МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 ____________________________________________________________________________ УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 5 от 30.08.2024 года № 90-Д в составе ООП основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного курса « Увлекательная биология» 5 класс 2024г. Общая характеристика учебного курса В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика. Программа ориентирована на обучающихся 5 классов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Содержание курса 1. Интересный мир биологии (25ч) По страницам Красной книги. Биологическая викторина. Легенды о цветах. Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни». Виртуальное путешествие «В мире динозавров». Викторина «Час цветов». Виртуальная экскурсия в археологический музей. Экологический турнир «В содружестве с природой». Викторина о птицах. Оформление коллажа «Братья наши меньшие». Самые «печальные» страницы из жизни животных. Взаимоотношения животных. Способы защиты животных. Самые быстрые, ловкие, сильные. Кое – что о внешнем виде животных. Великаны и лилипуты животного мира. Человек и биосфера. Организм и среда обитания. Культурные растения. Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Флора и фауна водоёмов. Флора и фауна леса. Флора и фауна луга. 2. Занимательные отыпы и эксперименты по биологии (3ч) Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов». Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике». Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов». 3. Познаем себя (7 ч) Определение норм рационального питания. Определение темперамента. Оказание первой медицинской помощи. Приготовление фитонапитков. Итоговое занятие «Мой биологический интерес». Круглый стол « Экология моей местности» Круглый стол «Я и биология». Планируемые результаты Обучающиеся должны знать: - определение основных экологических понятий; - о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем; - многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; - основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); - наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии; - основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); - какую пользу приносят представители животного мира; - съедобные и ядовитые растения своей местности; - лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их. - редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области; - влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); - значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; - современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы; Обучающиеся должны уметь: - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; - ухаживать за домашними животными и птицами; - выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения; - ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); - доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; - предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); - наблюдать предметы и явления природы; - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - подготовить доклад, презентацию; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты обучения: знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о целостности природы, формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. Метапредметные результаты обучения: учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий; формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Предметными результатами обучения являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями. 5. В эстетической сфере: 2 № п/п 1 2 3 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Тематическое планирование Количество часов Тема занятий Всего Теоретич. Практич. Интересный мир биологии 24 13 12 Занимательные опыты и эксперименты по биологии 3 0 3 Познаем себя 7 0 7 Итого: 34 14 21 Место курса в учебном плане Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 34 часов. Количество тем регионального содержания – 12; Количество лабораторных работ – 3; Количество экскурсий -2; Количество бесед – 34; Количество тестов – 1. 3 Материально-техническое обеспечение учебного курса Печатные пособия Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология». Наборы картинок в соответствии с тематикой. Натуральные объекты Гербарии Основные группы растений Коллекции Голосеменные растения Семена и плоды Наборы муляжей Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы Приборы Раздаточные Микроскоп Демонстрационные Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями Лупа ручная Транспаранты Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы». Технические средства обучения 1. 2. 3. Компьютер. Проектор. Настенная доска. 4 Тематическое планирование № п/п 1 Название раздела (темы) Интересный мир биологии Коли чество часов 25 № урока Тема урока Дата проведения по плану 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Примечание по факту По страницам Красной книги. Биологическая викторина. Легенды о цветах. Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни». Виртуальное путешествие «В мире динозавров». Викторина «Час цветов». Виртуальная экскурсия в археологический музей – заповедник «Танаис». Экологический турнир «В содружестве с природой». Викторина о птицах. Оформление коллажа «Братья наши меньшие». Самые «печальные» страницы из жизни животных. Взаимоотношения животных. Способы защиты животных. Самые быстрые, ловкие, сильные. Кое – что о внешнем виде животных. Великаны и лилипуты животного мира. Человек и биосфера. Организм и среда обитания. Культурные растения. Комнатные растения. Лекарственные растения. 5 2 Занимательные опыты и эксперименты по биологии 3 22 23 24 25 1(26) 2(27) 3(28) 3 Познаём себя 7 1(29) 2(30) 3(31) 4(32) 5(33) 6 (34) 7(35) Съедобные и ядовитые растения. Флора и фауна водоёмов. Флора и фауна леса. Флора и фауна луга. Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов». Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике». Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов». Определение норм рационального питания. Определение темперамента. Оказание первой медицинской помощи. Приготовление фитонапитков. Итоговое занятие «Мой биологический интерес». Круглый стол «Экология моей местности» Круглый стол «Я и биология». 6 Список книгопечатной продукции Для обучающихся 1. Сонин Н. В. . Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. 2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. 3. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2010. 4. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010. 5. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010. 6. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000. Для учителя 1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения). 2. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения). 3. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам). 4. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с. Интернет-ресурсы 1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации). 2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education 4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России. 5. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF). 6. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ. Дополнительная литература: 1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г., 2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002. 7