ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Кардмейкинг»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации:1 год
Автор-разработчик: Свиридова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
с. Николо-Павловское
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Основания
для
проектирования
общеобразовательных общеразвивающих программ
и
реализации
дополнительных
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «Кардмейкинг» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, регулирующими деятельность по проектированию и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р.
1.2. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Направленность программы - художественная.
В основу содержания программы положены сведения об открытках разных видов,
периодов истории.
Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и
сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи,
хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи
информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным
образом как атрибут праздника и поздравления.
В процессе изучения теоретического материала обучающиеся знакомятся с историей
появления открытки, основами её изготовления, процессом выбора тематики и материала.
Обучающиеся узнают, какие основные орудия труда применяются при работе, изучают технику
безопасности при работе с инструментами, учатся правильно и рационально организовывать своё
рабочее место и использовать рабочее время.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и
совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при изготовлении открыток. Также
она помогает ребенку сформировать художественное видение мира, познать своё «Я».
Изготовление открыток выполняется не по шаблону. Каждый обучающийся участвует в
творческом процессе, поиске своего стиля. Конечно, помощь взрослого необходима на первом
2
этапе, позже руководитель только дополняет и подсказывает методы и приемы необходимые при
работе, помогает выбрать материалы и композицию открытки.
1.3.
программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
В настоящее время кружки эстетической направленности играют большую роль в развитии
детей, т.к. к сожалению, в настоящее время подарки, в том числе и открытки, используются
готовые – производственные, и мало делаются своими руками. Изготовление открыток требует
от детей целеустремленности, усидчивости и концентрации внимания.
Актуальность программы определяется непрерывной значимостью занятий декоративноприкладным творчеством для обогащения духовной жизни ребёнка, становления его
эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и
художественного вкуса.
При реализации данной программы основной акцент ставится на знакомство обучающихся
с новым видом декоративно-прикладного творчества – кардмейкингом, который в нашей стране
только получает широкую распространенность и популярность. Одной из главных задач
обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение
мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка, в том числе развитие
творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к
практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.
Современный вид рукодельного искусства – кардмейкинг.Кардмейкинг (cardmaking) - это
ручное изготовление открыток при помощи подручных материалов. Этот вид декоративноприкладного искусства позволяет обучающимся окунуться в сказочный, чудесный мир
творчества, позволяющий проявлять и развивать свою фантазию, креативное мышление,
индивидуальные способности. Дети узнают способы оформления открыток, фотоальбомов в
разных стилях кардмейкинга.
Обучающиеся научатся концентрировать внимание, разовьют моторику рук.
1.4.
Отличительные
общеразвивающей программы
особенности
дополнительной
общеобразовательной
Программа «Кардмейкинг» предполагает широкое знакомство с историей, культурой,
традициями и праздниками нашей страны и мирового сообщества. Создает условия для более
плодотворного творчества, поддерживает детские инициативы и способствует самореализации
каждого ребенка. Интересные авторские подарки – открытки - друг другу, друзьям, родным,
учителям,готовы всегда заранее.
Прежде, чем приступить к практической работе, обучающиеся выполняют эскиз своего
изделия на бумаге, подбирают необходимые материалы, инструменты, приспособления. При
выполнении практических работ обучающиеся изготавливают изделие сразу, без образцов,
проявляя свои художественные и индивидуальные способности. Рассматриваются различные
методики выполнения изделий с использованием самых разнообразных техник и стилей.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки
ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, кожей, природным
материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении открыток,
обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения
каких-то деталей до моделирования и конструирования авторских поделок. Обучение
способствует развитию ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление,
художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Тематика занятий
строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения
детьми содержания программы педагогом отслеживается темп развития специальных умений и
навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет
дифференцировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная
конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий
3
и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность ребенку без боязни творить
и создавать, предостерегает от страха перед трудностями.
1.5. Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Работа по программе ориентирована на обучающихся школьного возраста. Возраст
обучающихся от 11 до13 лет. В группу принимаются все желающие. Специального отбора не
производится. Для успешного освоения программы формируются одновозрастные группы.
Программа может быть скорректирована в зависимости от возраста и уровня
подготовленности обучающихся.
1.6. Режим занятий
Занятия с группой проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Длительность
занятий определяется возрастом детей.
Оптимальное количество человек в группе – 15.
1.7. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Общее количество учебных часов в год – 34.
1.8. Срок
программы
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.9. Формы обучения
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Занятия нельзя разделить на теоретические и практические, т.к. часть занятия отводится
теоретической части, а часть практической. Для реализации программы применяют
комбинированные и практические занятия.
Организация и проведение занятий может осуществляться дистанционно.
1.10. Виды занятий
Словесный метод – используется на каждом занятии в виде лекции, беседы, рассказа,
изложения нового материала, закрепление пройденного материала.
Самостоятельная творческая работа – самостоятельность, развивает воображение.
Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с
поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию
между членами группы, созданию дружественной обстановки.
Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов
работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.
1.11. Формы подведения результатов
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
- наблюдение за работой детей на занятиях;
- готовые работы для поздравлений -открытки по различным темам и в различных стилях
техники кардмейкинг;
- участие детей в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному
искусству различного уровня.
Педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным
показателем полученных результатов является комплекс умений и навыков, которым ребенок
должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть также тестовые задания
в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития, кроме этого дети сами могут
оценивать собственные достижения.
При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный
подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от
индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка. Для оценки деятельности и
4
результатов выполнения заданий каждого обучаемого применяется контроль качества
выполненных работ.
2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Цель и задачи Программы
Цель программы - создать условия для развития творческих способностей и креативного
мышления, раскрывающие потенциал каждого ребенка в процессе совершенствования новой
современной техники – кардмейкинг.
2.2. Задачи:
Задачи программы
Обучающие:
закрепление, расширение и систематизация знаний и умений, полученных на
уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения,
литературы;
обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций;
изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами;
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий для саморазвитияобучающихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности.
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
3.1. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Кардмейкинг»
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория
Практика
1
Вводная беседа по технике
безопасности.
Знакомство с материалами и
инструментами для
творчества.
1
1
-
2
Открытка в технике
аппликация.
4
-
4
3
Открытки в стиле Винтаж.
Элементы состаривания
бумаги.
3
-
3
Формы аттестации/ контроля
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
5
3
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
4
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
4
Открытка в стиле Гранж.
5
Новогодние и
рождественские открытки с
элементами техники Айрис
фолдинг.
6
Открытки с использованием
техники Декупаж.
4
-
4
7
Открытки в стиле Фри стайл
3
-
3
8
Открытки в стиле
CleanandSimpl
4
-
4
9
Открытки с техникой Рop-up
2
-
2
10
Цветы из бумаги как элемент
украшения
3
-
3
11
Квиллинг в кардмейкинге
3
-
3
34
1
34
3
4
-
-
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
Визуальный анализ
деятельности, метод наблюдения
и мотивации обучающихся.
3.2 Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие.
Знакомство с детьми, педагогом ДО. Определение целей и задач объединения, правила
поведения на занятиях. Вводный инструктаж по технике безопасности.
2. Открытка в технике аппликации.
Теория. Обзор основных стилей кардмейкинга. Техника аппликация. Выбор материалов
для работы.
Практика. Изготовление открыток в технике аппликация.
3.Открытки в стиле Винтаж. Эффект старения бумаги.
Теория. Искусственное старение бумаги различными способами.
Практика. Открытка.
4. Открытка ко дню матери в стиле Гранж.
Теория. Знакомство со стилем Гранж. Выбор материалов для работы.
Практика. Открытка-плакат, открытки в стиле Гранж.
5. Новогодние и рождественские открытки.
Теория. Знакомство с техникой Айрис фолдинг.
Практика. Открытка-игрушка, открытка с печатным рисунком.
6. Открытки с использованием техники Декупаж.
Теория. Обзор основных стилей кардмейкинга. Знакомство с техникой Декупаж,
материалами для работы. Технологическим процессом.
Практика. Открытки.
7. Открытки в стиле Фри стайл.
Теория. Обзор основных стилей кардмейкинга. Фри стайл.
Практика. Открытки хорошего настраения.
8. Стили в кардмейкинге. CleanandSimpl.
6
Теория. Обзор основных стилей кардмейкинга. CleanandSimpl. Виды оформления.
Практика. Открытка в стиле CleanandSimpl.
9. Открытки с техникой Рop-up.
Теория. Понятие техники Рop-up, обзор видов и моделей открыток в стиле.
Практика. Моделирование и дизайн открытки. Изготовление обьемных открыток
применением стиля Рop-up.
10. Цветы из бумаги как элемент украшения.
Теория. Обзор способов изготовления бумажных цветов.
Практика. Изготовление открытки с бумажным цветком.
11. Квиллинг в кардмейкинге.
Теория. Технологические основы техники квиллинг.
Практика. Изготовление открыток.
3.3. Планируемые результаты
Личностные:
- развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения,
способности к творческому подходу в реализации задуманного;
- расширение запаса знаний о разнообразии форм и пространственного положения
предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей на основе
знаний, умений и навыков;
- формирование культуры труда, обучение аккуратности, умению бережно и экономно
использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- развитие сенсорных и умственных способностей(памяти, внимания, глазомера, мелкой
моторики рук, образного и логического мышления);
- развитие самостоятельности;
воспитание
коммуникативности
обучающихся,умения
строить
отношения
сотрудничества и доброжелательности,применять правила культурного общения.
Метапредметные:
- развитие терпения, усидчивости, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства
взаимопомощи и коллективизма;
- овладение навыками созидательной, творческой деятельности;
- навыками выбора, моделирования и проектирования объектов труда;
- умение ориентироваться в названии и применении ручных инструментов, материалов и
приспособлений, закрепление умений обращения с простейшими орудиями труда;
- формирование навыков подготовки, организации и планирования трудовой деятельности
на рабочем месте, соблюдения культуры труда;
- воспитание бережного отношения к инструментам, приспособлениям, материалам.
Предметные:
- понимание технологии изготовления открыток и фотоальбомов;
- знание истории возникновения кардмейкинга, основных понятий ибазовых
стилейкардмейкинга;
- умение подбирать материал с учетом его формы, величины, цвета;
- знание названий, назначений, правил пользования ручными инструментами для
обработки бумаги, картона, природного и других материалов;
- умение пользоваться фигурными ножницами, компостерами, дыроколами, двусторонним
скотчем и клеевыми материалами;
- формирование практических навыков работы в технике кардмейкинг, умение красиво,
выразительно и эстетически грамотно оформить работу;
- иметь общие сведения о художественном моделировании,способах раскладки материалов
на бумаге (составление эскиза), понятие о композиции, цвете;
- знать словарь терминов, применяемых при работе в данной технике, иметь
представление о применении изделий в быту, о себестоимости продуктов труда.
7
- умение подбирать необходимые материалы и отделку для изготовления открыток,
изготавливать шаблоны из картона.
4.
Комплекс
организационно-педагогических
образовательной программы «Кардмейкинг»
условий
дополнительной
4.1. Условия реализации программы:
Занятия проводятся в зоне формирования цифровых и гуманитарных компетенций и
помещении для проектной деятельности Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка
роста» МАОУ СОШ №5 с. Николо-Павловское.
Материально-техническое обеспечение:
1. Столы - 10 шт.
2. Стулья - 20 шт.
3. Шкафы для хранения инвентаря - 2 шт.
4. Меловая доска -1 шт.
5. Проектор - 1 шт.
6. Экран для проектора - 1 шт.
7. Ноутбук - 1 шт.
8. Бумага цветная.
9. Картон для творчества.
10. Пластилин.
12. Ножницы.
13. Клей ( ПВА, клей-карандаш, клей Момент, клей для горячего пистолета).
14. Стеки.
15. Доски для лепки
16. Кисти, краски
17. Акварельная бумага.
18. Кандаш простой.
19. Линейка;
20. Фигурные ножницы.
21. Дыроколы.
22. Ленты, кружево.
23. Пуговицы, полубусины, стразы, цветочки и другие декоративные украшения.
Информационное обеспечение:
Тематические Интернет-ресурсы
Методические материалы
Демонстрационные материалы.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Свиридова Елена
Владимировна, образование высшее (НТГСПА), подготовила победителя Всероссийского
детского конкурса рисунков и декоративно-прикладного творчества «Арбузное лето» (2021),
победителей и призеров областных и муниципальных конкурсов, Лауреат Всероссийского
фестиваля 2022 «Пасха красная на Урале», Лауреат 2 степени II Международного творческого
конкурса «Весенняя котовасия» (2023), Лауреат 1 степени Международного конкурса
декоративно-прикладного творчества для детей и взрослых «С Днём танкиста!» (2023), Лауреат
3 степени IV Всероссийского молодежного конкурса художественных работ «Память сильнее
времени» (2024)
4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
- проведение мини-выставок по темам и направлениям разделов обучения;
- выполнение практических работ;
- участие в выставках творческих достижений, конкурсах, фестивалях.
8
5. Список литературы
Для педагога:
1. Анна Зайцева. Квиллинг. Новые идеи для творчества.
2. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы.
3. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент.
4. Д. Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги.
5. Поли Пиндер. Открытки своими руками. Санкт-петербург. 1998 г.
6. Марго Форлин. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера. Москва
2007 год.
7. Михайлова М.П. Уроки для начинающих. Открытки своими руками. Екатеринбург 2006
год.
8. Грушина Л.В. Открытка сюрприз. Москва 2007 год.
9. Белякова О.М. Подарки и открытки своими руками. Ренолт классик 2009 год.
10. Соцкова А.Г. Открытки своими руками. Шаг за шагом. Москва 2007.
11. Егорова И.И. Волшебные открытки своими руками. Москва 2009 год.
12. Мацкевич Д.А. Открытки к любому празднику своими руками. Москва 2009 год.
13. http://stranamasterov.ru/
14. http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Dopolnitelnoe-obrazovanie-programmy/
Dopolnitelnoe-obrazovanie-programmy.html
Для детей:
1. Городицкая М.М. Открытки своими руками. Н. Новгород 2008.
2. Дрезнина М.Г. Открытки к праздникам руками детей. Москва 2006 год.
3. Рахно М.О. Открытки своими руками. Беларусь 2006 год.
4. Рубцова Е.С. Открытки к праздникам своими руками. Москва 2008 год.
5. Эон Кокс. Поздравительные открытки своими руками. Контект Голд 2009 год.
6. Алпарова Л.Н. Открытки своими руками. Москва 2008 год.
9