РП Тропинка к своему Я 1 класс, 2024

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 30.08.2024 года № 90-Д
в составе ООП начального общего образования

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
(адаптация и мотивация первоклассников)
«Тропинка к своему Я»
Уровень образования (класс): начальное общее (1 классы)
Количество часов: 29
Срок реализации – 5лет
Составители программы:
Бастрикова М.А. педагог-психолог , 1квалификационная категория
Стафеева К.Ю., педагог-психолог

с. Николо-Павловское
2024г.

Аннотация
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (адаптация и мотивация
первоклассников) «Тропинка к своему Я» разработана на основе программы формирования
психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата
психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в
общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки,
несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями
учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к
тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска
находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к
непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на
формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует
развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и
способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия,
формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и
чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния
негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка,
основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению
большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между
индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья
ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического
здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной
жизни.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к
внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать
чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку
преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления
межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в
ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами
начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается
в 1 классе по одному часу в неделю (29ч. в год) с ноября, после диагностики педагога-психолога
(сентябрь-октябрь).

Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с
младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический
(связанный
потребностно-мотивационный.

с

сознанием),

инструментально-технологический

и

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я»
человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание
ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и
неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством
самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём
месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка
потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними
осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления,
но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные
занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и
деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более
эффективно справиться со своими проблемами.

Учебно - методическое обеспечение программы
Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:
1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у
младших школьников.
Москва, «Генезис», 2011.
2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
1 класс
Регулятивные УУД:
 овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
 извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
 учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
 строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
 уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
 учиться исследовать свои качества и свои особенности
 учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
 учиться наблюдать
 моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
 учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
 учиться работать в паре и в группе
 выполнять различные роли
 слушать и понимать речь других ребят
 осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой
позицией.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама,
дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы.
Основной формой работы является психологический тренинг.
Содержание программы\
Первый класс
Раздел 1.Мои чувства (14часов)
Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей,
чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика
помогает лучше понять собеседника.
Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты –наши
первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6часов)
Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –
нет?
Как мы видим друг друга?
Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.
В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.
Кто такой сердечный человек.
Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?
Раздел 3. Какой Я – какой Ты (8 часов)
Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных
положительных качеств.
Как научиться находить положительные качества у себя?
Как правильно оценить себя?

Как распознать положительные качества у других людей?
Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. А
это важно при общении с окружающими.
Какие качества нужны для дружбы?
Раздел 4. Трудности первоклассника (5часов)
Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить свой прошлый
опыт, договориться, изменить своё отношение к проблеме, понять, что трудности встречаются в
жизни всех первоклассников. Главное- помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок
и желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице.

Тематическое планирование
Первый класс

№
п/п

Тема занятия

Количество
часов

1.

Раздел1. Мои чувства

14

2.

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга

4

3

Раздел 3. Какой Я – какой Ты?

5

4.

Раздел 4. Трудности первоклассника
Всего:

6
29

Календарно тематическое планирование 1 класс
№
п/п

Тема занятия

Количество
часов
1

2.

Раздел1. Мои чувства
Знакомство. Введение в мир психологии
Радость. Что такое мимика

3.
4.
5.
6.
7.
8
9.
10

Радость. Как её доставить другому человеку.
Жесты.
Радость можно передать прикосновением
Радость можно подарить взглядом
Страх.
Страх. Его относительность
Как справиться со страхом.
Гнев. С какими чувствами он дружит?

1
1
1
1
1
1
1
1

11
12.

Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?

1
1

1.

1

13.
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Разные чувства.
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга
Качества людей
Люди отличаются друг от друга своими качествами
В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества
Как мы видим друг друга
Раздел 3. Какой Я – какой Ты?
Какой Я?
Мой автопортрет
Моё настроение
Какой ты?
Я и другие
Раздел 4. Трудности первоклассника
Трудности первоклассника в школе, дома, на улице.
Школьные трудности
Домашние трудности
На улице(поведение и общение)
В магазине(поведение в общественных местах)
Итоговое занятие

2
1

Всего:

32

1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».