РП История Урала 5-9 класс, 2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5
__________________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 30.08.2024 года № 90-Д
в составе ООП основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«История Урала»
для 5-9 классов
на 2024-2025 учебный год

2024г.

1

СОДЕРЖАНИЕОБУЧЕНИЯ
«Древний человек и его место в окружающей среде» 5-6класс Введение
Природная среда обитания человека. Понятие общественного компонента
природной среды. Экологические проблемы современности. Археология как один из
основных источников знаний о взаимоотношениях древнего человека и природы. Урал –
уникальный природно-географический комплекс.
РАЗДЕЛ1.Природа и человек каменного века
Тема 1. Природная среда палеолита и первоначальное заселение человеком Урала.
Природа Урала в доледниковое и ледниковое время.
Водно-ледниковые барьеры. Границы максимального оледенения.
Трансгрессии и регрессии Каспия. Узбойский иТургайский проливы.
Пути и время первоначального заселения Урала. Раннепалеолитические памятники
Среднего Зауралья. Река Чусовая и ее значение в первоначальном заселении Среднего
Зауралья.
Тема 2. Приспособление человека к природе каменного века. Освоение пещер
Урала и их использование древним человеком.
Огонь, жилища, одежда - свидетельства приспособления человека к окружающей
среде.
Использование географического фактора для выбора места поселений древнего
человека.
Практическое занятие. Тема: Способы добывания огня в древности
Тема 3. Взаимодействие древнейшего человека с растительным и
Животным миром
Использование человеком растений эпохи палеолита. Собирательство. Животные
эпохи плейстоцена и их роль в жизни древнего человека. Охота и ее виды. Использование
древнейшим человеком «кладбищ» мамонтов.
Тема 4. Минеральное сырье и его использование человеком в каменном веке.
Использование свойств минералов как один из факторов приспособления человека
к окружающей среде.
Орудия труда и их значение в освоении человеком природной среды.
Виды минерального сырья и их использование человеком каменного века.
Диалектическая взаимосвязь сырья и техники обработки орудий.
Практическое занятие. Тема: Изготовление каменных орудий.
Тема 5. Влияние природной среды на первобытное хозяйство эпохи мезолита.
Окончание ледникового периода. Глобальные изменения в природной среде.
Исчезновение крупных животных - мамонта и носорога. Переход к геологической
современности.
Влияние природных изменений на распад палеолитических общин.
Переход от коллективной охоты к индивидуальной.
Приручение собаки. Изобретение и широкое распространение лука и стрел свидетельства приспособления человека к изменившейся природной среде.
Специализация охотничьего вооружения. Распространение вкладышевой техники
изготовления орудий. Появление «экологических» наконечников стрел.
Освоение проточных озер и их роль в системе хозяйства населения Урала в эпоху
мезолита. Развитие рыболовства.
Сырьевой кризис каменного века и его влияние на первобытную технику.
Особенности взаимосвязи минерального сырья и техники его обработки в эпоху
мезолита. Способы преодоления сырьевого кризиса древним человеком.
2
2

Тема 6. Хозяйственный циклический календарь как регулятор взаимоотношений
человека и окружающей среды.
Биологические ритмы промысловых животных. Добыча животных и охрана
животных - диалектический принцип взаимодействия человека и природы. Календарные
сроки охоты на определенный вид животных - основа сохранения популяции животных и
выживания самого человека. Значение института табу в охотничьем хозяйстве.
Практическое занятие. Тема: Циклический календарь древних охотников.
Тема 7. Переход к производящему хозяйству - новый этап освоения человеком
окружающей среды.
Центры одомашнивания животных и культивации растений. Гипотезы о причинах
и путях одомашнивания растений и животных и использования их полезных свойств.
Последствия перехода к производящему хозяйству.
Дальнейшее освоение минерального сырья. Древнейшие шахты и
производственные мастерские. Каменная индустрия неолита. Появление керамики.
Способы изготовления керамических сосудов. Использование человеком природных
ресурсов для изготовления орудий труда, жилищ, утвари, одежды, украшений.
Особенности перехода к производящему хозяйству на Урале.
Практическое занятие. Тема: Изготовление керамических сосудов
Тема 8. Торфяники Урала - ценнейший источник информации о взаимодействии
человека и природы.
Проточные озера - основной источник пищи в неолитическую эпоху. Сетевое и
закольное рыболовство. Охота на водопоях. Охота на водоплавающую птицу.
Торфяниковые памятники - уникальные археологические источники,
свидетельствующие об особенностях взаимодействия человека и природной среды Урала.
Остатки жилищ, деревянная утварь, изделия из кожи и бересты, средства транспорта,
предметы культа.
Тема 9. Объекты природы и их взаимосвязь с культовой деятельностью древнего
человека.
Природные явления и первобытные религии. Пещерное святилище. Культовые
места на вершинах гор. Обожествление камней, скал, гор, пещер и других природных
объектов.
Река Чусовая и ее значение в культовой жизни первобытного человека. Образы
животных в первобытной религии, мифологии и искусстве. Первобытные мифы как
отражение взаимодействия человека и природной среды. Солярные культы. Культы
плодородия и материнства.
Первобытное искусство в системе религиозных представлений древнего человека.
Практическое занятие. Тема: Животный мир в первобытном искусстве Урала.
Контрольныйурок1час.
РАЗДЕЛ 2. Взаимодействие человека и природной среды в бронзовом и
железном веках
Тема10.Становление производящего хозяйства в бронзовом веке.
Развитие хозяйственно-культурных типов и дифференциация культуры в разных
природно-климатический зонах. Способы ведения хозяйства. Изменения климата и их
воздействия на изменения хозяйства и материальной культуры.
Каменная индустрия эпохи бронзы.
Тема11.Зарождение и развитие цветной металлургии на Урале.
Открытие металлургии как следствие сырьевого кризиса. Виды медных руд.
Горные выработки. Способы выплавки и обработки меди в древности. Появление бронзы.
Использование бронзовых орудий для усиления давления на окружающую природную
среду.
Тема12.Развитие металлургии железа на Урале.
3

Открытие железа. Сыродутный процесс получения железа. Виды железных руд и
способы их добычи. Плавильные места на вершинах гор.
Взаимосвязь выплавки железа и культовых обрядов, связанных с «небесным
огнем». Святилища солярной направленности как одно из средств познания природы и
влияния на нее.
Тема 13. Производящее хозяйство и металлургия - первые шаги к экологической
катастрофе современности.
Расширение пахотных земель. Земледелие мотыжное, плужное, подсечное.
Скотоводство отгонное, пастушеское, кочевое. Использование металлов и строительных
материалов. Освоение человеком пространства. Сухопутные и водные транспортные
средства.
Рост населения и развитие земледелия и скотоводства - свидетельство усиления
давления человека на природу. Первые результаты отрицательного воздействия человека
на природную среду. Нарастание экологической напряженности в конце железного века.
РАЗДЕЛ 3. Человек и окружающая среда на первых этапах средневековья
Тема 14. Местное население Урала и различные экологические ниши его обитания
в эпоху средневековья.
Завершение создания хозяйственного циклического календаря в раннем
средневековье. Его отражение в этнографических материалах.
Тысячелетний опыт древнего человека и его влияние на создание уравновешенной
системы взаимодействия человека и общества с окружающей средой.
Тема 15. Образ мирового дерева в мифологии финно-угорского населения Среднего
Зауралья как свидетельство единства человека и природного окружения.
Отражение цикличности определенных природных и биологических ритмов в
обрядах и мифах финно-угорского населения Среднего Зауралья. Образ мирового дерева в
мифологии местного населения.
Тема 16. Роль русской колонизации в нарушении экологического равновесия на
Урале.
Проникновение русского населения на Урал. Реки Урала в маршрутах русского
населения. Поход Ермака. Значение реки Чусовая в освоении Среднего Урала русскими.
Знакомство русского населения с богатствами Урала. Начало освоения
минеральных ресурсов Среднего Урала в XVII веке. Первые железоделательные заводы
Среднего Зауралья.
Роль русской колонизации Урала в нарушении экологического равновесия,
достигнутого в предыдущие эпохи.
Повторительно-обобщающий урок Заключительная конференция
История Урала с древнейших времен до конца XVII века. 7 класс
РАЗЛЕЛ 1. Происхождение народов Урала.
О происхождении значении слова «Урал».
Физико-географический и социально-экономический смысл понятия. Предмет и
задачи курса. Краткая характеристика источников и историографии.
Коми (зыряне и пермяки), Пермь Вычегодская и Пермь Великая. Удмурты, Вятская
земля. Башкиры. Волжская Булгария. Сылвенская культура. Ханты и манси, Пелымское
«княжество». Складывание феодальных отношений у народов Урала, их экономические и
культурные связи с Европой и Средней Азией.
Народы Урала в составе Золотой Орды, Казанского и Сибирского ханств.
Распространение ислама.
РАЗДЕЛ 2. Вхождение Урала в состав России. Походы новгородцев в Северное
Приуралье, продвижение на северо-восток владимиро-суздальских князей. Соперничество
Новгорода и Москвы. Начало стихийной русской крестьянской и промысловой
колонизации Верхнего Прикамья. Распространение христианства. Стефан Пермский.
4

Вхождение Перми Великой и Вятской земли в состав Московского государства.
Московские походы за Урал. Изменение ситуации в Поволжье с середины XVI в..
Строгановы и их роль в освоении Приуралья. Сибирский поход Ермака. Продвижение
русских в Зауралье в конце XVI в. Верхотурье — «ворота в Сибирь». Верхотурская
таможня. Создание условий для массовой колонизации Урала. Ярмарки и торжки –
центры торговли. Ирбитская ярмарка.
Урал и Тагильский край в XVIII -первой половине XIXв. 8 класс
Введение. Раннеиндустриальный период в истории Урала, его особенности и
отличие от предшествующего времени. Горнозаводская промышленность и ее роль в
истории Урала и Тагильского края. Структура антропогенного влияния на природу края в
раннеиндустриальный период. Литература и источники по истории Урала и Тагильского
края ХVIII - первой половины ХIХ в.
РАЗДЕЛ1. Природные ресурсы Урала и Тагильского края и начало их
промышленного освоения
Тема 1. Возникновение уральского металлургического района. Исторические
причины и природные условия становления промышленности на Урале в начале XVIII в.
Политические и социально-экономические предпосылки. Минеральные богатства Урала.
Лесные и водные ресурсы.
«Досмотры руд» и строительство первых казенных заводов на Урале. Поиски руд и
выбор мест для заводов. В. Н. Татищев и В. И. Геннин на Урале. Первые частные
заводчики Урала. Основатели рода Демидовых. Невьянск - центр демидовской вотчины.
Портреты Демидовых.
Тема 2. Исторический облик и природные условия Тагильского края в начале ХVIII
в.
Географическое положение и природные ресурсы Тагильского края.
Тагильский край к началу XVIII в. Коренные жители-манси. Начало
промышленного освоения Тагильского края. «Открытие» края. Появление Демидовых.
РАЗДЕЛ 2. Тагильский край в XVIII - первой половине XIX в.:
промышленность - человек - природа
Тема 1. Формирование Нижнетагильского горнозаводского округа
Роль гидроэнергетики в уральской металлургии. Устройство плотин и
гидротехнических сооружений. Планировка строящихся заводов. Формирование
Нижнетагильского производственного комплекса в начале XVIII в. Перспективы
дальнейшего развития. Строительство новых заводов тагильской группы во второй
половине XVIII в. Завершение создания окружного хозяйства к началу XIX в. Территория
и транспортная сеть Нижнетагильского округа. Формирование территории. Тракты и
дороги. Виды транспорта. Речные пути и организация караванной операции. Роль водного
транспорта. Пристани. Подготовка «железных караванов». Пути демидовских караванов.
Караванная «каторга».
Тема 2. Металлургические заводы. Развитие черной металлургии. Доменное
производство. Железоделательное производство. Прокатное производство. Развитие
цветной металлургии и вспомогательных производств. Медеплавильное производство.
Вспомогательные заводские производства. Влияние металлургии на людей и природу
края.
Тема3. Рудники. Рудные богатства Тагильского края. Высокогорский железный
рудник. Особенности его разработки. Организация рудничных работ. Меднорудянский
рудник. Особенности разработки рудника. Организация подземных работ. Воздействие
добывающей отрасли на людей и природу края.
Тема 4. Топливное хозяйство. Роль леса в заводском хозяйстве. Охрана лесов в
XVIII в. Государственная политика и лесное хозяйство округа в первой половине XIX в.
5

Куренная операция. Курень и углепоставщики. Влияние топливной отрасли на людей и
природу края.
Тема 5. Добыча драгоценных металлов. Драгоценные металлы на Урале.
Месторождения драгоценных металлов в Тагильском крае. Открытие золота, платины и
серебра в округе. Золотые и платиновые прииски. Организация приисковых работ.
Влияние золотоплатиновой отрасли на людей и природу края.
РАЗДЕЛ 3. Тагильский край в XVIII - первой половине XIX века: поселения человек - природа
Тема1. Формирование населения и его состав. Строители и работники первых
заводов. Вольные поселенцы и раскольники. Изменения в составе и численности
населения во второй половине XVIII в. Причины перехода к принудительному труду. Ход
закрепощения. Переводы крепостных на заводы. Состав населения. Рост населения в
округе и его состав в первой половине XIX в. Отмена приписки крестьян к заводам.
Массовые переселения крепостных. «Городские» сословия и временные жители. Состав
населения в середине XIX в.
Тема 2. Типы поселений в крае.
Нижний Тагил,
его пространственный и
архитектурный облик в XVIII – первой половине XIXв. Появление заводских поселений в
первой половине XVIII в. Формы поселений.
Особенности заводских
поселений.
Первоначальный облик Тагильского и Выйского поселков. Развитие
поселений во второй половине XVIII в. Новые поселения в крае. Развитие
Нижнетагильского и Выйскогопоселков. Облик поселений в первой половине XIX в.
Особенности новых поселений. Тагил
в первой
половине
XIX
в.
Заводские поселки в изобразительном искусстве.
Тема3.Тагильчане в раннеиндустриальный период.
Семья и семейные отношения. Рабочая семья и ее особенности. Новые явления и
семейные традиции. Дом и усадьба рабочего. Сельскохозяйственные занятия.
Промысловые занятия населения. Тагил как торговый центр. Физический облик и питание
населения. Одежда жителей. Культура и обычаи населения. Культурная жизнь в округе.
Поведение заводского населения. Общественный досуг.
Тема 4. Изменения в отношениях людей и природы на Урале и в Тагильском крае к
середине XIX в. и их отражение в сознании людей
Последствия деятельности людей в крае в XVIII - первой половине XIX в. Природа
и промышленность. Природа и люди. Особенности и итоги взаимодействия людей и
природы в крае в раннеиндустриальный период.
Урал в XVIII-XIXв. 9класс
Тема 1. Урал в XVIII в. Предпосылки создания на Урале горнозаводской
промышленности. Государственная промышленная политика и строительство первых
казенных заводов. Формирование органов управления заводским делом. Роль
В.Н.Татищева и В.Геннина в создании уральской горнозаводской промышленности.
Строительство завода- крепости на берегу реки Исети. Екатеринбург. Монетное
производство в Екатеринбурге. Ассортимент продукции уральских заводов: от чугуна до
медной посуды. Проблема рабочей силы. Мастеровые и работные люди. Приписное
крестьянство. Заводовладельцы: Демидовы, Строгановы, Шаховские, Всеволожские,
Яковлевы, М. Походяшин и др. Превращение. Уралавведущий горнозаводской район
России. Крестьянская война1773 — 1775 гг. и особенности ее хода на Урале. Присвоение
Екатеринбургу статуса города. Создание Екатеринбургской городской думы.
Тема 2. Урал в первой половине XIX в. Развитие системы образования: создание
начальных школ, уездных училищ, гимназий. Подготовка профессиональных кадров. Поэт
и «ревнитель свободы» А.В.Лоцманов. Начало книгоиздания на Урале. Светские
библиотеки. Работа научных экспедиций с участием естествоиспытателя А. Гумбольта,
геологов Э. Гофмана, Г. Гельмерсена, Р. Мурчисона. Достижения в области техники.
6

Изобретатели-самородки: Ушковы, Черепановы, И.Е.Софонов, Л.И.Брусницын и др.
Утверждение классицизма в архитектуре Урала..
Деятельность архитекторов Уральского горного правления (М.П.Малахов).
Художественные промыслы. Изделия уральских камнерезов. Златоустовская гравюра по
металлу. Чугунное художественное литье.
Тема 3.Урал в XIX до 1917года. Административно-территориальные изменения.
Реформы 60-70-х гг. XIX в. и их влияние на все стороны жизни общества. Кризис
уральской промышленности и его преодоление в пореформенный период. Сохранение
полукрепостнических пережитков. Форсированные темпы и половинчатость процессов
модернизации на рубеже XIX – XX вв. Новые явления в социальной и экономической
жизни Урала. Внедрение акционерного капитализма в промышленность края.
Проникновение иностранного капитала на Урал. Столыпинская аграрная реформа и
сельское хозяйство Урала. Влияние Первой мировой войны на экономику Урала.
Милитаризация промышленности и ее последствия.
Тема 4. Революционные события 1917 г. и гражданская война на Урале
Своеобразие политической обстановки на Урале после свержения самодержавия.
Установление советской власти на Урале. Атаман А. Дутов и сопротивление казаков
большевикам на Южном Урале. Создание аппарата государственной власти. Первые
преобразования советской власти. Национализация уральской промышленности и
организация управления ею. Осуществление советского декрета о земле.
Причины гражданской войны на Урале. Выступление Чехословацкого корпуса и
развертывание крупномасштабной гражданской войны на Урале. Организация СевероУрало-Сибирского фронта. Антисоветские выступления. Свержение советской власти в
Ижевске и Воткинске. Расстрел семьи последнего российского императора. Поражение
войск Красной армии летом 1918 г. Ситуация на оккупированной территории края,
деятельность Временного областного правительства Урала, Прикомуча, Уфимской
Директории. Партизанское и подпольное движение в тылу белогвардейских войск. Рейд
отряда В. Блюхера. Переворот А. Колчака и оккупация всего Урала зимой 1918/19 г.
Деятельность большевиков по освобождению Урала в марте-августе 1919 г.
Восстановление советской власти на Урале. Последствия гражданской войны на Урале.
Тема 5. Ускоренная советская модернизация на Урале (20 – 30 гг. ХХ в.)
Всеобщий политический, социально-экономический кризис и его проявление на
Урале. Недовольство рабочих и служащих. Выступления крестьян против политики
большевиков. Западно-Сибирское восстание. Переход к Новой экономической политике.
Организация восстановительных работ в промышленности и в сельском хозяйстве.
Восстановление транспорта. Борьба с голодом. Первые итоги НЭПа
Генеральный план хозяйства страны. Завершение восстановления народного
хозяйства Урала. Итоги НЭПа.
Развертывание ускоренной советской индустриализации. Решение проблемы
Урало-Кузбасса. Мобилизация коммунистов и комсомольцев на стройки первой
пятилетки. Развитие и укрепление предприятий военно-промышленного комплекса.
Насильственная
коллективизация,
административно-приказное
вовлечение
крестьян в колхозы. Голод 1932 – 1933 гг., развал сельского хозяйства, раскрестьянивание
деревни. Организационно-хозяйственное укрепление колхозов путем создания в деревнях
чрезвычайных органов – политотделов МТС и совхозов. Завершение коллективизации и
закрепление земель за колхозами.
Утверждение в стране авторитарного режима личной власти Сталина.
Идеологический прессинг. «Воинствующий» атеизм. Отсутствие социальной
защищенности граждан. Массовые репрессии интеллигенции, партийных, советских,
комсомольских, научных и военных кадров на Урале Спецпереселенцы, заключенные
ГУЛАГа, депортированные народы на Урале.
Тема 6. Культурное строительство в 20-30-ые гг. ХХ в.
7

Культурно-просветительская работа и ее идеологическая направленность. Центры
культурной жизни – избы-читальни, клубы и Дворцы культуры. Развитие средств
массовой информации и политизация населения. Возникновение новых периодических
изданий. Деятельность Уральской ассоциации пролетарских писателей. Возникновение
Уральского отделения Союза писателей СССР. Социалистические преобразования –
ведущая тема в литературном творчестве. Творчество П.П. Бажова, А.П. Бондина и др.
Творческий поиск театральных коллективов Урала.
Борьба на «фронте искусств». Поиски новых форм в изобразительном и
монументальном искусстве. Реализация идеи монументальной пропаганды. Творчество С.
Эрьзи, И. Шадра. Социалистическая тематика в художественных произведениях.
Конструктивизм в архитектурном облике уральских городов.
Тема 7. Урал в годы Великой Отечественной войны
Перестройка экономики Урала на военный лад. Прием эвакуированных
предприятий. Транспорт и связь на обслуживании нужд фронта и народного хозяйства.
Трудности аграрного сектора экономики. Военно-организационная работа. Формирование
соединений и частей для фронта. Подготовка боевых резервов. Добровольцы и
добровольческие воинские соединения и части. Всенародная помощь фронту. Сбор
средств на вооружение Красной Армии.
Урал – база восстановления хозяйства на пострадавших от врага территориях.
Условия труда, заработная плата, жилищно-бытовые условия, прием эвакуированного
населения. Медицинская помощь раненым и инвалидам. «Все для фронта, все для
победы!»: наука, образование и культура на Урале.
Тема 8. Социально-экономическое развитие Урала во второй половине ХХ в.
Развитие уральского промышленного района. Конверсия. Укрепление военнопромышленного комплекса. Становление крупнейшего центра атомной промышленности.
Освоение новых видов машиностроительной продукции. Опережающее развитие военнопромышленного комплекса. Экологические проблемы Урала.
Послевоенный кризис сельского хозяйства. Голод 1946 - 1947 гг. Государственная
политика ограничения индивидуальных приусадебных хозяйств. Уровень жизни в
деревне. Освоение целинных и залежных земель. Попытки реформирования аграрных
отношений в 50-е – 80-е гг.
Тема 9. Общественно-политическая жизнь Урала во второй половине ХХ в.
Послевоенная общественно-политическая жизнь Урала. Основные проявления
культа личности Сталина. Военнопленные на Урале. Общественная обстановка и
социально-культурные условия в годы деятельности Н.С. Хрущова.. Отказ от процесса
демократизации брежневским руководством. Создание показного благополучия.
Активизация общественно-политической жизни во второй половине 80-х гг. Зарождение
неформальных движений и политических партий. Феномен Б.Н. Ельцина.
Тема 10. Образование и наука во второй половине ХХ в.
Переход к всеобщему среднему образованию. Школьная реформа конца 80-90-х гг.
Развитие средне-специального и высшего образование. Либерализация гуманитарной
науки.
Вклад уральских ученых в развитие новых отраслей промышленности. Развитие
академической науки на Урале: Уральский научный центр и Уральское отделение
Российской академии наук. Возникновение и развитие научных школ
Тема 11. Развитие культуры Урала во второй половине ХХ в.
«Хрущевская оттепель» и оживление культурных процессов. Создание
региональных журналов «Урал» и «Уральский следопыт». Творчество детских писателей.
Художники-шестидесятники: Е.И. Гудин, Г.С. Мосин, И.И. Симонов, М.Ш.
Брусиловский, В.М. Волович и др. Организация художественных выставок. Творчество Э.
Неизвестного. Музыка, театр, кинематография.
Тема 12. Итоговое обобщение
8

НРК. Этнокультурные особенности региона. Нравственно-этические и
эстетические нормы культуры различных этнических групп, населяющих Средний Урал.
Основные художественные и этнокультурные памятники Среднего Урала и своего
населенного пункта. Основные жанры местного Фольклора, виды декоративноприкладного искусства
Урала. Условия становления ремесел и промыслов на Среднем Урале в прошлом и
их развитие в настоящее время. Основные виды художественного творчества на Среднем
Урале: история и современность. Развитие видов творчества (изобразительного,
музыкального, литературного, декоративно-прикладного) народов Урала во взаимосвязи с
процессами, происходящими в стране, мире. Тенденции развития художественной
культуры в контексте социально-политической и экономической жизни региона.
Культурные связи Среднего Урала с другими регионами страны и мира.
Специфика становления и развития художественной культуры на Урале (музыка,
литература, театр, изобразительное искусство).
Роль личности в сохранении и развитии художественной культуры Среднего Урала
и отдельных муниципальных образований в Свердловской области: история и
современность. Выдающиеся деятели художественной культуры Урала (биография,
творческие достижения, произведения). Практическое участие в сохранении памятников
художественной культуры региона и отдельных муниципальных образований.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ИСТОРИИ УРАЛА НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИСНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
—
историко-географический образ, включая представление о территории и
границах России, знание основных исторических событий развития государственности и
общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций;
—
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
—
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного
наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация,
понимание конвенционального характера морали;
—
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между
общественными и политическими событиями;
—
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ
проявлениях;
—
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
—
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою
страну;
—
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
—
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
—
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
—
уважение к личности и еѐ достоинствам, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
—
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности
здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
9

потребность в самовыражении и самореализации, социальномпризнании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
—
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в
пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и
молодѐжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
—
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной
жизни, прав и обязанностей ученика;
—
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и принятия;
—
умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к
выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во
внеучебных видах деятельности;
—
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с
учѐтом конкретных социально исторических, политических и экономических условий;
—
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей
функции познавательного мотива;
—
готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
—
выраженнойустойчивойучебнопознавательноймотивациииинтересакучению;
—
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
—
адекватной позитивной самооценки Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
—
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учѐта позиций участников дилеммы,ориентациинаих
мотивы и чувства;
—
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
—

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
—
целеполаганию,
включая постановку
новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
—
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
—
планировать пути достижения целей;
—
устанавливать целевые приоритеты;
—
уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
—
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
—
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
—
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
10

—
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
—
построению жизненных планов во временной перспективе;
—
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
—
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
—
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;
—
осуществлять
познавательную
рефлексию в
отношении
действий
по решению учебных и познавательных задач;
—
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
—
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
—
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
—
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на
пути достижения целей.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
—
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
—
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
—
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
—
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
—
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
—
давать определение понятиям;
—
устанавливать причинно-следственные связи;
—
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
—обобщать понятия—осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим
объѐмом;
—
осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
—
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
—
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
—
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
—
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения;
—
структурировать тексты, включая умение выделять главное и
второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых
событий;
—
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений,
11

понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном
сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
—
основам рефлексивного чтения;
—
ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
—
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента;
—
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов;
—
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
—
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
—
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное
мнение
и
позицию,
аргументировать
и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности;
—
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
—
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом;
—
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнѐром;
—
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
—
адекватно
использовать
речь
для
планирования
и
регуляции
своей деятельности;
—
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое
контекстное высказывание;
—
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
планировать общие способы работы;
—
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь
убеждать;
—
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
—
основам коммуникативной рефлексии;
—
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
—
отображать в речи (описание,объяснение)содержаниесовершаемыхдействий
как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
—Выпускник получит возможность научиться:
—
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других
людей, в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
—
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
—
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций
всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
12

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
—
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
—
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение
целив совместной деятельности;
—
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнѐра;
—
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
—
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, участвовать в дискуссии аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
—
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать
на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку
партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
—
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен
знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
—
в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять
еѐучастникампроявлятьсобственнуюэнергиюдлядостиженияэтихцелей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1)
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта
российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2)
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической,
политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного,
цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных
процессов;
3)
формирование умений применения исторических знаний для осмысления
сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4)
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для
гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического
опыта России и человечества;
5)
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и
настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5КЛАСС
№ п/п

Наименование раздела, темы урока

Количество
часов

2

5 класс
Природа и человек каменного века
Введение. Природная среда палеолита и первоначальное заселение
человеком Урала.
Приспособление человека к природе каменного века

1

3
4
5

Добывание огня в древности
Взаимодействие древнейшего человека с растительными животным миром
Минеральное сырье и его использование человеком в каменном веке

1
1
1

6

Взаимосвязь минерального сырья и характера каменных орудий

1

7
8

Влияние природной среды на первобытное хозяйство эпохи мезолита
Сырьевой кризис эпохи мезолита и его преодоление древним
человеком

1
1

Практическая работа: Хозяйственный циклический календарь
Как регулятор взаимоотношений человека и окружающей среды

2

11

Переход к производящему хозяйству–новый этап освоения человеком
окружающей среды

1

12

Изготовление керамических сосудов

1

1

9-10

1

13-14 Торфяники Урала – ценнейший источник о взаимодействии человека и
природы
15 Объекты природы и их взаимосвязь с культовой деятельностью древнего
человека: культ природы в верованиях древних жителей Урала

2

Объекты природы и их взаимосвязь с культовой деятельностью
древнего человека: животный мир в первобытном искусстве Урала
17-18 Повторительно-обобщающий урок

1

16

Путешествуем по Свердловской области
19 Где мы живем. Свердловская область. Город Нижний Тагил
20 Путешествие с запада на восток: Нижнетагильская дубрава. Краски
смешанного леса.
21 Путешествие с запада на восток: Мозаика холмов. В страну Красного Оленя.
22-23 Путешествие с запада на восток: На Шунут-Камне. Уральская красавица.
Взгляд с Волчихи.
24 Путешествие с запада на восток: В окрестностях Екатеринбурга. Маленькие
тайны водоемов. Припышменские боры.
25 Путешествие от Екатеринбурга на северо-восток: «Цветы» недр. В
Алапаевске.
14

2

2
1
1
1
2
1
1

Путешествие от Екатеринбурга на северо-восток: По дорогам Зауралья.
Вблизи исторической граница Урала и Сибири
27 Путешествие от Екатеринбурга на северо-восток: На берегах большой реки.
Страна озер и болот
28 Путешествие от Екатеринбурга на юг: К Хозяйке Медной горы. Сысертские
«Жемчужтны».
29 Путешествие от Екатеринбурга на юг: Степные обитатели. КаменскУральский.
30 Путешествие от Екатеринбурга на север: По «зеленокаменной» полосе.
Заповедными тропами
31 Путешествие от Екатеринбурга на север: Синие горы Урала. Денежкин
Камень
32-33 Итоговое повторение
34 Резервный урок
ИТОГО:
26

6 КЛАСС
№ п/п

Наименование раздела, темы урока

1
1
1
1
1
1
2
1
34

Количество
часов

6 класс
Взаимодействие человека и природной среды в бронзовом и железном веках
Становление производящего хозяйства в бронзовом веке
Первые уральские металлурги. Первооткрыватели металла
Зарождение и развитие цветной металлургии на Урале
Развитие металлургии железа на Урале
Производящее хозяйство и металлургия - первые шаги к экологической
катастрофе современности
11 Кочевники и лесные народы
12-13 Повторительно-обобщающий урок
Эпоха раннего железа
14 Савроматы–сарматы ЮжногоУрала
15 Лесостепные племена Саргатской культуры
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10

16
17

Лесные племена в раннем железном веке.
Человек наУрале в эпоху раннего железного века.

18-19 Повторительно-обобщающий урок

2
2
2
2
2
1
2
1
1
1
1
2

Поздний железный век. Формирование народов Урала
20

Великое переселение народов

1

21
22
23
24

Прикамье в I тысячелетии нашей эры
Зауралье в I тысячелетии нашей эры
Формирование народов Урала в I тысячелетии нашей эры
Поздний железный век. Формирование народов Урала. Повторение.

1
1
1
1

15

25-26 Происхождение народов Урала. Урал в древности до Х века. Итоговый урок

2

27-28 Местное население Урала и различные экологические ниши его обитания в
эпоху средневековья

2

29-30 Образ мирового дерева в мифологии финно-угорского
Населения Среднего Зауралья как свидетельство единства человека и
природного окружения

2

21

Роль русской колонизации в нарушении экологического равновесия на
Урале

32-33 Повторительно- обобщающий урок
34 Резервный урок
ИТОГО:
7 КЛАСС
№ п/п

Наименование раздела, темы урока

Введение
От Великого переселения народов до монгольского нашествия
Вхождение народов Урала в состав России. Освоение края.
3-4 Урал и Русь в XI- середине XVв.
5
Начало русской колонизации
6
Роль церкви в закреплении русских на Урале
7-8 Продвижение русских в Зауралье
9
Пермь Великая в составе Русского государства
10 Крещение Перми Великой
11 Раздор между Русским государством и Пермью Великой.
12 Первый кремль на Урале
13-14 Вхождение народов Урала в состав России. Повторительно-обобщающий
урок
Освоение Урала и завоевание Сибири.
15 Вхождение в состав России удмуртов и башкир.
1
2

16
17
18
19
20-21
22
23
24
25-26

27

1
2
1
34

Количество
часов
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
2

1

Пермские вотчины Строгановых

1

Сибирское ханство. Поход Ермака и его последствия
Бабиновская дорога
Пермянка
Первые металлургические заводы
Новые уезды на карте Урала
Монахи и вольные казаки
Начало заселения русскими ЮжногоУрала.
Продвижение русских на Урал в XI–XVIIвв. Повторительно-обобщающий
урок.
Культура Урала в XV–XVII веках
Взаимодействие культур народов Урала.

1
1
1
2
1
1
1
2

16

1

28
29

Деревянное зодчество
Уральский «Суздаль». Дом-крепость

1
1

30

Иконопись и лицевое щитье

1

31

Книги старого Урала

1

32-33 Культура Урала в XV–XVII веках. Повторительно-обобщающий урок.
34

Резервный урок.
ИТОГО:

8 КЛАСС
№ п/п

2
1
34

Наименование раздела, темы урока

Количество
часов

Природные ресурсы Урала и Тагальского края и начало их промышленного освоения
Возникновение уральского металлургического района
1
2

Введение
Исторические причины и природные условия становления промышленности
на Урале в начале 18 века.

3
"Досмотры руд" и строительство первых казенных заводов.
Первые частные заводчики Урала.
4
Исторический облик и природные условия Тагильского края в начале 18 века.
5

Географическое положение, население и природные ресурсы края.

1
1
1
1

1

6
Начало промышленного освоения края.
1
Тагильский край в XVIII-первой половинеXIXв: промышленность - человек - природа.

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Формирование Нижнетагильского горнозаводског оокруга.
Гидроэнергетика и строительство заводов.
Формирование Нижнетагильского производственного комплекса.
Территория ит ранспортная сеть Нижнетагильского округа
Речные пути и организация караванной операции.
Металлургические заводы.
Развитие черной металлургии.
Развитие цветной металлургии и вспомогательных производств.
Рудники.
Высокогорский железный рудник.
Меднорудянский рудник.
Топливное хозяйство
Роль леса в заводском хозяйстве и меры по его сбережению.
Куренное производство.
17

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Добыча драгоценных металлов.
17 Месторождения драгоценных металлов в крае и их открытие.
18 Золотые и платиновые прииски.
19 Повторительно-обобщающий урок
Тагильский край в XVIII-первой половинеXIXв: поселения- человек - природа.

20
21
22

Формирование населения и его состав.
Первые поселенцы тагильских заводов.
Изменения в составе и численности населения во второй половине XVIIIв.
Рост населения в округе и его состав в первой половине XIXв.
Типы поселений в крае.
Нижний Тагил, его пространственный и архитектурный облик

1
1
1

1
1
1

Появление заводских поселений в первой половине XVIII в
1
Развитие поселений во второй половине XVIII в.
1
Облик поселений в первой половине XIX в.
1
Тагильчане в раннеиндустриальный период
26 Семья и семейныеотношения
1
27 Дом и домохозяйство жителей
1
28 Развитие ремесел и торговли
1
29 Питание и одежда заводских жителей. Культура и обычаи населения
1
Изменения в отношениях людей и природы на Урале и в Тагильском крае к середине XIX в.
и их отражение в сознании людей
23
24
25

30

Последствия деятельности людей в крае в XVIII-первой половине XIX в.

1

31

Особенности и итоги взаимодействия людей и природы в крае в
раннеиндустриальный период

1

32-33 Итоговое повторение
34 Резервный урок
ИТОГО:
9 КЛАСС
№ п/п

1
2
3
4
5
6-7
8
9

2
1
34

Наименование раздела, темы урока

Урал в XVIII столетии
Создание крупной горнозаводской промышленности
Оренбургская экспедиция
Экономика Урала в XVIII столетии
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева
Культура Урала в XVIIIвеке
Урал в XVIII в. Повторительно-обобщающий урок
Урал в XIX- начале XX века
Горнозаводский край
Города, заводские поселки и села
18

Количество
часов
1
1
1
1
1
2
1
1

Уральские бунтари и ссыльные революционеры
Реформы1860-1870-х годов
Урал капиталистический
Революция1905-1907гг.
Культура Урала XIX- начала XXвека
Урал в XIX- начале XX века. Повторительно-обощающий урок.
Урал в XX-XXI вв.
17 Культура Урала в нач. 20 века
18 Революция 1917 г. на Урале.
19
Урал в огне Гражданской войны
20 Новая экономическая политика
21 Модернизация по-большевистски
22 Урал – кузница Победы.
23-24 Родной край в годы ВОВ.
25 Послевоенное восстановление и «оттепель»
26 «Застойный» период Урала
27 Знаменитые люди Урала
28 Народные промыслы
29 Культура Урала в к 20 в нач 21 в
30 Урал в нач.21 века: успехи и трудности
31 Экономика Урала в нач 21 века успехи и трудности.
32-33 Урал в XIX-XXI в. Повторительно-обобщающий урок
34 Резервный урок
ИТОГО:
10
11
12
13
14
15-16

19

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».