МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 __________________________________________________________________________ УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 5 от 30.08.2024 года № 90-Д в составе ООП основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по курсу «Материки, океаны, страны и народы» 5 класс на 2024-2025 учебный год Программа, на основе которой разработана рабочая программа: Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5 - 9 класса авторов А. А. Летягина, И. В. Душиной, В. Б. Пятунина, Е. А. Таможней- М.: Вентана-Граф, 2015; Программа опубликована на сайте www. drofa.ru. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Сроки реализации программы: Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Общая характеристика курса географии Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно – общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. География – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально – экономические процессы. Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в познании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности. Курс предназначен для более углубленного изучения курса географии «Материки, океаны, народы и страны». В содержании курса более полно даются страноведческие знания, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. Основная цель курса - создать целостное представление о Земле, как планете людей, раскрыть разнообразие природы и населения Земли, ознакомить их со странами и народами. Задачи: создание условий учащимся для овладения ими умением работать с различными типами географических карт и другими источниками информации. А также уметь решать географические задачи. Дать школьникам более полно представление об окружающем мире. Обеспечить формирование географической культуры учащихся. Основное содержание (34часа). Учимся понимать карту (7 ч). Великие открытия (10ч). «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, еѐ природе и населении. Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового Света Поиски пути из Европы в Индию. Поиски северо-западного и северо восточного проходов и материка у Южного полюса. Человек в пути(5 ч). Антарктика, еѐ площадь, происхождение названия. Природа Антарктического побережья. Сахара-величайшая пустыня мира. Животный и растительный мир джунглей. Восхождение на вершину Гималаев. Страны и народы (12 ч). Дикие племена на берегах Амазонки. Как их спасти? Коренное население Австралии и Океании. Исландия: вулканизм и ледники. Легендарный народ-майя. Откуда появились индейцы? Зависимость размещения населения Африки от исторических и природных факторов. Японские острова: вулканизм, землетрясения, тайфуны. Рыболовство и судоходство. Парижский бассейн, Среди земноморское побережье. Андорра, Монако. Ватикан. Лихтенштейн. Требования к уровню подготовки. I.Оценивать и прогнозировать: - оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; - основные особенности природы в еѐ связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран. 2.Объяснять: -особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов; -особенности расового и этнического состава населения; 3.Описывать: -основные источники географической информации; -объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или географический образ; 4. Определять: -географическую информацию по картам различного содержания(количество осадков, температуру воздуха и т.д.) -вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации. Планируемые результаты освоения курса Личностные воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России. Метапредметные умение самостоятельно определять цели своего обучения,ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе ипознавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике. Предметные Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде; Учебно-тематический план Номер урока Наименования разделов и тем 1. Учимся понимать карту. 2. Рекордсмены мирового океана 3. По следу «Испаньолы» сроки прохождения 5. Учимся определять тип климата по климатической диаграмме. Маршрут Айболита. 6. Крупнейшие реки Африки. 7. Озера Африки. 8. Марко Поло и его книга. 9. 10. Первый россиянин в Индии. Путешествие А.Никитина. Великие географические открытия. 11. Ты первый меня обогнул. Фернанд Магеллан. 12. Открытие великой Амазонки. 13. Френсис Дрейк. Пират ее величества 14. В поисках Южной земли 15. Открытие Антарктиды. 16. Открытие Южного полюса. 17. Географическая игра «Морской бой» 18. Арктика. В гостях у Снежной королевы 19. Белое солнце пустыни. 20. В джунглях. 21. «Лучше гор могут быть только горы». 22. Решение кроссвордов, ребусов. 23. Дикие племена на берегах Амазо нки. Как их спасти? 24. Племена на островах Океании 25. Культура и быт аборигенов Австралии. 26. Легендарный народ – майя. 27. 29. Этническая история Сев.Америки. Откуда появились индейцы? Зависимость размещения населения Африки от исторических и природных факторов. Народы банту и пигмеи. 30. Исландия -соседство огня и льда. 4. 28. 31. Страна восходящего солнца и ее жители. 32. Страна мушкетеров и сыров, вин и парфюмерии. 33. Карликовые государства. 34. Сочинение-реферат «Страна, которую я хочу посетить»