическая разработка занятия
Картинки, демонстрационный материал по теме,
методическая разработка занятия
Картинки, демонстрационный материал по теме,
методическая разработка
Картинки, методическая разработка занятия,
демонстрационный материал по теме
Картинки, демонстрационный материал по теме,
методическая разработка занятия
15