РП Литература 7 класс, 2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
____________________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 30.08.2024 года № 90-Д
в составе ООП основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литература »
для 7 класса основного общего образования
на 2024-2025 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Древнерусская литература
Древнерусские повести (одна повесть по выбору). Например, «Поучение» Владимира Мономаха (в сокращении) и др.
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырёх). Например, «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой
убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», и др. «Повести Белкина» («Станционный смотритель»). Поэма
«Полтава» (фрагмент) и др.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее четырёх). Например, «Узник», «Парус», «Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»),
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и др. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника» (два по выбору). Например, «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др. Стихотворения в
прозе. Например, «Русский язык», «Воробей» и др.
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.
Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой и др. (не менее двух стихотворений по выбору).
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (одна по выбору). Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий
помещик», «Премудрый пискарь» и др.
Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему (не менее двух). Например, А. К. Толстого, Р. Сабатини,
Ф. Купера.
Литература конца XIX — начала XX века
А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска», «Злоумышленник» и др.
М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» и др.
Сатирические произведения отечественных и зарубежных писателей (не менее двух). Например, М. М. Зощенко, А. Т.
Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека.
Литература первой половины XX века
А. С. Грин. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Алые паруса», «Зелёная лампа» и др.

Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности (два-три по выбору). Например,
стихотворения А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, М. И. Цветаевой и др.
В. В. Маяковский. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка», «Неизвестный цветок» и др.
Литература второй половины XX века- начала XXI века
В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики» и др.
Стихотворения отечественных поэтов второй половины XX— начала XXI веков (не
менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения М. И. Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной, Б.Ш.
Окуджавы, Ю. Д. Левитанского и др.
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века (не менее двух). Например, произведения Ф. А.
Абрамова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др.
Зарубежная литература
М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы).
Зарубежная новеллистика (одно-два произведения по выбору). Например, П. Мериме. «Маттео Фальконе»; О. Генри. «Дары волхвов»,
«Последний лист».
А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
Гражданского воспитания:










готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении
с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:



осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений
русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;




ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:





ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:






восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:








осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;





умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:








установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:







ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:



ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;





овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

















освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:











выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений
(литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку,
устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над
текстом;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:










формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:



применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;







выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:










воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:





использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы
на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;












проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы
и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы»
и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:







выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:



владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной
ситуации и предлагать план её изменения;





учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:






развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:






осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
1) понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного,
делового, публицистического;
3) проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать,
интерпретировать

и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать, что в литературных произведениях отражена
художественная картина мира:
анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тему, главную мысль и проблематику произведения, его
родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей; определять
особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской,
социальноисторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять основные
особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные
средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретиколитературных понятий и учиться самостоятельно использовать их в
процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений (художественная литература и устное
народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, послание, поэма, песня);
форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и другие);
сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); автор,
повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер,
художественная деталь; юмор, ирония, сатира; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора;
стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры,
художественные приёмы, особенности языка;
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов
искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая
личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению
и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора, давать
аргументированную оценку прочитанному;

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной
теме с опорой на прочитанные произведения, под руководством учителя учиться исправлять и редактировать собственные письменные
тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта,
аннотации, эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные произведения древнерусской, русской и
зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для самостоятельного познания мира,
развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;
10) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт
произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной учебноисследовательской и проектной деятельности и публично представлять
полученные результаты;
12) развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме, самостоятельно пользоваться
электронными библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов,
включённых в федеральный перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

всег
о

1.1 Введение.

1

1.2 Древнерусские
повести

1

Количество часов
Период изучения
Виды
Электронные(цифровые)
деятельности
образовательные
контроль практические
ресурсы
(№недели/месяц)
ные
работы
работы
Раздел 1. Древнерусская литература * ВКУ
сентябрь
*
сентябрь

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2313/start/
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2318/start/

1.3 Развитие речи
(проверочная
работа)

1

1

сентябрь

Раздел 2. Литература первой половины XIX века (17) * ВКУ
2.1

А.С.
Пушкин. Стихотво
рения (не менее
четырёх).
Например, «Во
глубине сибирских
руд…»,
«19
октября» («Роняет
лес багряный свой
убор…»), «И. И.
Пущину»,
«На

6

Сентябрь октябрь

**

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2317/start/
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2316/start/

ВКУ/
воспитательное
мероприятие в рамках
темы

холмах
Грузии
лежит
ночная
мгла…», и др.
«Повести Белкина»
(«Станционный
смотритель»).
Поэма «Полтава»
(фрагмент) и др.
2.2 Развитие речи
(проверочная
работа)
2.3 Внеклассное
чтение
М. Ю.
Лермонтов. Стихо
творения (не менее
четырёх).
Например,
«Узник», «Парус»,
«Тучи», «Желанье»
(«Отворите мне
темницу…»),
«Когда волнуется
желтеющая
нива…»,
«Ангел», «Молитва
» («В минуту
жизни трудную…»)
и др. «Песня про
царя Ивана
Васильевича,
молодого

1

1

октябрь

1

октябрь

5

октябрь

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2681/start/

опричника и
удалого купца
Калашникова».
Контрольная
работа
2.5
Н. В. Гоголь.
Повесть «Тарас
Бульба»
2.6 Развитие речи
(обучающая
работа)
2.4

3.1 И. С. Тургенев.
Рассказы из цикла
«Записки
охотника» (два по
выбору).
Например,
«Бирюк», «Хорь и
Калиныч» и др.
Стихотворения в
прозе. Например,
«Русский язык»,
«Воробей» и др.
3.2
Л. Н. Толстой.
Рассказ «После
бала»
3.3 Развитие речи
(проверочная
работа)

октябрь

1
5

ноябрь

1

ноябрь

3

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2309/start/

Раздел 3. Литература второй половины 19 века (14) * ВКУ
декабрь
***
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2307/start/

декабрь

3

1

декабрь

***

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2310/start/

3.4 Н. А. Некрасов.
Стихотворения
(не менее двух).
Например, «Желез
ная дорога»,
«Размышления у
парадного
подъезда» и др.
3.5 Контрольная
работа
Поэзия второй
половины XIX
века. Ф. И. Тютчев,
А. А. Фет, А. К.
Толстой и др. (не
менее двух
стихотворений по
выбору)
3.6 М. Е. СалтыковЩедрин. Сказки
(одна по выбору).
Например,
«Повесть о том,
как один мужик
двух генералов
прокормил»,
«Дикий
помещик», «Прему
дрый пискарь» и
др.
3.7 Произведения
отечественных и
зарубежных

декабрь-январь

2

1

***

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2311/start/

январь

1

январь

***

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2306/start/

2

январь

***

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3067/start/

2

январь

***

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2306/start/

писателей на
историческую
тему (не
менее двух).
Например,
произведения А.
К. Толстого, Р.
Сабатини, Ф.
Купера
4.1 А. П. Чехов.
Рассказы (один по
выбору).
Например,
«Тоска», «Злоумы
шленник» и др.
4.2 Внеклассное
чтение
М. Горький.
Ранние рассказы
(одно
произведение по
выбору).
Например,
«Старуха
Изергиль»
(легенда о Данко),
«Челкаш» и др.
4.3 Сатирические
произведения
отечественной и
зарубежной
литературы (не

1

Раздел 4. Литература конца 19 – начала 20 века (5) * ВКУ
январь
****
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3068/start/

1

февраль

1

февраль

****

2

февраль

****

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3069/start/

менее двух).
Например, М. М.
Зощенко, А. Т.
Аверченко, Н.
Тэффи, О. Генри,
Я. Гашека
5.1 А. С. Грин.
Повести и
рассказы (одно
произведение по
выбору).
Например, «Алые
паруса», «Зелёная
лампа» и др.
5.2 Развитие речи
(проверочная
работа)
5.3 Отечественная
поэзия первой
половины XX века.
Стихотворения на
тему мечты и
реальности (дватри по выбору).
Например,
стихотворения А.
А. Блока, Н. С.
Гумилёва, М. И.
Цветаевой и др.
5.4 В. В. Маяковский.
Стихотворения
(одно по выбору).

2

1

Раздел 5. Литература первой половины 20 века (7)
февраль
*****

1

*ВКУ

март

1

март

*****

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2304/start/

2

март

*****

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3070/start/

Например,
«Необычайное
приключение,
бывшее с
Владимиром
Маяковским
летом на даче»,
«Хорошее
отношение к
лошадям» и др.
М.А. Шолохов.
«Донские
рассказы» (один
по выбору)
5.5 . П. Платонов.
Рассказы (один по
выбору).
Например,
«Юшка»,
«Неизвестный
цветок» и др.
6.1 В. М. Шукшин.
Рассказы (один по
выбору).
Например,
«Чудик», «Стенька
Разин»,
«Критики» и др.
6.2 Стихотворения
отечественных
поэтов XX—XXI

1

март

1

март

2

2

*****

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2300/start/

Раздел 6. Литература второй половины XX – начала XXI века (7)
март-апрель
******

апрель

******

*ВКУ

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2679/start/

веков (не менее
четырёх
стихотворений
двух поэтов):
например,
стихотворения М.
И. Цветаевой, Е. А.
Евтушенко, Б. А.
Ахмадулиной, Ю.
Д. Левитанского и
др.
6.3 Всероссийская
проверочная работа
Произведения
отечественных
прозаиков второй
половины XX —
начала XXI века
(не менее двух).
Например,
произведения Ф.
А. Абрамова, В. П.
Астафьева, В. И.
Белова, Ф. А. и др.
7.1 М. де Сервантес
Сааведра.
Роман «Хитроумн
ый идальго Дон
Кихот
Ламанчский»
(главы).

1
3

2

апрель
апрель

******

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2693/start/

Раздел 7. Зарубежная литература (8) *ВКУ
апрель-май
*******
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2301/start/

7.2 Зарубежная
новеллистика
(одно-два
произведения по
выбору).
Например, П.
Мериме.«Маттео
Фальконе»; О.
Генри. «Дары
волхвов»,
«Последний
лист».
А. де Сент
Экзюпери.
Повестьсказка
«Маленький
принц».
7.3 Резервный урок
8.1 Контрольные
работы
Практические
работы
Резервное время

май

2

3

май
Раздел 8. Контрольные работы (7)

2
3
5
2

Итого: 68 часов
Виды деятельности
*Раздел 1. Древнерусская литература
Воспринимать и выразительно читать произведения древнерусской литературы;
Выражать личное читательское отношение к прочитанному;
Устно или письменно отвечать на вопросы;

Составлять лексические и историко-культурные комментарии;
Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей;
Характеризовать героев произведения;
Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений

**Раздел 2. Литература первой половины XIX века
А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырёх). «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Поэма «Полтава»
(фрагмент) и др
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведения (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к
прочитанному. Составлять тезисный план статьи учебника. Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические и историкокультурные комментарии. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического, лиро-эпического и
эпического произведения. Характеризовать лирического героя. Характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять
художественные средства создания их образов. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности. Сопоставлять
произведения одного и разных авторов по заданным основаниям. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических
произведениях. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести или её фрагмент. Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования). Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему. Работать со словарями,
определять значение устаревших слов и выражений. Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи
учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее четырёх). «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведения (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к
прочитанному. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Определять тему, идею, художественные и композиционные
особенности лирического произведения. Характеризовать лирического героя. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой
принадлежности. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях. Устно или письменно отвечать на
вопросы. Письменно отвечать на проблемный вопрос. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений.

Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов
Интернета
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Составлять
тезисный план статьи учебника. Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности повести. Характеризовать и сопоставлять основных героев
повести, выявлять художественные средства создания их образов с занесением информации в таблицу. Анализировать произведение с
учётом его родо-жанровой принадлежности. Сопоставлять произведения разных авторов по заданным основаниям. Использовать различные
виды пересказа повести или её фрагмент. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Письменно отвечать
на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и
выражений. Участвовать в разработке проектов по литературе первой половины ХIХ века (по выбору обучающихся). Планировать своё
досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников
*** Раздел 3. Литература второй половины 19 века
И.С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника» (два по выбору). Стихотворения в прозе
Воспринимать и выразительно читать литературные произведения. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Составлять
тезисный план статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном
диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейнохудожественное содержание, определять композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать и сопоставлять основных героев произведений, выявлять художественные средства создания их образов. Анализировать
форму выражения авторской позиции. Выявлять средства художественной изобразительности в произведениях. Использовать различные
виды пересказа произведения. Письменно отвечать на проблемный вопрос. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и
выражений. Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и
ресурсов Интернета
Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Составлять
конспект статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном
диалоге. Составлять лексические и историкокультурные комментарии. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейнохудожественное содержание произведения. Формулировать вопросы по тексту. Характеризовать и сопоставлять основных героев
произведения, выявлять художественные средства создания их образов. Определять роль контраста и художественной детали.
Анализировать форму выражения авторской позиции. Соотносить содержание произведения с реалистическими принципами изображения
жизни и человека. Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос. Подбирать и обобщать материалы об авторах и
произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета
Н.А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух)
Воспринимать и выразительно читать лирические произведения (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к
прочитанному. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание, определять композиционные
особенности произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения. Анализировать форму выражения авторской позиции.
Выявлять средства художественной изобразительности в стихотворениях. Письменно отвечать на проблемный вопрос
Поэзия второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой и др. (не менее двух стихотворений по выбору)
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворения (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к
прочитанному. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения. Характеризовать
лирического героя. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности. Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических произведениях. Устно или письменно отвечать на вопросы. Письменно отвечать на проблемный вопрос.
Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с
использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (одна по выбору)
Воспринимать и выразительно читать литературные произведения. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Составлять
тезисный план статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы(с использованием цитирования). Участвовать в коллективном
диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейнохудожественное содержание, определять композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Характеризовать и сопоставлять основных героев произведений, используя схему, выявлять художественные средства создания их образов.
Анализировать форму выражения авторской позиции. Выявлять средства художественной изобразительности в произведениях.
Определять художественные средства, создающие сатирический пафос в сказках. Использовать различные виды пересказа произведения.
Письменно отвечать на проблемный вопрос. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Подбирать и
обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета
Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему (не менее двух). Например, произведения
А.К. Толстого, Р. Сабатини, Ф. Купера
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведения. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять
идею, художественные и композиционные особенности произведений, связанные с их исторической тематикой. Анализировать
произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности. Выявлять средства художественной изобразительности в произведениях.
Использовать различные виды пересказа произведений. Устно или письменно отвечать на вопросы. Письменно отвечать на проблемный
вопрос. Участвовать в разработке проектов по литературе второй половины ХIХ века (по выбору обучающихся). Подбирать и обобщать
материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Планировать своё
досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников
**** Раздел 4. Литература конца 19 – начала 20 века
А.П. Чехов. Рассказы (один по выбору)
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Анализировать сюжет, тематику,
проблематику, идейно-художественное содержание, определять композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы по
тексту произведения. Характеризовать и сопоставлять основных героев произведений, выявлять художественные средства создания их
образов. Анализировать форму выражения авторской позиции. Выявлять средства художественной изобразительности в произведениях.
Определять художественные средства, создающие комический эффект в рассказе. Использовать различные виды пересказа произведения.
Инсценировать рассказ или его фрагмент. Письменно отвечать на проблемный вопрос
М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Участвовать
в коллективном диалоге. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы
по тексту произведения. Характеризовать и сопоставлять основных героев произведений с занесением информации в таблицу, выявлять
художественные средства создания их образов. Сопоставлять произведения одного и разных авторов по заданным основаниям.
Анализировать форму выражения авторской позиции. Использовать различные виды пересказа произведения. Устно или письменно
отвечать на вопросы (с использованием цитирования) Письменно отвечать на проблемный вопрос, аргументировать своё мнение
Сатирические произведения отечественной и зарубежной литературы (не менее двух)
Воспринимать и выразительно читать литературные произведения. Участвовать в коллективном диалоге. Анализировать сюжет, тематику,
проблематику, идейно-художественное содержание, определять композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы по
тексту произведения. Характеризовать основных героев произведений, выявлять художественные средства их создания. Выявлять средства
художественной изобразительности в произведениях. Определять художественные средства, создающие комический эффект в рассказах.
Использовать различные виды пересказа произведения. Инсценировать рассказ или его фрагмент. Подбирать и обобщать материалы об
авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Планировать своё досуговое
чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников

***** Раздел 5. Литература первой половины 20 века
А.С. Грин. Повести и рассказы (одно произведение по выбору)
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Участвовать
в коллективном диалоге. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы
по тексту произведения. Характеризовать и сопоставлять основных героев произведений, выявлять художественные средства создания их
образов, используя схему. Сопоставлять произведения одного и разных авторов по заданным основаниям. Анализировать форму выражения
авторской позиции. Выявлять средства художественной изобразительности в произведениях. Использовать различные виды пересказа
произведения или его фрагмента. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Письменно отвечать на
проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему или отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение

Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности (два-три по выбору). Например,
стихотворения А.А. Блока, Н.С. Гумилёва, М.И. Цветаевой и др.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворения (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к
прочитанному. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения. Характеризовать
лирического героя. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности. Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических произведениях. Устно или письменно отвечать на вопросы. Письменно отвечать на проблемный
вопрос
В.В. Маяковский. Стихотворения (одно по выбору)
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворения (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к
прочитанному. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения. Характеризовать
лирического героя. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности. Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических произведениях. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Письменно
отвечать на проблемный вопрос
М.А. Шолохов. «Донские рассказы» (один по выбору)
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Участвовать в коллективном диалоге. Определять тему, идею, гуманистический пафос произведения, систему персонажей, художественные
и композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать и сопоставлять основных
героев
А.П. Платонов. Рассказы (один по выбору)
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять
тему, идею, художественные и композиционные особенности произведения. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой
принадлежности. Выявлять средства художественной изобразительности в произведении. Устно или письменно отвечать на вопросы
****** Раздел 6. Литература второй половины XX – начала XXI века

В.М. Шукшин. Рассказы (один по выбору)
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности произведения. Анализировать произведение с учётом его
родо-жанровой принадлежности. Выявлять средства художественной изобразительности в произведениях. Использовать различные виды
пересказа произведения, передавая комический эффект. Устно или письменно отвечать на вопросы. Письменно отвечать на проблемный
вопрос
Стихотворения отечественных поэтов XX–XXI веков (не менее четырёх стихотворений двух поэтов): например, стихотворения М.И.
Цветаевой, Е.А. Евтушенко, Б.А. Ахмадулиной, Б.Ш. Окуджавы, Ю.Д. Левитанского и др.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворения. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять
тему, идею, художественные и композиционные особенности лирических произведений. Характеризовать лирического героя. Анализировать
стихотворения с учётом их родо-жанровой принадлежности. Выявлять средства художественной изобразительности в стихотворениях.
Устно или письменно отвечать на вопросы. Участвовать в разработке проектов по литературе ХХ века (по выбору обучающихся). Подбирать
и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета.
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX – начала XXI века (не менее двух). Например, произведения Ф.А.
Абрамова, В.П. Астафьева, В.И. Белова, Ф.А. Искандера и др
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведения. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять
тему, идею, художественные и композиционные особенности произведений. Анализировать произведения с учётом их родо-жанровой
принадлежности. Выявлять средства художественной изобразительности в произведениях. Использовать различные виды пересказа
произведения. Устно или письменно отвечать на вопросы. Письменно отвечать на проблемный вопрос. Планировать и обогащать свой круг
чтения по рекомендациям учителя и сверстников
******* Раздел 7. Зарубежная литература
Осознавать богатство и многообразие зарубежной литературы разных времён и народов;
Читать и пересказывать произведения или их фрагменты, отвечать на вопросы, анализировать отдельные главы;
Определять нравственный выбор героев произведения;

Характеризовать и сопоставлять основных героев произведений, используя схему и таблицу, выявлять художественные средства их
создания;
Сопоставлять произведения одного и разных авторов по заданным основаниям;
Устно или письменно отвечать на вопросы;
Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение;
Участвовать в разработке проектов по зарубежной литературе (по выбору обучающихся);
Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и
ресурсов Интернета;
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».