1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Эстрадный вокал» разработана на основе
типовых программ «Постановка певческого голоса» и «Музыкально-певческое
воспитание детей».
1.1. Основания для проектирования и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Эстрадный вокал» разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность по
проектированию
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N
678-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
адаптированных
дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Уставом МАОУ СОШ №5;
- локальными нормативными актами МАОУ СОШ №5, регламентирующими
образовательную деятельность.
1.2.
Направленность
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
2
Направленность программы - художественная.
1.3. Актуальность
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики,
опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное
воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности
ребёнка. Занятия в вокальной студии способствуют развитию музыкальной памяти,
выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой
фантазии. Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое
значение в духовно-нравственном воспитании обучающихся, в их патриотическом
воспитании, особенно, когда члены вокальной студии принимают участие в
концертах для ветеранов войны и труда. Вокальное воспитание и развитие хоровых
навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой
планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата обучающегося и
способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой
личности.
1.4.
Отличительные
особенности
общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительной
Отличительными особенностями программы является то, что при работе с
вокальным коллективом педагог руководствуется следующими принципами:
- развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон;
- главным методом считается устное объяснение, показ учителя;
- критерием оценки считатся качество звука, свобода при пении, не количество, а
качество выученного материала;
- всю певческая работа связывается с развитием музыкального слуха;
- повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для
последующей работы;
- применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Занятие пением приносит ребенку не только наслаждение красотой
музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику, но и
способствует приобретению и обогащению знаний о законах звукоизвлечения и
усвоению элементарных певческих навыков, развитию культуры поведения на
сцене. Всё это обучающиеся могут приобрести, посещая студию эстрадного вокала.
1.5. Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Возраст детей: 9 - 17 лет. Разница в возрасте не оказывает существенного
влияния на работу в вокальном объединении.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого
ребенка заниматься эстрадным вокалом.
1.6. Режим занятий
Занятия с группой проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Количество человек в группе – 8 человек.
3
1.7. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Общее количество учебных часов в год – 68.
1.8.
Срок
освоения
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.9. Формы обучения
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Занятия нельзя разделить на теоретические и практические, т.к. часть занятия
отводится теоретической части, а часть практической. Для реализации программы
применяют комбинированные и практические занятия.
Организация и проведение занятий может осуществляться дистанционно.
1.10. Виды занятий
Эффективными формами работы по данной программе являются: беседа,
практическое занятие, самостоятельная работа, концерт.
Структура каждого занятия включает в себя теоретическую и практическую
части, но доминирующей является практическая работа. Программа предполагает
работу над индивидуальными и коллективными проектами на занятиях. Каждый
обучающийся в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи
(системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом.
1.11. Формы подведения результатов
Формами подведения итогов реализации программы и контроля
деятельности являются:
- наблюдение за работой обучающихся на занятиях;
- готовые произведения:
- концерт.
Работа обучающихся оценивается в течение всего периода обучения.
Основным показателем полученных результатов является комплекс умений и
навыков, которым обучающиеся должны овладеть за определенное время.
Основным критерием оценки может быть выступление обучающегося на концерте.
2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Цель и задачи Программы
Цель программы - заинтересовать обучающихся музыкальным искусством,
привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые
навыки, чувство музыки, стиля, воспитать музыкальную и певческую культуру,
развить музыкально-эстетический вкус.
Задачи:
Образовательные:
- постановка голоса;
- формирование вокально- хоровых навыков;
4
- знакомство с вокально-хоровым репертуаром.
Воспитательные:
- воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой
певческой манере;
- воспитание организованности, внимания, естественности в момент
коллективного музицирования;
- прививание навыков сценического поведения;
- воспитание дисциплинированности, навыков работы в коллективе.
Развивающие:
- развитие музыкальных способностей;
- развитие потребности в хоровом и сольном пении;
- развитие навыков эмоционального и выразительно пения.
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
3.1. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Эстрадный вокал»
№п/п
1
Название раздела, темы
Знакомство с обучающимися.
Беседа о работе в течение года.
Инструктаж по технике
безопасности. Певческая
установка. Вокальная
постановка, песня «Большие
перемены».
Количество часов
Всего Теория Практика
8
1
7
2
Дыхание. Вокальная постановка,
песня «Великая Россия».
6
1
5
3
Артикуляционные задачи.
Вокальная постановка, песня «За
рекой».
6
1
5
4
Выработка подвижности голоса.
Вокальная постановка, песня
«Россия , мы дети твои!».
6
1
5
5
Расширение певческого
диапазона детей. Вокальная
постановка, песня «Дай нам
Бог».
6
1
5
Формы аттестации/
контроля
Выполнение
упражнений.
Презентация
песни
Выполнение
упражнений.
Презентация
песни
Выполнение
упражнений.
Презентация
песни
Выполнение
упражнений.
Презентация
песни
Выполнение
упражнений.
Презентация
песни
5
6
Развитие чувства метроритма.
Вокальная постановка, песня
«Добрый Новый год».
8
1
7
7
Выразительность и
эмоциональность исполнения.
Вокальная постановка, песня
«Встанем».
6
1
5
8
Работа над чистотой
интонирования. Вокальная
постановка, песня «Мама».
8
1
7
9
Формирование чувства ансамбля.
Вокальная постановка, песня
«Необъятный космос»
6
1
5
10
Формирование сценической
культуры. Вокальная постановка,
песня «Бессмертный полк».
8
1
7
Итого:
68
10
58
Выполнение
упражнений.
Презентация
песни
Выполнение
упражнений.
Презентация
песни
Выполнение
упражнений.
Презентация
песни
Выполнение
упражнений.
Презентация
песни
Выполнение
упражнений.
Презентация
песни
3.2 Содержание учебного (тематического) плана
1. Певческая установка. (8 час)
Теория: Знакомство с обучающимися. Беседа о работе в течение года.
Инструктаж по технике безопасности. Певческая установка. Посадка певца,
положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Петь можно сидя или стоя,
при этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не
следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в
небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но
наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
Практика: Выполнение упражнений. Вокальная постановка, песня «Большие
перемены».
2. Дыхание. (6 часов)
Теория: Дыхание. Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и
выдоха. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера
исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе
пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях,
более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с
навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения;
исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
6
В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания.
Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех
возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у
других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс
содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют
унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой
выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1)
вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2)
после вдоха перед пением следует на короткое время задержать
дыхание;
3)
выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на
зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий
вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных
упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только
физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему
правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует
использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит
показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению
челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку
возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через
нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К
тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье оберегающую функцию
(общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха,
которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом
достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо
научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны
знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий
вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на
красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить
детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также
учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и
имеет обозначение V.
Практика: Выполнение упражнений. Вокальная постановка, песня «Великая
Россия».
3. Артикуляционные задачи. (6 часов)
Теория: Артикуляционные задачи. Правильное формирование гласных звуков.
От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым,
округлённым и ровным звуком. Развивать согласованность артикуляционных
органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость
слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение
от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять,
7
стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое
выговаривание согласных.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта
раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения
для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от
зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о»
близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и
несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует
нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной
громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над
«и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении
детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении
которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный
способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность
детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В
упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог
обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими
качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою
очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо
и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование
йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится
позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью
артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому
исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и
дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц
языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц»
невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних
зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии
мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние
на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при
звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться
словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных
звуков.
Практика: Выполнение упражнений. Вокальная постановка, песня «За рекой».
4. Выработка подвижности голоса. (6 час)
Теория: Выработка подвижности голоса. Это качество приобретается на
основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность
или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми
8
отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или
ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться
постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо
научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания..
Практика: Выполнение упражнений. Вокальная постановка, песня «Россия ,
мы дети твои!».
5. Расширение певческого диапазона детей. (6 час)
Теория: Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения,
начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты
мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона
педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в
интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону,
исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием
детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта
зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
Практика: Выполнение упражнений. Вокальная постановка, песня «Дай нам
Бог».
6. Развитие чувства метроритма. (8 час)
Теория: Развитие чувства метроритма. Такая работа осуществляется с
помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению
ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно
быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно
составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные
конкретные упражнения.
Практика: Выполнение упражнений. Вокальная постановка, песня «Добрый
Новый год».
7. Выразительность и эмоциональность исполнения. (6 часов)
Теория: Выразительность и эмоциональность исполнения. Любое исполнение
песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать
содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные
зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником
сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое
значение имеет качество показа песни самим учителем.
Практика: Выполнение упражнений. Вокальная постановка, песня «Встанем».
8. Работа над чистотой интонирования. (8 часов)
Теория: Работа над чистотой интонирования. В целях правильного в
интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в
процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение
без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным
проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего
интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно
вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с
помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать
пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9
Практика: Выполнение упражнений. Вокальная постановка, песня «Мама».
9. Формирование чувства ансамбля. (6 часов)
Теория: Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении следует
учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с
исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство
ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания
пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои
голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование
диатоническихступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).
Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах
мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах
с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных
песен без сопровождения.
Практика: Выполнение упражнений. Вокальная постановка, песня
«Необъятный космос».
10. Формирование сценической культуры. (8 часов)
Теория: Формирование сценической культуры. Педагог должен научить
ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью
аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под
фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной
работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и
возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться
звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью
пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в
процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким
образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую
деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического
образа.
Практика: Выполнение упражнений. Вокальная постановка, песня
«Бессмертный полк».
3.3. Планируемые результаты
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих
результатов:
Метапредметные:
Обучающиеся научатся
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную задачу;
- понимать цель выполняемых действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
10
- адекватно воспринимать словесную оценку педагога;
- ставить новые учебные задачи;
- вносить коррективы в свою работу;
- включаться в самостоятельную практическую деятельность.
Личностные:
Обучающиеся смогут
- осознавать свои творческие возможности;
- проявлять познавательный интерес и активность в области эстрадного
вокала;
- иметь устойчивую заинтересованность в творческой деятельности, как
способа самопознания и познания мира;
- проявлять настойчивость в достижении цели и получать удовлетворение от
творческого процесса;
- быть толерантным в коллективе;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать и отвечать на вопросы;
- комментировать последовательность действий;
- уметь выслушивать других, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной;
- выражать собственные эмоциональное отношение к результатам труда;
- быть терпеливым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
Предметные:
Дети должны научиться красиво петь:
- петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно
исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно
переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с
более широким диапазоном;
- петь в ансамбле и сольно;
- принимать участие в концертах, в районных конкурсах и фестивалях песни;
- развить певческие качества (голос, интонация, пластика, ритмичность);
- развить артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ
произведения (мимика лица, движение рук и корпуса).
4. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной
образовательной программы «Выпускной своими руками 2.0»
4.1. Условия реализации программы:
Занятия проводятся в Центре образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста».
Материально-техническое обеспечение:
- звуковоспроизводящая и звукоуусилительная аппаратура;
11
- клавишные инструменты;
- пульт;
- колонки;
- фонограмма.
Информационное обеспечение:
Мультимедийные материалы
Методические материалы
Методические разработки занятий, демонстрационные материалы.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Быстров
Сергей Викторович.
4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество,
а качество выученного материала, умение практически использовать полученные
умения и навыки, например, выступление вокального коллектива с концертами
перед ветеранами войны и труда, тружениками села, участие в культурно-массовых
мероприятиях.
12
5. Список литературы
Для педагога и обучающихся
1. Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3. Огороднов Д., Музыкально-певческое воспитание детей. «Музыкальная
Украина», Киев, 1989г.
4. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы,
«Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С., Детский академический хор, 2003г.
6. Струве Г., Школьный хор, М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика
музыкального образования детей»
13