УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 5 от 30.08.2024 года № 90-Д в составе ООП начального общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности (адаптация и мотивация первоклассников) «Тропинка к своему Я» Уровень образования (класс): начальное общее (1 классы) Количество часов: 29 Срок реализации – 5лет Составители программы: Бастрикова М.А. педагог-психолог , 1квалификационная категория Стафеева К.Ю., педагог-психолог с. Николо-Павловское 2024г. Аннотация Рабочая программа курса внеурочной деятельности (адаптация и мотивация первоклассников) «Тропинка к своему Я» разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни. Задачи: 1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления. 4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. 6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. Описание места предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается в 1 классе по одному часу в неделю (29ч. в год) с ноября, после диагностики педагога-психолога (сентябрь-октябрь). Общая характеристика предмета: В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный потребностно-мотивационный. с сознанием), инструментально-технологический и Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте. Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации. Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи: 1.Введение в тему. 2.Развёртывание темы. 3.Индивидуализация темы. 4.Завершение темы Формы организации учебного процесса: Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами. Учебно - методическое обеспечение программы Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями: 1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011. 2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). 1 класс Регулятивные УУД: овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению строить речевое высказывание в устной форме Познавательные УУД: уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя учиться исследовать свои качества и свои особенности учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя учиться наблюдать моделировать ситуацию с помощью учителя Коммуникативные УУД: учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах учиться работать в паре и в группе выполнять различные роли слушать и понимать речь других ребят осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг. Содержание программы\ Первый класс Раздел 1.Мои чувства (14часов) Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу. Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника. Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении. Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом? Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев. Как справиться с гневом? Может ли гнев принести пользу? Разные чувства . Как можно выразить свои чувства? Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6часов) Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие – нет? Как мы видим друг друга? Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга. В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество. Кто такой сердечный человек. Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком? Раздел 3. Какой Я – какой Ты (8 часов) Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств. Как научиться находить положительные качества у себя? Как правильно оценить себя? Как распознать положительные качества у других людей? Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. А это важно при общении с окружающими. Какие качества нужны для дружбы? Раздел 4. Трудности первоклассника (5часов) Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться? Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к проблеме, понять, что трудности встречаются в жизни всех первоклассников. Главное- помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице. Тематическое планирование Первый класс № п/п Тема занятия Количество часов 1. Раздел1. Мои чувства 14 2. Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга 4 3 Раздел 3. Какой Я – какой Ты? 5 4. Раздел 4. Трудности первоклассника Всего: 6 29 Календарно тематическое планирование 1 класс № п/п Тема занятия Количество часов 1 2. Раздел1. Мои чувства Знакомство. Введение в мир психологии Радость. Что такое мимика 3. 4. 5. 6. 7. 8 9. 10 Радость. Как её доставить другому человеку. Жесты. Радость можно передать прикосновением Радость можно подарить взглядом Страх. Страх. Его относительность Как справиться со страхом. Гнев. С какими чувствами он дружит? 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12. Как справиться с гневом? Может ли гнев принести пользу? 1 1 1. 1 13. 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Разные чувства. Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга Качества людей Люди отличаются друг от друга своими качествами В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества Как мы видим друг друга Раздел 3. Какой Я – какой Ты? Какой Я? Мой автопортрет Моё настроение Какой ты? Я и другие Раздел 4. Трудности первоклассника Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. Школьные трудности Домашние трудности На улице(поведение и общение) В магазине(поведение в общественных местах) Итоговое занятие 2 1 Всего: 32 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1