1. Пояснительная записка
«Развивая мастерство рук, я развивал разум»
В.А. Сухомлинский
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем
не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-своему, лучше.
Программа «Бумажные истории» направлена на развитие нестандартного творческого
подхода посредством создания подвижных бумажных книг – лэпбуков.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на
коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжкараскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками,
вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков,
небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.
1.1. Основания
для проектирования и реализации
общеобразовательных общеразвивающих программ
дополнительных
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической
направленности «Бумажные истории» разработана в соответствии с нормативноправовыми документами, регулирующими деятельность по проектированию и реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МАОУ СОШ №5;
- локальными нормативными актами МАОУ СОШ №5, регламентирующими
образовательную деятельность.
1.2.
Направленность
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
Направленность программы – техническая.
Программа разработана с учетом основных требований к программам дополнительного
образования, несёт личностно-ориентированный характер, направлена на развитие у
обучающихся мотивации к познанию, творчеству, на удовлетворение индивидуальных
образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося.
Основными направлениями в содержании работы являются:
- обучение новым видам деятельности;
- подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня;
- работа над индивидуальными и групповыми творческими и учебноисследовательскими проектами.
1.3.
Актуальность
дополнительной
общеразвивающей программы
общеобразовательной
Лэпбук – это не только отличный способ выполнить самостоятельную
исследовательскую работу, но и возможная форма представления итогов проекта. Техника
заключается в освоении множества технологических приёмов в условиях свободного
творчества, что пробуждает у воспитанников интерес к новому и более творческому
использованию знакомых материалов.
Изготовление Лэпбука – это сравнительно новая форма обучения, представляет
собой создание самодельной книги. Это яркие, многофункциональные папки с различными
кармашками, окошками, где спрятано множество картинок, карточек, которые можно не
только рассматривать с детьми, но и играть с ними. Кроме того, в лэпбуке можно создавать
игры, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Лэпбук – это собирательный образ плаката, книги, аппликации, раздаточного
материала, который направлен на развитие у воспитанника творческого потенциала, учит
мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы.
1.4.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Система работы с детьми построена по принципу от простого к сложному. Программа
помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна
сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При
этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность
предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и
приобщить к творчеству.
Особое внимание в программе отводится практической работе, при выполнении
которой обучающиеся знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их
выполнения при изготовлении изделий, учатся подбирать необходимые виды бумаги и
инструменты.
1.5. Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 8 - 12 лет (основная
группа). Набор в группы производится по результатам собеседования. Состав групп
является постоянным, количество обучающихся в группе – до 15 человек.
Программа может быть скорректирована в зависимости от возраста и уровня
подготовки обучающихся.
1.6. Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (по 45 минут) с
перерывами между ними по 10 минут.
1.7. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Программа носит дифференцированный и вариативный характер.
Продолжительность 1 года обучения – 136 часов (14 часов теория, 122 часов
практика)
1.8.
Срок
освоения
общеразвивающей программы.
дополнительной
общеобразовательной
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.9. Формы обучения.
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Фронтальная
просмотр аналогов и презентаций;
предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному;
Групповая
выполнение творческого задания, помогающего совершенствовать навыки;
работа над созданием лепбука на заданную тему;
Индивидуальная
совершенствование знаний выразительных возможностей технологии изготовления
подвижных книг;
выполнение практических заданий по освоению навыков работы.
Организация и проведение занятий может осуществляться дистанционно.
1.10. Виды занятий
Структура каждого занятия включает в себя теоретическую и практическую части,
но доминирующей является практическая работа. Эффективными формами работы с
детьми являются: лекция, беседа, практическое занятие, самостоятельная работа,
презентация.
Также обучающимся предоставляется возможность участия в конкурсах различных
уровней: от местных до международных.
2. Цель и задачи
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
2.1. Цель образовательной программы
Развить интерес к предмету, раскрыть и развить потенциальные творческие
способности посредством изготовления книги - лэпбук.
2.2. Задачи образовательной программы
2.2.1. Обучающие
формирование умения находить логическое объяснение всему, что получается в
процессе творческой деятельности;
формирование стремления получать новую информацию и структурировать ее при
создании лэпбука.
2.2.2. Развивающие
развитие
внимательности, наблюдательности, любознательности,
мышления;
развитие уверенности в себе (создавать для ребенка ситуацию успеха);
развитие эстетического вкуса.
творческого
2.2.3. Воспитательные
формирование чувства личной ответственности за свои поступки;
воспитание чувства товарищества;
воспитание уверенности в собственных силах;
привитие дисциплинированности, аккуратности, навыков самоконтроля
привитие настойчивости в достижении поставленных задач и преодолении трудностей.
3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
3.3. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Бумажные истории»
№
Количество часов
Наименование темы
всего
теория
практика
1
Вводное занятие. Правила техники
безопасности. Виды бумажных
аппликаций и конструкций
2
2
2
Техника изготовления лепбуков
52
2
50
3
Изготовление книги «Золотая осень»
20
2
18
4
Изготовление книги «Здоровый образ
жизни»
20
2
18
5
Изготовление книги «Правила дорожного
движения»
20
2
18
6
Изготовление книги «Мои любимые
сказки»
20
2
18
7
Презентация авторских книг
2
2
136
14
Итого:
Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Опрос,
практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
3ащита
122
Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Виды бумажных
аппликаций и конструкций
Теория: Инструктаж по правилам техники безопасности (требования к поведению во время
занятий, соблюдению порядка на рабочем месте, правил по технике безопасности. Виды
бумажных аппликаций и конструкций.
Практика: Изготовление бумажных аппликаций и конструкций.
2. Техника изготовления лепбуков
Теория: Знакомство с основными терминами и понятиями лэпбука.
Практика: Подготовка плана-чертежа лэпбука. Изготовление простейших элементов
лэпбука. Изготовление куклы марионетки. Изготовление подвижных элементов в
развороте. Изготовление передвижных объектов. Изготовление открытки ко дню учителя.
Открытка: Картинка-невидимка. Открытка Поп-ап. Открытка «Тяни». Открытка с
кармашками. Изготовление открытки с окошками. Открытка-разворот «Букет цветов».
3. Лэпбук «Золотая осень».
Теория: Беседа по теме «Золотая осень» (Знакомство детей с характерными признаками
времени года осень).
Практика: Подготовка плана-чертежа лэпбука. Художественное оформление фона лэпбука.
Изготовление элементов лэпбука.
4. Лэпбук «Здоровый образ жизни».
Теория: Беседа о здоровом образе жизни. Знакомство детей с режимом дня, витаминами,
пословицами, поговорками и загадками о ЗОЖ.
Практика: Подготовка плана-чертежа лэпбука. Художественное оформление ватмана
красками. Изготовление элементов лэпбука.
5. Лэпбук «Правила дорожного движения».
Теория: Рассказ о правилах дорожного движения. Знакомство детей с терминами и
понятиями ПДД.
Практика: Подготовка плана-чертежа лэпбука. Художественное оформление фона лэпбука.
Изготовление элементов лэпбука.
6. Лэпбук «Мои любимые сказки».
Теория: Беседа на тему мои любимые сказки. Знакомство детей с такими понятиями и
терминами, как семья, забота, внимание, доброта, понимание, уважение.
Практика: Подготовка плана-чертежа лэпбука. Художественное оформление фона лэпбука.
Изготовление элементов лэпбука.
Планируемые результаты реализации программы
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
формирование первоначальных представлений о способах работы с информацией;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
развитие
компетентности
в
области
использования
информационнокоммуникационных технологии (ИКТ);
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
умение интегрироваться в группы сверстников и строить общую деятельность
(мобильность ребенка, непосредственность и раскованность при общении с
одноклассниками);
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа,
определенной культуры, интерес и уважение к другим народам;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности,
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать
свои трудности и стремиться к их преодолению;
проявление познавательной активности в области предметной технологической
деятельности;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья;
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном
процессе.
Предметные:
развитие компетентности в области композиции, формообразования, цветоведения;
самостоятельное решение вопросов конструирования и изготовления бумажных
конструкций (выбор материалов, способов обработки, умения планировать,
осуществлять самоконтроль);
умение вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов для
изготовления авторских книг;
умение применять различные приемы работы с бумагой, составлять аппликационные
композиции из разных материалов;
умение создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
4. Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Бумажные истории»
4.1. Условия реализации программы:
Занятие проводится в зоне формирования цифровых и гуманитарных компетенций и
зоне коворкинга Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
МАОУ СОШ № 5 с. Николо-Павловского.
4.1.1. Материально-техническое обеспечение:
отдельный кабинет с хорошей акустикой и вентиляцией, оформленный в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными
нормами;
столы модульные – для каждого обучающегося;
стулья, регулируемые по высоте – на каждого обучающегося;
доска учебная – 1 шт.;
проектор – 2 шт.;
экран – 2 шт.;
сеть Интернет.
4.1.2. Информационное обеспечение:
Тематические материалы из сети Интернет.
4.1.3. Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования высшей
квалификационной категории Галактионова Анна Николаевна, высшее образование,
«Уральская государственная архитектурно-художественная академия», квалификация
«Информатик в области социальных коммуникаций», специальность «Прикладная
информатика в области социальных коммуникаций» (2008 г.)
4.1.4. Методические материалы
1. Примеры готовых лэпбуков.
2. Картинки со схемами создания подвижных элементов.
4. Видеоматериалы.
5. Материалы из интернета на электронных носителях
4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
демонстрационные занятия для сверстников
защита творческих проектов
участие в конкурсах и фестивалях.
Все это позволяет обучающимся почувствовать себя успешными, развивать уверенность в
себе и в своих способностях, что приведёт к раскрытию их творческого потенциала.
5. Список литературы
Для детей, родителей и педагога
Бахметьев А., Т. Кизяков «Умелые ручки». Росмэн, 1999.
Гудилина С.И. «Чудеса своими руками» М., Аквариум, 1998.
Гусакова М. А. «Аппликация». М., Просвещение, 1987.
Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл.
Гусакова М. А. «Аппликация». М., Просвещение, 1987.
Гусакова М.А. «Конструирование объемных элементов своими руками». М., Сфера,
2000.
7. Гатовская Д.А «Лэпбук как средство обучения».
8. Блохина, Т. Лиханова «Лэпбук – накопительная книга», журнал «Обруч № 4 2015 год.
9. www.tavika.ru «Как сделать лэпбук».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Приложение №1
Учебно-тематический план (4 часа в неделю)
Тема занятия
1.
Вводное занятие. Виды бумажных аппликаций и конструкций
Кол.
часов
2
2.
Техника изготовления лепбуков. Изготовление куклы марионетки.
2
3.
Изготовление куклы марионетки.
2
4.
Изготовление открытки ко дню учителя
2
5.
Изготовление передвижного элемента в развороте. Солнце.
2
6.
Создание мини-книги «Золотая осень», Эскиз, идея
2
7.
Создание мини-книги «Золотая осень», шаблоны, разметка
2
8.
Создание мини-книги «Золотая осень», прорисовка элементов
2
9.
Создание мини-книги «Золотая осень», прорисовка элементов
2
10. Создание мини-книги «Золотая осень», прорисовка элементов
2
11. Создание мини-книги «Золотая осень», цвет
2
12. Создание мини-книги «Золотая осень», сборка
2
13. Создание мини-книги «Золотая осень», сборка
2
14. Создание мини-книги «Золотая осень», сборка
2
15. Создание мини-книги «Золотая осень», сборка
2
16. Изготовление вращающегося элемента. Эмоции
2
17. Изготовление вращающегося элемента. Эмоции
2
18. Изготовление вращающегося элемента. Времена года
2
19. Открытка: Картинка-невидимка
2
20. Открытка: Картинка-невидимка
2
21. Изготовление передвижных объектов. Открытка Поп-ап
2
22. Изготовление передвижных объектов. Открытка Поп-ап
2
23. Изготовление передвижных объектов. Разворот с Передвижной полосой
2
24. Изготовление передвижных объектов. Открытка «Тяни»
2
25. Изготовление передвижных объектов. Открытка «Тяни»
2
26. Создание мини-книги «ЗОЖ», Эскиз, идея
2
27. Создание мини-книги «ЗОЖ», шаблоны, разметка
2
28. Создание мини-книги «ЗОЖ», прорисовка элементов
2
29. Создание мини-книги «ЗОЖ», прорисовка элементов
2
30. Создание мини-книги «ЗОЖ», прорисовка элементов
2
31. Создание мини-книги «ЗОЖ», цвет
2
32. Создание мини-книги «ЗОЖ», сборка
2
33. Создание мини-книги «ЗОЖ», сборка
2
34. Создание мини-книги «ЗОЖ», сборка
2
35. Создание мини-книги «ЗОЖ», сборка
2
36. Открытка с кармашками. Идея, эскиз
2
37. Изготовление открытки с кармашками
2
38. Изготовление открытки с кармашками
2
39. Разворот с окошками. Идея, эскиз.
2
40. Изготовление открытки с окошками.
2
41. Изготовление открытки с окошками.
2
42. Изготовление разворота. Усложненный вариант. Шаблоны.
2
43. Изготовление разворота. Усложненный вариант. Сборка.
2
44. Изготовление разворота. Усложненный вариант. Сборка.
2
45. Открытка-разворот. Букет цветов. Заготовка шаблонов
2
46. Открытка-разворот. Букет цветов. сборка
2
47. Открытка-разворот. Букет цветов. сборка
2
48. Изготовление мини-книги «ПДД» эскиз
2
49. Изготовление мини-книги «ПДД» разметка, шаблоны
2
50. Изготовление мини-книги «ПДД» цвет
2
51. Создание мини-книги «ПДД», прорисовка элементов
2
52. Создание мини-книги «ПДД», прорисовка элементов
2
53. Создание мини-книги «ПДД», прорисовка элементов
2
54. Изготовление мини-книги «ПДД» сборка
2
55. Изготовление мини-книги «ПДД» сборка
2
56. Изготовление мини-книги «ПДД» сборка
2
57. Изготовление мини-книги «ПДД» сборка
2
58. Книга «Бумажные истории» по любимой сказке. Идеи, эскизы
2
59. Книга «Бумажные истории» по любимой сказке. Разметка, шаблоны
2
60. Книга «Бумажные истории» по любимой сказке. Прорисовка деталей
2
61. Книга «Бумажные истории» по любимой сказке. Прорисовка деталей
2
62. Книга «Бумажные истории» по любимой сказке. Прорисовка деталей
2
63. Книга «Бумажные истории» по любимой сказке. Прорисовка деталей
2
64. Книга «Бумажные истории» по любимой сказке. сборка
2
65. Книга «Бумажные истории» по любимой сказке. сборка
2
66. Книга «Бумажные истории» по любимой сказке. сборка
2
67. Книга «Бумажные истории» по любимой сказке. сборка
2
68. Презентация работ. Подведение итогов.
2