Утвержден
приказом МАОУ СОШ № 5 от 30.08.2024 года № 90-Д
в составе ООП начального общего образования
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
на 2024 – 2025 учебный год
село Николо-Павловское
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью развития Муниципального общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского
округа (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих АООП УО (вариант
1), соответствующую ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью адаптированной основной образовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью Муниципального
общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5
Горноуральского городского округа, разработанной в соответствии с ФГОС
начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учетом Федеральной
образовательной программы начального общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и обеспечивает
выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и
гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Учебный год в Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя
общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа начинается
02.09.2024 года и заканчивается 26.05.2025 года.
Продолжительность учебного года в 1 и 1 дополнительном классах - 33
учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 и 1 дополнительном классах - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х и 1 дополнительных классов - не превышает 4
уроков и один раз в неделю - 5 уроков за счёт урока адаптивной
физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по
шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за
исключением 1 и 1 (дополнительного) класса.
Обучение в 1-м и 1-м дополнительном классах осуществляется с соблюдением
следующих дополнительных требований:
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
без домашних заданий;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40
минут каждый, и 5 уроков один раз в неделю за счёт урока адаптивной
физической культуры).
В 1-х и 1-х дополнительных классах в соответствии со ступенчатым режимом
обучения в сентябре-октябре максимально допустимая учебная нагрузка при 5дневной учебной неделе составляет 15 учебных часов. Для выполнения
нормативного количества недельных часов в 1-х классах - 21 учебного часа, в
сентябре - октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48
уроков) проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки
- театрализации, уроки - игры, уроки - викторины, конкурсы, беседы с игровыми
элементами.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в апреле.
В
Муниципальном
общеобразовательном
учреждении
средняя
общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа языком
обучения является русский язык.
В учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана
определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей,
которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных
предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций,
обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное
развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана,
образовательных отношений, предусматривает:
формируемая
участниками
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является коррекционноразвивающая область.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционноразвивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью, на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки.
Всего на коррекционно-развивающую область (обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
и их физиологических потребностей) отводится не менее 5 часов в неделю из часов
внеурочной деятельности. (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573),
действующим до 1 января 2027г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью,
которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с
участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (33 учебных недели в I доп. и в I классе, 34 учебных недели
во II -IV классах).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная область
Учебный предмет
1 доп
Язык и речевая практика
Обязательная часть
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Рисование (изобразительное искусство)
Музыка
Адаптивная физическая культура
Ручной труд
Количество часов в неделю
1
2
3
4
2
3
3
2
3
4
3
2
2
Математика
3
3
4
Естествознание
2
2
1
Искусство
2
1
1
2
2
1
Физическая культура
3
3
3
Технология
2
2
1
Итого
21
21
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Русский язык
1
Мир природы и человека
1
Ручной труд
1
Итого
0
0
3
ИТОГО недельная нагрузка
21
21
23
Количество учебных недель
33
33
34
Всего часов в год
693
693
782
5/165 5/165 5/170
Коррекционно-развивающая область:
Коррекционно-развивающие логопедические занятия
2/66
2/66
2/68
Коррекционно-развивающие занятия с дефектологом
1/33
1/33
1/34
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
1/33
1/33
1/34
Ритмика
1/33
1/33
1/34
Всего
3
4
2
4
1
1
1
3
1
20
3
4
2
4
1
1
1
3
1
20
14
17
11
18
7
6
7
15
7
102
1
1
1
3
23
34
782
5/170
2/68
1/34
1/34
1/34
1
1
1
3
23
34
782
5/170
2/68
1/34
1/34
1/34
3
3
3
9
111
168
3732
25/840
10/336
5/168
5/168
5/168
Учебный план АООП УО (вариант 1)
обучающихся 1Г-3Г класса (класс-комплект) на 2024-2025 уч.год
Предметные области
Класс
Учебные предметы
Количество часов
1 доп.
1Г
Всего
2
3Г
4
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
2
3
3
3
3
14
Чтение
2
3
4
4
4
17
Речевая практика
3
2
2
2
2
11
2. Математика
Математика
3
3
4
4
4
18
3. Естествознание
Мир природы и
человека
2
2
1
1
1
7
4. Искусство
Музыка
2
2
1
1
1
7
Рисование
(изобразительное
искусство)
2
1
1
1
1
6
5. Физическая культура Адаптивная
физическая культура
3
3
3
3
3
15
6. Технология
2
2
1
1
1
7
21
21
20
20
20
102
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
-
-
3
3
3
9
Русский язык
-
-
1
1
1
3
Мир природы и человека
-
-
1
1
1
3
Ручной труд
Итого
Ручной труд
-
-
1
1
1
3
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
21
21
23
23
23
111
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
5
5
5
5
5
25
Коррекционно-развивающие логопедические
занятия
2/66
2/66*
2/68
2/68*
2/68
10/336
Коррекционно-развивающие занятия с
дефектологом
1/33
1/33*
1/34
1/34*
1/34
5/168
Развитие психомоторики и сенсорных
процессов
1/33
1/33**
1/34
1/34**
1/34
5/168
Ритмика
1/33
1/33**
1/34
1/34**
1/34
5/168
*В РАМКАХ СТАВКИ
**РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ