Шахматы. Тактика и практика

1. Пояснительная записка
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале
обучения, воспринимает их как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, и
все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности
ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в
человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю,
выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение
быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке. Шахматы, сочетающие в
себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в обучающихся эти черты более
эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в
мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у
ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

1.1. Основания для проектирования и реализации
общеобразовательных общеразвивающих программ

дополнительных

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности «Шахматы: Тактика и Практика» разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность по проектированию и
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МАОУ СОШ №5;
- локальными нормативными актами МАОУ СОШ №5, регламентирующими
образовательную деятельность.

1.2.
Направленность
общеразвивающей программы

дополнительной

общеобразовательной

Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Программа направлена на развитие учебно-познавательной деятельности, логического
мышления, самообразования.

1.3.
Актуальность
дополнительной
общеразвивающей программы

общеобразовательной
2

Программа «Шахматы: Тактика и Практика» базируется на современных требованиях
модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального,
культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой
самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую
устойчивость, рациональность, развивает логическое мышление.
Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому обучающемуся при
помощи подбора заданий разного уровня сложности и создания «ситуации успеха». Подбор
заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью
обучающегося на занятии.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности.
Игра в шахматы способствует развитию внимания, воображения, памяти, мышления,
волевого управления поведением.
Шахматы помогают сосредоточиться. Бобби Фишер сказал: «Шахматы требуют полной
концентрации». Шахматист может сделать 30 ходов на уровне гроссмейстера, а потом отвлечься
на 31-м и допустить элементарный зевок, который проигрывает партию! Умение
сосредотачиваться полезно и в школьной и во взрослой жизни, при выполнении различных
заданий и необходимости соблюдать сроки работ.

1.4. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Особенностью данной программы является проведение спортивных мероприятий
различных форм, игра на поле шахмат гигантов.
Так, проведение сеансов одновременной игры позволяет выявить сильных соперников,
применить умения быстродействия и сосредоточенности, логического мышления.
На поле шахмат гигантов игроки находятся в двигательной активности, видят игру с
другого ракурса, что, в свою очередь, совершенствует образное мышление, тренирует память.

1.5. Адресат
программы

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 9 - 18 лет (основная
группа).
Программа может быть скорректирована в зависимости от возраста и уровня подготовки
обучающихся.

1.6. Режим занятий
Занятия с группой проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Количество человек в группе – от 10 до 15.
Педагогу дается право перераспределять количество часов, отведенное на изучение
конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от
собственного опыта, подготовленности обучающихся, а также от условий работы в данной
группе.

1.7. Объем
программы

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

Общее количество учебных часов – 68, в том числе 16,5 часов теоретических занятий, 51,5
часов практических занятий.
Продолжительность 1 года обучения – 34 часа.
Продолжительность 2 года обучения – 34 часа.

1.8. Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
3

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1.9. Уровневость дополнительной общеразвивающей программы
В первый год обучения обучающиеся знакомятся с открытыми дебютами, изучают
тактические приемы, учатся анализировать сыгранные партии.
Во второй год обучения развивают комбинационное зрение, углублённо изучают
тактические приёмы, применяют полученные знания в соревнованиях различного уровня.

1.10. Формы обучения
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Организация и проведение занятий может осуществляться дистанционно.

1.11. Виды занятий
Данная программа предусматривает проведения теоретических занятий и практическую
деятельность обучающихся.
Теоретические занятия проводятся в виде мозговых атак, лекций, диспутов, бесед,
демонстрационных удалённых сеансов, интерактивных лекций. Основой изучения
теоретических занятий является раскрытие понятий игры в шахматы, исторический экскурс в
игру, а также просмотр самых известных партий; обобщение взаимосвязи шахматных фигур, их
влияние друг на друга.
Практическая деятельность ориентирует обучающихся на самостоятельное изучение
различных позиций в шахматах. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много
радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития,
формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Практические
занятия проводятся в форме игры на поле шахмат гигантов, за шахматными досками, в форме
сеансов на мультимедийной установке, сеансов одновременной игры.
Словесные и демонстрационные методы являются необходимыми составляющими
учебного процесса. Занятие начинается с определения задачи. В процессе – анализ действий и
ходов, обсуждение ходов и действий с возможными вариантами, построения алгоритма ходов с
вариантами.
С целью закрепления изученного материала и отработки навыков шахматной игры
регулярно проводятся школьные шахматные турниры и блиц турниры.
Также обучающимся предоставляется возможность участия в соревнованиях различных
уровней: от местных до международных.
На нескольких занятиях проводится подготовка к участию в шахматных турнирах:
обсуждения и тренировки, а после – анализы сыгранных партий.

1.12. Формы подведения результатов
В течение курса предполагаются регулярные зачёты, включающие:
- составление алгоритмов по решению задач,
- практические игры,
- участие в соревнованиях,
- шахматные диктанты.
Для шахматистов всех возрастов и уровней подготовки возможно участие в турнире по
быстрым шахматам среди команд Горноуральского городского округа; городских
соревнованиях, областных и международных шахматных турнирах.

2. Цель и задачи
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Цель образовательной программы
Развитие логического и творческого потенциала личности ребёнка.

4

2.2. Задачи образовательной программы
2.2.1. Обучающие
- использование современных разработок по шахматной игре в области образования, организация
на их основе активной внеурочной деятельности обучающихся;
- ознакомление обучающихся с эволюцией содержания и правил шахматной игры;
- решение обучающимися ряда логических задач, приводящих к победе;
- реализация межпредметных связей с культурологией, историей, математикой и др.

2.2.2. Развивающие
- развитие внимания, логического и наглядно-образного мышления;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие креативного мышления;
- развитие личности в плане целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- развитие аналитических и интеллектуальных способностей.

2.2.3. Воспитательные
- формирование у обучающихся стремления к получению качественного законченного
результата;
- формирование навыков работы в команде;
- формирование навыков самостоятельной работы и рефлексии.

3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
3.1. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматы: Тактика и Практика»
1 год обучения
№
п/п
1
2

Количество часов

Название модуля

Всего

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Тактика.
Комбинация. Форсированные ходы.
Жертва.

Теория Практика

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Формы аттестации/
контроля
Опрос. Решение задач.
Игра в парах
Опрос. Решение задач.
Игра в парах
Опрос. Решение задач.
Игра в парах

3

Темы комбинаций

14

3

11

4

Ничейные комбинации

2

0,5

1,5

Опрос. Решение задач

5

Найди комбинацию. Ход белых

4

1

3

Опрос. Решение задач

6

Найди комбинацию. Ход чёрных

4

1

3

Опрос. Решение задач

7

Знаменитые комбинации

4

1

3

Опрос. Решение задач

8

Участие в турнирах

4

-

4

Соревнования

34

7,5

26,5

ИТОГО:

5

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Тактика (1 час)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Тактика. Важность развития тактического
зрения.
Практика: Решение задач. Игры в парах
2. Комбинация. Форсированные ходы. Жертва (1 час)
Теория: Комбинация. Форсированные ходы. Жертва. Мотив и тема комбинаций
Практика: Решение задач. Игры в парах
3. Темы комбинаций (14 часов)
Теория: Темы комбинаций. Отвлечение. Заявление. Открытое нападение. Открытый Шах.
Батарея. Различные виды батарей. Уничтожение защиты. Двойной удар. Вилка. Связка.
Абсолютная и относительная. Двойная связка. Мат Легаля. Перекрытие. Освобождение
поля или линии. Блокировка. Разрушение перекрытия Короля. Извлечение Короля в центр
в дебюте и миттельшпиле. Препятствуем рокировке. Контроль поля. Атака по вертикали
«е». Взятие пешки или фигуры у Короля. Проходная пешка. Связанные проходные пешки.
Практика: Решение задач. Игры в парах.
4. Ничейные комбинации (2 часа)
Теория: Ничейные комбинации
Практика: Решение задач. Игры в парах
5. Найди комбинацию. Ход белых (4 часа)
Теория: Найди комбинацию. Ход белых
Практика: Решение задач. Игры в парах
6. Найди комбинацию. Ход чёрных (4 часа)
Теория: Найди комбинацию. Ход чёрных
Практика: Решение задач. Игры в парах
7. Знаменитые комбинации (4 часа)
Теория: Знаменитые комбинации великих шахматистов мира
Практика: Разбор комбинаций. Решение задач
8. Участие в турнирах (4 часа)
Практика: Соревнования

3.2. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматы: Тактика и Практика»
2 год обучения
№
п/п

Количество часов

Название модуля

Всего

Теория Практика

1

Комбинационное зрение.

14

4

10

2

Темы комбинаций. Матовые
комбинации.

8

2

6

3

Пешечные комбинации.

3

1

2

4

Неудачная позиция фигур.

9

2

7

34

9

25

ИТОГО:

Формы аттестации/
контроля
Опрос. Решение задач.
Игра в парах
Опрос. Решение задач.
Игра в парах
Опрос. Решение задач.
Игра в парах
Опрос. Решение задач.
Игра в парах

6

Содержание учебного (тематического) плана
1. Кобинационное зрение (12 часов)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Комбинация. Внезапность. Малыш бьёт
гиганта. Хитроумные трюки. Красота построений. Обмен ударами.
Практика: Решение задач. Игры в парах
2. Темы комбинаций. Матовые комбинации (8 часов)
Теория: Темы комбинаций. Матовые комбинации. Спёртый мат. Последняя и
предпоследняя горизонтали. Мельница. Слабость первой горизонтали. Вертикали и
диагонали. Атака по слабым пунктам. Извлечение короля. Разрушение прикрытия короля.
Практика: Решение задач. Игры в парах.
3. Пешечные комбинации (3 часа)
Теория: Пешечные комбинации. Ртутные пешки. Пешечный клин. Пешечная фаланга.
Практика: Решение задач. Игры в парах
4. Неудачная позиция фигур. (9 часов)
Теория: Двойной удар. Ловля фигур. Связка фигур. Перекрытие. Отвлечение. Завлечение.
Засада. Перезагрузка.
Практика: Решение задач. Игры в парах

3.2. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике,
- осознанность учения и учебная мотивация, личная ответственность, эмоциональное
отношение к учебной деятельности и общее представление о культуре поведения и моральных
нормах,
- умение работать самостоятельно и в группах и находить оптимальные общие решения,
умения сопереживать, принимать решение.
Личностные результаты:
- умение слушать и понимать,
- умение высказывать и доказывать своё мнение,
- умение согласованной работы в группе,
- умение строить речевое высказывание.
Предметные результаты:
- умение находить информацию и вычленять важное в различных источниках
информации,
- умение мобильности и гибкости подходов в деятельности,
- умение самостоятельной работы, умение наставничества.

4. Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматы: Тактика и Практика»
4.1. Условия реализации программы:
Занятие проводится в зоне формирования цифровых и гуманитарных компетенций и зоне
коворкинга Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ
СОШ № 5 с. Николо-Павловского.
4.1.1. Материально-техническое обеспечение:
- Учебный кабинет (помещение второго этажа №149 по плану БТИ).
- Мебель (столы, стулья, шкафы) – 25 посадочных мест.
- Компьютерная база – ноутбуки.
- Мультимедийный комплекс «SMART BOARD».
7

- Проектор.
- Шахматные наборы.
- Шахматные часы.
- Интернет.
4.1.2. Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории Сухомлинов Юрий Николаевич, образование высшее (НТГПИ,
1985), 1 спортивный разряд по виду спорта Шахматы.
4.1.3. Информационное обеспечение
Информационно-справочное обозрение (ежемесячный журнал-справочник с 2012 года)
4.1.4. Методические материалы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Учебное пособие «Найди отличия»
Учебный материал «Шахматная раскраска»
Игра-бродилка «Шахматное путешествие»
Учебники по шахматам (авторы Сухин И.Г., Костров В., Давлетов Д.)
Журнал «Шахматное обозрение 64»
Рабочая тетрадь В. Костров, Р. Самсонова
Рабочая тетрадь И.Г. Сухин (1 год обучения часть 1, часть 2; 2 год обучения часть 1,
часть 2; 3 год обучения часть 1, часть 2)

8. Учебник «Шахматы. Начальная подготовка» автор Виктор Пожарский (Ростов-наДону.Феникс.2010)
9. «Учебник шахматных окончаний. Все виды эндшпиля. Шахматы от А до Я» авторсоставитель Н.М. Калиниченко (Москва. Издательство Астрель 2008)

4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В течение курса предполагаются регулярные зачёты:
- составление алгоритмов по решению задач,
- практические игры,
- участие в соревнованиях,
- проводятся шахматные диктанты.
По окончанию курсов обучающиеся готовят и защищают проекты по созданию задач.
Для шахматистов всех возрастов и уровней подготовки возможно участие в турнире по
быстрым шахматам среди команд Горноуральского городского округа, городских
соревнованиях, областных и международных шахматных турнирах.

8

5. Список литературы
Для педагога
1. Sarhan, Guliev The Manual of Chess Endings / Das Lehrbuch der Schachendspiel / Учебник
шахматных окончаний / Manual de finales ajedrecisticos / Sarhan Guliev. - М.: Русский шахматный
дом / Russian Chess House, 2011. - 184 c.
2. Авербах, Ю.Л. Жизнь шахматиста в шахматной системе. Воспоминания гроссмейстера / Ю.Л.
Авербах. - М.: Человек, 2012. - 320 c.
3. Гулиев, С. РШД. ВШМ. Владимир Крамник. Избранные партии 14-го чемпионата мира по
шахматам / С. Гулиев. - Москва: Мир, 2015. – 343 c.
4. Калиниченко, Н. Королевский гамбит / Н. Калиниченко. - М.: Гранд-Фаир, 2011. – 185 c.
5. Лонгригг, Д. Шахматы / Д. Лонгригг. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 256 c.
6. Лысенко, Сергей Беседы с шахматным психологом / Сергей Лысенко. - Москва:
Машиностроение, 2011. - 104 c.
7. Межзональные турниры. Рига-79, Рио-де-Жанейро-79. – М.: Машиностроение, 2010. - 416c.
8. Петрушина, Н.М. Шахматные окончания для детей / Н.М. Петрушина. - М.: Феникс, 2014.
- 202 c.
9. Полугаевский, Л. А. Рождение варианта / Л.А. Полугаевский. - М.: Физкультура и спорт, 2012.
- 176 c.
10. Селезнев, Алексей. 100 шахматных этюдов. Практикум по эндшпилю / Алексей Селезнев. Москва: Гостехиздат, 2013. - 104 c.
11. Фишер, Бобби Бобби Фишер учит играть в шахматы / Бобби Фишер , Эдуард Гуфельд. - М.:
Русский шахматный дом / Russian Chess House, 2014. - 278 c.
12. Халифман, А. Дебют белыми по... (комплект из 16 книг) / А. Халифман. - М.: Гарде, 2012. –
235 c.
13. Черняк, В. Г. Мы играем в шахматы / В.Г. Черняк. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 224 c.
14. Шахматный информатор 44. VII-XII 1987. - М.: Sahovski Informator, 2013. - 444 c.
15. Юдович, М. Занимательные шахматы / М. Юдович. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 232 c.
16. А.А. Тимофеев «Программа курса «Шахматы – школе: Для начальных классов
общеобразовательных учреждений», 2011
17. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.:
«Вентана-Граф», 2012.
18. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
19.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Ресурсы Интернет, информационно-справочные и поисковые системы
1. Информационный портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.273-фз.рф
2. Единый национальный портал дополнительного образования детей. — URL:
http://dop.edu.ru/home/53
3. Дополнительное образование. Социальная сеть работников образования. — URL:
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie
4. Учительский портал – Международное сообщество учителей. — URL: https://www.uchportal.ru

Для обучающихся
Компьютерная игра «Динозавры учат шахматам»
Интернет-портал «Шахматная планета» WWW.CHESSPLANET.RU
Программа для ПК «Шахматная школа»
Программа для ПК «Шахматные этюды»
Программа для ПК «Шахматный задачник «Мат в 2 хода»
Учебник «Шахматы. Начальная подготовка» автор Виктор Пожарский (Ростов-наДону.Феникс.2010)
7. «Учебник шахматных окончаний. Все виды эндшпиля. Шахматы от А до Я» авторсоставитель Н.М. Калиниченко (Москва. Издательство Астрель 2008)
1.
2.
3.
4.
5.
6.

9

Приложение № 1
Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматы: Тактика и Практика»
1 год обучения
количество часов

№
п/п

Темы

Всего

теория

практика

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Темы комбинаций

14

3

11

3.1

Отвлечение

1

3.2

Заявление

1

3.3

Открытое нападение. Открытый
шах. Батарея. Различные виды
батарей

1

3.4

Уничтожение защиты

1

3.5

Двойной удар. Вилка

1

3.6

Связка. Абсолютная и
относительная. Двойная савязка.
Мат Лагаля

1

3.7

Перекрытие

1

3.8

Освобождение поля или линии

1

3.9

Блокировка

1

3.10

Разрушение прикрытия Короля

1

1

2
3

Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Тактика. Важность развития
тактического зрения
Комбинация. Форсированные
ходы. Жертва.

Извлечение Короля в центр в
дебюте и миттельшпиле
Препятствие рокировке. Контроль
поля. Атака по вертикали «е».
3.12
Взятие пешки или фигуры у
Короля.
3.11

1

3.14

Связанные проходные пешки

1

Ничейные комбинации

2

4

Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах

Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах

1

Проходная пешка

Опрос. Решение
задач. Игра в парах

Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах

1

3.13

Формы аттестации/
контроля

0,5

1,5

Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач
10

5

Найди комбинацию. Ход белых

4

1

3

6

Найди комбинацию. Ход чёрных

4

1

3

7

Знаменитые комбинации

4

1

3

8

Участие в турнирах.
Общешкольный турнир. Турнир
ГГО по быстрым шахматам

4

-

4

34

9

25

Всего

Опрос. Решение
задач
Опрос. Решение
задач
Опрос. Решение
задач
Соревнования

11

Приложение № 2
Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматы: Тактика и Практика»
2 год обучения
количество часов

№
п/п

Темы

1

Комбинационное зрение

Всего

теория

практика

14

4

10

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Комбинационное зрение.
Комбинация.

1

1.2

Внезапность.

2

1.3

Малыш бьёт гиганта.

4

1.4

Хитроумные трюки.

2

1.5

Красота построений.

2

1.6

Обмен ударами.

3

Темы комбинаций. Матовые
комбинации.

8

2.1

Спёртый мат.

1

2.2

Последняя и предпоследняя
горизонтали.

1

2.3

Мельница.

1

2.4

Слабость первой горизонтали.

1

2.5

Вертикали и диагонали.

1

2.6

Атака по слабым пунктам.

1

2.7

Извлечение короля.

1

2.8

Разрушение прикрытия короля.

1

Пешечные комбинации

3

3.1

Ртутные пешки

1

3.2

Пешечный клин.

1

3.3

Пешечная фаланга.

1

2

3

Формы аттестации/
контроля

Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
2

6
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах

1

2
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
Опрос. Решение
задач. Игра в парах
12

Неудачная позиция фигур.

9

4.1

Двойной удар.

1

4.2

Ловля фигур.

1

4.3

Связка фигур.

2

4.4

Перекрытие.

1

4.5

Отвлечение.

1

4.6

Завлечение.

1

4.7

Засада.

1

4.8

Перегрузка.

1

4

Всего

34

2

7
Опрос. Решение
задач
Опрос. Решение
задач
Опрос. Решение
задач
Соревнования

7,5

26,5

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».