РП Тренинг смыслового чтения 5 класс, 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 31.08.2023 года № 84-Д
в составе ООП основного общего
образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

курса
«Тренинг смыслового чтения»
для обучающихся 5 классов

с. Николо-Павловское
2023-2024 уч.год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Смысловое чтение» составлена на основании
следующих нормативно-правовых документов:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
Место курса в учебном плане: в 5 классе 34 часа, занятия проводятся 1 раз
в неделю по 40 минут.
Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение –
сложный и многогранный процесс.
В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит ?
Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению,
обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого
явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы
целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Актуальность темы подтверждают результаты диагностики, проведенной в 5 классе
школы. Только 50% обучающихся смогли выполнить задания первых двух уровней
грамотности, т.е. найти главную мысль, выделить составные части текста. Остальные
допустили ошибки.
Администрацией школы проводятся срезы техники чтения в начальной и основной
школе, которые, к сожалению, показывают не высокие результаты.
Таким образом, констатируется низкий уровень читательской грамотности и
необходимость обучения детей смысловому чтению.
Исходя из этой проблемы, целью программы является формирование навыка
грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом
различного содержания.
Задачи программы:
 формирование умения вести диалог с текстом через постановку вопросов;
 формирование выделять главную мысль в тексте;
 развитие воображения (умения прогнозировать);
 формирование приемов понимания текста (приемы составления плана, тезиса,
конспекта, схем и таблиц).
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это
внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда
человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он
может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам
устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок
владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная
ступень развития, речь письменная.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и
рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний типов текстов.
Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и
визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с
визуальными изображениями).
Типы сплошных текстов:
 описание (художественное и техническое);
 повествование (рассказ, отчет, репортаж);
 объяснение (рассуждение, интерпретация);
 аргументация (научный комментарий, обоснование);
 инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.).
К несплошным текста можно отнести:
 формы (анкеты и др.);
 информационные листы (расписание и др.);
 таблицы и графики;
 диаграммы;
 таблицы;
 списки;
 карты.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного
чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению,
абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры
текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план,
тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода
решение задач. А какая задача без вопроса. Ученика необходимо научить вести диалог с
текстом (автором) задавая вопросы.
Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания.
Важно грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному тексту
предъявляются такие как новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как
художественного содержания, так и научно-публицистического.
Планируемые результаты
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Предметные умения:
 осознавать значимость чтения для личного развития;
 формировать потребность в систематическом чтении;
 использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
 уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
 пользоваться
справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
 уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
 уметь самостоятельно работать с новым произведением;
 уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
 уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
 прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
 отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
 ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
 участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
 оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
 высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
 участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
 соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
 находить книгу в открытом библиотечном фонде;
 выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
 сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
 книге и героях;
 характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
 заданную тему;
 сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
 слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
 пользоваться аппаратом книги;
 овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
 систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и
самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры,
важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах.
5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.



Требования к результатам обучения и освоения содержания курса.
Ученик научится:
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— составлять план, тезис, конспект, схему, таблицу;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.
Содержание программы
Содержание программы составлено с учетом опыта учащихся работы с текстом в
начальной школе. В 5 классе обучение строится больше на научно-публицистических
текстах, не исключая художественные.
Первый раздел посвящен приемам работы так, чтобы научиться вести диалог с текстом.
Диалог с текстом подразумевает полное понимание содержания, т.е. понимание и
концептуальной, и подтекстовой, и фактуальной информации.
Второй раздел ориентирован на понимание структуры научного и публицистического
текста, на развитие умения работать с информацией в тексте: выделять части и связи
между ними, интерпретировать информацию.
Программа содержит следующие разделы
Раздел 1. Приемы диалога с текстом.
1. Слово.
2. Заголовок и эпиграф.
3. Прогнозирование.
4. Вопрос к тексту.
5. Выделение главной мысли.
6. Воображение.
Раздел 2. Приемы работы с научно-публицистическим текстом.
1. План.
2. Тезисы.
3. Конспект.

4. Пересказ.
5. Графическое моделирование структуры текста.
6. Защита проекта.
Итоговый контроль.

Тематическое планирование
курса « Тренинг смыслового чтения»

№

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности

Кол.
часов

1

Слово.

Находить пропущенные слова в тексте.
Определять однокоренные слова.

1

2

Значение слов в контексте
прочитанного.

Определять значение слов. Создавать текст по
одной фразе. Восстанавливать обрывки текста.

1

3

Мини тексты. Заголовок.

Определять главный смысл текста по
заголовку. Соотносить заголовок с текстом.

1

4

Мини тексты. Эпиграф.

Раскрывать смысл применения эпиграфа.
Подбирать эпиграфы к текстам. Сочинить
рассказ по эпиграфу.

1

5

Прогнозирование. Сигналы
прогноза.

Находить слова-сигналы, указывающие на
вероятностное продолжение сюжета.
Составлять предложения со словамисигналами.

1

6

Принципы смыслового
сцепления частей текста.

Объяснять вид смыслового сцепления.
Раскрывать значение примененной связки.

1

7

Выделение главной мысли.
Диалог с текстом.

Овладеть приемом «диалог с текстом».

8

Пословицы и басни.

9

Художественный и научнопублицистические тексты.
Выделение главного.

Находить и формулировать главную мысль.
Выделять иерархию мыслей.

1

10

Вопросы к тексту.

Составлять вопросы различного типа.

1

11

Игра «Задай вопрос!»

Слушать собеседника, задавать вопросы.

1

12

Воображение.

Описать картину возникающую во время
чтения. Подбирать ассоциации к текстам.

1

13

Эмоциональное
воображение. Стихи.

Показать эмоциональное содержание стихов.

14

Приемы работы с научнопублицистическим текстом.

Различать жанры текста. Объяснять деление на
абзацы.

1

15

Что такое план? Виды
планов.

Раскрывать значение плана при работе с
текстом. Характеризовать виды планов.

1

16

Приемы составления плана.

Составлять простой и сложный планы.
Объяснять принципы построения плана.

1

17

Составление тезисов. Что
такое тезисы?

Применение приемов написания тезисов.

18

Напиши тезисы.

Составлять простые и сложные тезисы.

Находить и объяснять главный смысл
пословиц и басен. Сочинять историю по
пословице.

1
1

1

1
1

Практическая работы.
19

План-тезис.

Объяснять различие тезисов от простого
плана. Написать тезисный план.

1

20

Что такое конспект? Виды
конспекта.

Объяснять значение применения конспекта.
Характеризовать виды конспектов.

1

21

Как правильно составлять
конспект.

Выделять главное в тексте. выделять опорные
слова. Составлять несложный конспект.

1

22

Конференция
«Конспектирование – это
просто».

Давать оценки различным конспектам.
Задавать вопросы по конспекту.

23

Пересказ. Игра в синонимы.

Подбирать синонимы к слову. Искать
синонимическую замену предложения.

1

24

Главное и второстепенное в
тексте.

Выделять главное и второстепенное
содержание в тексте. Объяснять свои действия
над текстом.

1

Практическая работа.
Готовим пересказ.

Готовить краткий пересказ. Выделять
структурные части пересказа.

1

ти 25

1

26

Графическое представление
Знать особенности составления таблиц
текста. Формы представления различных типов. Составлять таблицы на
информации в тексте.
сравнения.
Таблицы.

27

Графики. Схемы.

Объяснять приемы составления графиков и
схем. Применять на практике эти приемы.

1

28

Диаграммы. Виды диаграмм.

Читать диаграммы. Составлять текст по
диаграммам.

1

29

Карта. Чтение карты.

Использовать карту для составления текста.
Находить информацию по карте.

1

30

Фотографии и живопись как
средства понимания текста.

Раскрывать значение художественных
изображений для понимания текста.
Составлять рассказы по картинам.

1

31

Проект по теме «Правильное
чтение – как средство
успешного обучения».
Разработка этапов проекта.

3233
34

Обосновать выбор темы проекта.
Систематизировать информацию для проекта.

1

1

Защита проектов.

Представлять свой проект. Отвечать на
вопросы. Оценивать выступающих, оценивать
свою деятельность.

2

Итоговое занятие.

Применять навыки работы с текстом.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».