1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основания для проектирования и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «ZBrush» разработана в соответствии с нормативноправовыми документами, регулирующими деятельность по проектированию и
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N
678-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
адаптированных
дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Уставом МАОУ СОШ №5;
- локальными нормативными актами МАОУ СОШ №5, регламентирующими
образовательную деятельность.
1.2.
Направленность
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
Направленность программы - техническая.
1.3. Актуальность
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
3D-технологии являются передовыми технологиями, заполняющими
современную жизнь человека. В основе 3D-технологий лежит 3D-моделирование.
2
На сегодняшний день трудно представить работу дизайнера, проектировщика,
мультипликатора без использования 3D-моделей, построенных с помощью
компьютера. Еще более широкое распространение 3D-моделирование получило в
связи распространением 3D-принтеров. Сейчас 3D-модели используются во всех
отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой
деятельности.
Стремительному распространению 3D-моделирования мешает нехватка
подготовленных кадров.
Как и все информационные технологии, 3D-моделирование основано на
применении компьютерных и программных средств, которые подвержены
быстрым изменениям. Возникает необходимость усвоения данных технологий в
более раннем возрасте.
Программные
средства
3D-моделирования
предназначены
для
пользователей, имеющих различный уровень подготовки. Графические системы
начального уровня позволяют строить сложные модели, которые могут быть
реально использованы в различных областях. Этому способствует возможность
реализации «в материале» теоретически разработанных моделей с помощью 3Dпринтера.
1.4.
Отличительные
особенности
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Программа «ZBrush» отличается тем, что содержание образования
ориентировано на приобретение самых необходимых знаний, умений и навыков в
предметной области технология, выработку всех видов универсальных учебных
действий, посредством реализации системно-деятельностного подхода. Данная
программа позволит обучающимся приобрести основы владения инструментом для
создания интерьеров, технических объектов в редакторе трёхмерной графики. Это,
несомненно, будет способствовать профориентации детей в области современных
компьютерных технологий, а также значительно расширит их кругозор.
Ведущей педагогической идеей дополнительной общеразвивающей
программы является включение обучающихся в активную творческую
деятельность. Любой технический объект, чтобы пользовался спросом, должен
быть не только надежным, но и эстетически-привлекательным. Занятия развивают
эстетический вкус, техническую мысль, воображение, формируют конструктивные
навыки.
Уровень программы - ознакомительный.
1.5. Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Возраст учащихся от 7 до 8 лет.
Количество человек в группе – от 8 до 10.
1.6. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
1.7. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
3
программы
Общее количество учебных часов по программе – 34.
1.8.
Срок
освоения
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.9. Формы обучения
Форма обучения — очная.
Формы обучения - индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Организация и проведение занятий может осуществляться дистанционно.
Образовательные технологии, используемые в работе:
- технология проблемного обучения (Иногда занятия могут быть целиком
посвящены решению какой-либо одной проблемной задачи. Но чаще всего на
занятиях идет сочетание традиционного обучения с элементами проблемности, с
включением отдельных проблемных задач);
- технология программированного обучения (работа с инструкциями, сборка
модели по схеме, видео);
- технология уровневой дифференциации (Главная задача – предоставить
обучающимся возможность самим определить объем учебного по предмету.
Материал объясняется от простого к сложному, в конце можно определить уровень
усвоения материала на занятии);
- технология индивидуализации обучения (индивидуальная коррекция
процесса получения знаний, отработка необходимых навыков, умений);
- технология коллективной творческой деятельности (возможна работа в
паре, совместное принятие решений, распределение ролей);
- технологии компенсирующего обучения (понимание детских трудностей и
проблем, принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и
недостатками. обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе,
доверии), урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик
начинает чувствовать и осознавать себя способным действовать разумно, ставить
перед собой цели и достигать их, адаптация содержания, очищение учебного
материала от сложных подробностей и излишнего многообразия; одновременное
подключение слуха, зрения, моторики, памяти и элементов логического мышления
в процессе восприятия материала; формулирование определений по
установленному образцу, применение алгоритмов);
- здоровье
сберегающие
технологии (пальчиковая
гимнастика,
физкультминутка, гимнастика для глаз и другое).
1.10. Виды занятий
Программой предусмотрены следующие виды занятий:
- интегрированные занятия,
- творческие занятия,
- открытые занятия,
- дистанционные занятия,
4
- участие в конкурсах.
Освоение материала на занятиях в основном происходит в процессе
практической творческой деятельности. Основными методами обучения при этом
являются объяснительно-иллюстративные (лекции, презентации, видео-уроки и
т.д.), репродуктивные (практические учебные упражнения), частично-поисковые
(самостоятельные упражнения и задания по теме), исследовательские
(самостоятельные творческие проекты).
Эффективными формами работы по данной программе являются: беседа,
практическое занятие, самостоятельная работа, презентация.
Структура каждого занятия включает в себя теоретическую и практическую
части, но доминирующей является практическая работа. Программа предполагает
работу над индивидуальными и коллективными проектами на занятиях. Каждый
обучающийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения
чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит
исполнение коллективной работы в целом.
1.11. Формы подведения результатов
В течение курса предполагаются регулярные зачеты, на которых решение
поставленной заранее известной задачи принимается в свободной форме
По окончании курса обучающиеся защищают творческий проект, требующий
проявить знания и навыки по ключевым темам.
2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Цель и задачи Программы
Цель программы – приобретение навыков 3D-моделирования.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомство с основными положениями 3D моделирования;
- приобретение умений анализа пространственной формы объектов;
- овладение умением представлять форму проектируемых объектов;
- приобретение навыков моделирования с помощью современных
программных средств;
- освоение навыков 3D-печати.
Воспитательные:
- воспитание целеустремленности в овладении знаниями технической
направленности;
- воспитание стремления к разумной организации своего свободного
времени, возможности сделать свою работу общественно значимой;
воспитание
усидчивости,
аккуратности,
трудолюбия,
дисциплинированности, навыков работы в коллективе;
- воспитание чувства личной и коллективной ответственности за
выполняемую работу;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим
(доброжелательность, чувство товарищества и т.д.)
5
Развивающие
- развитие пространственного воображения, умения анализа и синтеза
пространственных объектов;
- развитие технического и проектного мышления;
- развитие познавательных и творческих способностей обучающихся,
привитие активно познавательного подхода к жизни;
- развитие устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности;
- развитие мотивации доведения решения задач до реализации в материале;
- развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности;
- развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений.
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
3.1. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ZBrush»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Количество часов
Название модуля
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Знакомство с
программой
Создание простых 3D-моделей в
zbrush.
Подготовка и печать модели на 3Dпринтере
Создание героя в программе zbrush.
Простая анимация персонажа.
Проект архитектурных элементов и
ландшафта. Подготовка и печать
модели на 3D принтере
Создание своего персонажа.
Подготовка и печать модели на 3Dпринтере
Итоговое занятие. Презентация
работы
ИТОГО:
2
1
1
Опрос.
3
1
2
Выполнение заданий.
4
1
3
Выполнение модели на 3Dпринтере
8
3
5
Выполнение заданий.
8
3
5
8
3
5
1
34
1
12
Выполнение заданий.
Выполнение модели на 3Dпринтере
Выполнение заданий.
Выполнение модели на 3Dпринтере
Презентация работы
22
3.2 Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория. Правила работы в лаборатории и организация рабочего места. Основы 3D
моделирования. Знакомство с интерфейсом программы Zbrush.
Практика. Выполнение эскизов
6
Тема 2. Создание простых 3D моделей в Zbrush (3 часа)
Теория. Основные способы построения моделей.
Практика. На основе простых объектов создаем различные модели различных
Тема 3. Подготовка и печать модели на 3D принтере (4 часа)
Теория. Предварительная подготовка 3D модели в программе Zbrush, с
сохранением и экспортом, для последующей подготовки к печати в программах
Meshmixer и в программе - слайсере Repetier.
Практика. Печать 3D модели.
Тема 4. Создание героя в программе Zbrush. Простая анимация персонажа
(8 часов)
Теория. Основные способы построения моделей. Предварительная подготовка
3D модели в программе Zbrush, с сохранением и экспортом, для последующей
анимации модели в программе 3d max.
Практика. Моделирование модели своего героя, используя инструментарий
программы и приобретенный опыт и знания. Анимация 3D модели.
Тема 5. Проект архитектурных элементов и ландшафта (8 часов)
Теория. Знакомство с принципами строения и построения архитектурных
элементов. Предварительная подготовка 3D модели в программе Zbrush, с
сохранением и экспортом, для последующей подготовки к печати в программах
Meshmixer и в программе - слайсере Repetier
Практика. Моделирование простых и сложных элементов архитектуры. Печать
3D модели.
Тема 6. Создание своего персонажа (8 часов)
Теория. Погружение в тему различных персонажей игр , фильмов и литературы.
Подробное изучение анатомических особенностей людей. Предварительная
подготовка 3D модели в программе Zbrush, с сохранением и экспортом, для
последующей подготовки к печати в программах Meshmixer и в программе слайсере Repetier.
Практика. Моделирование персонажа с помощью различных инструментов
программы Zbrush. Печать 3D модели.
Тема 7. Итоговое занятие (1 час)
Практика. Презентации работ.
3.3. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на
основе заданных алгоритмов, имеющимся организационным и материальнотехническим условиям, комбинирование известных алгоритмов технического и
технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного
применения одного из них;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических
7
задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по
обоснованию технико-технологического и организационного решения;
Предметные результаты:
- представление об основных изучаемых понятиях: модель, эскиз, сборка,
чертёж;
- обобщение имеющихся представлений о геометрических фигурах, выделение
связи и отношений в геометрических объектах;
- формирование навыков, необходимых для создания моделей широкого
профиля и изучения их свойств;
- проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов,
использование системы автоматизированного проектирования;
- моделирование с использованием средств программирования;
- выполнение в 3D масштабе и правильное оформление технических рисунков
и эскизов разрабатываемых объектов;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
моделированию и созданию технических изделий;
- умение применять методы трехмерного моделирования при проведении
исследований и решении прикладных задач;
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- повышение творческой активности обучающегося, проявление инициативы и
любознательности;
- - согласование и координация совместной учебно-познавательной деятельности с
другими ее участниками (сверстниками, педагогами);
- развитие навыков в изложении своих мыслей, взглядов;
- развитие эстетического сознания через изучение правил и приемов дизайна
моделей;
- повышение уровня развития пространственного мышления и, как следствие,
уровня развития творческих способностей.
По итогам реализации программы обучающиеся
будут знать:
Термины 3D-моделирования.
Систему проекций, изометрические и перспективных изображений.
Основные приемы построения 3D-моделей в программе Zbrush.
Способы и приемы редактирования моделей в программе Zbrush.
Умение создавать простые сцены анимации в программе 3d max.
8
Принцип работы 3D-принтеров и способы подготовки деталей для печати.
будут уметь:
Создавать и редактировать 3D-модели.
Подбирать материалы и текстурировать поверхности моделей.
Осуществлять подготовку моделей для печати
Использовать инструменты 3D-моделирования.
4. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной
образовательной программы «ZBrush»
4.1. Условия реализации программы:
Занятия проводятся в зоне формирования цифровых и гуманитарных
компетенций и помещении для проектной деятельности в Центре образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ СОШ № 5 с. НиколоПавловское.
Материально-техническое обеспечение:
- ученические столы - 10
- стулья ученические - 10
- стол учительский с тумбой - 1
- стол для принтера - 1
- жалюзи – 2
- компьютер учителя с доступом в сеть Интернет - 1
- рейбуки - 10
- МФУ - 1
- флипчарт - 1
- интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным
креплением - 1
- 3D-принтер профессиональный - 1
- 3D-принтер учебный - 1
- пластик для 3D-печати
Информационное обеспечение:
Программное обеспечение для обучающегося: программа Zbrush, 3D max,
Adobe photoshop, Repetier Host, Meshmixer
Программное обеспечение для учителя: Zbrush, 3D max, Adobe photoshop,
Repetier Host, Meshmixer
Интернет-источники
№
п/
п
Название
Ссылка
простыми словами:
1 ZBrush
как слепить первую модель? https://www.youtube.com/watch?v=WY6yVh4gJn0
9
Уроки ZBRUSH с НУЛЯ
2 3D GRIPINSKY
ZBrush Уроки на русском
3 Denis Kozhar
https://www.youtube.com/watch?v=PvTSJZEiW
xA&list=PLnK
VKLAAkY2Jr11vaGWVheCMlHsMR0jL9
https://www.youtube.com/watch?v=qL3Fg_PTG
rw&list=PLkx XQ3ugQK2ORK3FoRtZ4erYjlgVp1uC
How to SCULPT CLOTH
4 EASILY in Zbrush!
https://www.youtube.com/watch?v=v_hh-oCh6PU
to Photoshop
5 ZBrush
Timelapse - 'Dragon' Concept https://www.youtube.com/watch?v=smjYhjeUM lQ
Как НАЧАТЬ СКУЛЬПТИТЬ
6 в Zbrush?
https://www.youtube.com/watch?v=lR1EidUzQ wo
7 ZBrush для новичков
https://www.youtube.com/watch?v=XRelQubN4 NE
Методические материалы
- программа по компьютерному моделированию и проектированию;
- конспекты занятий;
- комплект упражнений для занятий;
- учебные презентации;
- видео-уроки.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Быстров
Сергей Викторович.
4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль знаний осуществляется посредством проведения нулевого,
промежуточного и итогового этапа аттестации обучающихся.
Контроль
Нулевой
Промежуточный
Итоговый
Сроки
проведения
По
окончании
набора в
группы
Декабрьянварь
Апрель май
Цель
Задачи
Определение
уровня
подготовки
обучающихся, т.е.
их начальное
диагностирование
Подведение
промежуточных
итогов обучения,
оценка
успешности
продвижения
обучающихся
Прогнозирование
возможности
(совместно с детьми)
успешного обучения,
корректировка
программы
Устный опрос
Оценка успешности
выбора технологии и
методики обучения,
корректировка
учебного процесса
Теоретическая часть
- контрольная
работа, тест,
практическая часть выполнение макета
Анализ результатов
обучения, оценка
успешности усвоения
обучающимися
учебной программы,
анализ действий
педагога
Используются
следующие формы
контроля: открытое
занятие, конкурс,
наблюдение,
просмотр,
Подведение
итогов обучения
Форма проведения
10
взаимоконтроль,
опрос, презентация
Шкала оценки успеваемости, включающая 3 уровня усвоения программы:
1 – базовый – понимание основ,
2 – основной – воспроизведение знаний,
3 – повышенный – применение и творческая переработка полученного
материала.
11
5. Список литературы
Для педагога и обучающихся
Большаков В.В., Бочков А.Д. Основы 3D-моделирования. Изучаем работу в
AutoCAD, КОМПАС-3D, SolidWorks, Inventor, - Спб.: Питер, 2011
2.
Боев В.Д, Сыпченко Р.П. - Компьютерное моделирование. – М.:
ИНТУИТ.РУ. - 2010.
3.
Математика О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. – М.: «Айрис рольф», 1997г.
4.
Новочихина Л.И. Справочник по техническому черчению – Минск: изд-во
Книжный Дом, 2004.
5.
Федоров В.А. Развитие медиакомпетентности и критического мышления
студентов педагогического вуза. – М.: изд-во Директ-Медиа, 2014.
1.
Интернет-источники:
1.
2.
3.
4.
5.
http://www.mir3d.ru/learning/766/
http://freecadweb.org
Ившин В.В. Образовательная программа дополнительного образования детей по
компьютерному моделированию [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2015/11/13/obshcherazvivayushchaya-programmakompyuternoe
Курс «Информационные технологии дистанционного обучения» ЦНИТ СГАУ,
2000-2002 http://cnit.ssau.ru/ito/modul_3/m3_2.htm
Кузнецов Г. В. Программа среднего (полного) общего образования по
информатике и информационным технологиям. [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://templani.narod.ru/prim_prog_ikt_baz.html
12