ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основания
для
проектирования
общеобразовательных общеразвивающих программ
и
реализации
дополнительных
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «Сильные пальчики» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, регулирующими деятельность по проектированию и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р.
1.2. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Направленность программы - художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сильные
пальчики» направлена на формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения
к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные
образы. Программа предполагает комплексное решение обозначенных задач в различных формах
работы с детьми (занятия, беседы, игры, просмотры мультипликационных фильмов,
развлечения).
В основе передаваемого детям эстетического опыта лежит художественный образ,
который является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания,
обучения и развития детей дошкольного возраста, учитывая особенности их развития на данном
возрастном этапе. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на
восприятие художественных образов и выразительность явлений. При этом становление
эстетического отношения у детей происходит на основе практического интереса в развивающей
деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Таким
образом, особый акцент программы – это творческая деятельность детей.
1.3. Актуальность
программы
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
2
Актуальность создания подобной программы обусловлена необходимостью
совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста,
их духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого ребенка,
приобщения к работе в коллективе.
В программе представлены такие виды художественной деятельности детей как лепка,
аппликация и рисунок. Лепка, аппликация, рисунок – виды изобразительной деятельности,
основное назначение которых – образное отражение действительности. Изобразительная
деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует
ребенка, вызывает положительные эмоции. Создавая красивые вещи своими руками, видя
результаты своей работы, дети получают прилив энергии, положительные эмоции, испытывают
внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.
1.4.
Отличительные
общеразвивающей программы
особенности
дополнительной
общеобразовательной
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сильные
пальчики» должна помочь стимулировать развитие познавательных потребностей и
способностей дошкольников путем тренировки движений пальцев рук, создаст условия для
социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Давно доказана связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых
лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы,
которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему
осваивать речь. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому очень важно
уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. «Чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребёнок». (В.А. Сухомлинский)
Системно-деятельный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию
познавательной деятельности каждого дошкольника с учётом его возрастных и индивидуальных
особенностей. Раскрытие личностного потенциала реализуется путём индивидуализации
учебных заданий. Ребёнок всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени
сложности. Ребенок сам рисует фон для своей работы, затем выполняет на ней аппликацию либо
рисунок. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными
свойствами и качествами.
Специфика данной программы позволяет реализовать мир игровых образов в целях
развития ребёнка.
Кроме этого, занятия лепкой, аппликацией и рисунком позволяют проявить себя детям с
теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных
предметах.
1.5. Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Работа по программе ориентирована на обучающихся дошкольного возраста. Возраст
учащихся от 3 до 4 лет. В группу принимаются все желающие. Специального отбора не
производится. Для успешного освоения программы формируются одновозрастные группы.
Программа может быть скорректирована в зависимости от возраста и уровня
подготовленности обучающихся.
1.6. Режим занятий
Занятия с группой проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Длительность
занятий определяется возрастом детей.
Количество человек в группе – от 5 до 15.
1.7. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Общее количество учебных часов в год – 34.
1.8.
Срок
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
3
программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.9. Формы обучения
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Занятия нельзя разделить на теоретические и практические, т.к. часть занятия отводится
теоретической части, а часть практической. Для реализации программы применяют
комбинированные и практические занятия.
Организация и проведение занятий может осуществляться дистанционно.
1.10. Виды занятий
Для организации занятий используются:
1. Словесные методы обучения (устное изложение, беседа)
2. Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ исполнения
работы педагогом, наблюдение, работа по образцу)
3. Практические методы обучения (самостоятельная работа).
4. Объяснительно-иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети
воспринимают и усваивают готовую информацию.
Структура каждого занятия включает в себя теоретическую и практическую части, но
доминирующей является практическая работа. Эффективными формами работы с детьми
являются: лекция, беседа, практическое занятие, викторина, самостоятельная работа,
презентация.
Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными проектами на
занятиях. Каждый обучающийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения
чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение
коллективной работы в целом.
Этапами его служат темы или разделы, которые расположены в порядке увеличения
сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всё более
разнообразных приёмов, техник, средств и материалов для работы).
Схема технологического мышления (потребность-цель-способ-результат) позволяет
наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным
пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных
предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями,
умениями, универсальными учебными действиями) и жизненными задачами.
1.11. Формы подведения результатов
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
- наблюдение за работой детей на занятиях;
- участие детей в проектной деятельности;
- в выставках творческих работ дошкольников.
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Педагог учитывает
индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов
является комплекс умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время.
Критериями оценки могут быть также тестовые задания в начале и конце учебного года,
определяющие уровень их развития, кроме этого дети сами могут оценивать собственные
достижения.
4
2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Цель и задачи Программы
Цель программы - создание условий для развития и реализации творческих способностей
детей через использование такого вида художественной деятельности как изобразительное,
включая лепку и аппликацию, приобщение к искусству детей с самыми различными
способностями.
2.2. Задачи:
2.2.1. Образовательные:
- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью педагога;
- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными
предметами;
- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости
вносить коррективы в первоначальный замысел;
- создавать изображения по заданию педагога и по собственному замыслу, задумывать
разнообразное содержание своих работ;
- изображать отдельные предметы и сюжеты, располагая их по всему листу и на полосе
внизу листа;
- выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, цвет и строение
предметов, их характерные особенности;
- создавать индивидуальные и коллективные композиции предметного, сюжетного и
декоративного содержания;
- изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно (лепка из
цельного куска);
- пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами; создавать
оттенки цвета, смешивая краски и пластилин.
2.2.2. Воспитательные:
- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;
- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим
людям через коллективную деятельность на занятиях;
- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных
целей;
- отмечать красоту и выразительность своих работ и работ других ребят, уметь улучшать
изображения.
2.2.3. Развивающие:
- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
развитие
творческой
деятельности, эстетических чувств,
воображения,
самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- развитие и укрепление мелкой моторики рук, аккуратности, глазомера;
- развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии,
наблюдательности, мышления, художественного вкуса;
- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных
способностей детей.
- формирование умений организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое
для занятий; работать аккуратно; экономно расходовать материалы; сохранять рабочее место в
чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
5
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
3.1. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Сильные пальчики»
Количество часов
№
п/п
Название раздела, темы
I
Раздел «Аппликация»
19
1
18
1.1
Вводная беседа по технике
безопасности.
Знакомство с материалами и
инструментами для
творчества.
1
1
-
1.2
Прямолинейное вырезание.
Осьминог. Рыбка. Белка.
3
-
3
1.3
Вырезание округлых форм.
Попугай.
1
-
1
1.4
Вырезание одинаковых
форм. Страус.
1
-
1
1.5
Вырезание симметричных
фигур. Орнамент.
1
-
1
1.6
Декоративная аппликация.
Венок.
2
-
2
1.7
Сюжетная аппликация.
Кораблики.
2
-
2
1.8
Объемная аппликация.
Дерево из сердечек.
1
-
1
1.9
Модульная аппликация
(мозаика). Растения.
1
-
1
1.10
Обрывная аппликация. Кот.
Сова. Бабочка. Ёж.
4
-
4
1.11
Аппликация из ниток.
Цветы.
1
-
1
1.12
Накладная аппликация.
Птицы, бабочки.
1
-
1
II
2.1
Раздел «Лепка»
Лепка предметная из
колбасок (столбиков). Едем
в зоопарк. Зебра.
Всего Теория
15
2
Практика
Формы аттестации/ контроля
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
15
-
2
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
6
2.2
Лепка предметная из шара,
овала. Едем в зоопарк.
Жираф.
2
-
2
2.3
Аппликативная лепка.
Морское дно.
1
-
1
2.4
Коллективная лепка.
Кораблики.
2
-
2
2.5
Плоскостная лепка.
Расцветает все кругом.
2
-
2
2.6
Декоративная лепка. Сказки.
2
-
2
2.7
Пластилинопись. Природа.
3
-
3
2.8
Итоговое занятие.
Коллективная работа
«Времена года»
1
34
1
1
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
33
3.2 Содержание учебного (тематического) плана
I. Раздел «Аппликация» (19 часов)
1.1. Вводное занятие.
Знакомство с детьми, педагогом ДО. Беседа о работе в течение года. Техника безопасности
при работе с инструментом.
1.2. Прямолинейное вырезание
Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца,
резать широкую и узкие полоски бумаги. Развивать творчество, воображение. Воспитывать
самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой и клеем.
Практическая работа: Аппликации «Осьминог», «Рыбка», «Белка».
1.3. Вырезание округлых форм
Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у
прямоугольников, квадратов. Наклеивать круги аккуратно, ровно, учить дополнять композицию.
Практическая работа: Аппликация «Попугай»
1.4. Вырезание одинаковых форм
Учить детей задумывать композицию, подчинять замыслу последующую работу. Учить
детей вырезать из бумаги одинаковые детали путем складывания бумаги. Воспитывать
самостоятельность, творчество. Закреплять навыки в вырезывании круга, прямоугольника.
Учить подбирать цвета.
Практическая работа: Аппликация «Страус»
1.5. Вырезание симметричных фигур.
Учить составлять изображение, вырезать детали различной формы. Развивать чувство
цвета, эстетическое восприятие, образные представления, воображение, самостоятельность,
творчество.
Практическая работа: Аппликация «Орнамент»
1.6. Декоративная аппликация
7
Учить детей составлять изображение. Закреплять умения в вырезании деталей
прямоугольной и овальной форм. Воспитывать творчество, самостоятельность.
Практическая работа: Декоративная аппликация «Венок»
1.7. Сюжетная аппликация
Закреплять умения детей в вырезании деталей разных форм, аккуратном наклеивании.
Развивать чувство цвета, образные представления, воображение.
Практическая работа: Сюжетная аппликация «Кораблики»
1.8. Объемная аппликация
Познакомить детей с понятием объемной аппликации. Способствовать развитию воображения.
воспитывать внимательность и аккуратность. Изготовить коллективную работу.
Практическая работа: Объёмная аппликация «Дерево из сердечек»
1.9. Модульная аппликация (мозаика)
Создавать красочное изображение резаной мозаикой, аккуратно наклеивая близко друг к
другу. Распределять равномерно по рисунку, аккуратно наклеивать.
Практическая работа: Модульная аппликация (мозаика) «Растения»
1.10. Обрывная аппликация
Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника
работы.
Практическая работа: Обрывная аппликация «Кот», «Сова», «Бабочка», «Ёж».
1.11. Аппликация из ниток
Сформировать представления о технике, научить приёмам владения техники «аппликация
из ниток».
Практическая работа: Аппликация из ниток «Цветы»
1.12. Накладная аппликация
Осваивать новую технику создания многослойных изображений, наклеивая детали друг на
друга в убывающем порядке.
Практическая работа: Накладная аппликация «Птицы, бабочки»
II. Раздел 1.2. «Лепка» (15 часов)
2.1. Лепка предметная из колбасок (столбиков)
Закреплять умение детей лепить колбаски (столбики), сплющивать ее с одного конца.
Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное
отношение к результатам своей деятельности.
Практическая работа: Лепка предметная из колбасок (столбиков). Едем в зоопарк. Зебра.
2.2. Лепка предметная из шара, овала.
Закреплять умение детей лепить предметы круглой и овальной формы разной величины и
колбаски, делить колбаску стекой на две одинаковые части. Закреплять приемы оттягивания,
использовать дополнительный материал для более полного образа.
Практическая работа: Лепка предметная из шара, овала. Едем в зоопарк. Жираф.
2.3. Аппликативная лепка
Учить детей размазывать пластилин по картону, создавая фон. Закреплять ранее усвоенные
приемы лепки. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.
Практическая работа: Аппликативная лепка. Морское дно.
2.4. Коллективная лепка
Закреплять умение детей лепить предметы разной формы. Закреплять приемы оттягивания,
использовать дополнительный материал для более полного образа. Учить работать в коллективе,
создавая совместную работу.
Практическая работа: Коллективная лепка. Кораблики.
8
2.5. Плоскостная лепка
Учить детей размазывать пластилин по картону, создавая фон. Закреплять ранее усвоенные
приемы лепки. Уделять особое внимание аккуратности.
Практическая работа: Плоскостная лепка. Расцветает все кругом
2.6. Декоративная лепка
Освоение декоративной лепки. Использование в работе разные предметы: старые
компьютерные диски, пластинки, коробочки, тарелки.
Практическая работа: Декоративная лепка. Сказки
2.7. Пластилинография
Поэтапное создание творческой работы (обсуждение замысла, подготовка основы и фона,
деталей, соединение элементов в цельную картину); отработка разных приёмов
пластилинографии, их комбинация в одной картине.
Практическая работа: Пластилинопись. Природа
2.8. Итоговое занятие
Практическая работа: Коллективная работа «Времена года»
3.3. Планируемые результаты
Метапредметные:
По окончании обучения по программе обучающиеся:
- смогут найти практическое применение теоретических знаний, полученных в рамках
изучения программы;
- получат практические навыки планирования своей краткосрочной и долгосрочной
деятельности;
- выработают стиль работы с ориентацией на достижение запланированных результатов;
- смогут использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых
творческих задач;
- использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и
повседневной жизни.
Личностные:
По окончании обучения по программе обучающиеся:
- получат социальный опыт участия в коллективной работе;
- найдут свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной
работе;
- научатся правилам безопасной работы;
Предметные результаты:
По окончании обучения по программе обучающиеся будут знать:
- названия инструментов, правила безопасности труда;
- основные приемы и способы лепки;
- жанры искусства: натюрморт, сказочно былинный и жанр анималистки;
- истории орнамента, игрушек, гаммы цветов;
- название материалов, их свойства;
будут уметь:
- самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу,
замыслу);
- использовать различные приемы в лепке: барельеф, растягивание, вдавливание,
разглаживание поверхности, примазывание, вытягивание формы и т.д.;
- создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения
фигур;
- работать с художественными материалами: гуашь, кисть, карандаш, пластилин.
9
4.
Комплекс
организационно-педагогических
образовательной программы «Сильные пальчики»
условий
дополнительной
4.1. Условия реализации программы:
Занятия проводятся в помещении детского сада МАОУ СОШ №5 с. Николо-Павловское.
Материально-техническое обеспечение:
1. Столы для дошкольников - 10 шт.
2. Стулья для дошкольников - 20 шт.
3. Шкафы для хранения инвентаря - 2 шт.
4. Меловая доска -1 шт.
5. Проектор - 1 шт.
6. Экран для проектора - 1 шт.
7. Ноутбук - 1 шт.
8. Бумага цветная (на каждого дошкольника)
9. Картон для творчества (на каждого дошкольника)
10. Пластилин (на каждого дошкольника)
12. Ножницы (на каждого дошкольника)
13. Клей (на каждого дошкольника)
14. Стеки (на каждого дошкольника)
15. Доски для лепки (на каждого дошкольника)
16. Кисти, краски
Информационное обеспечение:
Тематические Интернет-ресурсы
Методические материалы
Методические разработки занятий, демонстрационные материалы.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Свиридова Елена
Владимировна, образование высшее (НТГСПА), подготовила победителя Всероссийского
детского конкурса рисунков и декоративно-прикладного творчества «Арбузное лето» (2021),
призёра Всероссийского конкурса детских творческих работ «Новогодняя мастерская» (2022),
Лауреат Всероссийского фестиваля «Пасха красная на Урале» (2022), призёра II
Международного творческого конкурса «Весенняя котовасия» (2023), победителей
Всероссийского детского конкурса декоративно-прикладного искусства «Угадайте, что за
птица?» (2023), победителей и призеров областных и муниципальных конкурсов.
4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
- проведение мини-выставок по темам и направлениям разделов обучения;
- выполнение практических и проектных работ;
- участие в выставках творческих достижений, конкурсах, фестивалях.
10
5. Список литературы
Для педагогов:
1..Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.
2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия
развития», 2006.
3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003»,
2006.
4. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл»,
«Валери СПб», 1997.
5. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М, Издательство
«Мозаика-Синтез», 2014
7.Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» -Творческий центр. Москва-2010г.
8.С.В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» - Волгоград- «Учитель»-2011г.
9.С.В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»Академия развития-2005г.
10.Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.
11.А.П. Клиенов «Народные промыслы» -Москва. Белый город.-2002
Детей и родителей:
1. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
2. Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс»,
2005.
3 .Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
11
Приложение № 1
Обеспечение занятий
Тема занятий
Формы занятий
Вводное занятие.
Беседа
Вырезание округлых
форм, одинаковых ворм,
симметричных форм.
Комбинированная
Декоративная
аппликация
Комбинированная
Сюжетная аппликация
Комбинированная
Модульная аппликация
(мозаика)
Комбинированная
Обрывная аппликация
Комбинированная
Накладная аппликация
Комбинированная
Аппликация из ниток.
Комбинированная
Лепка предметная
Комбинированная
Аппликационная лепка
Комбинированная
Коллективная лепка
Комбинированная
Плоскастная лепка
Комбинированная
Декоративная лепка
Комбинированная
Пластилинография
Комбинированная
Обеспечение занятий
Методическая разработка занятия, школьная доска,
демонстрационный материал.
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Склеивание полос»,
«Склеивание кругов», «Скручивание полос»
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Декоративная
аппликация»
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Сюжетная
аппликация»
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Модульная
аппликация»
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Обрывная
аппликация», ножницы, клей, панно или открытка
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Накладная
аппликация»
Методическая разработка занятия,
демонстрационный материал «Аппликация из
ниток»
Картинки, демонстрационный материал по теме,
методическая разработка занятия
Картинки, демонстрационный материал по теме,
методическая разработка занятия
Картинки, демонстрационный материал по теме,
методическая разработка занятия
Картинки, демонстрационный материал по теме,
методическая разработка
Картинки, методическая разработка занятия,
демонстрационный материал по теме
Картинки, демонстрационный материал по теме,
методическая разработка занятия
12
Приложение № 2
Поурочное планирование
№
п/п
Дата
занятия
Название раздела, темы
Количество
часов
2
3
4
5
6
Вводная беседа по технике безопасности.
Знакомство с материалами и инструментами для творчества.
Прямолинейное вырезание. Осьминог..
Прямолинейное вырезание. Рыбка.
Прямолинейное вырезание. Белка.
Вырезание округлых форм. Попугай.
Вырезание одинаковых форм. Страус.
7
Вырезание симметричных фигур. Орнамент.
1
8
Декоративная аппликация. Венок.
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Декоративная аппликация. Венок.
Сюжетная аппликация. Кораблики.
Сюжетная аппликация. Кораблики.
Объемная аппликация. Дерево из сердечек.
Модульная аппликация (мозаика). Растения.
Обрывная аппликация. Кот.
Обрывная аппликация. Сова.
Обрывная аппликация. Бабочка.
Обрывная аппликация. Ёж.
Аппликация из ниток. Цветы.
Накладная аппликация. Птицы, бабочки.
Лепка предметная из колбасок (столбиков). Едем в зоопарк.
Зебра.
Лепка предметная из колбасок (столбиков). Едем в зоопарк.
Зебра.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
Лепка предметная из шара, овала. Едем в зоопарк. Жираф.
1
23
Лепка предметная из шара, овала. Едем в зоопарк. Жираф.
1
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Аппликативная лепка. Морское дно.
Коллективная лепка. Кораблики.
Коллективная лепка. Кораблики.
Плоскостная лепка. Расцветает все кругом.
Плоскостная лепка. Расцветает все кругом.
Декоративная лепка. Сказки.
Декоративная лепка. Сказки.
Пластилинопись. Природа.
Пластилинопись. Природа.
Пластилинопись. Природа.
Итоговое занятие. Коллективная работа «Времена года»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
20
21
1
1
1
1
1
1
1
1
13