1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основания для проектирования и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Выпускной своими руками 2.0» разработана в
соответствии
с
нормативно-правовыми
документами,
регулирующими
деятельность
по
проектированию
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N
678-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Уставом МАОУ СОШ №5;
- локальными нормативными актами МАОУ СОШ №5, регламентирующими
образовательную деятельность.
1.2.
Направленность
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
Направленность программы - художественная.
1.3. Актуальность
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
2
Актуальность предлагаемой дополнительной общеразвивающей программы
определяется тем, что в настоящее время повышен интерес к различным видам
декоративно-прикладного искусства. Содержание программы не только
раскрывает многогранные возможности декоративно-прикладного творчества и
приобщает к миру искусства, но и стимулирует развитие потенциальных
возможностей детской фантазии, творческого воображения, художественных
способностей, а также позволяет показать новые способы совмещения нескольких
видов прикладного творчества, тем самым максимально разнообразив творческую
деятельность обучающихся. Работа по данной программе предоставляет
возможность каждому подростку самостоятельно, опираясь на свою фантазию и
творческое мышление, реализовать задуманную идею.
Содержание программы расширяет представления обучающихся о видах,
жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками
оформительской деятельности, формирует чувство гармонии и эстетического
вкуса. Также программа имеет практическую значимость. Дети применяют
полученные знания и практический опыт при работе над оформлением класса,
школы, участвуют в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Основной упор в
предлагаемых занятиях делается на декоративно-прикладную работу с различными
материалами, в том числе и с природными, а так же на расширенное знакомство с
различными живописными техниками с использованием основ декоративноприкладного творчества, его углублением, практическим закреплением в создании
разнообразных работ.
Программа направлена на художественное воспитание обучающихся,
посредством оформления выпускного и «последнего звонка» своими руками в
едином стиле, в том числе приглашений, открыток для учителей, поздравительных
и памятных альбомов, других атрибутов выпускника.
1.4.
Отличительные
особенности
общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительной
Отличительными особенностями данной программы являются:
- комплексность: сочетание нескольких тематических разделов, освоение
каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов и их
взаимозаменяемость, а также возможность хронологически поменять их местами;
- взаимодополняемость используемых техник и различных материалов,
предполагающая их сочетание и совместное применение;
- не подражание, а творчество: овладение техниками декоративноприкладного творчества не на уровне создания копии, а на уровне творческого
подхода и авторского замысла.
Постоянная смена видов творческой деятельности в течение учебного года,
чередование которых позволяет избежать потери интереса к данной деятельности,
сохраняя эффект новизны, даёт возможность систематически работать над
овладением умений и навыков по работе с различными материалами в разных
техниках, постоянно переходить от простого к сложному, выбирать приоритетное
направление и максимально реализовать себя в нём.
Разделы программы расположены в порядке увеличения сложности
материала, то есть переходят от простого к сложному, применяются всё более
3
разнообразные приёмы, техники, средства и материалы для работы.
1.5. Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Работа по программе ориентирована на обучающихся старших классов.
Возраст обучающихся от 14 до 18 лет. В группу принимаются все желающие.
Специального отбора не производится. Для успешного освоения программы
формируются одновозрастные группы (классом).
1.6. Режим занятий
Занятия с группой проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Количество человек в группе – от 10 до 20.
1.7. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Общее количество учебных часов в год – 34.
1.8.
Срок
освоения
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.9. Формы обучения
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Занятия нельзя разделить на теоретические и практические, т.к. часть занятия
отводится теоретической части, а часть практической. Для реализации программы
применяют комбинированные и практические занятия.
Организация и проведение занятий может осуществляться дистанционно.
1.10. Виды занятий
Эффективными формами работы по данной программе являются: беседа,
практическое занятие, самостоятельная работа, презентация.
Структура каждого занятия включает в себя теоретическую и практическую
части, но доминирующей является практическая работа. Программа предполагает
работу над индивидуальными и коллективными проектами на занятиях. Каждый
обучающийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения
чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит
исполнение коллективной работы в целом.
1.11. Формы подведения результатов
Формами подведения итогов реализации программы и контроля
деятельности являются:
- наблюдение за работой обучающихся на занятиях;
- презентация и защита работ;
- готовые работы.
Работа обучающихся оценивается в течение всего периода обучения.
Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого подростка.
4
Основным показателем полученных результатов является комплекс умений и
навыков, которым обучающиеся должны овладеть за определенное время.
Основным критерием оценки может быть выполнение всех запланированных
работ.
2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Цель и задачи Программы
Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся
средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать систему знаний и умений по основам цветоведения,
композиции, по истории возникновения и развития изучаемых видов декоративноприкладного творчества;
- научить особенностям обработки различных материалов, основным
навыкам и приемам изготовления изделий из различных материалов в разных
техниках;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного
времени, помочь подросткам в их желании сделать свою работу общественно
значимой;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, умение
бережно и экономно использовать материал;
воспитывать
усидчивость,
аккуратность,
трудолюбие,
дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
Развивающие
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение, внимание, устойчивый интерес к творческой и
поисковой деятельности (стремление усовершенствовать изделие с попыткой
разработать и изготовить его по собственному замыслу);
- развивать умение достаточно самостоятельно решать вопросы
моделирования и изготовления поделок (выбор материала, способы обработки,
умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
3.1. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Выпускной своими руками 2.0»
№п/п
1
Название раздела, темы
Вводная беседа по
технике безопасности.
Знакомство с
Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
-
Формы аттестации/ контроля
Беседа. Опрос.
5
2
3
4
5
6
7
материалами и
инструментами для
творчества.
Приглашение на
выпускной. Разработка
дизайна, оформление и
изготовление.
Поздравительные
открытки. Разработка
дизайна, оформление и
изготовление.
Поздравительные
альбомы «Это о тебе»,
«Классный класс!».
Разработка дизайна,
изготовление и
оформление
«Шкатулка тайн».
Разработка дизайна,
оформление и
изготовление
Атрибуты выпускника.
Разработка дизайна,
изготовление.
Итоговое занятие
Итого:
6
1
5
Беседа. Наблюдение.
Выполнение работы.
6
1
5
Беседа. Наблюдение.
Выполнение работы.
7
1
6
Беседа. Наблюдение.
Выполнение работы.
7
1
6
Беседа. Наблюдение.
Выполнение работы.
6
1
5
Беседа. Наблюдение.
1
1
-
Презентация готовых
работ.
34
7
27
3.2 Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. Знакомство со старшеклассниками. Беседа о работе в
течение года. (1 час)
Теория: Техника безопасности при работе с инструментом. Изучение истории
возникновения и развития видов декоративно-прикладного творчества. Виды
бумаги и картона их применение. История создания бумаги и ее обработки.
Исследование видов бумаги и исследование свойств бумаги, сравнение свойств
бумаги разных видов.
2. Приглашение на выпускной. Разработка дизайна, оформление и
изготовление. (6 часов)
Теория: Декоративно-прикладное искусство России. Выбор единого стиля
выпускных мероприятий. Разработка дизайна приглашения по выбранной теме.
Выбор основных и декоративных материалов, инструментов для изготовления
пригласительных билетов.
Практика: Составление композиции, сборка декоративных элементов на
пригласительном билете. Оформление пригласительного.
6
3. Поздравительные открытки. Разработка дизайна, оформление и
изготовление. (6 часов)
Теория: Экскурс в историю открытки. Выбор техники оформления. Разработка
дизайна открытки по выбранной теме. Выбор основных и декоративных
материалов, инструментов для изготовления открытки.
Практика: Изготовление необходимых элементов для создания открытки.
Использование приемов: скручивание, складывание, сгибание, разрезание,
приклеивание, обрывание, склеивание. Творческая работа.
4. Поздравительные альбомы «Это о тебе», «Классный класс!». Разработка
дизайна, изготовление и оформление. (7 час)
Теория: Многообразие видов дизайнов. Выбор дизайна альбомов по единой
теме выпускного. Виды используемых материалов. Изучение законов композиции.
Практика: Композиционное построение картины титульных листов. Сбор
поздравлений, оформление внутренних листов. Оформление и сборка альбома.
5. «Шкатулка тайн». Разработка дизайна, оформление и изготовление. (7 час)
Теория: Краткие исторические сведения о капсулах времени. Выбор
оформления и основных, декоративных материалов, инструментов для
изготовления «Шкатулки тайн». Искусство складывания бумаги. Что такое модуль.
Демонстрация приемов: сгибание, складывание.
Практика: Оформление «Шкатулки тайн», сбор заполненных листов.
«Опечатывание» шкатулки.
6. Атрибуты выпускника. Разработка дизайна, изготовление. (6 час)
Теория: Выбор атрибута (брошь, лента, галстук и т.д.). История галстука: от
способа казни до символа элегантности.
Практика: Нетрадиционное применение различных материалов. Подготовка
материалов к работе. Изготовление и оформление атрибута выпускника.
7. Итоговое занятие. (1 час)
Презентация готовых работ.
3.3. Планируемые результаты
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих
результатов:
Метапредметные:
Обучающиеся научатся
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную задачу;
- понимать цель выполняемых действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку педагога;
- ставить новые учебные задачи;
- вносить коррективы в свою работу;
- включаться в самостоятельную практическую деятельность;
7
- разрабатывать и представлять свой опыт через проектную деятельность,
применять приобретенные знания, умения и навыки как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Личностные:
Обучающиеся смогут
- осознавать свои творческие возможности;
- проявлять познавательный интерес и активность в области декоративноприкладной деятельности;
- иметь устойчивую заинтересованность в творческой деятельности, как
способа самопознания и познания мира;
- проявлять настойчивость в достижении цели и получать удовлетворение от
творческого процесса;
- быть толерантным в коллективе;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать и отвечать на вопросы;
- комментировать последовательность действий;
- уметь выслушивать других, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной;
- выражать собственные эмоциональное отношение к результатам труда;
- быть терпеливым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
Предметные:
Обучающиеся будут знать:
- основы цветоведения, законы композиции;
- название и назначение ручных инструментов при обработке различных
материалов, приемы безопасной работы с ними;
- виды, свойства и способы обработки различных материалов;
- последовательность технологических операций.
Обучающиеся будут уметь:
- воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в
соответствии с ней;
- владеть изученными техниками и технологиями изготовления поделок из
различных материалов;
- работать с цветом;
- оценивать технологические свойства материала и область их применения;
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- экономно использовать материал при изготовлении поделок;
- правильно обрабатывать необходимый материал;
- совершать сборку изделий;
- эстетично выполнять декоративную отделку;
8
- оценивать
аккуратность).
готовое
изделие
по
заданным
качествам
(точность,
4. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной
образовательной программы «Выпускной своими руками 2.0»
4.1. Условия реализации программы:
Занятия проводятся в Центре образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста».
Материально-техническое обеспечение:
1. Столы -10 шт.
2. Стулья -20 шт.
3. Шкафы для хранения инвентаря-2 шт.
4. Меловая доска-1 шт.
5. Проектор-1 шт.
6. Экран для проектора-1 шт.
7. Ноутбук- 1 шт.
8. Бумага цветная.
9. Картон для творчества.
10. Атласные ленты.
12. Ножницы.
13. Клей (карандаш, стержни для горячего пистолета, «Титан», «Момент гель»).
14. Горячий пистолет.
15. Кисти, краски.
16. Декоративные украшения.
17. Фетр.
18. Фигурный дырокол.
19. Стотч.
Информационное обеспечение:
Тематические Интернет-ресурсы
Методические материалы
Методические разработки занятий, демонстрационные материалы.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Свиридова
Елена Владимировна, образование высшее (НТГСПА), подготовила победителя
Всероссийского детского конкурса рисунков и декоративно-прикладного
творчества «Арбузное лето» (2021), призёра Всероссийского конкурса детских
творческих работ «Новогодняя мастерская» (2022), Лауреат Всероссийского
фестиваля «Пасха красная на Урале» (2022), призёра II Международного
творческого конкурса «Весенняя котовасия» (2023), победителей Всероссийского
детского конкурса декоративно-прикладного искусства «Угадайте, что за птица?»
(2023), победителей и призеров областных и муниципальных конкурсов.
4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Выполнение и презентация практических работ.
9
5. Список литературы
Для педагога
1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2008
2. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2009
3. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2007.
4. Н.А. Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.:
Просвещение, 2008.
5. Н.И. Еременко. Дополнительное образование в образовательном учреждении. –
Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
6. В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы
объемного конструирование/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг,
2001.
7. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика
нового времени», «Воронеж», 2007 год.
8. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.:
Дрофа, 2007
9. А.А. Павлова, Е.И. Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие
для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2007
10. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
«Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2010 год.
11. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству
с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2007
12. Крылова О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению [Текст]: Учебное
пособие/ О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. – Москва: Издательство «Экзамен», 2008
– 270 с.
13. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги [Текст] / Д.Чиотти. – Москва: ООО
ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 96 с., цв. илл.
Для обучающихся:
1. И.Д. Агеева. «Занимательные материалы по изобразительному искусству». М.:
Творческий центр, 2006год.
2. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
3. С.С. Константинова «Техники изобразительного искусства», Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2004 год.
4. Н.К. Костерин. «Учебное рисование» М.: Просвещение2004 год.
5. Т.М. Логунова. Рабочая тетрадь по основам дизайна «Первые уроки дизайна»,
М.: «Мозаика – Синтез», 2004 год.
6. Н.М. Сокольникова. «Основы рисунка», «Основы живописи», «Основы
композиции» 5 – 8 кл. Обнинск, «Титул», 2002 год.
10