1. Пояснительная записка
Компьютерная обработка видеосюжетов и компьютерная графика - необычайно
интересный и перспективный предмет, одни из самых популярных направлений использования
персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессионалы, но и
обычные пользователи.
Данные технологии играют важнейшую роль в создании компьютерных игр, современной
мультипликации, мультимедийных учебников, самостоятельных графических произведений,
иллюстраций для разного типа книг, как научных, так и художественных, наглядных пособий,
рекламных плакатов, открыток и т.д. В последнее время у молодежи возникает устойчивый
интерес к данным видам деятельности.
1.1. Основания
для
проектирования
и
реализации
общеобразовательных общеразвивающих программ
дополнительных
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической
направленности «Мультимедиа-Гайд» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, регулирующими деятельность по проектированию и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МАОУ СОШ №5;
- локальными нормативными актами МАОУ СОШ №5, регламентирующими
образовательную деятельность.
1.2.
Направленность
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
Направленность программы – техническая.
Программа разработана с учетом основных требований к программам дополнительного
образования, несёт личностно-ориентированный характер, направлена на развитие у
обучающихся мотивации к познанию, творчеству, на удовлетворение индивидуальных
образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося.
Основными направлениями в содержании работы являются:
- обучение новым видам деятельности;
- подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня;
2
- работа над индивидуальными и групповыми творческими и учебно-исследовательскими
проектами.
1.3.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
В новом информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления
связей ребёнка с природой, трудом и искусством.
Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с
графическими программами, но и способствует формированию экологической культуры. Эта
программа не даёт ребёнку «уйти в виртуальный мир», учит видеть красоту реального мира.
Отличительной особенностью является и использование нестандартных материалов при
изготовлении поделок в технике флористики. А компьютер помогает увидеть необычную
форму листочка, травинки, обратить внимание на лепестки неприметного полевого цветка,
красоту крыльев бабочки. А педагог с помощью данных технологий учит ребёнка увидеть
неброскую красоту родного края, старается разбудить в нем художника, развивает
собственное видение мира.
1.4.
Отличительные особенности
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
Отличительная особенность программы заключается в том, что в содержание учебного
материала включены разные виды мультимедийных технологий:
1. Компьютерная 2D-графика
2. Видеомонтаж
3. Основы 2D-анимации
Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными проектами на
занятиях.
Принципы учебного процесса:
- самостоятельность – обучающиеся чувствуют себя полноправными субъектами учебновоспитательного процесса, то есть участвуют в целеполагании своей деятельности;
- самоорганизация – педагог не учит, а помогает учиться, обуславливая необходимость обучения
умениям и навыкам рационального учения;
- ответственность – развивает социальную зрелость личности;
- психологическое удовлетворение – подразумевает эмоциональное удовлетворение каждого
ученика и тем самым мотивацию учения;
- развитие – ориентировка на зону ближайшего развития с учетом актуального уровня развития;
- развитие потребности в преодолении посильных трудностей.
1.5. Адресат
программы
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 9 - 14 лет (основная
группа). Набор в группы производится по результатам собеседования. Состав групп является
постоянным, количество обучающихся в группе – до 15 человек.
Программа может быть скорректирована в зависимости от возраста и уровня подготовки
обучающихся.
1.6. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (по 45 минут) с перерывами
между ними по 10 минут.
1.7. Объем
программы
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
Общее количество учебных часов в год – 68 (8 часов теоретических занятий, 60 часов
практических)
3
1.8. Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.9. Формы обучения
- по количеству детей – коллективная, индивидуальная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – лекция, семинар,
практикум;
- по дидактической цели – вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое
занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и
навыков, комбинированные формы занятий.
1.10. Виды занятий
Структура каждого занятия включает в себя теоретическую и практическую части, но
доминирующей является практическая работа. Эффективными формами работы с детьми
являются: лекция, беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, презентация.
Также обучающимся предоставляется возможность участия в конкурсах различных
уровней: от местных до международных.
1.11. Формы подведения результатов
После изучения каждого раздела программы, обучающиеся выполняют творческие задания
по данной теме. В конце обучения выполняется творческий проект, защита которого происходит
на итоговых занятиях.
2. Цель и задачи
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Цель образовательной программы
Познакомить детей с IT-технологиями посредством работы на персональном компьютере
в профессиональных и полупрофессиональных графических редакторах.
2.2. Задачи образовательной программы
2.2.1 Образовательные:
‒
‒
‒
расширение и систематизация знаний, полученных на уроках информатики;
знакомство с основами знаний в области компьютерной графики и обработки изображений и
текста;
знакомство обучающихся с технологиями видеообработки.
2.2.2 Развивающие:
‒
‒
‒
‒
‒
развитие стремления к самообразованию, обеспечение в дальнейшем социальной адаптации
в информационном обществе и успешной профессиональной и личной самореализации;
раскрытие креативных способностей, подготовка к художественно-эстетическому
восприятию окружающего мира;
развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
развитие творческого воображения;
развитие моторики руки, зрительной памяти, глазомера.
2.2.3 Воспитательные:
‒
‒
‒
‒
формирование информационной культуры обучающихся;
воспитание толерантного отношения в группе.
воспитание собранности, аккуратности при подготовке к занятию;
воспитание умения планировать свою работу;
4
‒
‒
воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и
развитого воображения;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
3.1. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мультимедиа-Гайд»
Количество часов
№
Наименование темы
1
всего
теория
Вводное занятие. ТБ. Основы и виды
компьютерной графики. Правила работы на
компьютере.
2
2
2
Блок «Компьютерная графика»
20
2
18
3
Блок «Создание анимации»
14
2
12
4
Блок «Создание видеороликов»
12
2
10
5
Выполнение индивидуальных работ
практика
20
Итого:
68
Опрос
20
8
Формы
аттестации/
контроля
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Защита
творческих
проектов
60
Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение в компьютерную графику. Теория.
Теория: Введение в образовательную программу. Диагностика уровня знаний детей. Инструктаж
по технике безопасности. Основы и виды компьютерной графики.
2. Блок «Компьютерная графика» Графический редактор Corel DRAW.
Теория. Основные понятия о возможности программы. Приемы работы в программе. Настройка
рабочей среды, настройка подходящих параметров.
Практика: Ознакомление с рабочим пространством, Оформление рабочих окон. Работа с
фигурами и их свойствами. Применение различных инструментов, настройка их параметров,
создание объектов. Изменение цвета контура и работа с заливкой. Виды заливок. Настройка
цветовой палитры, Работа с текстом.
3. Блок «Создание анимации». Видео-редактор After Effect
Теория. Обзор видеоматериала о программе. Основные понятия о возможности программы.
Приемы работы в программе. Настройка рабочей среды, настройка подходящих параметров.
Практика: Ознакомление с рабочим пространством. Оформление рабочих окон. Работа с
фигурами и их свойствами. Применение различных инструментов, настройка их параметров,
создание объектов. Изменение цвета контура и работа с заливкой. Виды заливок. Настройка
цветовой палитры, Работа с текстом. Настройки анимации и скорости. Индивидуальная работа
4. Блок «Создание видеороликов». Видео-редактор Adobe Premier
5
Теория. Обзор видеоматериала о программе. Основные понятия о возможности программы.
Приемы работы в программе. Настройка рабочей среды, настройка подходящих параметров.
Практика: Настройка видео и звуковых дорожек. Наложение звуковых эффектов. Работа с
эффектами и звуками. Настройки анимации и скорости видео. Работа с эффектами.
Индивидуальная работа.
5. Выполнение индивидуальных работ.
Практика: Создание индивидуальных творческих проектов по каждому изученному блоку.
Итоговая презентация работ.
3.2.
Планируемые результаты
Метапредметные:
умение проявлять воображение;
проявление художественных умений и навыков;
развитие навыков активной самостоятельной деятельности;
знание культуры здорового и безопасного образа жизни и организации свободного
времени;
использование нового типа мышления – операционного, который направлен на выбор
оптимальных решений.
Личностные:
формирование чувства взаимопомощи, умения выслушать друг друга;
формирование целеустремленности и потребности в самоопределении;
формирование и развитие творческих способностей;
удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании.
Предметные:
умение владеть компьютером и компьютерными программами;
умение работать в графических редакторах;
знание особенностей, достоинств и недостатков растровой и векторной графики;
знание назначения и функции графических программ;
приобретение навыков компьютерной грамотности.
4. Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мультимедиа-Гайд»
4.1. Условия реализации программы:
Занятие проводится в зоне формирования цифровых и гуманитарных компетенций и зоне
коворкинга Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ
СОШ № 5 с. Николо-Павловского.
4.1.1. Материально-техническое обеспечение:
отдельный кабинет с хорошей акустикой и вентиляцией, оформленный в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами;
столы модульные – для каждого обучающегося;
стулья, регулируемые по высоте – на каждого обучающегося;
доска учебная – 1 шт.;
доска магнитная 1 шт.;
стол для педагога;
6
компьютеры с комплектом программ по изучению компьютерной графики и анимации – 12
шт.;
мультимедийная установка – 1 шт.;
сеть Интернет.
4.1.2. Информационное обеспечение:
Наличие программ: Adobe After Effects, Adobe Premiere Pro, Corel Draw
4.1.3. Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования высшей
квалификационной категории Галактионова Анна Николаевна, высшее образование, «Уральская
государственная архитектурно-художественная академия», квалификация «Информатик в
области социальных коммуникаций», специальность «Прикладная информатика в области
социальных коммуникаций» (2008 г.)
4.1.4. Методические материалы
1. Методические разработки по работе в программе Adobe After Effects, Corel Draw
2. Видеоматериалы.
3. Материалы из интернета на электронных носителях.
4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
предварительные просмотры аналогов печатной продукции и видеоматериалов
демонстрационные занятия для сверстников
защита творческих проектов
участие в конкурсах и фестивалях детского творчества
публикации готовых работ в сети Интернет
Все это позволяет обучающимся почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе
и в своих способностях, что приведёт к раскрытию их творческого потенциала.
7
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для обучающихся:
1. Перемитина Т.О. Компьютерная графика. Учебное пособие. — Томск. Эль Контент, 2012. —
144 с.
2. Петров М., Молочков В. Компьютерная графика. Учебник для вузов. - СПб: "Питер", 2003. 736 с.
3. Яне Б. Цифровая обработка изображений. Пер. с англ. А.М. Измайловой. — М.: Техносфера,
2007. — 584 с.
Интернет-ресурсы:
1. Источник: http://3dgo.ru Сайт о понятии компьютерной графики. Уроки создания объектов.
2. Источник: http://school.ciit.zp.ua/paint-htm/grafik.htm Сайт о векторной и растровой графике.
Цветовых моделях и форматах файлов.
Для педагога:
1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2005.
2. Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ - Бином. 2002.
3. Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. - Минск, ООО Попурри, 2012.
8
Приложенеие№1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тематическое планирование
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мультимедиа-Гайд»
Тема занятия
Кол.
часов
Основы и виды компьютерной графики. Правила работы на
2
компьютере. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с программой Corel DRAW. Интерфейс программы
2
Возможности и преимущество векторной графики.
Работа с простыми фигурами, изменение и порядок объектов.
2
Работа с цветом и заливкой.
Работа линиями Безье, создание замкнутых фигур
2
Отрисовка логотипа кривыми.
2
Создание объема фигуры. Заливка, тени, блики.
2
Работа с текстом, наложение эффектов.
2
Выравнивание и преобразование текста, преобразование вдоль
2
пути.
Работа с растровыми изображениями. Цветокоррекция.
2
Фигурная обрезка объектов и картинок.
2
Выравнивание объектов и деталей в итоговом макете
2
Выполнение самостоятельной работы
2
Выполнение самостоятельной работы
2
Знакомство с программой Афтер Эффект. Интерфейс программы.
2
Изучение основных настроек композиции. Работа со слоями.
2
Работа с простыми фигурами, начальная анимация.
2
Создание объектов произвольной формы.
2
Эффекты при анимации движения, скорость, траектория
2
Наложение дополнительных эффектов на объекты.
2
Создание GIF анимации, зацикленное видео
2
Выполнение самостоятельной работы
2
Выполнение самостоятельной работы
2
Знакомство с программой Адоб Премьер. Интерфейс программы.
2
Изучение основных настроек видео.
2
Работа с фрагментами. Монтаж видео-дорожек.
Монтаж видео с использованием дополнительных эффектов
2
Работа со звуком. Монтаж звуковых дорожек.
2
Работа со звуком. Наложение звуковых эффектов
2
Наложение видео-эффектов. Футтажи.
2
Выполнение самостоятельной работы
2
Выполнение самостоятельной работы
2
Выполнение итоговой индивидуальной работы. Идея, эскиз, текст
2
Выполнение индивидуальной работы
2
Выполнение индивидуальной работы
2
Презентация работ. Подведение итогов.
2
9