Утвержден
приказом МАОУ СОШ № 5 от 30.08.2024 года № 90-Д
в составе ООП начального общего образования
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития
на 2024 – 2025 учебный год
село Николо-Павловское
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития Муниципального общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа
(далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих адаптированную основную
образовательную программу начального общего образования, соответствующую
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, фиксирует общий объём нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Учебный план является частью адаптированной основной образовательной
программы для обучающихся с задержкой психического развития
Муниципального
общеобразовательного
учреждения
средняя
общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа,
разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, с учетом Федеральной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья,
и
обеспечивает
выполнение
санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя
общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа начинается
02.09.2024 года и заканчивается 26.05.2025 года.
Продолжительность учебного года в 1 и 1 дополнительном классах - 33
учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 и 1 дополнительном классах - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х и 1 дополнительных классов - не превышает 4
уроков и один раз в неделю - 5 уроков за счёт урока физической
культуры;
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по
шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за
исключением 1 и 1 (дополнительного) класса.
Обучение в 1-м и 1-м дополнительном классах осуществляется с соблюдением
следующих дополнительных требований:
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
без домашних заданий;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40
минут каждый, и 5 уроков один раз в неделю за счёт урока физической
культуры).
В 1-х и 1-х дополнительных классах в соответствии со ступенчатым режимом
обучения в сентябре-октябре максимально допустимая учебная нагрузка при 5дневной учебной неделе составляет 15 учебных часов. Для выполнения
нормативного количества недельных часов в 1-х классах - 21 учебного часа, в
сентябре - октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48
уроков) проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки
- театрализации, уроки - игры, уроки - викторины, конкурсы, беседы с игровыми
элементами.
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах
- 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в апреле.
В
Муниципальном
общеобразовательном
учреждении
средняя
общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа языком
обучения является русский язык.
В учебном плане представлены восемь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
годам обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов;
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально
допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным
элементом
структуры
учебного
плана
является
«Коррекционно-образовательная область», реализующаяся через содержание
коррекционных курсов. Коррекционно-развивающая область, согласно
требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно- развивающими
занятиями (логопедическими, психокоррекционными занятиями, занятиями с
дефектологом) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях,
а также дополнительными занятиями с педагогом. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание осуществляется МАОУ СОШ № 5
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на
основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации
инвалида.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и
групповой форме в течение учебного дня и во внеурочное время. На
индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые
занятия – до 40 минут.
Специфика учебного плана для обучающихся с задержкой психического
определяется тем, что содержание образования детей с ЗПР, особенно на
начальном этапе, не идентично образовательной программе общего образования.
Различия в психофизическом развитии детей с ЗПР и соответственно в
образовательных потребностях обуславливают необходимость создания
нескольких вариантов учебных планов. Данный учебный план разработан для
осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным
общеобразовательным программам для детей с ЗПР с учетом особенностей
обучающихся и включает в себя 2 варианта:
Вариант 7.1. – для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту
поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной
норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. (1-4 классы).
Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного
поведения.
Вариант 7.2. - для образования обучающихся с ЗПР, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание
может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный
темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются
нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов,
умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или
иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в
целом.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются
по завершению обучения в начальной школе.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательные предметные области
учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания
предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения пять лет, за счет
введения первого дополнительного класса.
Учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения которого у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и
значимости иностранного языка в жизни современного человека и
поликультурного мира, для варианта 7.2. вводится с 3 класса.
Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (триместровое оценивание) или всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы учебного плана
оцениваются по триместрам.
Промежуточная аттестация проходит в конце каждого триместра в периоды,
предусмотренные календарным учебным графиком. Формы и порядок проведения
промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности,
порядке
осуществления
текущего
контроля
успеваемости
и
промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»
Муниципального общеобразовательного учреждения средняя
общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (вариант 7.1)
Предметная область
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура
Итого
Учебный предмет
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
1а
1б
1в
2а
Обязательная часть
5
5
5
5
4
4
4
4
0
0
0
2
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
2
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
0
0
1
1
Количество часов в неделю
2б
3а
3б
3в
4а
4б
4в
5
4
2
4
5
4
2
4
5
4
2
4
5
4
2
4
5
4
2
4
5
4
2
4
5
4
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
20
20
20
22
22
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1
1
2
22
1
1
2
23
1
1
2
23
1
1
2
23
Наименование учебного курса
Функциональная грамотность
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
Коррекционно-развивающая область:
Коррекционно-развивающие логопедические занятия
Коррекционно-развивающие занятия с дефектологом
Психокоррекция когнитивной сферы
Коррекционно-развивающие занятия с педагогом***
Ритмика**
*Реализуется в рамках ставки
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
21
21
21
23
23
23
23
23
23
23
23
33
33
33
34
34
34
34
34
34
34
34
693
693
693
782
782
782
782
782
782
782
782
165
165
165
170
170
170
170
170
170
170
170
1/33* 1/33* 1/33* 1/33* 1/34* 1/34* 1/34* 1/34* 1/34** 1/34** 1/34**
1/33* 1/33* 1/33* 1/33* 1/34* 1/34* 1/34* 1/34* 1/34* 1/34* 1/34*
1/33* 1/33* 1/33* 1/33* 1/34* 1/34* 1/34* 1/34* 1/34** 1/34** 1/34**
1/33
1/33 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34
1/34
1/34
1/34
1/33
1/33 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34
1/34
1/34
1/34
**Реализуются через внеурочную деятельность
***Реализуются в рамках консультаций
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (вариант 7.2)
Предметная область
Учебный предмет
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
Математика
5
4
Количество часов в неделю
1а
1б
1в
2а
2б
3а
3б
3в
Обязательная часть
5
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
0
4
0
4
0
4
0
4
0
4
0
4
1
4
1
4
1
4
1
4
1
4
1
4
Окружающий мир
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая
культура
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
20
21
21
21
1
1
1
0
0
3
1
1
0
0
0
2
1
1
0
0
0
2
1
1
0
0
0
2
1 доп
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая культура
Итого
Наименование учебного курса
Русский язык
Иностранный язык
Функциональная грамотность
Практикум по русскому языку
Практикум по математике
Итого
20
20
20
20
20
20
20
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
1
1
3
0
0
1
1
1
3
1
1
1
0
0
3
1
1
1
0
0
3
4а
4б
4в
4
4
4
4
4
4
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
Коррекционно-развивающая область:
Логопедическая коррекция
Уроки дефектолога
Психокоррекция когнитивной сферы
Коррекционно-развивающие
занятия
педагогом***
Ритмика**
21
33
693
5/165
1/33*
1/33*
1/33*
с 1/33
1/33
*Реализуется в рамках ставки
**Реализуются через внеурочную деятельность
***Реализуются в рамках консультаций
21
33
693
5/165
1/33*
1/33*
1/33*
1/33
21
33
693
5/165
1/33*
1/33*
1/33*
1/33
21
33
693
5/165
1/33*
1/33*
1/33*
1/33
23
34
782
5/170
1/34*
1/34*
1/34*
1/34
23
34
782
5/170
1/34*
1/34*
1/34*
1/34
23
34
782
5/170
1/34*
1/34*
1/34*
1/34
23
34
782
5/170
1/34*
1/34*
1/34*
1/34
23
34
782
5/170
1/34*
1/34*
1/34*
1/34
23
34
782
5/170
1/34**
1/34*
1/34**
1/34
23
34
782
5/170
1/34**
1/34*
1/34**
1/34
23
34
782
5/170
1/34**
1/34*
1/34**
1/34
1/33
1/33
1/33
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34