МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 5 от 31.08.2023 года № 84-Д в составе ООП среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Практикум по истории Среднее общее образование, 10 – 11 классы с .Николо- Павловское 2023 Количество часов - 68: 34 ч в 10 классе и 34 ч в 11 классе (1 ч в неделю). Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, Примерной основной образовательной программой (ПООП) среднего общего образования, Концепцией нового учебнометодического комплекса по отечественной истории. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки Личностные: Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): ▪ российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского на-рода и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; ▪ уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); ▪ формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; ▪ воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: ▪ гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; ▪ признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; ▪ мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; ▪ интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; ▪ готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; ▪ приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; ▪ готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: ▪ нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ▪ принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; ▪ способность к сопереживанию и формирование позитивного от-ношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; ▪ формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); ▪ развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: ▪ мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; ▪ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ▪ экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ▪ эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: ▪ ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; ▪ положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: ▪ уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности; ▪ осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; ▪ готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; ▪ потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; ▪ готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: ▪ физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Предметные: Выпускник научится: ▪ владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов все-мирной, национальной и региональной/локальной истории; ▪ характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; ▪ определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов; ▪ использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историкосоциальной информации в Интерне-те, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах; ▪ определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами); ▪ различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; ▪ находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени; ▪ презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков; ▪ раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; ▪ соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.; ▪ обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени; ▪ применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историкосоциальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах; ▪ критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества; ▪ изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников; ▪ объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; ▪ самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок; ▪ объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; ▪ давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ. Выпускник получит возможность научиться: ▪ использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений; ▪ анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации; ▪ устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации; ▪ определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; ▪ применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность; ▪ целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебноисследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т. д.; ▪ знать основные подходы (концепции) в изучении истории; ▪ знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории; ▪ работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии; ▪ исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.; ▪ корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т. д.; ▪ представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи); оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебнопознавательных задач; осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и (или) самостоятельно определенным критериям; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности; владеть умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета; оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты; осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности; устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога; Познавательные: переводить практическую задачу в учебную; формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее учебными потребностями и мотивами, выдвинутыми проблемами и предположениями; самостоятельно составлять алгоритм (или его часть), конструировать способ решения учебной задачи, оценивать его целесообразность и эффективность, учитывать время, необходимое для решения учебной задачи; выбирать методы познания окружающего мира (в том числе наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность) в соответствии с поставленной учебной задачей; осуществлять анализ требуемого содержания, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии, различать его фактическую и оценочную составляющую; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира; презентовать полученные результаты опытной, экспериментальной или исследовательской деятельности; осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию, перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям; устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа; распознавать ложные и истинные суждения, делать умозаключения по аналогии; приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения; использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов; преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема); Коммуникативные: владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов – определять тему, главную идею текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста; участвовать в учебном диалоге – следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога; определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории; определять содержание выступления в соответствии с его жанром и особенностями аудитории; соблюдать нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых и эмоциональных характеристик своего выступления; Умения работать с информацией: самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания; характеризовать, оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска; находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых систем Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников; выбирать, анализировать, ранжировать, систематизировать и интерпретировать информацию различного вида, давать оценку ее соответствия цели информационного поиска; распознавать достоверную и недостоверную информацию: реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации; определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки; подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет. Умения участвовать в совместной деятельности: участвовать в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями; II. Содержание учебного предмета 10 класс Введение. Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по истории. Требования к уровню подготовки выпускников. Кодификатор элементов содержания по истории для КИМов. Оценка выполнения заданий ЕГЭ. Критерии оценки выполненной работы. История России с древнейших времен до XII в. Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с финно-угорскими и балтийскими племенами. Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных славян. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы. Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Категории населения. Владимир Мономах. Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство. Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. История России. XII-ХIII в. Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. ВладимироСуздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. ГалицкоВолынское княжество. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада. Культура XII-XIII вв. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. История России с начала XIV до конца XVI вв. Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь. Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III. Россия при Иване IV. Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного. Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война. Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г. Культура России в XIV-XVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь. Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С История России XVII-XVIII вв. Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья. Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протопоп Аввакум. Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись. Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в. Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне. Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русскотурецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши. Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр. Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С Россия в XIX веке. Внутренняя и внешняя политика Александра I. Россия при Павле I. Внутренняя политика. Реформы Александра I. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с Персией. Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход русской армии 18131814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Восстание декабристов. Последние годы царствования Александра I. Аракчеев А. А. «Союз спасения». «Союз благоденствия». «Северное тайное общество» и «Южное тайное общество». Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. Николай I . Расправа над декабристами. Кодификация законов, М. М. Сперанский. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Война с Персией. Война с Турцией. Кавказская война. Договоры с Китаем. Крымская война: причины, участники, ход военных действий, итоги. Парижский мирный договор. Общественная мысль в 1830-1850 гг. «Общество любомудров». «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. «Общинный социализм» А. И. Герцена. Петрашевцы. Русская культура в первой половине XIX века. Развитие системы образования: университеты, институты, реальные училища. Развитие науки. Литература: романтизм, реализм. Искусство (живопись)Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права: причины, разработка реформы, проведение. Значение отмены крепостного права в России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа. Военная реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ. Общественное движение второй половины XIX вв. Либеральные идеи. Теория «крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ». Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II. Рабочее движение. «Освобождение труда». В. И. Ульянов (Ленин). Внутренняя и внешняя политика Александра III. Александр III. Контрреформы. Русскотурецкая война 1877-1878 гг. Образование военных блоков. Культура второй половины XIX в. Процесс демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело. Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. Основное содержание курса «Практикум по истории» 11 класс Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в. Русскояпонская война. Особенности экономического развития России в начале XX в. Социальный состав населения. Политическое развитие. Николай II – последний российский император. Необходимость модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Русскояпонская война. Портсмутский мирный договор. Образование первых в России политических партий. Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А. Причины революции. Основные события революции. Деятельность I и II Думы. Итоги первой русской революции. Реформы П. А. Столыпина. Культура в начале XX века. Серебряный век русской культуры. Развитие образования и науки. Выдающиеся писатели и поэты Серебряного века. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Россия в Первой мировой войне. Причины первой мировой войны, участники. Позиция большевиков. События на фронтах первой мировой войны. «Прогрессивный блок». Влияние войны на ситуацию в стране. Великая российская революция. Февральская революция 1917 года: причины, участники. От Февраля к Октябрю. Двоевластие. Октябрьская революция. Провозглашение и утверждение советской власти. II съезд Советов, первые декреты. Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война. Первые мероприятия Советской власти. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир. Политика «военного коммунизма». Гражданская война: причины, участники, основные события. Интервенция. Итоги гражданской войны. Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. Образование СССР. Политическая жизнь в 20-е – 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация. Культурная революция. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР накануне войны. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Война с Японией. Героизм советских людей во время войны. Партизанское движение. Антигитлеровская коалиция. Итоги Великой Отечественной войны. СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война». Восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Н. С. Хрущев, приход к власти. XX съезд КПСС. «О культе личности и его последствия». Общественно-политическая жизнь страны. Реформы в социально-экономической сфере. Внешняя политика. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Приход к власти Л. И. Брежнева. Экономическая реформа 1965 года. «Продовольственная программа». Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г. Концепция «Развитого социализма». Внешняя политика. СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика. Распад СССР. М. С. Горбачев. Перестройка. Авария на Чернобыльской АЭС. Внешняя политика: «новое политическое мышление». Распад мировой социалистической ситемы. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г.. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг. Духовное состояние общества. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Балет. Театр. Кинематограф. Спорт. Диссидентское движение. Россия в 1992 – 2008 гг. Политический кризис сентября–октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Российская Федерация в 2000–2018 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественнополитического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе. Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. Практический тренинг выполнения заданий частей А, В, С. Выполнение тренировочных тестов. Пробный ЕГЭ. III. № Название темы Тематическое планирование Количество часов № /п 1 1. 2. 3 4. 5. 6. 10 класс Введение. История России с древнейших времен до XII в. История России. XII-ХIII в. История России с начала XIV до конца XVI вв. История России XVII-XVIII вв. Россия в XIX веке. 2 6 6 6 6 8 Итого: 34 ч 11 класс 8.. Россия в XX – начале XXI вв. 9 Практический тренинг выполнения заданий частей А, В, С 21 10 10 Пробный ЕГЭ Итого: Всего: 3 34 ч 68 ч Приложение 1 Систему оценки планируемых результатов На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ, получают зачет по курсу. Курс рассчитан для учащихся 10 - 11 классов в количестве: в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа. В процессе подготовки элективного курса «Практикум по истории» использованы современные разработки и методические материалы по истории России, всемирной истории, периодические издания по проблемам современной отечественной истории, а так же контрольные измерительные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Календарно-тематический план по элективному курсу «Практикум по истории» 10 класс Раздел,тема урока Введение Колво часов 2 Элементы содержания Требования к Термины, понят уровню подготовки персонали обучающихся Основные структурные и Знать кодификатор содержательные характеристики требования,предъявл экзаменационной работы по истории. яемые участникам 2 Требования к уровню подготовки ЕГЭ. выпускников. Кодификатор элементов содержания по истории для КИМов. Оценка выполнения заданий ЕГЭ. Критерии оценки выполненной работы. Раздел «История России с древнейших времен до XII в.» Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство. 3 4 1 Умение сравнивать, устанавливать причинноследственные связи; умение работать по карте Племя, индоевропейцы, подсечно-огневая переложная сист земледелия, быт, нравы, вервь, веч язычество, народ ополчение. У в.д н.э.- выделение славянской общн из индоевропейц У в. – разделение славян на три вет восточную, запад южную; У-У111 вв. – заселение славян ВосточноЕвропейской рав Нестор- монах, составитель «По временных лет» 1 Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с финоугорскими и балтийскими племенами. Умения и навыки колонизация, пол работать с архонт, плуг, хака исторической картой; (каган), дань. правильно отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинноследственные связи; родовая община → изменения в орудиях труда → соседская община → неравенство → государство. 1 Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Выделять главное в тексте учебника; умение работать с картой; развивать умение составления схем. Соседи восточных славян Предпосылки создания государства у восточных славян. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с финоугорскими и балтийскими племенами. государство, предпосылки создания государ конунг, князь Рюрик, Аскольд Дир, Кий, Щек, Хорив, Олег. 862 г.- призвание Рюрика 1Х век – образов Древнерусского государства 882-912 гг.- правл князя Олега в Ки 5 Правление первых киевских князей. 1 Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Категории населения. Владимир Мономах. 6 Культура Древней Руси. 1 Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство. Продолжать развивать умение работать с исторической картой; учиться сравнивать, анализировать, делать выводы. Умение сравнивать (языческая религия и христианство); умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства). Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). государство, полю урок, погост Олег – киевский к (882-912), Игорькиевский князь (91 945), Ольга – киев княгиня (945-957), Святослав – киев князь (957-972) язычество, пантео христианство, цер монастырь, ересь, церковный устав, митрополит, государство Владимир Святославович Святой(980-1015) 988 г.- крещение Владимира с друж (крещение Руси) государство, усоби политика, наместн династический бра холоп, рядович, см закуп. Ярослав Мудрый(1019-105 киевский князь, Константин Моно – византийский император патриотизм, миниатюра, фрес икона, скань, зернь,перегородч эмаль. вторая пол.1Х-Х проникновение славянской письменности на Русь, 1113г.-«Повесть временных лет», конец Х в. –начал каменного строительства (9 Десятинная церк Киеве) Л.: Нестор-мона Киево-Печорског монастыря, Илар первый киевский митрополит 7 Контроль. 1 Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. 8 Раздел : «История России. XII-ХIII в.».Начало раздробления Древнерусского государства. 1 Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Определять социальноэкономические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности, развивать умение работать с картой, сводить знания в таблицы. усобица, ростовщ рать, уделы, экономика, эксплуатация. Владимир Мономах113-112 правление Влади Мономаха в Киев 1116 г. – поход пр половцев; 9 Главные политические центры Руси. 1 Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. ВладимироСуздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. ГалицкоВолынское княжество. Уметь выделять общее и особенное в социальноэкономическом, политическом, культурном развитии удельных земель государство, усоб республика, мяте 1125-1157 – правление Юрия Долгорукого в Суздале, 1147 г. – первое летописное упоминание о Москве, 1157-1174 – правление Андре Боголюбского во Владимире, 1176- 1212 – правление Всево Большое Гнездо Владимире, 1221 основание Нижн Новгорода Юри Долгорукий, Ан Боголюбский, Всеволод Больш Гнездо 1 Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Уметь работать по карте, определять причины завоевательных Монголо-татары, Чингисхан, Баты 1223 г., 1237 - 1238 гг., 10 Нашествие с Востока. Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада. походов монголотатар. 1239 – 1240 гг., Евпатий Коловр 11 Борьба Руси с западными завоевателями. 1 Экспансия с Запада. Внешнеполитическая обстановка в Северо-Западной Руси, борьба новгородцев с западными завоевателями ; личность князя Александра Ярославича Уметь выделять главное; причинноследственные связи, роль личности. Ливонский орден 2 Культура в период монголо-татарского ига. 1 «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества, учиться анализировать исторические истоки, делать выводы. «Слово о погибел Русской земли», «Повесть о разор Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побои Архитектура. Иконопись. Феоф Грек. Андрей Рублев. 3 Контроль. 1 Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. 4 Раздел История Россиис начала XIV до конца XVI вв.Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. 1 Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Уметь анализировать Прядок наследов историческую карту; престола определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель. Причины Московского княжества. 5 Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. 1 Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь. Предпосылки объединения единого Уметь кратко излагать Сергей исторический материал Радонежский, Дмитрий Донск Куликовская битв полк, рать. Московское 6 7 8 9 государства, политика московских князей. Создание единого Русского государства. Начало правления Ивана IV.Внешняя политика Ивана IV. Смутное время. Культура и быт в XVI в. княжество и его политика. Иван III, Васил 1 Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III. Уметь устанавливать причинноследственные связи: изменения в жизни страны; уметь выделять исторические закономерности Местничество, судебник, кормле поместье, феодал крепостническая система, Юрьев день, пож служилые люди, дворяне. 1 Россия при Иване IV. Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного. Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война. Уметь устанавливать причинноследственные связи, роль личности в истории; Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями. Централизованно государство, сословнопредставительна монархия, рефор Земский собор, стрелецкое войск приказная систем дворяне. Ливонская война Казаки. Засечная черта. 1 Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). 1 Культура России в XIVXVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Уметь выделять главное, причинноследственные связи, итоги. Уметь анализировать исторические источники, осмысление их. Давать оценки историческим явлениям. Изучать, сравнивать, анализировать, описывать, писать эссе. «Семибоярщина» та. Лжедмитрий I. И Болотников. Лжедмитрий II. Д. Пожарский, К Минин. Земский собор 1 г. Публицистика, ж шатровый стиль, «Домострой». Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь 0 Контроль. 1 Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С 1 Раздел: История России XVII-XVIII вв. Россия при первых Романовых. Ликвидация последствий Смуты.Развитие торговых связей. Мануфактуры. 1 Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья. Объяснять причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский р рассеянное предприятие, ярмарка. Устанавливать межкурсовые свя историей Нового времени, сравнив экономическое положение Росси периодом Смуты странами Европы 2 Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Завершение присоединения Сибири 1 Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протопоп Аввакум. Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Знать и показывать Гетман, реестров по карте основные казаки. направления внешней политики. Называть причины войн, показывать на карте театр военных действий 3 Россия в первой половине 18 в. 1 Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в. Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Уметь: составлять схемы, объяснять значение реформ и их влияние на развитие государства. Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, объяснять причины восстаний и поражения Регентство, гвар Меркантилизм, приписные крест подушная подать протекционизм. Социальная поли Установление абсолютизма. Подчинение церк государству. Табе рангах. Указ о престолонаследи Работные люди, отходники, посессионные крестьяне ревизи челобитная 4 Россия в 1725-1762 гг. 1 Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне. Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши. Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц. Анализировать политику Екатерины 2, определять значение ее реформ для России, объяснять особенности и сходства с политикой императоров 18 века. Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики. Показывать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворот. Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты Дворцовый переворот, Верхо Тайный Совет, Конституционна монархия, конди Манифест о вольности дворянской. Особенности внутренней поли российских императоров пос Петра Просвещенный абсолютизм, либерализм. Крестьянская вой уложенная комис Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отход Протекторат, пов причина воины. 5 Культура России в 17-18 вв. 1 Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр. Выделять особенности развития отечественной культуры. Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры. Описывать образ жизни различных Понятия: «Обмирщение», секуляризация культуры. Ассамблея, гравю кант, клавикорды кунсткамера, цифирные школы прелестные пись слоев общества 6 Контроль. 1 7 Раздел : Россия XIX веке.Внутр енняя и внешняя политика России в начале 19 века. 1 Внутренняя и внешняя политика Александра I. Россия при Павле I. Внутренняя политика. Реформы Александра I. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с Персией. Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра I. Определять предпосылки и содержание проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений. Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны; показывать на карте, оценивать ее результативность. Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.; планы сторон, характер войны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях либерализм, самодержавие, реформа, разделе властей, политические пр избирательное пр коалиция, конвен сейм. Отечествен война, Партизаны. Битв народов, Восточн вопрос, Венский конгресс, Священ союз. 8 Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов 1 Восстание декабристов. Последние годы царствования Александра I. Аракчеев А. А. «Союз спасения». «Союз благоденствия». «Северное тайное общество» и «Южное тайное Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития Общественное движение, либерализм, тайн общество, конституция Решение заданий части А, В, С общество». Выступление декабристов общественного на Сенатской площади 14 декабря движения. Объяснять цели и результат 1825 года. деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов 9 Внутренняя и внешняя политика Николая I 1 Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. Николай I . Расправа над декабристами. Кодификация законов, М. М. Сперанский. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Война с Персией. Война с Турцией. Кавказская война. Договоры с Китаем. Крымская война: причины, участники, ход военных действий, итоги. Парижский мирный договор. Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I. Называть основные направления внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада. Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места военных действий; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора. Свод законов, государственные крестьяне, обязан крестьяне, жанда Кодификация зак 0 Общественная мысль во второй четверти XIX в. 1 Общественная мысль в 1830-1850 гг. «Общество любомудров». «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. «Общинный социализм» А. И. Герцена. Петрашевцы. Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку Западники, славянофилы, общинный социализм. 1 Александр II. Великие реформы 1860-70 гг. 1 Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права: причины, разработка реформы, проведение. Значение отмены крепостного права в России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа. Военная Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены Временнообязан крестьяне, отрезк уставные грамот мировые посредн Земство, куриаль система выборов присяжных . Называть основн реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ. крепостного права; знать основные положения крестьянские реформы; объяснять значение отмены крепостного права положения рефор местного самоуправления, судебной, военно реформ; реформы области просвещ приводить оценк характера и значе соц. Реформ. Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма, радикального общественного движения. Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) Либералы, консерваторы. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в нар революционный террор. Марксизм Земское движени Идеология народничества 2 Общественные движения второй половины XIX в. 1 Общественное движение второй половины XIX вв. Либеральные идеи. Теория «крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ». Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II. Рабочее движение. «Освобождение труда». В. И. Ульянов (Ленин).Внутренняя и внешняя политика Александра III. Александр III. Контрреформы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Образование военных блоков. 3 Культура второй половины XIX в. 1 Культура второй половины XIX в. Процесс демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело. 4 Итоговое повторение. Итоговый контроль. 1 Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. Д. И.Менделеев.