РП Практикум по обществознанию 10-11 класс, 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 31.08.2023 года № 84-Д
в составе ООП среднего общего
образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Практикум по обществознанию
среднее общее образование, 10 - 11 классы

Количество часов – 136: 68 ч в 10 классе и 68 ч в 11 классе (2 ч в неделю).
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) среднего общего образования, Примерной основной образовательной
программой (ПООП) среднего общего образования, основной образовательной
программы среднего общего образования
I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их
оценки

Личностные:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без

нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся
в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Предметные:
Выпускник научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном
обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

выявлять,
анализировать,
систематизировать
и
оценивать
информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для
экономики в целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в
области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста:
ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
Выделять критерии социальной стратификации;
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре
общества и направлениях ее изменения;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать
на примерах социальные роли юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать
санкции социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;

определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры
способов их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном
этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы,
влияющие на формирование института современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую
ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в
политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества,
раскрывать ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном
обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического
участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;

выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина
РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека.
Выпускник получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в
понимании природы человека и его мировоззрения;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать
ее.
Общество как сложная динамическая система
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер
жизни общества и общественным развитием в целом;
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной
картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в
разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
раскрывать фазы экономического цикла;
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном
мире;
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в
разных сферах общественных отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;

оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия
закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.
Метапредметные:
Регулятивные:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.

II.

Содержание учебного предмета (136 часов), 2023-2024 гг.
10 класс (68 ч)

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и
содержание экзаменационной работы (1 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации.
Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы
отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий.
Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым
развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (34ч)
2.1 Экономика как наука (5ч)
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества.
Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть
удовлетворены полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.
Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики.
Метод экономической науки. Измерение экономических величин. Даровые (свободные) и
экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения
производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности
труда.
2.2 Рынок(4ч)
Характеризовать сущность рыночных отношений. Классифицировать рынки.
Раскрывать взаимосвязь спроса и предложения. Обосновывать цикличность рыночной
экономики. Иллюстрировать примерами позитивные и негативные черты рыночной
экономики в РФ.
2.3 Банки (8ч)
Определять специфику деятельности банков как финансово-кредитных
учреждений. Объяснять суть работы фондового рынка. Определять виды банков и
анализировать и деятельность.
2.4 Государство и экономика. (5ч)
Характеризовать роль государства в экономике; рассматривать основы
маркетинга, на основе анализа основных принципов маркетинга; выявлять проблемы
рынка и занятости в России; анализировать и систематизировать причины безработицы в
стране; характеризовать структуру мировой экономики на основе таблиц и диаграмм;
анализировать защиту прав потребителей;
2.5 ВВП и его динамика (6ч)
Анализировать условия развития ВВП в РФ. Классифицировать виды ВВП и их
специфику. Решение задач и анализ диаграмм.
2.6 Международная экономика (8ч)
Характеризовать условия развития международной экономики. Анализировать
структуру международной экономике на основе задач и диаграмм.
2.7 Повторение (2ч)
3. Актуальные вопросы содержания обществознания (30 ч).
3.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные
вопросы (8 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение
общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты.

Многовариантность
общественного
развития.
Типология
обществ.
Понятие
общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности
культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления.
Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни
общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков
и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание
свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных
тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные
функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных
линий
3.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях
«Человек. Познание» (8 ч)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл
жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация
индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина
и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание.
Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность,
личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное
использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и
аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений,
решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания,
анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
3.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль.
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак
как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как
социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный
конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ.
Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка
различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о
социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по
выполнению заданий.
3.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (8 ч).

Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука.
Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные
формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание
собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков.
Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие.
Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в
экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги.
Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая
экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика
потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство,
производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и
стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В
данной содержательной линии.

Содержание рабочей программы
11 класс (68 ч)
Раздел Ш. 1.Введение (2 ч).
Структура и содержание экзаменационной работы.
Кодификатор. Спецификация. Демоверсия. Структура и содержание письменной
экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной
работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий с выбором одного
ответа из четырёх предложенных, с кратким ответом и заданий с открытым развёрнутым
ответом в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Раздел IV. Экономика (32 ч)
Тема 4. Сложные вопросы раздела (10 ч)
Всегда ли рост ВВП свидетельствует об экономическом росте в стране? Что происходит в
экономике страны в отдельных фазах экономического цикла? От чего зависит тип
экономической системы?
Сложные вопросы по теме «Рынок и рыночные структуры». В чём преимущества
конкуренции?
Как связаны между собой показатели: выручка, издержки, прибыль?
Какие причины могут вызвать изменение спроса на товар? Какие причины могут вызвать
изменение предложения товара?
Какая форма организации бизнеса выгоднее для предпринимателя? Преимущества и
недостатки форм организации бизнеса.
Тема 4.1 Решение заданий с выбором ответа (2 ч)
Решение тренировочных заданий.
Тема 4.2 Алгоритм выполнения заданий с кратким ответом (2 ч)
Решение тренировочных заданий части В
Тема 4.3 Актуальные вопросы раздела «Экономика» (4 ч)
В чём сущность бюджетно-налоговой (фискальная политика) политики государства? Как
устроена банковская система нашей страны?
Кто считается безработным? Каковы причины безработицы? Каковы социальноэкономические последствия инфляции?
Тема 4.4 Специфика решения заданий с развёрнутым ответом (часть С) и алгоритм их
выполнения (14 ч)
Решение заданий на анализ и интерпретацию источника С по разделу «Экономика»

Решение заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в
контексте обществоведческого знания (С) по разделу «Экономика»
Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах (С)
по разделу «Экономика»
Задания на умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
социальные ситуации (С) по разделу «Экономика»
Составление сложного плана по разделу «Экономика» (С)
Написание эссе по разделу «Экономика» (С)
Повторение по разделу «Экономика»
Раздел V. Проблемы социально-политического развития общества (6 ч)
Тема 5. Сложные вопросы раздела (4 ч)
Общество и СМИ: механизм взаимодействия. В чём специфика процесса социализации?
Особенности классификации типов политических лидеров.
Органы государственной власти РФ. Политическая элита: сложные вопросы в изучении
темы.
Тема 5.1. Решение заданий с выбором ответа (2 ч)
Решение заданий А по разделу «Проблемы социально-политического развития общества»
Тема 5.2. Решение заданий с кратким ответом (2 ч)
Решение заданий части В по разделу
Тема 5.3. Решение заданий с развёрнутым ответом (4 ч)
Решение заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в
контексте обществоведческого знания (С). Решение тренировочных заданий на раскрытие
теоретических положений на примерах (С) по разделу.
Задания на умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
социальные ситуации (С) . Составление сложного плана по разделу «Проблемы
социально-политического развития общества» (С)
Раздел VI. Правовое регулирование общественных отношений (22 ч)
Тема 6. Специфика теоретического материала по правовому регулированию
общественных отношений (8 ч)
Сложные вопросы при изучении Конституции РФ.
Какие отношения регулируют основные отрасли российского права?
Процессуальное право: особенности гражданского и уголовного процессов.
Какие международные документы защищают права и свободы человека?
Тема 6.1. Решение тестовых заданий с выбором ответа (6 ч)
Решение тестовых заданий А по теме: «Гражданин, его права и обязанности».
Решение тестовых заданий А по темам «Воинская обязанность», «Гражданское право»,
«Уголовное право», «Семейное право».
Решение тестовых заданий А по темам «Гражданский процесс: основные правила и
принципы», «Особенности уголовный процесс»
Тема 6.2. Решение заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности (В) (2 ч)
Решение заданий части В по разделу «Правовое регулирование общественных
отношений».
Тема 6.3. Решение заданий с развёрнутым ответом. (6 ч)
Решение заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в
контексте обществоведческого знания (С).
Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах
(С).
Составление сложного плана по темам раздела
Итоговое повторение (2 ч)

III.
№

Тематическое планирование

10 класс
Наименование разделов и тем

разделов

Всего
часов

В том числе
Теор.

Практ.

Введение. Единый
государственный экзамен по
обществознанию: структура и
содержание экзаменационной
работы

1

2.

Актуальные проблемы изучения
содержательной линии
«Экономика»

34

20

14

2.1

Экономика как наука

5

5

1

2.2

Рынок

4

3

1

2.3

Банки

8

5

3

2.4

Государство и экономика.

5

3

2

2.5

ВВП и его динамика

6

4

2

2.6

Международная экономика

8

4

4

2.7

Повторение

2

1

1

3

Актуальные вопросы содержания
обществознания

31

24

8

3.1

Содержательные линии « Человек
и общество»: ключевые понятия
и трудные вопросы

7

5

2

1.

Формы занятий

1

вводная лекция
практикум
(входной
контроль)

лекция
семинар
практикум

3.2

Проблемы изучения конкретных
разделов и тем в содержательных
линиях «Человек. Познание»

7

6

2

лекция
семинар
практикум

3.3

«Социальные отношения»: обзор
основных
позиций,
сложные
вопросы

8

6

2

лекция
семинар
практикум

3.4

Актуальные проблемы изучения
содержательной линии «Права»

8

6

2

лекция
семинар
практикум

3.5

Повторение .

2

Итого в 10 классе

68

2
42

25

практикум

Учебно-тематический план 11 класс

№

Наименование разделов и тем

разделов

Всего
часов

В том числе
Теор.

Практ.

Введение. Единый
государственный экзамен по
обществознанию: структура и
содержание экзаменационной
работы

2

4.

Актуальные вопросы содержания
темы «Экономика»

32

12

20

4.1

Ключевые понятия; трудные
вопросы темы «Экономика»

10

6

4

3.1.

Формы занятий

2

вводная лекция
практикум
(входной
контроль)

лекция
семинар
практикум

4.2

Проблемы изучения конкретных
разделов и тем содержательной
линиях «Экономика»

10

4

6

лекция
семинар
практикум

4.3

Решение заданий, обзор основных
позиций, сложные вопросы

6

2

4

лекция
семинар
практикум

4.4

Специфика
развернутым
содержательной
«Экономика»

заданий
ответом

с
по
линии

6

2

4

лекция
семинар
практикум

5.

Проблемы социальнополитического развития
общества. Актуальные вопросы.

12

6

6

5.1

Сложные вопросы раздела

4

2

2

лекция
семинар
практикум

5.2-3

Решение заданий с кратким и
развернутым ответом.

4

2

2

лекция
семинар
практикум

6.

Правовое регулирование
общественных отношений.

20

10

10

6.1

Сложные вопросы раздела.

8

6

2

лекция

семинар
практикум
6.2-3

Итого

Специфика решения заданий с
кратким и развернутым ответом
по темам «Социальная сфера»,
«Право».

12

Итоговое повторение.

2ч

В 11 классе

68

4

8

лекция
семинар
практикум

30

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».