РП Литература 8 класс, 2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5
____________________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 30.08.2024 года № 90-Д
в составе ООП основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Литература
( 8 класс)

2024г.
1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Древнерусская литература
Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского»,
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Литература XVIII века
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и др. «Маленькие
трагедии» (одна пьеса по выбору). Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман
«Капитанская дочка».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Изпод таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и др. Поэма «Мцыри».
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася»,
«Первая любовь».
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору).
Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество»
(главы).
Литература первой половины XX века
Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например,
произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др.
Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по
выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского, А.А Ахматовой, М. И. Цветаевой, О. Э.
Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др.
М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др.
Литература второй половины XX - начала XXI века
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата»,
«Поединок» и др.).
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер».
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX— начала XXI века (не менее
двух произведений). Например, произведения В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, Е. И. Носова, А. Н.
и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова и др.
Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений двух поэтов).
Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М. Симонова,
А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.
Зарубежная литература
У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», №
130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2

Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
Гражданского воспитания:












готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:






осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране,
обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:



ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3



активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:






восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:












осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:









установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на
страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

4









ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:






ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
















освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
5



быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов,
литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты
по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять
критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);

6

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и
иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях,
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
7

Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы
в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;
развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать
способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать
невозможность контролировать всё вокруг.
Совместная деятельность:
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
8

уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во
внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей
всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в
общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных
занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
1) понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании
патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия
художественного текста от текста научного, делового, публицистического; 3) проводить
самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы,
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного
развития
обучающихся), понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных
произведениях:
анализировать произведение в единстве формы и содержания, определять тематику и проблематику
произведения, его родовую и жанровую принадлежность, выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной
конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмыслять формы авторской
оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом
произведения; объяснять своё понимание нравственнофилософской, социально-исторической и
эстетической проблематики произведений (с учётом возраста и литературного развития
обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и
прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры и стиля писателя, определять их художественные функции;
владеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретиколитературных понятий и
самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления
собственных оценок и наблюдений (художественная литература и устное народное творчество;
проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ,
повесть, роман, баллада, послание, поэма, песня, сонет, лиро-эпические (поэма, баллада)); форма и
содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический,
патриотический, гражданский и другие), сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия
(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); конфликт; система образов; автор,
повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая
характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ; юмор, ирония,
сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза,
9

аллегория; анафора; звукопись (аллитерация, ассонанс); стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль,
амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм);
рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историколитературного процесса
(определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени,
определённому литературному направлению);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними,
определять родо-жанровую специфику изученного художественного произведения;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и факты,
сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы,
эпизоды текста, особенности языка;
4) сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной
литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр,
балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
5) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11 поэтических произведений,
не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного
развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
6) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные
виды пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к
тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
7) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с
позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку
прочитанному;
8) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов),
писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;
исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации,
эссе, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или
публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;
9) интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные
художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и
современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
10) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы
как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и
эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
11) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по
рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт
произведений современной литературы;
12) участвовать в коллективной и индивидуальной учебноисследовательской и проектной
деятельности и публично представлять
полученные результаты;
10

13) самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной
форме, пользоваться электронными библиотеками и другими справочными материалами, в том
числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.

11

Приложение 1
Тематическое планирование

№

Наименование разделов
и тем программы

п/п

Количество часов
Период изучения
Виды
деятельности
всего контрольные практические
(№недели/месяц)
работы
работы

Введение
1
Раздел 1. Древнерусская литература
1.1 Житийная
2
литература(одно
произведение по
выбору).
Раздел 2. Литература XVIII века
2.1 Д. И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль»

Электронные(цифровые)
образовательные ресурсы

ВКУ
воспитательное
мероприятие в
рамках темы

сентябрь
ВКУ
сентябрь

*

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3072/main/

сентябрь

**

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2288/main/

октябрь

***

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2292/main/

ВКУ

3

2.2 Развитие речи
1
Раздел 3. Литература первой половины XIX века
3.1 А. С. Пушкин.
8
2
Стихотворения (не
менее двух. «Маленькие
трагедии» (одна пьеса
по выбору). Роман
«Капитанская дочка».

1
ВКУ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2158/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2671/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2669/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2678/main/

3.2 Развитие речи

1

1

октябрь
12

3.3 М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения (не
менее двух). Поэма
«Мцыри».

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2284/main/

3.5 Н. В. Гоголь. Повесть
6
«Шинель». Комедия
«Ревизор»
3.6 Развитие речи
1
1
Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1 И. С. Тургенев.
2
Повести (одна по
выбору).
4.2 Внеклассное чтение
1
4.3 Ф. М. Достоевский.
2
«Бедные люди», «Белые
ночи» (одно
произведение по
выбору).
4.4 Л. Н. Толстой. Повести
2
и рассказы (одно
произведение по
выбору).
Раздел 5.Литература первой половины XX века
5.1 Произведения
писателей русского
зарубежья (не менее
двух
по выбору). Например,
произведения И. С.
Шмелёва, М. А.
Осоргина, В. В.
Набокова, Н. Тэффи, А.

ноябрь

2

Ноябрь- декабрь

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/main/

ВКУ
декабрь

****

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2163/main/

январь

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2666/main/

январь

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2165/main/

ВКУ
январь

*****
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2281/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2139/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2283/main/

13

Т. Аверченко и др.
5.2 Поэзия первой
половины ХХ века (не
менее трёх
стихотворений на тему
«Человек и эпоха» по
выбору). Например,
стихотворения В. В.
Маяковского, М. И.
Цветаевой, А.А.
Ахматовой, О. Э.
Мандельштама, Б. Л.
Пастернака и др.

1

5.3 М. А. Булгаков (одна
повесть по выбору).
Например, «Собачье
сердце» и др.

3

февраль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3079/main/

Раздел 6. Литература второй половины XX века
6.1 А. Т. Твардовский.
3
1
Поэма «Василий
Тёркин» (главы
«Переправа»,
«Гармонь», «Два
солдата», «Поединок» и
др.).
6.2 А.Н. Толстой. Рассказ
2
«Русский характер»
6.3 М. А. Шолохов. Рассказ
3
«Судьба человека».
6.4 Развитие речи

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2172/main/

1

февраль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2173/main/

Февраль-март

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3075/main/

ВКУ

март
март

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2176/main/

1
14

6.5 А. И. Солженицын.
Рассказ «Матрёнин
двор».
6.6 Произведения
отечественных
прозаиков второй
половины XX—XXI
века (не менее двух
произведений).
Например,
произведения В.П.
Астафьева, Ю.В.
Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова,
А.Н. и Б.Н. Стругацких,
В.Ф. Тендрякова и др.
Контрольная работа
6.7 Поэзия второй
половины XX –
начала XXI века (не
менее трёх
стихотворений двух
поэтов). Например,
стихотворения Н.А.
Заболоцкого, М.А.
Светлова, М.В.
Исаковского, К.М.
Симонова, А.А.
Вознесенского, Е.А.
Евтушенко, Р.И.
Рождественского, И.А.
Бродского, А.С.
Кушнера и др.
6.8 Внеклассное чтение

март

2

2

начала

апрель

1
2

1

апрель
апрель

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2177/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2299/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2298/main/

1
15

6.9 Контрольная работа
1
Раздел 7. Зарубежная литература
7.1 У. Шекспир. Сонеты
3
(один-два по выбору).
Например, № 66
«Измучась всем, я
умереть хочу…», № 130
«Её глаза на звёзды не
похожи…» и др.
Трагедия «Ромео и
Джульетта»
(фрагментыповыбору).
7.2 Ж.-Б. Мольер. Комедия
2
«Мещанин во
дворянстве» (фрагменты
по выбору).
Резервное время
Итоговые контрольные
работы
Общее количество часов

1
ВКУ
май

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2144/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2674/main/

май

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2145/main/

1
2
68

2

5

16

Виды деятельности
*Раздел 1. Древнерусская литература
Воспринимать и выразительно читать произведения древнерусской литературы;
Выражать личное читательское отношение к прочитанному;
Составлять тезисный план статьи учебника;
Устно или письменно отвечать на вопросы;
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные комментарии;
Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей;
Характеризовать героев произведения;
Определять черты жанра жития и их отличия от других жанров древнерусской литературы;
Письменно отвечать на проблемный вопрос;
**Раздел 2. Литература XVIII века
Воспринимать и выразительно читать драматическое произведение (в том числе по ролям);
Выражать личное читательское отношение к прочитанному;
Составлять тезисный план статьи учебника;
Устно или письменно отвечать на вопросы;
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные комментарии;
Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности;
Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII века темы, образы и приёмы изображения человека;
Составлять характеристики главных героев, в том числе речевые;
Определять черты классицизма в произведении с занесением информации в таблицу;
Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему;

***Раздел 3. Литература первой половины XIX века
А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору). Роман «Капитанская
дочка»
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть).
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Составлять конспект статьи учебника.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Анализировать тематику, проблематику, художественные особенности лирического и драматического
17

произведения с учётом родо-жанровой принадлежности.
Характеризовать лирического героя стихотворения.
Сопоставлять стихотворения одного и разных авторов по заданным основаниям.
Выявлять особенности сюжета драматического произведения, динамику развития образов с помощью ключевых
цитат, осуществлять сравнительную характеристику событий и героев.
Обобщать материал об истории создания романа с использованием статьи учебника.
Анализировать его сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Использовать различные виды пересказа.
Характеризовать и сопоставлять основных героев романа, выявлять художественные средства создания их образов.
Давать толкование эпиграфов.
Объяснять историческую основу и художественный вымысел в романе с занесением информации в таблицу.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции.
Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему.
Сопоставлять литературные произведения с другими видами искусства
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Поэма «Мцыри
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть).
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Составлять конспект статьи учебника.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Анализировать тематику, проблематику, художественные особенности лирического произведения.
Характеризовать лирического героя стихотворения.
Сопоставлять стихотворения одного и разных авторов по заданным основаниям.
Обобщать материал об истории создания поэмы с использованием статьи учебника.
Анализировать сюжет поэмы, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Использовать различные виды пересказа.
Характеризовать героя поэмы, выявлять художественные средства создания художественных образов.
Определять роль пейзажа.
Соотносить идейно-художественные особенности поэмы с романтическими принципами изображения.
Анализировать форму выражения авторской позиции.
Выявлять в поэме признаки лирики и эпоса.
Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему.
Сопоставлять литературное произведение с произведениями других видов искусства
18

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор»
Воспринимать и выразительно читать литературные произведения (в том числе по ролям).
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Составлять тезисный план статьи учебника.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности.
Характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные средства создания их образов.
Выявлять в повести признаки реалистического и фантастического, определять роль гротеска.
Обобщать материал об истории создания комедии с использованием статьи учебника.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Использовать различные виды пересказа.
Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание комедии.
Составлять план характеристики героев произведения, в том числе сравнительной.
Выявлять способы создания комического.
Определять этапы развития сюжета пьесы, представлять их в виде схемы.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции.
Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему.
Сопоставлять текст драматического произведения с его театральными постановками, обсуждать их и писать
отзывы

****Раздел 4. Литература второй половины XIX века
И.С. Тургенев. Повести (одна по выбору)
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Составлять тезисный план статьи учебника.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание повести.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные средства создания их образов.
Анализировать форму выражения авторской позиции.
Соотносить содержание произведения с реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Письменно отвечать на проблемный вопрос, используя произведения литературной критики
19

Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Составлять тезисный план статьи учебника.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание произведения.
Формулировать вопросы по тексту.
Характеризовать и сопоставлять основных героев произведения, выявлять художественные средства создания их
образов.
Определять способы выражения внутреннего мира героев.
Различать образ рассказчика и автора.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции.
Соотносить содержание произведения с реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос
Л.Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору)
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Составлять тезисный план статьи учебника.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание произведения.
Формулировать вопросы по тексту.
Характеризовать и сопоставлять основных героев произведения, выявлять художественные средства создания их
образов.
Определять роль пейзажа и способы выражения внутреннего мира героя.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции.
Соотносить содержание произведения с реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос

*****Раздел 5. Литература первой половины XX века
Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И.С. Шмелёва,
М.А. Осоргина, В.В. Набокова, Н. Тэффи, А.Т. Аверченко и др.
20

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Использовать различные виды пересказа.
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Обобщать материал о писателе и об истории создания произведения с использованием статьи учебника,
справочной литературы и ресурсов Интернета.
Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности.
Характеризовать и сопоставлять героев произведения, определять художественные средства создания их
образов.
Выявлять способы создания комического.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции.
Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос.
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников
Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору).
Например, стихотворения В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака и др.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение (в том числе наизусть).
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов
Интернета.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Анализировать тематику, проблематику, художественные особенности лирического произведения.
Характеризовать лирического героя стихотворения.
Сопоставлять стихотворения одного и разных авторов по заданным основаниям.
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников
М.А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др.
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Обобщать материал о писателе и об истории создания произведения с использованием статьи учебника,
справочной литературы и ресурсов Интернета.
Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание повести.
21

Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные средства создания их образов.
Анализировать форму выражения авторской позиции.
Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос.
Сопоставлять текст произведения с его экранизацией, обсуждать и писать рецензии

******Раздел 6. Литература второй половины XX века
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.)
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть).
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Составлять тезисный план статьи учебника.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Обобщать материал о поэте и об истории создания поэмы с использованием статьи учебника, справочной литературы
и ресурсов Интернета.
Анализировать сюжет поэмы, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Использовать различные виды пересказа.
Характеризовать героя поэмы, выявлять художественные средства создания художественных образов.
Выявлять фольклорные традиции в поэме, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов,
поэтических средств с занесением информации в таблицу.
Характеризовать способы создания комического в произведении.
Соотносить идейно-художественные особенности поэмы с реалистическими принципами изображения человека
и жизни.
Анализировать форму выражения авторской позиции.
Выявлять в поэме признаки лирики и эпоса.
Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер»
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание рассказа.
Характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные средства создания их образов.
Сопоставлять текст произведения с его экранизацией, обсуждать и писать рецензии
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
22

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Обобщать материал о писателе и об истории создания произведения с использованием статьи учебника,
справочной литературы и ресурсов Интернета.
Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание рассказа.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать и сопоставлять основных героев рассказа, выявлять художественные средства создания их
образов.
Различать образы рассказчика и автора -повествователя.
Анализировать форму выражения авторской позиции.
Выявлять особенности жанра рассказа эпопеи.
Соотносить содержание произведения с реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос.
Сопоставлять текст произведения с его экранизацией, обсуждать и писать рецензии
А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Обобщать материал о писателе и об истории создания произведения с использованием статьи учебника,
справочной литературы и ресурсов Интернета.
Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание рассказа.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать и сопоставлять основных героев произведения, выявлять художественные средства создания их
образов.
Различать образы рассказчика и автора-повествователя.
Анализировать форму выражения авторской позиции.
Соотносить содержание произведения с реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос.
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX– начала XXI века (не менее двух). Например, произведения
В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П. Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н. Стругацких, В.Ф. Тендрякова и др.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения.
23

Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Использовать различные виды пересказа.
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Обобщать материал о писателе и об истории создания произведения с использованием статьи учебника,
справочной литературы и ресурсов Интернета.
Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности.
Характеризовать и сопоставлять героев произведения, определять художественные средства создания их
образов.
Выявлять нравственную проблематику произведения.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции.
Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос.
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников
Поэзия второй половины XX – начала XXI века (не менее трёх стихотворений двух поэтов). Например,
стихотворения Н.А. Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В. Исаковского, К.М. Симонова, А.А. Вознесенского,
Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественского, И.А. Бродского, А.С. Кушнера и др.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение (в том числе наизусть).
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов
Интернета.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Анализировать тематику, проблематику, художественные особенности лирического произведения.
Характеризовать лирического героя стихотворения.
Сопоставлять стихотворения одного и разных авторов по заданным основаниям.
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников.
Участвовать в разработке проектов по литературе ХХ века (по выбору обучающихся)

*******Раздел 7. Зарубежная литература
Воспринимать и выразительно читать произведения с учётом их родо-жанровой специфики.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Подбирать и обобщать материалы о писателях, а также об истории создания произведений с использованием статьи
учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета.
Соотносить содержание произведений с принципами изображения жизни и человека, характерными для различных
исторических эпох.
24

Характеризовать сюжеты эпических и драматических произведений, их тематику, проблематику, идейно-художественное содержание.
Составлять характеристики персонажей, в том числе сравнительные, используя схему и таблицу.
Анализировать ключевые эпизоды драматических произведений.
Выявлять черты лирического героя и художественные особенности лирического произведения.
Сопоставлять варианты перевода фрагментов произведений на русский язык.
Сопоставлять литературные произведения по заданным основаниям, в том числе с произведениями других видов
искусства.
Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос.
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».