РП Современная литература XXI века 11 класс, 2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5
______________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 30.08.2024 года № 90-Д
в составе ООП среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс по литературе
«Современная литература XXI века»
для обучающихся 11 классов

2024 год

Пояснительная записка
Настоящая программа рассчитана
на 34 часов в 11 классе (1 час в неделю).
Целью курса является формирование коммуникативной и культурологической компетенций,
развитие личности в гуманитарном плане. В задачи курса входит расширение круга чтения,
обучение анализу художественного текста, развитие навыка изложения мыслей в устной и
письменной форме.
В основе программы лежит текстоцентрический принцип, он позволяет решать проблему
неформального понимания текста.
Содержание курса составляют небольшие по объёму произведения современных авторов,
которые отражают современную ситуацию в языке, и обращены они и к разуму, и к чувствам
порастающего человека. Материал становится небезразличен ученикам, что позволяет
организовать работу в небольших группах, развивать творческое отношение к чтению и
осмыслению.
Элективный курс по литературе обеспечивает развитие личности на разных уровнях: учит
оценивать и интерпретировать произведения художественной литературы, учит продуктивно
общаться, учит выявлять в тексте различную информацию, образы, темы и проблемы.
Цель курса: формировать коммуникативную и культуроведческую компетенции;
развивать личность в гуманитарном плане, от умения осмысленно читать литературное
произведение, понимать неразрывную связь формы и содержания к умению мыслить системно,
характеризовать культурный идеал эпохи и соотносить с ним авторский и свой собственный и
идеал.
Задачи курса: пробуждение
интереса к произведениям литературы, углубление
усвоения школьной программы; расширение круга чтения учащихся; обучение анализу
художественного текста; обогащение словарного запаса; развитие навыка изложения мыслей в
устной и письменной форме; развитие навыка обобщения информации через интерпретацию,
написание отзывов и сочинений.
Большое внимание в элективном курсе уделяется формированию коммуникативных
универсальных учебных действий. На занятиях используются такие формы работы, когда
учащимся необходимо проявить активность и инициативу, приходится сообща решать
поставленные учителем и произведением задачи. Используется групповая работа, работа в
парах.
Элективный курс «Современная художественная литература» отражает современную
ситуацию в литературе и в языке. Важно, что тексты произведений литературы обращены не
только к разуму, но и к чувствам, эмоциям. Материал становится небезразличен ученикам, и в
коллективном обсуждении знание и переживание присваивается каждым из них.
В содержание курса включены рассказы Вл. Крупина, Е. Гришковца, Т. Толстой, Л.
Улицкой, Л. Петрушевской, Б. Екимова и др. Произведения этих авторов поднимают
духовнонравственные проблемы, актуальные для подростков, помогают им заглянуть «внутрь
себя», произведения этих авторов помогают приобрести опыт осмысления жизненных ситуаций,
конфликтов, позволяют задуматься об уникальности личности, многообразии человеческих
типов.

Для анализа на занятиях курса отбираются небольшие произведения, которые
прочитываются с учителем на уроке На занятиях осуществляется системно-деятельностный
подход, позволяющий обеспечивать требования ФГОС полного (среднего) общего образования.
Курс «Современная художественная литература» обеспечивает развитие личности на
разных уровнях:
личностном – это находит отражение в интерпретационной и оценочной деятельности
читателя-одиннадцатиклассника, в формировании гражданской позиции, в формировании
личности, обладающей чувством собственного достоинства;
метапредметном – что выражается в поиске и обработке разной информации, в
умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
предметном – что отражается в расширении круга чтения, в умении анализировать текст
с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, в
способности выявлять в текстах художественные образы, темы и проблемы и выражать
отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказывания
Программа курса «Современная литература XXI века» предусматривает работу в течение всего
учебного года и рассчитана на 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание курса.
1. Введение. Подтекстовая информация, интерпретация. – 3 часа.
2. Автобиографизм в современной литературе – 3 часа. Е. Гришковец.
3. Новая реалистическая проза – 8 часов. Л. Улицкая, В. Токарева, Л. Петрушевская, В.
Астафьев.
4. Военная тема в современной литературе – 4 часа. К. Воробьёв, А. Генатулин.
5. Литературная русская эмиграция «третья волна» - 1 час. С. Довлатов.
6. Русский постмодернизм – 2 часа. В. Пелевин.
7. Современная поэзия – 4 часа. И. Бродский, Б. Окуджава, Д. Пригов.
8. Осмысление истории в современной литературе – 1 час. А. Приставкин.
9. Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе – 1 час. Т. Толстая.
10. Деревенская проза – 1 час. Б. Екимов.
11. Мистическая проза- 2 часа.
12. Жанр Эссе в современной литературе. – 4 часа. Эссе как способ выражения авторского
взгляда на окружающий мир. Фазиль Искандер, А. Солженицын, Ю. Бондарев

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2024-2025 УЧ.Г.
ПО КУРСУ «Современная литература XXI века»

№

Тема

1.

Введение.

Колич
ество
часов
1

Осмысление многообразия форм
бытования современной
литературы (привычные книги,
электронные книги, аудиокниги,
книги в пространстве Интернета,
книги в эфире теле- и радио-.

2

Записи во время «чтения с
остановками»,
прогнозирование
содержания, обсуждение роли

Кто он
автор
произведения.
Особенности
литературного процесса
конца XX – начала XXI
века.
Обучение анализу текста
художественного
произведения,
интерпретации.
Подтекстовая информация
на примере рассказов В.
Крупина «Конец связи» и
«А ты улыбайся!».
2.

Автобиографизм

в

заголовков рассказов,
первичного восприятия.

Подготовка к дискуссии и
обсуждение вопроса: «Человек
XXI века. Отличается ли он от
человека
века
XIX?»
на
материале
рассказов
Е.
Гришковца.

1

Составление кластера:
«Представление об идеальном
учителе в рассказе Е. Гришковца
«Начальник».

1

Составление таблицы:
«Нравственные проблемы,
поднятые в рассказе».
Развёрнутый ответ на вопрос:
«Какие вопросы этого рассказа
актуальны для вас лично?»

«Герой нашего времени» в
рассказах Е. Гришковца.
«Три рассказа из жизни
юного военного моряка».

«Начальник».
3.

Новая реалистическая
проза. Портрет «героя
нашего времени» и
современного
мира.
Нравственная
проблематика повести
Л.
Улицкой «Сонечка».

проверка

2

современной литературе.

Образ учителя в рассказе Е.
Гришковца

Содержание, деятельность
ученика

Дата

Л. Улицкая. Тема семьи и
ценностей современного
человека в рассказе

1

Написание эссе по теме «Кто в
рассказе Л. Улицкой беден? Что
значит понятие «добро» для
разных героев рассказа».

Тема самоотверженной
материнской любви в
рассказе Л. Улицкой
«Дочь Бухары».

1

Написание эссе «О чём молчит
главная героиня».

В.
Токарева.Нравственные
проблемы повести «Я
есть. Ты есть.

1

Сопоставление рассказа
В.Токаревой и экранизации
повести.

1

Составление таблицы во время
чтения с остановками:

«Бедная родственница».

Он есть».
Традиции А. П. Чехова в
рассказах Л.
Петрушевской. Образ
матери в современном
мире в рассказе «Как
ангел».

4.

«Ожидаемое, неожиданное».

Духовное одиночество
человека в городе. Рассказ
В. П. Астафьева
«Людочка».

1

Написание эссе «Мир природы в
жизни героев литературных героев
XIX века и литературных героев
современной литературы».

Мир подростков. Рассказы
Е.Габовой

1

Удивительный мир Е. Габовой.
«Чайка с застывшим взглядом» и
др. рассказы (комментированное
чтение)

Творчество
В.Воскобойникова.
Повесть о современных
детях.

1

Нравственные проблемы в
повестях В.Воскобойникова.
Повесть
«Всё
будет
в
порядке»

Военная тема в
современной литературе.
Ценность человеческой
личности в рассказе А.
Генатулина «Сто шагов на
войне».

1

Словесное
рисование.
Образа
героярассказчика в рассказе.

Взросление молодого
человека на войне в
повести С. Геласимова
«Жажда»

1

Образ
героя-рассказчика
в
повести. Эссе
«Какой он –
солдат чеченской войны ?»

5.

6.

А. Карасёв «Чеченские
рассказы»

1

Особенности военной прозы.
Новый реализм в рассказах
А.Карасёва.

Ценность человеческой
жизни в романе «Искра
жизни» Э.М. Ремарка

1

Работа с эпизодами произведения
(анализ, интерпретация)

Литературная
русская
эмиграция
«третья волна».

1

Записи: черты советской
действительности в рассказах С.
Довлатова. Обсуждение: «На что
направлена критика С.
Довлатова?»

2

Составление таблицы: «Реальное и
фантастическое в повести».
Участие в дискуссии: «Не
устарели ли проблемы
произведения В. Пелевина?»

2

Сопоставление стихотворения И.
Бродского и одноимённого
стихотворения Б. Пастернака.

1

Обсуждение
концепта
стихотворения Д. Пригова.
Истолкование
смысла
стихотворения
«Вот
журавли летят…»

1

Составление таблицы по ходу
анализа «Вечное и сиюминутное в
стихотворении Б. Окуджавы».

Образ советской
действительности в повети
С. Довлатова
«Компромисс». Анализ
эпизодов.
Русский постмодернизм.
Ирония–признак
посмодернизма. Ирония
В. Пелевина,
направленная на лживый
культ героического в
советскую эпоху.

7.

Современная поэзия.
И. Бродский – основные
темы и мотивы лирики.
Анализ стихотворения
«Рождественская звезда».
Анализ стихотворения Д.
А. Пригова «Вот журавли
летят…».

Философское
содержание
стихотворения
Б.
Окуджавы
«Приезжая
семья фотографируется у
памятника Пушкину»

8.

Осмысление истории в
современной литературе.

1

Изучение исторической ситуации,
положенной в основу повести.
Инсценирование отрывков,
обсуждение экранизации повести
А. Приставкина.

1

Подготовка к дискуссии: «Могут ли
книги исчезнуть из нашей жизни?»
Подготовка презентаций: «Роль
книги
в духовном развитии
общества и отдельной личности.
Век XIX – XXI».

1

Текстуальное изучение рассказов Б.
Екимова. Написание эссе по теме:
«Старики и дети – носители
духовных ценностей в современном
мире».

Уроки истории в повести
А.
Приставкина
«Ночевала
тучка
золотая…»
9.

10.

Фантастика, утопии и
антиутопии в современной
литературе.
Т. Толстая – размышление о
будущем цивилизации в
повести «Кысь». Взгляд
писательницы на мир в
рассказе «Ночь».
Деревенская проза.
Б. Екимов. Образ русской
деревни и детства в рассказе
«Мальчик на велосипеде»,
«Ночь исцеления». Темы и
образы повести «Пиночет».

11.

Мистическая проза.
Мистические рассказы
С.Кинга.

2

Многогранный мир С.Кинга.
Впечатление от рассказов.

12.

Жанр Эссе в современной
литературе.
Эссе как способ выражения
авторского взгляда на
окружающий мир. Фазиль
Искандер, А. Солженицын
«Крохотки», Ю. Бондарев
«Мгновения, Иосиф
Бродский – на выбор).

4

Знакомство
произведений.
жанре эссе.

с
текстами
Анализ текстов в

1.

Литература.
Современная русская литература: Элективный курс: Учебное пособие для учащихся 10

– 11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. Б.А. Ланина. – М.:
ВентанаГраф,
2005. – 336 с.
2.

Методическое пособие: рекомендации по составлению рабочих программ. Русский

язык и литература. Углубленный уровень. 10 – 11 классы / сост. А. В. Чубуков. – М.: Дрофа,
2013. – 214 с.

3. Олимпиадные задания по литературе. 11 класс / Сост. О. А. Финтисова. –

Волгоград: Учитель, 2004. – 263 с.
4.

Русская литература 20 в. В 2 частях. Под редакцией В. В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2000.

5.

Русская литература 20 в. В 2 частях. Хрестоматия. Сост. В. В. Агеносов. – М.: Дрофа, 1998.

6.

Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник-практикум для общеобразоват. учреждений /
Под ред. Ю. И. Лыссого. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2003. – 542 с.

7.

Литература: Современная русская литература: 1970 – 1990-е годы: Книга для учителя. – 2-е
изд. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 288 с.

8.

Новое в школьных программах. Современная русская проза. В помощь преподавателям,
старшеклассникам и абитуриентам / Сост. С. Ф. Дмитренко. – 2-е изд. – М.: Изд. МГУ,
1999. – 128 с.

9.

Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Кн. для учителя / Л. С. Айзерман. – М.:
Просвещение, 2002. – 239 с. 10. ЕГЭ. Практикум по литературе: подготовка к выполнению
части 3 (С) / М. А. Аристова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 173 с.

11. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С) / Т. Н. Назарова,
Е. Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 190 с.
12. Я иду на урок литературы: 11 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое
сентября», 2000. – 256 с.
13. Ресурсы Интернета ( www.1september.ru); (www.lib.ru) .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».