РП Литература 6 класс, 2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5
____________________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 30.08.2024 года № 90-Д
в составе ООП основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИТЕРАТУРА
(для 6 класса)

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Античная литература
Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Фольклор
Русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко».
Народные песни и поэмы народов России и мира (не менее трёх песен и двух поэм). Например, «Ах,
кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы ветры, ветры буйные...», «Чёрный ворон», «Не шуми, мати
зеленая дубровушка...» и другие. «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь о Нибелунгах»
(фрагменты).
Древнерусская литература
«Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском
киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега».
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник»,
«Туча» и другие. Роман «Дубровский».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и другие.
А. В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Косарь», «Соловей» и др.
Литература второй половины XIX века
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун
поднялся…».
А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с
приветом…».
И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».
Н. С. Лесков. Сказ «Левша».
Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы).
А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть
чиновника» и другие.
А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Литература XX – начала XXI века
Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух). Например, стихотворения
С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и другие.
Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов).
Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Ю. П. Мориц, Д. С. Самойлова и
других.
Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой
Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №...»; Б.
П. Екимов. «Ночь исцеления», Э.Н. Веркин «Облачный полк» (главы) и др.
В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух).
Например, Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть
о первой любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире» и другие.
Произведения современных отечественных писателей-фантастов. Например, К. Булычев «Сто
лет тому вперед» и другие.
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай.
«Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни

был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…», Р. Гамзатов «Журавли», «Мой Дагестан» и
другие.
Зарубежная литература
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору).
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).
Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например,
Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по
выбору) и другие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
Гражданского воспитания:












готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в
том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся
в ней).
Патриотического воспитания:



осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной
литературы, а также литератур народов РФ;





ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:





ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:







восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных
произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического
благополучия:













воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных
произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:



установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;








интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений
русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:








ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:







ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного
литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:









освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;










умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:













выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты
по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять
критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
литературных фактах и наблюдениях над текстом;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии;
формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:










формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
опыта, исследования;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;



прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:










применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации
и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:












воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:








использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию
совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою













роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать
свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:








выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:






владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном
образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и
условиям.
3) Эмоциональный интеллект:



развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других;





выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя
примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:






осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль
в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской
Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный
текст от текста научного, делового, публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и
художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся);










определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать
родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую
позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять
основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе
анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений:
художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ;
роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание
литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития
действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь,
рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя;
портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение;
олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма,
строфа;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития
обучающихся);
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр,
кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом
литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный,
творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя
формулировать вопросы к тексту;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку
прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов),
писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения,
аннотацию, отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора,
древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических
впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям
учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под
руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме;
пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернетресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
1) понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль
в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской
Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный
текст от текста научного, делового, публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и
художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся):
определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать
родовую и жанровую принадлежность произведения, выявлять позицию героя и авторскую позицию,
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, выявлять основные
особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
4) понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе
анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений:
художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ;
роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание
литературного произведения; тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития
действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь,
рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя;
портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение;
олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма,
строфа;
5) выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
6) сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся);
7) сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр,
кино);
8) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом
литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);

9) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный,
творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя
формулировать вопросы к тексту;
10) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную
оценку прочитанному;
11) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов),
писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения,
аннотацию, отзыв;
12) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора,
древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа;
13) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических
впечатлений, а также для собственного развития;
14) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям
учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
15) развивать умения коллективной учебно-исследовательской и проектной деятельности под
руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты;
16) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме;
пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими справочными
материалами, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в
федеральный перечень.

Тематическое планирование

№

Наименование разделов и тем
программы

п/п

1.
2.

3.

4.
5.
6.

Введение
РАЗДЕЛ
1.
Античная
литература.
1.1.Гомер. Поэмы «Илиада»,
«Одиссея» (фрагменты)
РАЗДЕЛ 2. Фольклор.
2.1. Былины (не менее двух).
Например, «Илья Муромец и
Соловей-разбойник», «Садко»
2.2. Развитие речи (проверочная
работа)
2.3. Внеклассное чтение
2.4. Народные песни и
поэмы народов России и
мира (не менее трех песен
и двух поэм). Например,
«Ах, кабы на цветы да не
морозы...», «Ах вы ветры,
ветры буйные...», «Чёрный
ворон», «Не шуми, мати
зеленая дубровушка...»
и другие. «Песнь о
Роланде»
(фрагменты),
«Песнь о Нибелунгах»
(фрагменты)

Количество часов
всего контро практ
льные ически
е
работ
ы
работ
ы
1
0
0
3
0
0

Период
изучения

Виды
деятель
ности

Электронные(цифровые) образовательные
ресурсы

сентябрь
сентябрь

*

РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7069/start/246450/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7070/start/307866/

сентябрь

**

(№недели/
месяц)

4

0

0

1

0

1

сентябрь

1
3

0
0

0
0

сентябрь
сентябрь

ВКУ/вос
питател
ьное
меропри
ятие в
рамках
темы

РАЗДЕЛ 3. Древнерусская
литература.
3.1. «Повесть временных лет»
(не менее одного фрагмента).
Например,
«Сказание
о
белгородском
киселе»,
«Сказание о походе князя Олега
на Царьград», «Предание о
смерти князя Олега»
8. 3.2. Развитие речи (проверочная
работа)
9. 3.3. Внеклассное чтение
10. РАЗДЕЛ 4. Литература первой
половины XIX века.
4.1.
А.
С.
Пушкин.
Стихотворения
(не
менее
трёх). «Песнь о вещем Олеге»,
«Зимняя
дорога»,
«Узник»,
«Туча»
и
др.
Роман
«Дубровский».

октябрь

7.

11. 4.2. Развитие речи (проверочная
работа, обучающая работа)
12. 4.3.
М.
Ю.
Лермонтов. Стихотворения (не
менее трёх). «Три пальмы»,
«Листок», «Утёс» и др.
13. 4.4.
А.
В.
Кольцов.
Стихотворения (не менее двух).
«Косарь», «Соловей и др.
14. 4.5. Контрольная работа
15. РАЗДЕЛ 5. Литература второй
половины XIX века.
5.1
Ф.
И.
Тютчев.
Стихотворения (не менее двух).
«Есть
в
осени
первоначальной…», «С поляны

2

0

0

1

0

1

октябрь

2

0

0

13

0

0

октябрь
октябрьноябрь

2

0

2

ноябрь

3

0

0

Ноябрь декабрь

2

0

0

декабрь

1

1

0

декабрь
декабрь

2

0

***

РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7030/start/266369/

****

РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7039/start/247314/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7041/start/292538/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7042/start/247058/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7043/start/314862/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/start/247410/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7045/start/314958/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7046/start/314926/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7047/start/299136/
РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7038/start/314894/
РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7037/start/247122/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/start/246130/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7049/start/315021/

******

0
РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7035/start/247250/

коршун поднялся…»
16. 5.2 А. А. Фет. Стихотворения
(не менее двух). «Учись у них —
у дуба, у берёзы…», «Я пришёл
к тебе с приветом…».
17. 5.3.
И.
С.
Тургенев.
Рассказ «Бежин луг»

2

0

0

Декабрьянварь

РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7052/start/307610/

4

0

0

январь

Лесков.

4

0

0

январь

РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7050/start/247346/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7036/start/247282/
РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7051/start/246066/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7032/start/315085/

19. 5.5. Развитие речи (проверочная
работа)
20. 5.6.
Л.
Н.
Толстой.
Повесть «Детство» (главы)
21. 5.7.А. П. Чехов. Рассказы (три по
выбору). Например, «Толстый и
тонкий», «Хамелеон», «Смерть
чиновника»
22. 5.8.
А.
И.
Куприн.
Рассказ «Чудесный доктор»
23. 5.9. Развитие речи (обучающая
работа)
24. 5.10. Внеклассное чтение
25. РАЗДЕЛ 6. Литература
XX века - начала XXI
века

1

0

1

январь

2

0

0

январь

3

1

0

Январь февраль

2

0

0

февраль

1

0

1

февраль

1

0

0

февраль
февраль

18. 5.4.
Н.
Сказ «Левша»

С.

6.1.
Стихотворения
отечественных поэтов начала ХХ
века (не менее двух). Например,
стихотворения С. А. Есенина, В.
В. Маяковского, А. А. Блока и
др.
26. 6.2.
Стихотворения
отечественных поэтов XX века
(не
менее
четырёх

3

0

0

3

0

0

РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2310/start/
РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7053/start/
РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7057/start/246962/

******
РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7059/start/299301/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7058/start/307770/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7072/start/307802/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7071/start/307834/

Февраль март

стихотворений двух поэтов).
Например, стихотворения О. Ф.
Берггольц, В. С. Высоцкого, Ю.
П. Мориц, Д. С. Самойлова
27. 6.3.
Проза
отечественных
писателей конца XX — начала
XXI века, в том числе о Великой
Отечественной
войне
(два
произведения по выбору).
28. 6.4. В. Г. Распутин. Рассказ
«Уроки французского»

3

0

0

март

РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7065/start/245906/

3

0

0

март

РЭШ:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7063/start/301952/,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7062/start/305449/

29. 6.5. Развитие речи (проверочная
работа)
30. 6.6.
Произведения
отечественных писателей на
тему взросления человека (не
менее двух).
31. 6.7Контрольная работа

1

0

1

март

3

0

0

март

1

1

0

апрель

32. 6.8. Произведения современных
отечественных
писателейфантастов
33. 6.9. Развитие речи (обучающая
работа)
34. 6.10. Внеклассное чтение

2

0

0

апрель

1

0

1

апрель

1

0

0

апрель

35. РАЗДЕЛ
7.
Литература
народов
Российской
Федерации.
7.1 Стихотворения (два по
выбору).
36. РАЗДЕЛ
8.
Зарубежная
литература.
8.1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
(главы по выбору)
37. 8.2. Дж. Свифт. «Путешествия

апрель

2

0

*******

0
*******
*

4

1

0

апрель

3

0

0

Апрель-

Гулливера» (главы по выбору)
38. 8.3. Произведения зарубежных
писателей на тему взросления
человека (не менее двух).
39. 8.4. Внеклассное чтение
40. Резервное время

4

0

0

май
май

2
3

0

0

май
Итого – 102 часа
Виды деятельности

* РАЗДЕЛ 1. Античная литература.
Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героя поэмы, создавать словесный портрет на основе авторского описания
и художественных деталей. Сопоставлять литературные произведения с мифологической основой, а также на основе близости их тематики и
проблематики; сравнивать персонажей произведения по сходству или контрасту; сопоставлять с эпическими произведениями других
народов. Владеть умениями анализировать произведение, различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый,
выборочный, творческий)
** РАЗДЕЛ 2. Фольклор.
Выразительно читать былины, пересказывать, передавая языковые и интонационные особенности этого жанра. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному. Работать со словом, с историко-культурным комментарием. Отвечать на вопросы, составлять
развёрнутый план, определять идейно-тематическое содержание былин. Определять особенности былины как эпического жанра, выявлять
особенности композиции, художественные детали, определяя их роль в повествовании, ритмико-мелодическое своеобразие русской былины.
Характеризовать героев былин, оценивать их поступки. Сопоставлять былины с другими известными произведениями героического эпоса.
Определять роль гиперболы как одного из основных средств изображения былинных героев. Читать выразительно фольклорные
произведения. Определять художественно-тематические особенности народных песен и баллады. Выражать личное читательское отношение
к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений
*** РАЗДЕЛ 3. Древнерусская литература.
Выразительно читать произведение с учётом особенностей жанра.
Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений.
Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы,
образы и приёмы изображения человека.
Определять с помощью учителя роль и место древнерусских повестей в истории русской литературы.
Характеризовать образ рассказчика и главных героев.
Выявлять средства художественной выразительности, анализировать идейно-тематическое содержание повести
**** РАЗДЕЛ 4. Литература первой половины XIX века.

А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх).Роман «Дубровский
Читать выразительно стихотворение. Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ. Выявлять средства
художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Выполнять письменные
работы по первоначальному анализу стихотворения. Заучивать стихотворение наизусть. Читать, анализировать и интерпретировать
художественный текст, сравнивать его с произведением древнерусской литературы. Определять общее и особенное в подаче сюжета. Уметь
работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Читать фрагменты прозаического произведения. Анализировать
текст, выявлять тему, композицию, круг главных героев и второстепенных персонажей. Составлять развёрнутый план, пересказывать
фрагменты текста. Аргументированно высказывать своё отношение к событиям и героям произведения. Писать сочинение на одну из тем
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх)
Выразительно читать стихотворение. Определять тематическое единство подобранных произведений. Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Сопоставлять художественные тексты с
произведениями других видов искусств.Заучивать по выбору стихотворение(я) наизусть
А.В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух)
Выразительно читать поэтический текст. Определять идейно-художественное содержание текста, выявлять средства художественной
выразительности. Видеть взаимосвязь пейзажной зарисовки с душевным состоянием и настроением человека. Характеризовать лирического
героя. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений.
***** РАЗДЕЛ 5. Литература второй половины XIX века.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух)
Читать выразительно стихотворение. Определять его тематическое содержание и эмоциональный настрой. Выявлять средства
художественной выразительности. Читать одно из стихотворений наизусть
А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух)
Читать выразительно стихотворение, анализировать. Находить языковые средства художественной выразительности (эпитет,
сравнение, метафора, олицетворение), определять их роль в создании поэтических образов. Читать одно из стихотворений наизусть
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы к тексту, пересказывать.
Составлять план (простой, подробный). Выделять наиболее яркие эпизоды произведения. Определять тему, идею. Характеризовать главных
героев рассказа. Определять роль пейзажных описаний в произведении. Сопоставлять художественный текст с произведениями других
видов искусств. Составлять отзыв на рассказ. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги
Н.С. Лесков. Сказ «Левша»
Читать текст, отвечать на вопросы. Владеть различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный).
Характеризовать героя, его поступки. Определять основную мысль произведения, жанровые особенности, художественные средства
изобразительности. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Аргументированно высказывать своё
отношение к герою произведения. Создавать аннотацию на прочитанное произведение
Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы)
Выразительно читать главы повести, отвечать на вопросы, пересказывать. Выявлять основную мысль, определять особенности композиции.
Участвовать в беседе о прочитанном, в том числе используя факты жизни и творчества писателя; формулировать свою точку зрения и

корректно передавать своими словами смысл чужих суждений. Определять особенности автобиографического произведения.
Характеризовать главного героя, его поступки и переживания
А.П. Чехов. Рассказы (три по выбору)
Воспринимать и выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту, пересказывать близко к тексту,
владеть художественным пересказом. Определять роль названия в литературном произведении. Выявлять жанровые отличия рассказа,
определять его проблематику. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового
чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям. Характеризовать героев рассказа.
Выявлять детали, создающие комический эффект. Инсценировать рассказ или его фрагмент.Писать мини-сочинение
А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор»
Воспринимать и выразительно читать рассказ. Отвечать на вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту, пересказывать текст, используя
авторские средства художественной выразительности. Определять тему, идею произведения, своеобразие композиции. Характеризовать
главных героев, основные события. Описывать портреты героев произведения, раскрывать их внутренний мир. Выстраивать с помощью
учителя траекторию самостоятельного чтения. Писать отзыв на прочитанное
****** РАЗДЕЛ 6. Литература XX века - начала XXI века
Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух)
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть). Отвечать на вопросы, анализировать
стихотворение. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения, особенности
авторского языка. Характеризовать лирического героя. Устно или письменно отвечать на вопросы
Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов)
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к
прочитанному. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения. Характеризовать
лирического героя. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности. Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических произведениях. Устно или письменно отвечать на вопросы
Проза отечественных писателей конца XX – начала XXI века, в том числе о Великой
Отечественной войне (два произведения по выбору)
Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в
произведении. Определять характер главного героя, его взаимоотношения с окружающими. Выявлять роль пейзажа в рассказе. Оценивать
художественное своеобразие произведения. Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в
произведении. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. Создавать аннотацию на
прочитанное произведение. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Писать сочинение с опорой на одно
из произведений
В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского»
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Отвечать на вопросы и уметь формулировать вопросы к тексту.
Определять тему, идею, характеры главных героев, мотивы их поступков. Анализировать произведение с учётом его жанровых
особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку
произведению. Выявлять авторскую позицию. Писать сочинение на одну из предложенных тем
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух)

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев, давать их словесный
портрет. Сопоставлять героев и их поступки с другими произведениями. Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё отношение к
событиям, изображённым в произведении. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе.
Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Участвовать в разработке учебных проектов. Писать отзыв на
прочитанную книгу
Произведения современных отечественных писателей-фантастов
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Определять тему, идею, художественные и композиционные
особенности произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения. Использовать различные виды пересказа произведения или его
фрагмента. Характеризовать и сопоставлять основных героев произведений, выявлять художественные средства создания их образов.
Сопоставлять произведения одного и разных авторов по заданным основаниям. Выявлять средства художественной изобразительности в
произведениях. Использовать различные виды пересказа произведения или его фрагмента. Выражать личное читательское отношение к
прочитанному. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Писать сочинение на литературную тему
или отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение. Создавать аннотацию на прочитанное
произведение
******* РАЗДЕЛ 7. Литература народов Российской Федерации.
Читать выразительно и анализировать поэтический текст. Характеризовать лирического героя. Сопоставлять произведения, определяя
общность темы и её художественное воплощение. Выявлять художественные средства выразительности
******** РАЗДЕЛ 8. Зарубежная литература.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору)
Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы. Учиться самостоятельно формулировать вопросы. Пересказывать (кратко,
подробно, выборочно) главу повести. Уметь характеризовать героев повести. Анализировать детали, выявляющие авторское отношение к
персонажам. Определять художественные средства выразительности. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и
выражений. Аргументированно высказывать своё отношение к героям произведения. Составлять отзыв на произведение
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору)
Читать произведение, отвечать на вопросы, анализировать отдельные фрагменты. Определять жанровую особенность произведения.
Характеризовать главного героя, выявлять своё отношение к нему. Сопоставлять художественные тексты с произведениями других видов
искусств. Составлять письменный отзыв на произведение
Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух)
Читать, отвечать на вопросы. Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в процессе его анализа. Владеть разными видами
анализа. Выявлять сюжет, композицию произведения. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической
литературе. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Участвовать в разработке учебных проектов. Писать
отзыв на прочитанную книгу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».