Современное рукоделие+

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основания
для
проектирования
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «Современное рукоделие+» разработана в соответствии с нормативноправовыми документами, регулирующими деятельность по проектированию и реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МАОУ СОШ №5;
- локальными нормативными актами МАОУ СОШ №5, регламентирующими
образовательную деятельность.
1.2. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Направленность программы - художественная.
Дополнительная общеразвивающая программа «Современное рукоделие+» направлена на
формирование системы знаний и умений в области декоративно-прикладного творчества,
практического моделирования и конструирования, на развитие творческого мышления, на
совершенствование умений и навыков работы с различными материалами, инструментами и
приспособлениями ручного труда, умения проектировать, а также ценить и беречь культуру
прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир. Предлагаемая
программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает
интерес к творчеству и приносит удовлетворение результатами труда.
1.3. Актуальность
программы

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

На протяжении веков руками, умом и талантом людей создавалось народное искусство –
неиссякаемый источник фантазии, вкуса, форм, цветовых сочетаний и узоров. Организация
прикладной деятельности обучающихся – одно из основных условий успешности в
2

формировании любознательной, творческой личности. Знания, приобретенные на занятиях по
декоративно-прикладному творчеству обеспечат эстетическое и художественное развитие
каждого ребенка.
Актуальность предлагаемой общеразвивающей программы определяется тем, что в
настоящее время повышается интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества.
Содержание программы не только раскрывает многогранные возможности декоративноприкладного творчества и приобщает к миру искусства, но и стимулирует развитие
потенциальных возможностей детской фантазии, творческого воображения, художественнотворческих способностей, а также позволяет показать новые способы совмещения нескольких
видов прикладного творчества, тем самым максимально разнообразив творческую деятельность
обучающихся. Работа по данной программе предоставляет возможность каждому ребенку
самостоятельно, опираясь на свою фантазию и творческое мышление, реализовать задуманную
им идею.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется:
- расширением кругозора обучающихся и углублением знаний по школьным предметам
за счет интеграции со смежными дисциплинами (история, изобразительная деятельность,
технология);
- успешным развитием у обучающихся навыков практической деятельности в процессе
изучения различных видов декоративно-прикладного творчества;
- реализацией творческого потенциала через активное участие в выставках, конкурсах,
благотворительных акциях;
- формированием навыков исследовательской деятельности.
1.4.
Отличительные
общеразвивающей программы

особенности

дополнительной

общеобразовательной

Отличительными особенностями данной дополнительной образовательной программы
являются:
- комплексность: сочетание нескольких тематических разделов, освоение каждого из
которых предполагает работу с конкретным видом материалов и их взаимозаменяемость
(возможность хронологически поменять местами);
- взаимодополняемость используемых техник и различных материалов, предполагающая
их сочетание и совместное применение;
- не подражание, а творчество: овладение техниками декоративно-прикладного творчества
не на уровне создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла.
Постоянная смена видов творческой деятельности в течение учебного года, чередование
которых позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект новизны,
даёт возможность систематически работать над овладением умений и навыков по работе с
различными материалами в разных техниках, постоянно переходить от простого к сложному,
выбирать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
1.5. Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Работа по программе ориентирована на обучающихся школьного возраста. Возраст
обучающихся от 6 до 12 лет. В группу принимаются все желающие. Специального отбора не
производится. Для успешного освоения программы формируются одновозрастные группы.
Программа может быть скорректирована в зависимости от возраста и уровня
подготовленности обучающихся.
1.6. Режим занятий
Занятия с группой проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Длительность
занятий определяется возрастом детей.
Оптимальное количество человек в группе – 15.
1.7. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
3

Общее количество учебных часов в год – 136:
1 год обучения – 68 часов,
2 год обучения – 68 часов.
1.8. Срок
программы

освоения

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

Программа рассчитана на 2 год обучения.
1.9. Уровневость дополнительной общеразвивающей программы
В первый год обучения обучающихся знакомятся с разными видами рукоделия, осваивают
основы работы с разными материалами и инструментами для творчества, развивают навыки
работы с пластилином, пряжей, фетром, отрабатывают технику ручных швов, умение
самостоятельно разрабатывать выкройки, пластилинографию, наматывание пряжи, развивают
аккуратность, усидчивость, внимательность.
Во второй год обучения усложняется работа с фетром, дети учатся создавать объёмные
картины, ручные декоративные швы, осваивают работу с иглой для ковровой вышивки,
знакомятся с процессом создания кукол в скульптурно-чулолочной технике.
1.10. Формы обучения
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Занятия нельзя разделить на теоретические и практические, т.к. часть занятия отводится
теоретической части, а часть практической. Для реализации программы применяют
комбинированные и практические занятия.
Организация и проведение занятий может осуществляться дистанционно.
1.11. Виды занятий
Структура каждого занятия включает в себя теоретическую и практическую части, но
доминирующей является практическая работа. Эффективными формами работы с детьми
являются: лекция, беседа, практическое занятие, викторина, самостоятельная работа,
презентация.
Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными проектами на
занятиях. Каждый обучающийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения
чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение
коллективной работы в целом.
1.12. Формы подведения результатов
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

Наблюдение за работой детей на занятиях;

Участие детей в проектной деятельности;

В выставках творческих работ школьников.
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их, педагог
учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных
результатов является комплекс умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за
определенное время.
2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
Цель программы: развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей и
раскрытие его творческого потенциала через овладение технологическими приемами обработки
разнообразных материалов средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
- формирование системы знаний и умений по основам цветоведения, композиции, по
истории возникновения и развития изучаемых видов декоративно-прикладного творчества;
4

- обучение особенностям обработки различных материалов, основным навыкам и приемам
изготовления изделий из различных материалов в разных техниках;
Развивающие:
- развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного
воображения, внимания, устойчивого интереса к творческой и поисковой деятельности
(стремление усовершенствовать изделие с попыткой разработать и изготовить его по
собственному замыслу);
- развитие умения достаточно самостоятельно решать вопросы моделирования и
изготовления поделок (выбор материала, способы обработки, умения планировать, осуществлять
самоконтроль).
Воспитательные:
- воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени, помощь
детям в их желании сделать свою работу общественно значимой;
- совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда, умения бережно
и экономно использовать материал;
- воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия, дисциплинированности,
прививание навыков работы в коллективе.
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
3.1. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Современное рукоделие+»
1 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж
по ТБ. Знакомство с
материалами и инструментами
для творчества.

2

1

1

2

Работа с пряжей.

20

1

19

3

Пластилинопластика.

22

1

21

4

Фетровые фантазии.

22

1

21

5

Итоговое занятие.

2

-

2

68

4

64

Итого

Формы аттестации/
контроля

Беседа. Опрос.
Визуальный анализ
деятельности,
презентация работ.
Визуальный анализ
деятельности,
презентация работ.
Визуальный анализ
деятельности,
презентация работ.
Коллективная
творческая работа.

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие (2 часа)
Введение. Понятие «декоративно-прикладное творчество». Знакомство с материалами и
инструментами для творчества. Техника безопасности.
2. Работа с пряжей (20 часов)
Теория: Знакомство детей с краткой историей вязания, видами пряжи. Технология
изготовления сувениров, крепление деталей между собой, подбор пряжи для игрушек и
5

сувениров. Техника выполнения помпона. Техника выполнения кисти из пряжи. Технология
создания картин из пряжи.
Практика: Изготовление изделий из пряжи:
1.
«Монстрики» из пряжи
2.
Создание помпона из пряжи
3.
Создание куклы на основе кисти из пряжи
4.
Осьминог из пряжи
5.
Домовенок из пряжи и ткани
6.
Панно из пряжи
7.
Картины из нарезанной пряжи
8.
Цветы из пряжи
3. Пластилинопластика (22 часа)
Теория: Свойства пластилина. Разнообразие и виды пластилина. История возникновения
техники пластинопластики. Освоение навыков работы с пластилином: скатывать длинные
колбаски и делить их стекой на равные части. Перекручивать пластилиновые колбаски и
жгутики. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция».
Способы и правила её составления. Коллективное составление композиции по выбранной
тематике. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Развивать умение самостоятельно задумывать
сюжет картины.
Практика. Изготовление работ из пластилина:
1. Работа из шариков пластилина
2. Работа из жгутиков
3. Метод размазывания - граттаж
4. Работа в технике «петелька»
5. Пластилиновая живопись
4. Работа с фетром (22 часа)
Теория: История. Виды и свойства фетра. Особенности работы. Виды швов. Алгоритм
выполнения ручных швов. Выкройка. Плоские и объемные изделия из фетра.
Практика: Изготовление работ из фетра.
1) Панно
2) Черепаха
3) Заяц
4) Жираф
5) Украшения
5.Итоговое занятие (2 часа)
Практика: Подведение итогов. Коллективная творческая работа.
3.2. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Современное рукоделие+»
2 год обучения
№
п/п
1

Название раздела, темы
Вводное занятие. Инструктаж
по ТБ.

Количество часов
Всего

Теория

Практика

2

1

1

Формы аттестации/
контроля
Беседа. Опрос.

6

2

Фетровые фантазии

20

2

18

3

Петельная вышивка.

22

2

20

4

Скульптурно-чулочная техника.

22

2

20

5

Итоговое занятие.
Итого

2
68

7

2
61

Визуальный анализ
деятельности,
презентация работ.
Визуальный анализ
деятельности,
презентация работ.
Визуальный анализ
деятельности,
презентация работ.
Выставка

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие (2 часа)
Введение. Понятие «декоративно-прикладное творчество». Материалы и инструменты для
творчества. Техника безопасности.
2. Фетровые фантазии (20 часов)

Теория: История появления картин из ткани. Ознакомление с различными видами и
техниками при создании картин. Освоение декоративных ручных швов. Картины, 3Д, панно,
многослойные, туннели из фетра.
Практика: Изготовление картины из фетра.
1) Фетр + природный материал.
2) Осеннее панно.
3) Зимний город.
4) Волшебное рождество.
3. Петельная вышивка (22 часа)
Теория: знакомство детей с историей вышивки, видами вышивки, материалами для
работы. Технология вышивки.
Практика: Вышивка:
1) Животные мира.
2) Природа.
3) Любимые цветы.
4. Скульптурно-чулочная техника (22 часа).
Теория: История появления кукол. Знакомство с видами кукол. Ознакомление с
инструментами для изготовления кукол.
Практика. Изготовление кукол из «чулка».
1) Символ года.
2) Домовенок на втулке.
3) Цветок магнит.
5. Итоговое занятие (2 час)
Теория: Подведение итогов. Выставка.
3.3. Планируемые результаты
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные:
- умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать и отвечать на вопросы,
комментировать последовательность действий;

7

- умение выслушивать других, договариваться, работая в паре, участвовать в
коллективном обсуждении, допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- умение выражать собственное эмоциональное отношение к результатам труда, быть
терпеливым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательного интереса и активности в области декоративно-прикладной
деятельности, иметь устойчивую заинтересованность в творческой деятельности, как способа
самопознания и познания мира;
- проявление настойчивости в достижении цели и получение удовлетворения от
творческого процесса;
- быть толерантным в коллективе.
Метапредметные:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, принимание и
сохранение учебной задачи;
- понимание цели выполняемых действий;
- научиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, различать
способ и результат действия, вносить коррективы в свою работу, включаться в самостоятельную
практическую деятельность;
- разработка и представление своего опыта через проектную деятельность, применение
приобретенных знаний, умений и навыков как в рамках образовательного процесса, так и в
реальных жизненных ситуациях;
- умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию, наблюдать,
сравнивать, делать простейшие обобщения;
Предметные:
- знание законов композиции, работы с цветом;
- понятия и историю изученных видов декоративно-прикладного творчества;
- название и назначение ручных инструментов при обработке различных материалов,
приемы безопасной работы с ними;
- виды, свойства и способы обработки различных материалов, оценивать технологические
свойства материала и область их применения;
- последовательность технологических операций;
- воспринимать инструкции (устные или графические) и действовать в соответствии с ней;
- овладение изученными техниками и технологиями изготовления поделок из различных
материалов;
- умение экономно использовать материал при изготовлении поделок, правильно
обрабатывать необходимый материал, совершать сборку изделий, эстетично выполнять
декоративную отделку, оценивать готовое изделие по заданным качествам (точность,
аккуратность).

4. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной
образовательной программы «Современное рукоделие+»
4.1. Условия реализации программы:
Занятия проводятся в зоне формирования цифровых и гуманитарных компетенций и
помещении для проектной деятельности центра цифрового и гуманитарного профилей МАОУ
СОШ № 5 с. Николо-Павловское.
Материально-техническое обеспечение:
1. Столы -10 шт.
2. Стулья-20 шт.
3. Шкафы для хранения инвентаря-2 шт.
8

4. Меловая доска-1 шт.
5. Проектор-1 шт.
6. Экран для проектора-1 шт.
7. Ноутбук- 1 шт.
8. Пластилин.
9. Досочка для лепки.
10. Стека.
12. Ножницы.
13. Клей (ПВА, клей-карандаш, клей «Момент», «Титан»).
14. Горячий пистолет, стержни для пистолета.
17. Фетр разных цветов.
18. Нитки.
19. Иголки.
21. Синтепон.
22. Пряжа.
23. Атласные ленты.
24. Декоративные элементы (пуговицы, бусины, пайетки и т.д.)
Информационное обеспечение:
Тематические Интернет-ресурсы stranamasterov.ru, www.stranamam.ru/, http://free-stainedglasspatterns.com/
Методические материалы
Демонстрационные материалы.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Свиридова Елена
Владимировна, образование высшее (НТГСПА), подготовила победителя Всероссийского
детского конкурса рисунков и декоративно-прикладного творчества «Арбузное лето» (2021),
призёра Всероссийского конкурса детских творческих работ «Новогодняя мастерская» (2022),
Лауреат Всероссийского фестиваля «Пасха красная на Урале» (2022), призёра II
Международного творческого конкурса «Весенняя котовасия» (2023), победителей
Всероссийского детского конкурса декоративно-прикладного искусства «Угадайте, что за
птица?» (2023), победителей и призеров областных и муниципальных конкурсов.
4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Участие в выставках творческих достижений, конкурсах, фестивалях.

9

5. Список литературы
Для педагогов:
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. Часть 1. Изд.
«Скрипторий», 2013г.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. Часть 2. Изд. «Скрипторий», 2015г.
3. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить, М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
4. Кондратюк Л.С. Учись вязать, К.Ф.В НИИ полиграфии, 1992.
5. Методическая папка «Сувениры».
6. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками, Ярославль, 1998.
7. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей, Ярославль, 2000.
8. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 2009г.
9. Лаптева Т.Е. Пластилиновые чудеса. Забавные человечки. М.: Изд. Просвещение, 2014.
10. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. М.: АСТ, СПБ: Сова, 2011г.
11. Зайцева И.Г. «Мягкая игрушка», ИД МСП, 2005.
12. Груша О.С. «Яркие поделки и аппликации из фетра»
13. Кононович Т. «Мягкая игрушка. Веселый зоопарк» Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая
энциклопедия рукоделия. 2001.
14. Лепгина Ю. «Фантазии из фетра»
Для детей и родителей:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Бурундукова Л.И. Волшебная изонить, М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
Кондратюк Л.С. Учись вязать, К.Ф.В НИИ полиграфии, 1992.
Методическая папка «Сувениры».
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками, Ярославль, 1998
Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей, Ярославль, 2000.
Смотрова Н.А. Нитяные игрушки, Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2006.
Цамуталина Е.Е., 100 поделок из ненужных вещей, Ярославль, 1999.

10

Приложение № 1
Тематическое планирование 1 год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дата
занятия

Название раздела, темы
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Понятие «декоративноприкладное творчество». Знакомство с материалами и
инструментами для творчества.
Работа с пряжей. История вязания, виды пряжи. Технология
изготовления сувениров, крепление деталей между собой.
Подбор пряжи для игрушек и сувениров. «Монстрики» из
пряжи.
Техника выполнения помпона. Создание помпона из пряжи.
Техника выполнения кисти из пряжи. Создание куклы на
основе кисти из пряжи.
Осьминог из пряжи.
Домовенок из пряжи и ткани.
Домовенок из пряжи и ткани.
Технология создания картин из пряжи. Панно из пряжи.
Картины из нарезанной пряжи.
Цветы из пряжи.
Пластилинопластика. История возникновения. Свойства
пластилина. Разнообразие и виды пластилина.
Освоение навыков работы с пластилином. Скатывание
длинных колбасок, деление их стекой на равные части.
Работа из шариков пластилина
Перекручивание пластилиновых колбасок и жгутиков.
Работа из жгутиков
Понятие «композиция». Способы и правила её составления.
Коллективное составление композиции из форм по выбранной
тематике.
Метод размазывания – граттаж.
Работа в технике «петелька».
Понятие «пейзаж». Развитие умения самостоятельно
задумывать сюжет картины.
Пластилиновая живопись
Фетровые фантазии. История. Виды и свойства фетра.
Особенности работы. Виды швов. Алгоритм выполнения
ручных швов.
Панно
Панно
Выкройка. Плоские и объемные изделия из фетра. Черепаха
Черепаха
Заяц
Заяц
Жираф
Жираф
Украшения
Украшения
Итоговое занятие.
ВСЕГО

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68

11

Приложение № 2
Тематическое планирование
2 год обучения
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дата
занятия

Название раздела, темы
Введение. Понятие «декоративно-прикладное творчество».
Материалы и инструменты для творчества. Техника
безопасности
Фетровые фантазии. История появления картин из ткани.
Ознакомление с различными видами и техниками при
создании картин. Освоение декоративных ручных швов.
Изготовление картины из фетра с природными материалами
Изготовление картины из фетра с природными материалами
Картины, 3Д, панно, многослойные, туннели из фетра.
Осеннее панно.
Осеннее панно.
Зимний город
Зимний город
Волшебное рождество
Волшебное рождество
Петельная вышивка. История вышивки, виды вышивки,
материалы для работы. Технология вышивки.
Животные мира.
Животные мира.
Животные мира.
Природа.
Природа.
Природа.
Любимые цветы.
Любимые цветы.
Любимые цветы.
Любимые цветы.
Скульптурно-чулочная техника. История появления кукол.
Виды кукол. Инструменты для изготовления кукол.
Изготовление кукол из «чулка». Символа года.
Символ года.
Символ года.
Домовенок на втулке.
Домовенок на втулке.
Домовенок на втулке.
Домовенок на втулке.
Цветок магнит.
Цветок магнит.
Цветок магнит.
Цветок магнит.
Итоговое занятие.
ВСЕГО

Количество
часов
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».