РП Литература 9 класс, 2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
____________________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 30.08.2024 года № 90-Д
в составе ООП основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
(для 5–9 классов)
9 класс

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
*Литература и ее роль в духовной жизни человека. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Древнерусская литература
«Слово о полку Игореве».
Литература XVIII века
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны
1747 года» и другие стихотворения (по выбору).
Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др.
Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
Литература первой половины XIX века
В. А. Жуковский. Баллады, элегии (две по выбору). Например, «Светлана», «Невыразимое», «Море» и др.
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору).
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я
посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники
и жёны непорочны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия»
(«Безумных лет угасшее веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др.
Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно»,
«Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, ни тебя так пылко я люблю…»,
«Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В
полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего времени».
Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души».
Зарубежная литература
Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору).
У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору).
И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).
Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др.
Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору).

Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В.
Скотта и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы;
 активное участие в школьном самоуправлении;
 готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений
русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
























уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;


























осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы
об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
 способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт;
 воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
 оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
 формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и
явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
 устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку,
устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над
текстом;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
 формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

























проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые
учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:






















использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке
литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной
литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку
учебной ситуации и предлагать план её изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
 развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
 регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
 проявлять открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
1) понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её роль в формировании
гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении единства многонационального народа
Российской Федерации;
2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от
текста научного, делового, публицистического;
3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы (от
древнерусской до современной), анализировать литературные произведения разных жанров, воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной
картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов;
анализировать произведение в единстве формы и содержания, определять тематику и проблематику произведения, его родовую и
жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения и отраженные в нём реалии, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики,
оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос;
выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом


произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики
произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения,
поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры
писателя, определять их художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля;
овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретиколитературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе
анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений (художественная литература и устное народное
творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода,
элегия, песня, отрывок, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея,
проблематика, пафос (героический, патриотический, гражданский и другие); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия:
экспозиция, завязка, развитие действия, (кульминация, развязка, эпилог, авторское (лирическое) отступление); конфликт, система
образов, образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая
характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика; диалог, монолог;
ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание,
параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и
пространство; звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма,
строфа; афоризм);
рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и
учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
Н.В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику
изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения;
сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные
явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста,
особенности языка;
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов
искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая
личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов,
обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать
сюжет и вычленять фабулу;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную
позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку
зрения, используя литературные аргументы;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по
заданной теме с опорой на прочитанные произведения, представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос,
исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на
самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения
древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и
эстетического анализа;
9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания
мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и
сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной учебноисследовательской и проектной деятельности и уметь публично презентовать
полученные результаты;
12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой, информационно-справочными
системами, в том числе в электронной форме, пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете, работать с электронными библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа верифицированных
электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.
Примечание.
В раздел «Содержание учебного предмета» и «Тематическое планирование» рабочей программы по литературе для основного общего
образования, 9 класс добавлены темы, выделенные курсивом и *. Это обусловлено тем, что в Примерной рабочей программе основного
общего образования предмета «Литература» указано следующее: «Количество учебных часов на тему может варьироваться на
усмотрение учителя, неизменным остаётся общее количество часов на весь год. 15 резервных уроков предназначены для
самостоятельного распределения учителем количества часов на дополнительное включение в тематическое планирование авторов или
произведений…»
Дополнительное включение в тематическое планирование авторов и произведений литературы второй половины 19 века и 20 века
позволит обучающимся основного общего образования получить целостное представление о литературном процессе, начиная с
древнерусской литературы, заканчивая литературой 20 века.
Данная рабочая программа ориентирована на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

1

Наименование разделов и тем
программы
*Литература и ее роль в
духовной жизни человека.
Литература как искусство
слова (углубление
представлений).

Итого
Раздел 1. Древнерусская литература
1.1. «Слово о полку Игореве»

всего

1

Количество часов
контрольн
практическ
ые
ие
работы
работы

Период
изучения
(№недели/меся
ц)
Сентябрь
1 неделя

Виды
деятельнос
ти

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/3076/

ВКУ/воспитательн
ое мероприятие в
рамках темы

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2147/

ВКУ

ВКУ

1
3

*

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/3077/
1.2. Развитие речи
Итого по разделу
Раздел 2. Литература XVIII века
2.1. М. В. Ломоносов.
«Ода на день восшествия на
Всероссийский престол Ея
Величества Государыни
Императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года» и другие
стихотворения (по выбору)
2..2. Г. Р. Державин.
Стихотворения (два по
выбору).
Например, «Властителям и

1
4
2

2 неделя

2

3,4 неделя

**

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2148

ВКУ

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2149/

ВКУ

2.3.
2.4.

судиям», «Памятник» и др.
Н. М. Карамзин.
Повесть «Бедная Лиза»
Развитие речи

2
3

2(соч)

А. С. Грибоедов. Комедия
«Горе от ума»

***

6,7 неделя

8

ВКУ

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2152/

ВКУ

Октябрь
5 неделя

Итого по разделу
9
Раздел 3. Литература первой половины XIX века
3.1. В. А. Жуковский. Баллады,
3
элегии (две по выбору).
Например, «Светлана»
«Невыразимое», «Море» и др.
3.2.

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2150/

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2153/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2156/

ВКУ

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2156/
https://uchebnik.mo
s.ru/catalogue/mater
ial_view/atomic_ob
jects/3031874
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2157/
3.3 Развитие речи
3.45 Поэзия пушкинской эпохи. К.
Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н.
М. Языков, Е. А. Баратынский
(не менее трёх стихотворений
по выбору)

2
2

1(соч)

8 неделя
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2154/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2673/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2155/

ВКУ

3.6.

А. С. Пушкин. Стихотворения.
Например, «Бесы», «Брожу ли я
вдоль улиц
шумных…», «…Вновь я
посетил…», «Из Пиндемонти»,
«К морю», «К***» («Я помню
чудное мгновенье…»),
«Мадонна», «Осень» (отрывок),
«Отцы пустынники и жёны
непорочны…», «Пора, мой
друг, пора! Покоя сердце
просит…», «Поэт», «Пророк»,
«Свободы сеятель
пустынный…», «Элегия»
(«Безумных лет угасшее
веселье…»), «Я вас любил:
любовь ещё, быть может…»,
«Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…» и др.
Поэма «Медный всадник».
Роман в стихах «Евгений
Онегин»

16

Ноябрь
9-12 неделя

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2158/
https://uchebnik.mo
s.ru/catalogue/mater
ial_view/atomic_ob
jects/591757
https://uchebnik.mo
s.ru/catalogue/mater
ial_view/atomic_ob
jects/4087150
https://uchebnik.mo
s.ru/catalogue/mater
ial_view/atomic_ob
jects/2719545
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2672/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2671/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2670/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2669/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2159/
https://uchebnik.mo

ВКУ

s.ru/catalogue/mater
ial_view/atomic_ob
jects/248536
https://uchebnik.mo
s.ru/catalogue/mater
ial_view/atomic_ob
jects/637638
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2159/
3.7.

Развитие речи

3.8 Контрольная работа
3.9 Внеклассное чтение
3.10 М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения.
Например, «Выхожу один я на
дорогу…», «Дума», «И скучно
и грустно», «Как часто,
пёстрою толпою окружён…»,
«Молитва» («Я, Матерь Божия,
ныне с молитвою…»), «Нет, не
тебя так пылко я люблю…»,
«Нет, я не Байрон, я другой…»,
«Поэт» («Отделкой золотой
блистает мой кинжал…»),
«Пророк», «Родина», «Смерть
Поэта», «Сон» («В полдневный
жар в долине Дагестана…»), «Я
жить хочу, хочу печали…» и
др.
Роман «Герой нашего
времени»

2
1
2
14

1(соч)

Декабрь
13 неделя

1
14 неделя
Январь
14-17 неделя

https://uchebnik.mo
s.ru/catalogue/mater
ial_view/atomic_ob
jects/4056541?date
=2020-03-05
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2668/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/3078/
https://uchebnik.mo
s.ru/catalogue/mater
ial_view/atomic_ob
jects/3139111
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2160/

ВКУ
ВКУ

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2161/
https://arzamas.acad
emy/special/ruslit/e
pisodes/39
3.11 Развитие речи
.
3.12 Контрольная работа
3.13 Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые
души»

1соч

1
1
10

18 неделя

1
Февраль
19 – 21 неделя

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2162/

ВКУ

https://uchebnik.mo
s.ru/catalogue/mater
ial_view/atomic_ob
jects/1544856
https://uchebnik.mo
s.ru/catalogue/mater
ial_view/atomic_ob
jects/2395925
https://uchebnik.mo
s.ru/catalogue/mater
ial_view/atomic_ob
jects/1689778
3.15 Развитие речи
3.16 Контрольная работа
3.17 Внеклассное чтение
Отечественная проза первой
половины XIX в. (одно
произведение по выбору).
А.Н. Островский. Литературная
сказка «Снегурочка»

3
1
2

1(соч)
1

22 неделя
ВКУ

Итого по разделу
Раздел 4. Зарубежная литература
7.1 Данте. «Божественная комедия»
(не менее 2 фрагментов по
выбору).

68
3

Май
31, 32 неделя

*******

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2180/

ВКУ

https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2181/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/2182/
У. Шекспир. Трагедия «Гамлет»
(фрагменты по выбору).

3

И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не
менее двух фрагментов по
выбору).

3

Дж. Г. Байрон. Стихотворения
(одно по выбору).
Например, «Душа моя мрачна.
Скорей, певец, скорей!..»,
«Прощание Наполеона» и др.
Поэма «Паломничество ЧайльдГарольда» (не менее 1
фрагмента по выбору).

2

Зарубежная проза первой
половины XIX в. (одно
произведение по выбору).
Например, произведения В.
Скотта и др.
Итого по разделу
Итоговый урок

3

14
1

32 неделя

ВКУ

Итого
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

15
6
102

4

6

* Раздел 1. Древнерусская литература
Эмоционально откликаться и выражать личное читательское отношение к прочитанному;
Конспектировать лекцию учителя;
Устно или письменно отвечать на вопросы;
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять план и тезисы статьи учебника;
Выразительно читать, в том числе наизусть;
Самостоятельно готовить устное монологическое высказывание с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
Составлять лексические и историко-культурные комментарии (в том числе к музыкальным и изобразительным произведениям);
Характеризовать героев произведения;
Устно или письменно анализировать фрагмент перевода произведения древнерусской литературы на современный русской язык;
Выявлять особенности тематики, проблематики и художественного мира произведения;
Выполнять творческие работы в жанре стилизации.

** Раздел 2. Литература XVIII века
М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества
Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения
(по выбору)
Составлять план и тезисы статьи учебника.
Выразительно читать произведение, в том числе наизусть.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Характеризовать героиню произведения.
Устно или письменно отвечать на вопрос.
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Характеризовать особенности тематики, проблематики, литературного направления и художественного мира
произведения.
Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей.

Выполнять творческие работы в жанре стилизации.
Осуществлять самостоятельный поиски отбор информации для монологических высказываний с использованием
различных источников, в том числе справочной литературы и ресурсов Интернета
Г.Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др.
Конспектировать лекцию учителя.
Составлять тезисы статьи учебника.
Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Устно или письменно отвечать на вопрос.
Участвовать в коллективном диалоге.
Выявлять в произведении черты литературного направления.
Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей.
Участвовать в подготовке коллективного проекта
Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
Конспектировать лекцию учителя или статью учебника, составлять её план.
Подбирать и обобщать материалы о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительно читать
фрагменты повести, в том числе по ролям.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Характеризовать сюжет и героев повести, её идейно-эмоциональное содержание, составлять сравнительные характеристики персонажей,
эпизодов и произведений с занесением информации в таблицу.
Устно или письменно отвечать на вопрос, формулировать вопросы к тексту самостоятельно.
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Выявлять черты литературного направления и анализировать повесть с учётом его идейно-эстетических особенностей.
Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему, редактировать письменные высказывания
*** Раздел 3. Литература первой половины XIX века
В.А. Жуковский. Баллады, элегии (две по выбору). Например, «Светлана», «Невыразимое», «Море»
и др.
Конспектировать лекцию учителя или статью учебника, составлять её план.
Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Выразительно читать лирические тексты, в том числе наизусть.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии, используя разные источники информации.
Устно или письменно отвечать на вопрос (с использованием цитирования).

Выявлять в произведениях черты литературного направления и характеризовать его особенности.
Анализировать лирические тексты по вопросам учителя и самостоятельно, составлять собственные интерпретации стихотворений.
Осуществлять сопоставительный анализ произведений с учётом их жанров, составлять сравнительные схемы и таблицы.
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Участвовать в разработке учебного проекта.
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
Конспектировать лекцию учителя или статью учебника и составлять их планы.
Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.
Подбирать и обобщать материалы о нём с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов
Интернета.
Выразительно читать произведение, в том числе наизусть и по ролям.
Устно или письменно отвечать на вопрос, составлять вопросы самостоятельно.
Участвовать в коллективном диалоге.
Определять характерные признаки произведения с учётом родо-жанровых особенностей.
Самостоятельно готовить устные монологические сообщения на литературоведческие темы.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Характеризовать сюжет произведения с учётом его тематики, проблематики, жанра, идейно-эмоционального
содержания, исторических и общечеловеческих особенностей.
Определять тип конфликта в произведении и стадии его развития.
Характеризовать персонажей произведения с занесением информации в таблицу.
Осуществлять сопоставительный анализ его фрагментов и героев с использованием схем и таблиц.
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Составлять цитатные таблицы при анализе эпизодов.
Выявлять черты литературных направлений в произведении.
Анализировать язык произведения с учётом его жанра.
Составлять речевые характеристики героев, в том числе сравнительные, с занесением информации в таблицу.
Письменно отвечать на проблемные вопросы, используя произведения литературной критики.
Писать сочинения на литературную тему, в том числе творческого характера, и редактировать собственные работы.
Сопоставлять текст произведения с его театральными постановками и киноверсиями.
Обсуждать театральные постановки и киноверсии комедии, писать на них рецензии.
Участвовать в разработке коллективного учебного проекта или читательской конференции.
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников

Поэзия пушкинской эпохи. К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (не менее трёх
стихотворений по выбору)
Составлять тезисный план лекции учителя или статьи учебника.
Выразительно читать, в том числе наизусть.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Устно или письменно отвечать на вопрос (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции.
Выявлять тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание стихотворений, особенности их ритмики,
метрики и строфики.
Составлять план анализа стихотворения и осуществлять письменный анализ лирического текста, давать письменный ответ на вопрос (с
использованием цитирования).
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Составлять устные сообщения на литературоведческие темы
А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное
мгновенье…»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», «Пора,
мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее
веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др.
Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин»
Конспектировать лекцию учителя и статью учебника и составлять их планы и тезисы.
Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.
Подбирать и обобщать материалы о нём, а также об истории создания произведений и о прототипах героев
с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Выразительно читать произведение, в том числе наизусть и по ролям.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Устно или письменно отвечать на вопрос (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Различать образы лирического героя и автора с составлением сравнительной таблицы.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции.
Выявлять тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание стихотворений, особенности их ритмики,
метрики и строфики.
Составлять план анализа стихотворения и осуществлять письменный анализ лирического текста.
Осуществлять сопоставительный анализ стихотворений по заданным основаниям с занесением информации в таблицу.

Составлять устные сообщения на литературоведческие темы.
Конспектировать литературно-критические статьи и использовать их в анализе произведений.
Обсуждать театральные или кинематографические версии литературных произведений, рецензировать их.
Участвовать в разработке коллективного учебного проекта или читательской конференции.
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума»,
«И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне
с молитвою…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт»
(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон»
(«В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего
времени»
Конспектировать лекцию учителя и статью учебника и составлять их планы и тезисы.
Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.
Подбирать и обобщать материалы о нём, а также об истории создания произведений с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета.
Выразительно читать, в том числе наизусть и по ролям.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Характеризовать тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержания стихотворений.
Анализировать лирические произведения с учётом их жанровой специфики.
Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта и определять их
художественные функции.
Сопоставлять стихотворения по заданным основаниям (в том числе с другими видами искусства) с занесением
информации в таблицу.
Конспектировать литературно-критические статьи и использовать их в анализе текстов.
Составлять письменный ответ на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему и редактировать
собственные работы.
Самостоятельно готовить устные монологические сообщения на литературоведческие темы, в том числе творческого характера.
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Характеризовать систему образов, особенности сюжета и композиции произведения.
Давать характеристику персонажей, в том числе сравнительную и групповую, с составлением схем и таблиц.
Анализировать ключевые эпизоды и различные формы выражения авторской позиции с учётом специфики
литературных направлений.

Составлять отзыв (рецензию) на театральные или кинематографические версии произведений.
Участвовать в разработке коллективного учебного проекта (заочной экскурсии, читательской конференции, сборника
ученических исследований и др.).
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников
Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»
Конспектировать лекцию учителя и статью учебника и составлять их планы и тезисы.
Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.
Подбирать и обобщать материалы о нём, а также об истории создания произведения с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета.
Выразительно читать произведение, в том числе наизусть и по ролям.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования) и самостоятельно формулировать вопросы к тексту
произведения.
Характеризовать сюжет, тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, жанр и композицию, образ
автора произведения.
Анализировать эпизоды с учётом различных форм выражения авторской позиции.
Выделять этапы развития сюжета, определять художественные функции внесюжетных элементов композиции.
Составлять характеристику персонажей, в том числе сравнительную и групповую с занесением информации в таблицу.
Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, иллюстративным
материалом, театральными версиями и киноверсиями.
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Конспектировать литературно-критическую статью и использовать её в анализе текста.
Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему и редактировать
собственные работы.
Участвовать в разработке коллективного учебного проекта (заочной экскурсии, читательской конференции, сборника
ученических исследований и др.).
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников
******* Раздел7 Зарубежная литература
Конспектировать лекцию учителя и составлять её план.
Подбирать и обобщать материалы о писателях и поэтах, а также об истории создания произведений с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета.
Выразительно читать произведения с учётом их родо-жанровой специфики.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.

Соотносить содержание произведений с принципами изображения жизни и человека, характерными для различных
исторических эпох.
Характеризовать сюжеты лиро-эпическихи драматических произведений,
их тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Составлять характеристики персонажей, в том числе сравнительные, с занесением
информации в таблицу.
Анализировать ключевые эпизоды лироэпических и драматических произведений
и лирические тексты с учётом их принадлежности к литературным направлениям.
Сопоставлять варианты перевода фрагментов произведений на русский язык.
Письменно отвечать на проблемные вопросы.
Сопоставлять литературные произведения по заданным основаниям, в том числе с произведениями других видов искусства.
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Участвовать в разработке коллективного учебного проекта.
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».