МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 31.08.2023 года № 84-Д
в составе ООП основного общего
образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
курса
«Тренинг смыслового чтения»
для обучающихся 5 классов
с. Николо-Павловское
2023-2024 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Смысловое чтение» составлена на основании
следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
Место курса в учебном плане: в 5 классе 34 часа, занятия проводятся 1 раз
в неделю по 40 минут.
Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение –
сложный и многогранный процесс.
В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит ?
Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению,
обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого
явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы
целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Актуальность темы подтверждают результаты диагностики, проведенной в 5 классе
школы. Только 50% обучающихся смогли выполнить задания первых двух уровней
грамотности, т.е. найти главную мысль, выделить составные части текста. Остальные
допустили ошибки.
Администрацией школы проводятся срезы техники чтения в начальной и основной
школе, которые, к сожалению, показывают не высокие результаты.
Таким образом, констатируется низкий уровень читательской грамотности и
необходимость обучения детей смысловому чтению.
Исходя из этой проблемы, целью программы является формирование навыка
грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом
различного содержания.
Задачи программы:
формирование умения вести диалог с текстом через постановку вопросов;
формирование выделять главную мысль в тексте;
развитие воображения (умения прогнозировать);
формирование приемов понимания текста (приемы составления плана, тезиса,
конспекта, схем и таблиц).
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это
внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда
человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он
может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам
устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок
владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная
ступень развития, речь письменная.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и
рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний типов текстов.
Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и
визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с
визуальными изображениями).
Типы сплошных текстов:
описание (художественное и техническое);
повествование (рассказ, отчет, репортаж);
объяснение (рассуждение, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.).
К несплошным текста можно отнести:
формы (анкеты и др.);
информационные листы (расписание и др.);
таблицы и графики;
диаграммы;
таблицы;
списки;
карты.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного
чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению,
абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры
текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план,
тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода
решение задач. А какая задача без вопроса. Ученика необходимо научить вести диалог с
текстом (автором) задавая вопросы.
Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания.
Важно грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному тексту
предъявляются такие как новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как
художественного содержания, так и научно-публицистического.
Планируемые результаты
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться
справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и
самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры,
важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах.
5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса.
Ученик научится:
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— составлять план, тезис, конспект, схему, таблицу;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.
Содержание программы
Содержание программы составлено с учетом опыта учащихся работы с текстом в
начальной школе. В 5 классе обучение строится больше на научно-публицистических
текстах, не исключая художественные.
Первый раздел посвящен приемам работы так, чтобы научиться вести диалог с текстом.
Диалог с текстом подразумевает полное понимание содержания, т.е. понимание и
концептуальной, и подтекстовой, и фактуальной информации.
Второй раздел ориентирован на понимание структуры научного и публицистического
текста, на развитие умения работать с информацией в тексте: выделять части и связи
между ними, интерпретировать информацию.
Программа содержит следующие разделы
Раздел 1. Приемы диалога с текстом.
1. Слово.
2. Заголовок и эпиграф.
3. Прогнозирование.
4. Вопрос к тексту.
5. Выделение главной мысли.
6. Воображение.
Раздел 2. Приемы работы с научно-публицистическим текстом.
1. План.
2. Тезисы.
3. Конспект.
4. Пересказ.
5. Графическое моделирование структуры текста.
6. Защита проекта.
Итоговый контроль.
Тематическое планирование
курса « Тренинг смыслового чтения»
№
Тема занятия
Характеристика основных видов деятельности
Кол.
часов
1
Слово.
Находить пропущенные слова в тексте.
Определять однокоренные слова.
1
2
Значение слов в контексте
прочитанного.
Определять значение слов. Создавать текст по
одной фразе. Восстанавливать обрывки текста.
1
3
Мини тексты. Заголовок.
Определять главный смысл текста по
заголовку. Соотносить заголовок с текстом.
1
4
Мини тексты. Эпиграф.
Раскрывать смысл применения эпиграфа.
Подбирать эпиграфы к текстам. Сочинить
рассказ по эпиграфу.
1
5
Прогнозирование. Сигналы
прогноза.
Находить слова-сигналы, указывающие на
вероятностное продолжение сюжета.
Составлять предложения со словамисигналами.
1
6
Принципы смыслового
сцепления частей текста.
Объяснять вид смыслового сцепления.
Раскрывать значение примененной связки.
1
7
Выделение главной мысли.
Диалог с текстом.
Овладеть приемом «диалог с текстом».
8
Пословицы и басни.
9
Художественный и научнопублицистические тексты.
Выделение главного.
Находить и формулировать главную мысль.
Выделять иерархию мыслей.
1
10
Вопросы к тексту.
Составлять вопросы различного типа.
1
11
Игра «Задай вопрос!»
Слушать собеседника, задавать вопросы.
1
12
Воображение.
Описать картину возникающую во время
чтения. Подбирать ассоциации к текстам.
1
13
Эмоциональное
воображение. Стихи.
Показать эмоциональное содержание стихов.
14
Приемы работы с научнопублицистическим текстом.
Различать жанры текста. Объяснять деление на
абзацы.
1
15
Что такое план? Виды
планов.
Раскрывать значение плана при работе с
текстом. Характеризовать виды планов.
1
16
Приемы составления плана.
Составлять простой и сложный планы.
Объяснять принципы построения плана.
1
17
Составление тезисов. Что
такое тезисы?
Применение приемов написания тезисов.
18
Напиши тезисы.
Составлять простые и сложные тезисы.
Находить и объяснять главный смысл
пословиц и басен. Сочинять историю по
пословице.
1
1
1
1
1
Практическая работы.
19
План-тезис.
Объяснять различие тезисов от простого
плана. Написать тезисный план.
1
20
Что такое конспект? Виды
конспекта.
Объяснять значение применения конспекта.
Характеризовать виды конспектов.
1
21
Как правильно составлять
конспект.
Выделять главное в тексте. выделять опорные
слова. Составлять несложный конспект.
1
22
Конференция
«Конспектирование – это
просто».
Давать оценки различным конспектам.
Задавать вопросы по конспекту.
23
Пересказ. Игра в синонимы.
Подбирать синонимы к слову. Искать
синонимическую замену предложения.
1
24
Главное и второстепенное в
тексте.
Выделять главное и второстепенное
содержание в тексте. Объяснять свои действия
над текстом.
1
Практическая работа.
Готовим пересказ.
Готовить краткий пересказ. Выделять
структурные части пересказа.
1
ти 25
1
26
Графическое представление
Знать особенности составления таблиц
текста. Формы представления различных типов. Составлять таблицы на
информации в тексте.
сравнения.
Таблицы.
27
Графики. Схемы.
Объяснять приемы составления графиков и
схем. Применять на практике эти приемы.
1
28
Диаграммы. Виды диаграмм.
Читать диаграммы. Составлять текст по
диаграммам.
1
29
Карта. Чтение карты.
Использовать карту для составления текста.
Находить информацию по карте.
1
30
Фотографии и живопись как
средства понимания текста.
Раскрывать значение художественных
изображений для понимания текста.
Составлять рассказы по картинам.
1
31
Проект по теме «Правильное
чтение – как средство
успешного обучения».
Разработка этапов проекта.
3233
34
Обосновать выбор темы проекта.
Систематизировать информацию для проекта.
1
1
Защита проектов.
Представлять свой проект. Отвечать на
вопросы. Оценивать выступающих, оценивать
свою деятельность.
2
Итоговое занятие.
Применять навыки работы с текстом.
1