1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основания для проектирования и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности «Занимательные опыты» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими
деятельность по проектированию и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. N 678-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
- постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Уставом МАОУ СОШ №5;
локальными
нормативными
актами
МАОУ
СОШ
№5,
регламентирующими образовательную деятельность.
1.2.
Направленность
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
Направленность программы – естественно-научная
1.3. Актуальность
дополнительной
общеразвивающей программы
общеобразовательной
Сегодня система образования работает в режиме инноваций, и каждая
образовательная организация занимается поиском возможностей выполнить
одну из самых основных задач образования по созданию условий для
«возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих
возрасту видов деятельности».
Актуальность программы состоит в том, что она отвечает потребностям
современных детей и их родителей и ориентирована на детский и
родительский спрос к исследовательской деятельности. Еще одним важным
аспектом является создание в образовательном процессе педагогических
условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного
потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка.
Поскольку экспериментирование предполагает наличие специальных
инструментов и оборудования для изучения и исследования, в «Точке Роста»
создана лаборатория опытно-экспериментальной деятельности, в которой
каждый желающий может попробовать себя в роли ученого. Для детского
экспериментирования используется комплект оборудования «Научные
развлечения», который состоит из трех модулей, посвященных отдельной
теме:
1. Свет и цвет
2. Механика Галилео
3. Лазерное шоу
1.4. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Занимательные опыты» является то, что
изучение предложенных тем в лаборатории можно проводить в любом
порядке, что дает детям возможность делать выбор, а взрослым –
поддерживать детскую инициативу. Дать возможность действовать, думать,
отвечать на вопросы самостоятельно или прибегая к помощи взрослого,
приложить максимум усилий для достижения поставленных целей.
Современный мир насыщен разного рода электронными приборами, все
это окружает ребенка ежедневно, является частью его развивающей среды.
Работая в лаборатории, мы помогаем ребенку разобраться с различными
явлениями, ввести простейшие понятия, описывающие эти явления. Детям
очень интересно быть исследователями, самостоятельно или при помощи
взрослого действовать приборами для измерений и объектами- индикаторами.
1.5. Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Возраст обучающихся от 9 до 11 лет.
Количество человек в группе – 8.
1.6. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
1.7. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Общее количество учебных часов в год – 34.
1.8. Формы обучения
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая.
Ведущей формой работы является индивидуально-групповая форма
работы и дифференцированный подход к детям. Занятия строятся на основе
практической работы с комплектом оборудования «Научные развлечения»
1.9. Виды занятий
Структура каждого занятия включает в себя теоретическую и
практическую части, но доминирующей является практическая работа.
Эффективными формами работы с детьми являются: лекция, беседа,
практическое занятие, самостоятельная работа, презентация.
Программа
предполагает
работу
над
индивидуальными
и
коллективными проектами на занятиях. Каждый обучающийся любого уровня
подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным
звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной
работы в целом.
2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Цель образовательной программы
Цель: научить обучающихся исследовать реальный мир самостоятельно.
2.2. Задачи образовательной программы
Образовательные:
способствовать формированию начальных представлений из области живой
природы, естествознания, математики о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.);
Развивающие:
способствовать развитию познавательной инициативы обучающихся;
развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при решении
проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные решения,
опираясь на свои знания и умения;
развивать мыслительные операции, связную речь, память;
Воспитательные:
создать условия для развития общения и взаимодействия, обучающихся со
взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со
сверстниками;
создать условия для развития у обучающихся эмоциональной отзывчивости,
сопереживания;
формирование уважительного отношения друг к другу;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
3.1. Учебно-тематический план
№
п/п
Название модуля
Количество часов
Всего
Теория
Введение
1
1
1
Механика Галилео
12
6
6
2
Свет и цвет
Лазерное шоу
Итоговое занятие
13
6,5
6,5
7
1
3,5
1
3,5
34
18
16
3
ИТОГО
Практика
Формы аттестации/
контроля
Наблюдение
педагога.
Опрос.
Творческие задания.
Тестирование.
Анализ
практических работ.
Фронтальный опрос.
Устный
опрос.
Самоконтроль.
3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие. Правила ТБ. (1час)
Теория: Знакомство с программой, оборудованием
Практика: Знакомство с оборудованием.
Раздел 1. Механика Галилео (12 часов)
Теория: Кто такой Галилео Галилей. Законы движения тел в
пространстве и на плоскости.
Практика: Знакомство с оборудованием. Шарик на наклонной
плоскости. Опыт Галилео с легкими шарами. Шарик в желобе. Вода и песок.
Перевертыш. Под горку… вверх. Траектория. Столкновение шаров
одинаковой массы на бифилярном подвесе. Столкновение шаров различной
массы на бифилярном подвесе. Удар с накатом. Сила Архимеда.
Раздел 2. Цвет и свет (13 часов)
Теория: Что такое свет? Источники света. Лампочка накаливания. Светодиод.
Практика: Источники света. Свет распространяется прямолинейно. Тень и
полутень. Цвет света. Получим радугу. Радужный мир или взгляд через
дифракционную решетку. Сложение цветов. Как работает цветной монитор.
Лучи и зеркала. Разноцветные зайчики. Преломление света: поднимаем
монетку. Еще один способ получения радуги. Опыты с линзами.
Раздел 3. Лазерное шоу (7 часов)
Теория: Что такое лазер. Принцип работы. Световые явления,
излучающиеся при помощи лазера.
Практика: Расходимость лазера. Поглощение света. Отражение света.
Лазерный фонарь. Как свет обходит препятствия. Как обрезать луч. Крыло
бабочки. Итоговое занятие
Итоговое занятие (1 час)
3.3. Планируемые результаты
Метапредметные
Обучающиеся будут
- отличаться широтой кругозора;
- обладать элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п.;
- проявлять интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам,
моделям, пытаться устанавливать различные взаимосвязи, склонность
наблюдать, экспериментировать,
- организовывать и осуществлять познавательно-исследовательскую
деятельность в соответствии с замыслом;
- способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения, способны к вариативности, гибкости, импровизации;
- проявлять инициативу в решении проблемных ситуаций.
Личностные
Обучающиеся научатся:
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
- договариваться, учитывать интересы и чувства других,
- сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
- адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
- интересно и с увлечением делиться впечатлениями.
Предметные
Обучающиеся будут:
- проявлять познавательный интерес к опытно-экспериментальной
деятельности;
- иметь представление о различных физических свойствах и явлениях;
- уметь проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой
природы;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и
экспериментов.
4. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной
образовательной программы «Занимательные опыты»
4.1. Условия реализации программы:
Занятия проводятся в зоне формирования цифровых и гуманитарных
компетенций и помещении для проектной деятельности Центра образования
цифрового и гуманитарного профилей МАОУ СОШ № 5 с. НиколоПавловское.
Материально-техническое обеспечение:
№
Материал
Кол-во (шт.)
1
Комплект оборудования «Механика Галилео»
4
2
Комплект оборудования «Свет и цвет»
4
3
Комплект оборудования «Лазерное шоу»
4
Аппаратные средства:
ноутбук, 4 шт.;
сеть Интернет;
мультимедиа проектор, 1 шт.
мультимедийная установка, 1 шт.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования высшей
категории Лысова Ирина Геннадьевна, образование высшее (НТГСПА),
победитель Областного фестиваля детского технического творчества
«ТЕХНОFEST» (г. Екатеринбург, 2020, 2023, 2024), победитель и призер
Областных робототехнических соревнований в номинации «Творческая
категория», подготовила призёров Всероссийской олимпиады «Технологии
успеха» в рамках Всероссийской Большой олимпиады «Искусство –
Технологии – Спорт» (2023).
4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На протяжении всего периода обучения педагог отслеживает
результативность программы через низкоформализованные методы: беседа,
наблюдение за деятельностью детей, контроль выполнения самостоятельных
творческих заданий.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- проведение научных развлечений;
- проведение совместного заседания «экспериментальной лаборатории» с
участием родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- проведение открытого занятия,
- демонстрация опытов и рассказ о них обучающимся других классов.
Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае), позволяет
более точно отобразить уровень овладения знаниями и умениями
экспериментальной деятельности обучающихся, предоставляет возможность
проследить даже незначительную динамику в его развитии, увидеть
дальнейшие перспективы и спланировать развивающую работу в соответствии
с реальными потребностями ребенка.
Шкала оценки успеваемости включает 3 уровня усвоения программы:
1 – базовый – понимание основ,
2 – основной – воспроизведение знаний,
3 – повышенный – применение и творческая переработка полученного
материала.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. Механика Галилео. 60 занимательных опытов в домашней
лаборатории/О.А. Поваляев, Я.В. Надольская. -М.: Издательство
«Ювента», 2013
2. Лазерное шоу. 110 занимательных опытов в домашней лаборатории/
О.А. Поваляев, Я.В. Надольская. -М.: Издательство «Ювента», 2016
3. Свет и цвет: 100 красочных экспериментов в домашней лаборатории/
Д.М. Жилин, О.А. Поваляев. – М.: издательство Ювента, 2017
Для детей и родителей
1. Калинина Р. Детское «почему» и интеллектуальное развитие. // Школьный
психолог. - 2004. - № 1. - с. 22 - 24.
2. Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы. // Дошкольное воспитание.
2004 - № 8 - с. 17 - 19.
3. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации
педагогам, родителям и гувернёрам. - М.: «Мозаика - Синтез», 2004.
Приложение № 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов и тем
1
I
2
3
4
5
6
7
8
9
Вводное занятие. Правила ТБ
Механика Галилео
Шарик на наклонной плоскости 1
Шарик на наклонной плоскости 2
Опыт Галилео с легкими шарами
Шарик в желобе
Вода и песок
Перевертыш
Под горку… вверх
Траектория
Столкновение шаров одинаковой массы на
бифилярном подвесе
Столкновение шаров различной массы на
бифилярном подвесе
Удар с накатом
Сила Архимеда
Раздел 2. Свет и цвет
Источники света. Лампочка накаливания.
Светодиод.
Свет распространяется прямолинейно
Тень и полутень
Цвет света
Получим радугу
Радужный мир или взгляд через дифракционную
решетку
Сложение цветов
Как работает цветной монитор
Лучи и зеркала
Разноцветные зайчики
Преломление света: поднимаем монетку
Еще один способ получения радуги
Опыты с линзами
Лазерное шоу
Расходимость лазера
Поглощение света
Отражение света
Лазерный фонарь
Как свет обходит препятствия
Как обрезать луч
Крыло бабочки
Итоговое занятие
ИТОГО
10
11
12
13
II
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
III
27
28
29
30
31
32
33
34
1
6
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
6
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Общее
количество
часов
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
6,5
0,5
0,5
0,5
6,5
0,5
1
1
13
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
18
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Теория Практика
16
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема занятия
Вводное занятие. Правила ТБ
Шарик на наклонной плоскости 1
Шарик на наклонной плоскости 2
Опыт Галилео с легкими шарами
Шарик в желобе
Вода и песок
Перевертыш
Под горку… вверх
Траектория
Столкновение шаров одинаковой массы на бифилярном подвесе
Столкновение шаров различной массы на бифилярном подвесе
Удар с накатом
Сила Архимеда
Источники света. Лампочка накаливания. Светодиод.
Свет распространяется прямолинейно
Тень и полутень
Цвет света
Получим радугу
Радужный мир или взгляд через дифракционную решетку
Сложение цветов
Как работает цветной монитор
Лучи и зеркала
Разноцветные зайчики
Преломление света: поднимаем монетку
Еще один способ получения радуги
Опыты с линзами
Расходимость лазера
Поглощение света
Отражение света
Лазерный фонарь
Как свет обходит препятствия
Как обрезать луч
Крыло бабочки
Итоговое занятие
ИТОГО
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34