Шашки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

1. Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости
шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно
и надолго вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. И уже давно
никого не удивляют различные соревнования, обилие литературы, периодики и современного,
для этой игры, компьютерного обеспечения. Шашки, как интеллектуальный спорт, стали сейчас
признанной частью общечеловеческой культуры. Это и спорт, и досуг.
Данная программа разработана с учётом современных требований, связанных с
цифровой информатизацией, применением роботизированных систем и появлением новых
профессий, где огромные объемы информации не требуется запоминать, а нужно уметь
находить среди большого объёма, понимать и оперативно использовать.
Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота
комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя
равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.
Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей
существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности
же, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта
содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она помогает
воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание
и логически мыслить.
Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном
развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную
теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно
расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов
высокого класса.
Следует отметить, что во многих образовательных учреждениях занятия шашками
носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в
летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах.
Систематические занятия могут быть организованы только в кружках, секциях или
объединениях.
В связи с этим, для планомерной и последовательной работы с детьми по основам
шашечного искусства просто необходима программа занятий.

1.1. Основания для проектирования и реализации
общеобразовательных общеразвивающих программ

дополнительных

Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности «Шашки» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами,
регулирующими деятельность по проектированию и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении

методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МАОУ СОШ №5;
- локальными нормативными актами МАОУ СОШ №5, регламентирующими
образовательную деятельность.

1.2.

Направленность
общеразвивающей программы

дополнительной

общеобразовательной

Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Программа направлена на развитие учебно-познавательной деятельности, логического
мышления, самообразования.

1.3. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Программа «Шашки» базируется на современных требованиях модернизации системы
образования, где большое внимание уделяется начальной подготовке детей. Данная программа
основана на индивидуальном подходе к каждому обучающемуся при помощи подбора заданий
разного уровня сложности и создании «ситуации успеха». Подбор заданий осуществляется на
основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью обучающегося на
занятии.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда
они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности.
Игра в шашки способствует развитию внимания, воображения, памяти, мышления.
волевого управления поведением.
В программу введен раздел «Начальные сведения об игре в международные шашки».

1.4. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Особенностью данной программы является проведение спортивных мероприятий
различных форм, решение задач разных уровней сложности.
Так, проведение сеансов одновременной игры позволяет выявить сильных соперников,
применить умения быстродействия и сосредоточенности, логического мышления.

1.5. Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7 - 18 лет (основная
группа).
В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными
возможностями здоровья, дети-инвалиды. В этом случае образовательный процесс по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с учетом
особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Для данной
категории детей могут быть разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
в учебной группе устанавливается до 10 человек.
Программа может быть скорректирована в зависимости от возраста и уровня
подготовки обучающихся.

1.6. Режим занятий
Занятия с группой проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Количество человек в группе – от 10 до 18.
Обучающиеся изучают правила игры, регламент соревнований и т.д.
Педагогу дается право перераспределять количество часов, отведенное на изучение
конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от
собственного опыта, подготовленности обучающихся, а также от условий работы в данной
группе.

1.7. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Общее количество учебных часов за три года – 102, в том числе 31,5 часов теоретических
занятий, 70,5 часов практических занятий.

1.8.
Срок
освоения
общеразвивающей программы

дополнительной

общеобразовательной

Программа рассчитана на три года обучения.

1.9.

Уровневость дополнительной общеразвивающей программы

Программа носит дифференцированный и вариативный характер, содержание программы
распределяется по уровням освоения: стартовый, базовый, продвинутый.
Часов в
неделю
1

Кол-во
недель
34

Всего
часов в год
34

2 год обучения Базовый уровень

1

34

34

3 год обучения Продвинутый уровень

1

34

34

Год обучения
1 год обучения Стартовый уровень

1.10. Формы обучения
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Организация и проведение занятий может осуществляться дистанционно.

1.11. Виды занятий
Теоретические занятия с детьми проводятся в форме мозговых атак, лекций, диспутов,
бесед, демонстрационных удалённых сеансов, интерактивных лекций.
Практические занятия проводятся в форме игры за шашечными досками, в форме
сеансов на мультимедийной установке, сеансов одновременной игры.
Словесные и демонстрационные методы являются необходимыми составляющими
учебного процесса. Занятие начинается с определения задачи. В процессе – анализ действий и
ходов, обсуждение ходов и действий с возможными вариантами, построения алгоритма ходов с
вариантами.
С целью закрепления изученного материала и отработки навыков шашечной игры
регулярно проводятся школьные шашечные турниры и блиц турниры.
Также обучающимся предоставляется возможность участия в соревнованиях различных

уровней: от местных до международных.
На нескольких занятиях проводится подготовка к участию в шашечных турнирах:
обсуждения и тренировки, а после – анализы сыгранных партий.

1.12. Формы подведения результатов
В течение курса предполагаются регулярные зачёты, включающие:
- составление алгоритмов по решению задач,
- практические игры,
- участие в соревнованиях,
- шашечные диктанты.
Для шашистов всех возрастов и уровней подготовки возможно участие в турнире по
быстрым шашкам среди команд Горноуральского городского округа; городских соревнованиях,
областных и международных шашечных турнирах.

2. Цель и задачи
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Цель образовательной программы
Развитие логического и творческого потенциала личности ребёнка.

2.2. Задачи образовательной программы
2.2.1. Обучающие
 Использование современных разработок по шашечной игре в области образования,
организация на их основе активной внеурочной деятельности обучающихся.
 Ознакомление обучающихся с эволюцией содержания и правил шашечной игры.
 Решение обучающимися ряда логических задач, приводящих к победе.
 Реализация межпредметных связей с культурологией, историей, математикой и др.

2.2.2. Развивающие
 Развитие внимания.
 Развитие логического и наглядно-образного мышления.
 Организация и участие в играх, конкурсах и соревнованиях в качестве закрепления
изучаемого материала и в целях мотивации обучения.
 Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
 Развитие креативного мышления.
 Развитие личности в плане целеустремлённости и настойчивости в достижении
результата.
 Развитие аналитических способностей.
 Развитие интеллектуальных способностей.

2.2.3. Воспитательные
 Формирование у обучающихся стремления к получению качественного законченного
результата.
 Формирование навыков работы в команде.
 Формирование навыков самостоятельной работы и рефлексии.

3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
3.1. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Шашки»
N
п/п

Наименование темы

Всего

Теория

Практика

1 год обучения

34

11,5

22,5

Формы аттестации/
контроля

1

История развития шашек.

1

1

2

Первоначальные понятия

6

2

4

3

Тактика

7

3

4

Опрос
Опрос, игры с записью
партий.
Опрос, игры.

4

Стратегия

3

2

1

Опрос, игры.

5

Эндшпиль

5

1,5

3,5

6

Дебют

4

1

3

7

Композиция

2

1

1

Опрос

3

3

Опрос, игры с записью
партий.

3

3

Соревнования

Спарринг тренировки,
конкурсы решений, сеансы
одновременной игры
Классификационные
турниры
2 год обучения

34

6,5

27,5

1

Введение

1

0,5

0,5

2

Стратегия

8

2

6

3

Комбинации

4

1

3

4

Тактика

10

2

8

5

Дебют

6

1

5

6

Конкурс решений задач

3

-

3

7

Соревнования

2

-

2

34

13,5

20,5

8
9

3 год обучения
1

Повторение

1

0,5

0,5

2

Тактика

14

6

8

3

Стратегия

6

3

3

Опрос, решение
специальных
упражнений.
Опрос, выполнение
контрольных заданий

Опрос.
Опрос. Решение задач.
Игры с записью
партий
Опрос. Решение задач.
Игры с записью
партий
Опрос. Решение задач.
Игры с записью
партий
Опрос. Решение задач.
Игры с записью
партий.
Опрос. Решение задач.
Игры с записью
партий
Соревнования
Беседа. Опрос. Работа
в парах.
Беседа, опрос, игры в
парах.
Беседа, опрос, игры.

4

Дебют

6

3

3

5

Эндшпиль

3

1

2

6

Задачи

2

2

7

Турнир

2

2

8

Классификационные
турниры

3

3

ИТОГО:

102

31,5

Беседа, опрос, игры.
Опрос, решение
специальных
упражнений.
Выполнение
контрольных заданий.
Работа в парах. Работа
в группе.
Соревнования.

70,5

3.2. Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
1. История развития шашек (1 час)
Теория: Инструктаж по ТБ. История развития шашек. Различные шашечные системы.
Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Первая книга по
шашкам в России, написанная в 1827 году А.Д. Петровым. Ознакомление с шашечным
кодексом.
2. Первоначальные понятия (6 час)
Теория: Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы.
Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению
победы. Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных
возможностях.
Практика: Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров.
Игры с записью партий.
3. Тактика (7 час)
Теория: Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение
ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании,
расчет ходов в партии. Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные
ловушки. Контрудары.
Практика: Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров.
Игры с записью партий.
4. Стратегия (3 час)
Теория: Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра. Тактика – важная часть
стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии.
Практика: Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров.
Игры с записью партий.
5. Эндшпиль (5 час)
Теория: Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению
с простой шашкой. Правило оппозиции – противостояние шашек. Три дамки против одной,
«треугольник».
Практика: Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений.
6. Дебют (4 час)

Теория: Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные
ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше».
Практика: Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с разбором
сыгранных партий.
7. Композиция (2 час)
Теория: Концовки, задачи и этюды – произведения композиции (особой области шашечного
творчества). Связь композиции с практикой.
Практика: Решение упражнений
8. Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры (3 час)
Практика: Систематичность спарринг-тренировок, разнообразие их тематики, подбор
партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных
выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий.
9. Классификационные турниры (3 час)
Практика: Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам, запись партий, их последующий
разбор.

2 год обучения
1. Введение (1 час)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Нотация. Дороги. Большак. Двойник. Тройник.
Косяк
Практика: Игры в парах
2. Стратегия (8 часов)
Теория: Как начинать партию? Левый фланг. Правый фланг. Шашка в центре. Шашка на борту.
Оппозиция. Усиленная оппозиция. Ничья
Практика: Реши задачу – поймаешь удачу! Турнирная таблица. Взялся – ходи! Кто самый
сильный шашист?
3. Комбинация (4 часа)
Теория: Простые комбинации. Прорыв в дамки. Выигрыш материала. Решето. Удар каблучком.
Практика: Решение задач. Игры с записью партий.
4. Тактика (10 часов)
Теория: Столбняк. Стрела. Подпорочка. Роздых. Распутье. Запирание. Растяжка. Оттяжка.
Практика: Турнирная таблица. Взялся – ходи! Игра с часами. Кто самый сильный шашист?
5. Дебют (6 часов)
Теория: Дебют «Кол». Дебют «Игра Петрова». Ловушки. Видео-уроки. Дебют «Перекрёсток».
Комбинации и ловушки в русских шашках.
Практика: Играем за оба цвета. Решение задач. Игры с записью партий.
6. Конкурс решений задач (3 часа)
Практика: Конкурс решений. Простые комбинации. Комбинации средней сложности.
Комбинации повышенной сложности
7. Соревнования (2 часа)
Практика: Соревнования.

3 год обучения
1. Повторение (1 час)
Теория: Инструктаж по ТБ. Нотация. Дороги.
Практика: Решение задач
2. Тактика (11 час)

Теория: Изолированная шашка. Размен. Способы защиты. Роздых. Растяжка и оттяжка.
Столбняк. Приёмы выигрыша шашки. Расчёт вариантов. Цугцванг. Атака и защита.
Практика: Решение задач. Игры в парах.
3. Стратегия (6 час)
Теория: Центр. Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра. Окружение центра.
Оценка позиции. Симметричные позиции. Контрудар. Оценка позиции. Выигрыш выигрышу
рознь.
Практика: Решение задач и упражнений. Игры в парах.
4. Дебют (6 час)
Теория: Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные
ловушки в «Ленинградской и Киевской защитах». Дебют «Кол», «Тычок». Гамбит Кукуева и
Гибельное начало.
Практика: Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с разбором
сыгранных записанных партий.
5. Эндшпиль (3 час)
Теория: Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению
с простой шашкой. Правило оппозиции – противостояние шашек. Три дамки против одной,
“треугольник Петрова”.
Практика: Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений.
6. Задачи (2 час)
Теория: Концовки, задачи и этюды – произведения композиции (особой области шашечного
творчества). Связь композиции с практикой.
Практика: Решение задач – 1 балл. Решение задач – 2 балла.
7. Турнир (2 час)
Практика: Систематичность спарринг-тренировок, разнообразие их тематики, подбор
партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных
выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий.
8. Классификационные турниры (3 час)
Практика: Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам, запись партий, их последующий
разбор.

3.2. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике,
- осознанность учения и учебная мотивация, личная ответственность, эмоциональное
отношение к учебной деятельности и общее представление о культуре поведения и моральных
нормах,
- умение работать самостоятельно и в группах и находить оптимальные общие решения,
умения сопереживать, принимать решение,
- умение находить информацию и вычленять важное в различных источниках
информации.
Личностные результаты:
- умение слушать и понимать,
- умение высказывать и доказывать своё мнение,
- умение согласованной работы в группе,

- умение строить речевое высказывание,
- умение мобильности и гибкости подходов в деятельности,
- умение самостоятельной работы, умение наставничества.
Предметные результаты:
1 год обучения:
- знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры,
начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа,
ничья; названия шашечных фигур: шашка, дамка.
- правильно расставлять фигуры перед игрой,
- сравнивать, находить общее и различие,
- историю появления шашечной игры, шашечный кодекс,
- уметь ориентироваться на шашечной доске,
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем,
2 год обучения
- играть без нарушений правил шашечного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомиться с
кодексом новичка;
- знать правила шашечной игры, буквенно-цифровой ряд и нотацию;
- уметь реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более: при численном преимуществе,
как простейшее средство достижения победы - размен;
- знать простейшие дебютные схемы: ход сд4 – развитие левого фланга белых (игра за белых);
“отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов);
- начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”;
- уметь реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;
- знать основы композиционной игры;
3 год обучения
По окончании обучения дети должны знать:
- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные
поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.,
- правила игры,
- стадии игры,
- основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция,
уметь:
- ориентироваться на шашечной доске,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.

4. Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шашки»
4.1. Условия реализации программы:
Занятие проводится в зоне формирования цифровых и гуманитарных компетенций и зоне
коворкинга Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ

СОШ № 5 с. Николо-Павловского.
4.1.1. Материально-техническое обеспечение:
- Учебный кабинет (помещение второго этажа №149 по плану БТИ).
- Мебель (столы, стулья, шкафы) – 25 посадочных мест.
- Компьютерная база – ноутбуки.
- Мультимедийный комплекс «SMART BOARD».
- Проектор.
- Комплект шашек.
- Шашечная доска.
- Шахматные часы.
- Интернет.
- Тетрадь для записей и зарисовок.
4.1.2. Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории Сухомлинов Юрий Николаевич, образование высшее (НТГПИ,
1985), 1 спортивный разряд по виду спорта Шахматы.
4.1.3. Информационное обеспечение
Информационные справочники, периодическая литература.
4.1.4. Методические материалы
Специальная литература, методические разработки.

4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В течение курса предполагаются регулярные зачёты, включающие:
- составление алгоритмов по решению задач,
- практические игры,
- участие в соревнованиях,
- шашечные диктанты.
Для шашистов всех возрастов и уровней подготовки возможно участие в турнире по
быстрым шашкам среди команд Горноуральского городского округа; городских соревнованиях,
областных и международных шашечных турнирах.
Оценочные материалы для текущего контроля успеваемости, проводимого в форме
наблюдения – Приложение № 1.
Оценочный материал для промежуточной аттестации, проводимой в конце первого
полугодия – Приложение № 2.
Оценочный материал для аттестации, проводимой в конце второго полугодия –
Приложение № 3.

5. Список литературы
Для педагога
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Б.М. Блиндер, А.А. Косенко. «Середина игры в русские шашки»: Черкассы, 2005
О.А. Романчук. Учебник по шашкам. Черкассы, 2005
О. Рамм. «Курс шашечных начал». 2000
Д. Абаулин. «Начало шашечной партии» М. 2006
Р. Куперман, Н. Каплан. «Начало и середина игры в шашки». 2004
А. Городецкий. «Борьба в середине партии». М. 2004
Г. Миротин, А. Козлов. «Тактика в русских шашках». М., 2000
Е. Полянская. «Кудесницы шашек». Москва. 2000

Для обучающихся
1. Курс шашечных лекций. Книга вторая
2. Е.М. Юровский, А.П. Кондратьева «Зайкины шашки»
3. Отказанная игра Каулена (методическое пособие). Москва. 2001
4. Шашечный практикум. «2000 позиций для самостоятельного решения»
5. Иван Волосадов. «Дорога к прекрасному, или искусство побеждать»
6. И.Д. Ивацко. «Шашки – мой досуг»
7. А.Я. Вирный. «Немного о шашках, но по существу»
8. Ю.В. Черток. «Любителю шашек»
9. В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. «Шашки для детей»
10. В. Городецкий. Самоучитель игры в русские шашки»

Приложение № 1
Оценочный материал
для текущего контроля успеваемости, проводимого в форме наблюдения
Критерии оценки результатов:
•
Высокий уровень - обучающийся самостоятельно и правильно справился с
заданием, умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, аналитически мыслит,
записывает сыгранные партии;
•
Средний уровень - для правильного выполнения задания обучающемуся
требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога, недостаточно знает
правила игры, с трудом записывает сыгранные партии;
•
Низкий уровень - обучающийся не выполнил задание даже после подсказки
педагога, не знает правила игры, не может записать сыгранные партии.

Приложение № 2
Оценочный материал
для промежуточной аттестации, проводимой в конце первого полугодия:
1. По каким линиям выполняются ходы?
а) по горизонтальным
б) по диагональным
в) разницы нет
2. На каких полях ведется игра в шашки?
а) на белых полях
б) на черных полях
в) большой разницы нет
3. Ломаный путь «называемый тройником» - это
а) путь ограниченный полями c1, h8, f4, a8
б) путь ограниченный полями c1, h6, f8, a4
в) путь ограниченный полями g1, h2, b8, a7
4. Какие поля обозначаются буквами латинского алфавита?
а) горизонтальные
б) вертикальные
5. Передвижение шашки с одного поля на другое - это
а) дамка
б) пешка
в) ход
6. Когда можно снимать побитые шашки с доски?
а) нет никакой разницы
б) после того как выполнены все ударные ходы до конца
в) после каждого ударного хода
7. Ломаный путь «называемый двойником» - это
а) путь ограниченный полями c1, h8, f4, a8
б) путь ограниченный полями c1, h6, f8, a3
в) путь ограниченный полями g1. h2. b8, a7
8. Игровой путь называемый «большой дорогой» - это
а) c1 h6
б) a1 h8
в) f8 a3
9) Сколько соперников в шашечной партии?
а) 4
б) 2
в) 1
10) Правильно ли выполнена запись3с-4d?
а) нет
б) да
Критерии оценки: Высокий уровень – 9-10 правильных ответов
Средний уровень – 6-8 правильных ответов
Низкий уровень – 1-5 правильных ответов

Приложение № 3
Оценочный материал
для аттестации, проводимой в конце второго полугодия
1. Дайте определение термину «рожон»:
а) шашка, достигшая 6-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам
соперника, если у него нет возможности её атаковать.
б) шашка, достигшая 7-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника,
если у него нет возможности её атаковать.
в) шашка, достигшая 8-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника,
если у него нет возможности её атаковать.
2. Дайте характеристику термину «ЛЮБКИ»:
а) шашка соперника заходит в середину, когда одна из шашек гибнет, то-есть она
как бы говорит «отдай любую»
б) шашка соперника заходит на поле b4
в) шашка соперника изолируется от остальных
3. Окончание в партии – это
а) завершающая стадия партии в которой действует ограниченное количество
шашек и где значение каждого хода огромно.
б) начальная стадия игры
в) стадия в середине партии в которой действует неограниченное количество шашек.
5. Комбинация – это
а) серия последовательных взаимосвязанных между собой ходов, объединённых
единым замыслом и форсированно путём жертв шашек, осуществляющих его.
б) ловушка
в) проигрыш партии
6. Изолированные шашки - это
а) шашки, удалённые от своих сил
б) шашки близко расположенные к своим
в) пустые поля.
7. Бортовые шашки в игре являются:
а) активными
б) сильными
в) слабыми и пассивными
г) все варианты верны
8. Безупорные позиции это такие позиции когда…
а) шашки в которых отсутствуют упоры и всякая возможность произвести размен
б) шашки в которых присутствуют упоры и всякая возможность произвести размен
в) шашки в которых нет никакой возможности побить дамкой.

8. К безупорным позициям можно отнести:
а) скученные, отсталые и «нормальные позиции», но упоры в них отсутствуют.
б) скученные, отсталые и «нормальные позиции», но упоры в них присутствуют.
в) сильные и активные поля
9. Центр можно окружить в следующих случаях:
а) когда он переразвит;
б) когда он безупорен (в позиции нет полезных разменов)
в) при наличии отсталых шашек a1, a3, h2
г) когда соперник играет неумело
д) все вышеперечисленные варианты верны
10. Роздых – это
а) наличие свободного темпа у обоих соперников
б) наличие свободного темпа у одного из соперников
в) отсутствие темпа
Критерии оценки: Высокий уровень – 9-10 правильных ответов
Средний уровень – 6-8 правильных ответов
Низкий уровень – 1-5 правильных ответов

Приложение 4

Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шашки» I год обучения
N
п/п

1
1.1

1.2

Наименование темы

История развития шашек.
Различные шашечные системы.
Международные шашки.
Древность русских шашек.
Распространение шашечной игры в
России. Первая книга по шашкам в
России, написанная в 1827 году А.Д.
Петровым

Всего

Теория

1

1

0,5

0,5

Практика

Опрос
0,5

0,5

6

2

2.

Первоначальные понятия

2.1

Правила игры, шашечная нотация

0,5

0,5

2.2

Основы шашечной игры и её общие
вопросы

0,5

0,5

2.3

Сила дамки, значение связок, разменов,
понятие об оппозиции, темпах,
маневренных возможностях

2

2.4

Упражнения на усвоение правил игры,
разбор и решение тематических
примеров

2

2

2.5

Игры с записью партий

1

1

3.

Тактика

7

3

3.1

Различные способы выигрыша шашек

1

1

3.2

Разнообразие тактических приемов и
умение ими пользоваться, в процессе
игры

1

1

2

1

3.3
3.4

Простейшие комбинации и тренировка
в их отыскании, расчет ходов в партии
Жертва шашки. Комбинационные
эпизоды игры

1

4

1

Опрос, игры.
1

1

1

Комбинационные ловушки

1

1

3.6

Контрудары

1

1

4.

Стратегия

3

2

1

2

1

1

1

1

4.2

Значение центральных полей игры.
Сила и слабость центра
Тактика – важная часть стратегии, ей
подчиненная. Значение общего плана
игры в партии

Опрос, игры с
записью
партий.

4

3.5

4.1

Формы
аттестации/
контроля

Опрос, игры.

5.
5.1
5.2
5.3
5.4
6.
6.1

6.2

Эндшпиль
Расчет ходов, ценность времени и
пространства, игровое качество дамки
по сравнению с простой шашкой
Правило оппозиции – противостояние
шашек
Три дамки против одной,
«треугольник»
Разбор специальных тематических
примеров. Решение упражнений
Дебют
Определение дебюта, его основные
цели. Наиболее распространенные
дебютные ловушки в «Игре Петрова»,
«Перекрестке», «Отыгрыше»
Нахождение дебютных ловушек и
комбинаций Тематические игры с
разбором сыгранных партий

5

1,5

3,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

2

4

1

3

3

0,5

2,5

1

0,5

0,5

7.

Композиция

2

1

1

7.1

Концовки, задачи и этюды –
произведения композиции

1

0,5

0,5

7.2

Связь композиции с практикой

1

0,5

0,5

8.

Спарринг тренировки, конкурсы
решений, сеансы одновременной
игры

3

3

1

1

1

1

1

1

8.1

8.2

8.3

Систематичность спарринг-тренировок,
разнообразие их тематики, подбор
партнеров
Тематика конкурсов решений и сеансов
одновременной игры, учет
тренировочных выступлений
занимающихся
Разбор сыгранных партий, проверка
выполнения заданий

Опрос,
решение
специальных
упражнений.

9.

Классификационные турниры

3

3

9.1

Участие в соревнованиях, турнирах по
шашкам

2

2

9.2

Запись партий, их последующий разбор

1

1

ИТОГО:

34

11,5

22,5

Опрос,
выполнение
контрольных
заданий

Опрос

Опрос, игры с
записью
партий.

Соревнования

Приложение 5

Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шашки» II год обучения
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

Введение
Инструктаж по технике безопасности.
Нотация. Дороги. Большак. Двойник.
Тройник. Косяк

1

0,5

0,5

Опрос.

2

Стратегия

8

2

6

2.1

Как начинать партию? Левый фланг.
Правый фланг.

1

0,5

0,5

2.2

Шашка в центре. Шашка на борту.

1

0,5

0,5

2.3

Оппозиция

1

0,5

0,5

2.4

Усиленная оппозиция

1

0,5

0,5

2.5

Реши задачу – поймаешь удачу!

1

-

1

2.6

Ничья

1

-

1

2.7

Турнирная таблица. Взялся – ходи! Кто
самый сильный шашист?

2

-

2

3.

Комбинации

4

1

3

3.1

Простые комбинации. Прорыв в дамки.

1

0,5

0,5

3.2

Простые комбинации. Выигрыш
материала

1

-

1

3.3

Простые комбинации. Решето.

1

0,5

0,5

3.4

Простые комбинации. Удар каблучком.

1

-

1

4.

Тактика

10

2

8

4.1

Столбняк

1

0,5

0,5

4.2

Стрела

1

0,5

0,5

4.3

Подпорочка.

1

0,5

0,5

4.4

Роздых

1

0,5

0,5

4.5

Распутье

1

-

1

4.6

Запирание

1

-

1

4.7

Растяжка

1

-

1

4.8

Оттяжка

1

-

1

N
п/п

Наименование темы

Опрос.
Решение
задач. Игры с
запись.
партий

Опрос.
Решение
задач. Игры с
запись.
партий

Опрос.
Решение
задач. Игры с
запись.
партий

4.9

Турнирная таблица. Взялся – ходи!
Игра с часами. Кто самый сильный
шашист?

2

-

2

5.

Дебют

6

1

5

5.1

Дебют «Кол». Играем за оба цвета.
Ловушки. Видео-урок

2

1

1

5.2

Дебют «Игра Петрова». Играем за оба
цвета. Ловушки. Видео-урок

2

-

2

5.3

Дебют «Перекрёсток». Комбинации и
ловушки в русских шашках. Видео-урок

2

-

2

6.

Конкурс решений задач

3

-

3

6.1

Конкурс решений. Простые
комбинации

1

-

1

1

-

1

1

-

1

Соревнования

2

-

2

ИТОГО:

34

6,5

27,5

6.2
6.3
7.

Конкурс решений. Комбинации средней
сложности
Конкурс решений. Комбинации
повышенной сложности

Опрос.
Решение
задач. Игры с
запись.
партий.

Опрос.
Решение
задач. Игры с
запись.
партий
Соревнования

Приложение 6

Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шашки» III год обучения
N
п/п

1

Наименование темы

Повторение

Всего

Теория

Практика

1

0,5

0,5

0,5

1.1

Инструктаж по ТБ
Нотация. Дороги

0,5

1.2

Реши задачу – поймаешь удачу!

0,5

2.

Тактика

14

6

8

2.1

Изолированная шашка

1

0,5

0,5

2.2

Размен

1

0,5

0,5

2.3

Способы защиты

1

0,5

0,5

2.4

Роздых

1

0,5

0,5

2.5

Растяжка и оттяжка

1

0,5

0,5

2.6

Столбняк

1

0,5

0,5

2.7

Приёмы выигрыша шашки

2

1

1

2.8

Расчёт вариантов

1

0,5

0,5

2.9

Цугцванг

1

0,5

0,5

2.10 Атака и защита

1

0,5

0,5

Формы
аттестации/
контроля

Беседа. Опрос.
Работа в парах.
0,5

3.

Стратегия

6

3

3

3.1

Центр

1

0,5

0,5

3.2

Окружение центра

1

0,5

0,5

3.3

Симметричные позиции

1

0,5

0,5

3.4

Контрудар

1

0,5

0.5

3.5

Оценка позиции

1

0,5

0,5

3.6

Выигрыш выигрышу рознь

1

0,5

0,5

4.

Дебют

6

3

3

4.1

Ленинградская защита

1

0,5

0,5

4.2

Киевская защита

1

0,5

0,5

4.3

Кол

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,
игры в парах.

Беседа, опрос,
игры.

Беседа, опрос,
игры.

4.4

Тычок

1

0,5

0,5

4.5

Гамбит Кукуева

1

0,5

0,5

4.6

Гибельное начало

1

0,5

0,5

5.

Эндшпиль

3

1

2

5.1

Треугольник Петрова

2

1

1

5.2

Контрольная. Треугольник
Петрова

1

1

6.

Задачи

2

2

6.1

Задачи. 1 балл.

1

1

6.2

Задачи. 2 балла.

1

1

7.

Турнир

2

2

7.1

Концовки. Задачи и этюды.

1

1

1

1

3

3

2

2

7.2
8.
8.1
8.2

Спарринг тренировки, сеанс
одновременной игры.
Классификационные
турниры
Участие в соревнованиях,
турнирах по шашкам
Запись партий, их
последующий разбор
ИТОГО:

1

0,5

0,5

34

13,5

20,5

Опрос,
решение
специальных
упражнений.
Выполнение
контрольных
заданий.

Работа в парах.
Работа в
группе.

Соревнования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».