МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 5 от 31.08.2023 года № 84-Д в составе ООП основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ курса «Тренинг смыслового чтения» для обучающихся 5 классов с. Николо-Павловское 2023-2024 уч.год Пояснительная записка Рабочая программа курса «Смысловое чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Место курса в учебном плане: в 5 классе 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс. В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит ? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Актуальность темы подтверждают результаты диагностики, проведенной в 5 классе школы. Только 50% обучающихся смогли выполнить задания первых двух уровней грамотности, т.е. найти главную мысль, выделить составные части текста. Остальные допустили ошибки. Администрацией школы проводятся срезы техники чтения в начальной и основной школе, которые, к сожалению, показывают не высокие результаты. Таким образом, констатируется низкий уровень читательской грамотности и необходимость обучения детей смысловому чтению. Исходя из этой проблемы, целью программы является формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания. Задачи программы: формирование умения вести диалог с текстом через постановку вопросов; формирование выделять главную мысль в тексте; развитие воображения (умения прогнозировать); формирование приемов понимания текста (приемы составления плана, тезиса, конспекта, схем и таблиц). Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов. Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями). Типы сплошных текстов: описание (художественное и техническое); повествование (рассказ, отчет, репортаж); объяснение (рассуждение, интерпретация); аргументация (научный комментарий, обоснование); инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.). К несплошным текста можно отнести: формы (анкеты и др.); информационные листы (расписание и др.); таблицы и графики; диаграммы; таблицы; списки; карты. В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план, тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода решение задач. А какая задача без вопроса. Ученика необходимо научить вести диалог с текстом (автором) задавая вопросы. Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания. Важно грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному тексту предъявляются такие как новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как художественного содержания, так и научно-публицистического. Планируемые результаты В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предметные умения: осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Метапредметные: Регулятивные умения: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; уметь самостоятельно работать с новым произведением; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Универсальные учебные действия: находить книгу в открытом библиотечном фонде; выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; слушать и читать книгу, понимать прочитанное; пользоваться аппаратом книги; овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. Личностные результаты: 1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя. 2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение. 4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; Метапредметные результаты: 1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса. Ученик научится: • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — выделять не только главную, но и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — составлять план, тезис, конспект, схему, таблицу; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д. Содержание программы Содержание программы составлено с учетом опыта учащихся работы с текстом в начальной школе. В 5 классе обучение строится больше на научно-публицистических текстах, не исключая художественные. Первый раздел посвящен приемам работы так, чтобы научиться вести диалог с текстом. Диалог с текстом подразумевает полное понимание содержания, т.е. понимание и концептуальной, и подтекстовой, и фактуальной информации. Второй раздел ориентирован на понимание структуры научного и публицистического текста, на развитие умения работать с информацией в тексте: выделять части и связи между ними, интерпретировать информацию. Программа содержит следующие разделы Раздел 1. Приемы диалога с текстом. 1. Слово. 2. Заголовок и эпиграф. 3. Прогнозирование. 4. Вопрос к тексту. 5. Выделение главной мысли. 6. Воображение. Раздел 2. Приемы работы с научно-публицистическим текстом. 1. План. 2. Тезисы. 3. Конспект. 4. Пересказ. 5. Графическое моделирование структуры текста. 6. Защита проекта. Итоговый контроль. Тематическое планирование курса « Тренинг смыслового чтения» № Тема занятия Характеристика основных видов деятельности Кол. часов 1 Слово. Находить пропущенные слова в тексте. Определять однокоренные слова. 1 2 Значение слов в контексте прочитанного. Определять значение слов. Создавать текст по одной фразе. Восстанавливать обрывки текста. 1 3 Мини тексты. Заголовок. Определять главный смысл текста по заголовку. Соотносить заголовок с текстом. 1 4 Мини тексты. Эпиграф. Раскрывать смысл применения эпиграфа. Подбирать эпиграфы к текстам. Сочинить рассказ по эпиграфу. 1 5 Прогнозирование. Сигналы прогноза. Находить слова-сигналы, указывающие на вероятностное продолжение сюжета. Составлять предложения со словамисигналами. 1 6 Принципы смыслового сцепления частей текста. Объяснять вид смыслового сцепления. Раскрывать значение примененной связки. 1 7 Выделение главной мысли. Диалог с текстом. Овладеть приемом «диалог с текстом». 8 Пословицы и басни. 9 Художественный и научнопублицистические тексты. Выделение главного. Находить и формулировать главную мысль. Выделять иерархию мыслей. 1 10 Вопросы к тексту. Составлять вопросы различного типа. 1 11 Игра «Задай вопрос!» Слушать собеседника, задавать вопросы. 1 12 Воображение. Описать картину возникающую во время чтения. Подбирать ассоциации к текстам. 1 13 Эмоциональное воображение. Стихи. Показать эмоциональное содержание стихов. 14 Приемы работы с научнопублицистическим текстом. Различать жанры текста. Объяснять деление на абзацы. 1 15 Что такое план? Виды планов. Раскрывать значение плана при работе с текстом. Характеризовать виды планов. 1 16 Приемы составления плана. Составлять простой и сложный планы. Объяснять принципы построения плана. 1 17 Составление тезисов. Что такое тезисы? Применение приемов написания тезисов. 18 Напиши тезисы. Составлять простые и сложные тезисы. Находить и объяснять главный смысл пословиц и басен. Сочинять историю по пословице. 1 1 1 1 1 Практическая работы. 19 План-тезис. Объяснять различие тезисов от простого плана. Написать тезисный план. 1 20 Что такое конспект? Виды конспекта. Объяснять значение применения конспекта. Характеризовать виды конспектов. 1 21 Как правильно составлять конспект. Выделять главное в тексте. выделять опорные слова. Составлять несложный конспект. 1 22 Конференция «Конспектирование – это просто». Давать оценки различным конспектам. Задавать вопросы по конспекту. 23 Пересказ. Игра в синонимы. Подбирать синонимы к слову. Искать синонимическую замену предложения. 1 24 Главное и второстепенное в тексте. Выделять главное и второстепенное содержание в тексте. Объяснять свои действия над текстом. 1 Практическая работа. Готовим пересказ. Готовить краткий пересказ. Выделять структурные части пересказа. 1 ти 25 1 26 Графическое представление Знать особенности составления таблиц текста. Формы представления различных типов. Составлять таблицы на информации в тексте. сравнения. Таблицы. 27 Графики. Схемы. Объяснять приемы составления графиков и схем. Применять на практике эти приемы. 1 28 Диаграммы. Виды диаграмм. Читать диаграммы. Составлять текст по диаграммам. 1 29 Карта. Чтение карты. Использовать карту для составления текста. Находить информацию по карте. 1 30 Фотографии и живопись как средства понимания текста. Раскрывать значение художественных изображений для понимания текста. Составлять рассказы по картинам. 1 31 Проект по теме «Правильное чтение – как средство успешного обучения». Разработка этапов проекта. 3233 34 Обосновать выбор темы проекта. Систематизировать информацию для проекта. 1 1 Защита проектов. Представлять свой проект. Отвечать на вопросы. Оценивать выступающих, оценивать свою деятельность. 2 Итоговое занятие. Применять навыки работы с текстом. 1