РП совершенствование видов речевой деятельности 10-11 класс, 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Горноуральского ГО
МАОУ СОШ № 5

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 5
от 31.08.2023 года № 84-Д
в составе ООП среднего общего
образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ID 3498629)
учебного предмета «Совершенствование видов речевой деятельности»
для обучающихся 10-11 классов

2023

Пояснительная записка
Программа курса «Совершенствование видов речевой деятельности» создана на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
и Программы элективного курса по русскому языку «Искусство устной и письменной речи. 1011 кл.», созданной Львовой С.И. Программа составлена согласно положению, разработанному в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля
2002 г. №2783
«Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Актуальность рабочей программы, решаемая проблема.
Программа «Совершенствование видов речевой деятельности» создана в целях
подготовки обучающихся 10 - 11 классов и обеспечивает взаимосвязанное развитие и
совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой
компетенций.
Данный курс должен помочь обучающимся оценить свои возможности с точки зрения
дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного)
профиля. Способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом
профиле, проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных
знаний.
В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития
современного общества курс «Совершенствование видов речевой деятельности » актуален как в
теоретическом, так и в практическом отношении. Данный курс призван усилить внимание к
проблеме письменного общения, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение
в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и
работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.
Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в
любой сфере деятельности.
Цель - совершенствование и развитие навыков порождения содержательной,
правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.
Основные задачи:
Образовательные:
•
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение
анализировать текст;
•
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время
навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе;
•
освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты
различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад).
Развивающие:
•
развивать языковые компетенции старшеклассников, обеспечивающие свободное
владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;
•
повышать уровень культуры речи;
•
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое,
индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки
фактов и явлений.
•
формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и
объяснять их роль в тексте.
Воспитательные:
•
воспитывать любовь к русскому языку, приобщать к культуре и литературе
русского народа;
•
формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
В связи с этим обучающиеся получат возможность:
- освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты
различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и
диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать своѐ отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского
литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные,
этикетные);
-уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения еѐ
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты и исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание
особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида
чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное,
просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников
способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном (книжном,
газетно-журнальном) и электронном форматах.
Предполагается активное использование в обучении Интернет-ресурсов, особенно на
этапе сбора и классификации материала по выбранной обучающимся теме реферата и
готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить
обучающихся с основными признаками гипертекста, который широко представлен в
информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных
технологиях. Именно гипертекст является объектом Интернет-чтения, а это означает, что
школьник должен овладеть специфическими навыками
информационно-смысловой
переработки Интернет-публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми
контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность
не только получать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве.
Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности
обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с
использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников,
Интернет-ресурсов.
Таким образом, курс должен помочь в достижении общекультурного уровня
современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях
высшей школы и свободно владеющего информационными
коммуникационными
технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно быть уделено
формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность
интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть разными формами
такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен
файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные
учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные
задания коммуникативного характера и справочный материал.
Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация
на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта,
необходимость дать аргументированный анализ (рецензию) услышанного доклада, поиски
уместных цитат из разных источников, подтверждающих или опровергающих определѐнные
положения докладчика, способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой
деятельности в естественной среде.
Курс «Совершенствование видов речевой деятельности » связан с содержанием учебного
предмета русский язык, но не дублирует его содержание, значительно расширяя, а также
реализуяпрактический аспект соответствующего уровня (10-11 классы).

Принципы, лежащие в основе построения настоящей рабочей программы:
- системности, научности и доступности;
- преемственности и перспективности между различными разделами курса;
- принципы единства:
- личностно – ориентированные (развитие, творчество, психологическая комфортность);
- деятельностно – ориентированные (деятельность, смысловое отношение к миру,
адаптивность, переход от совместной учебно –познавательной деятельности к самостоятельной
деятельности ученика).
Содержание обучения отобрано и структурировано на основе компетентностного
подхода. В соответствии с этим в 10 классе формируются и развиваются коммуникативная,
языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и
ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского
языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Основные виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное
общение.
Программа предполагает использование следующих видов контроля: предварительный
(входящий), текущий, тематический, промежуточный, итоговый.
Формы контроля: сочинение, доклад, презентация; по организации проведения
предусмотрены формы контроля: индивидуальные, фронтальные, групповые. Форма
подведения итогов реализации программы - реферат, презентация.
Место предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 2 года общим объѐмом 68 часов. В 10 классе – 34 часа (1 час в неделю); в
11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
• Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной и познавательной
деятельности.
• Способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
эдентичности.
• Формирование осознанного и уважительного отношения к русской культуре и родному языку.
• Формирование доброжелательного отношения к традициям, языкам ценностям народов
России.
• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
• Формирование ценности здорового образа жизни.
• Развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые
задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата.
• Владение основами самоконтроля, самооценки.
• Умение устанавливать причинно-следственные связи, логическое рассуждение, делать
выводы.
• Смысловое чтение.
• Умение организовывать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками.
• Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
• Планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Познавательные УУД
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
• Смысловое чтение.
• Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Предметные УУД
На базовом уровне обучающиеся научатся (смогут):
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
• использовать различные грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств
в процессе речевого общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
• воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, его основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
• передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в
устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль,
логику
изложения
учебно-научного,
публицистического,
официально-делового,
художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию,
комментировать еѐ в устной форме;
• уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового,
художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного,
выборочного, сжатого).
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических, художественных
текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в
форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в
устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов
(видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную
информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного
характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные
темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых
учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и
ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения,
бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности,
распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно
использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
На повышенном уровне обучающиеся получат возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с докладом; публично представлять проект, реферат,
исследовательскую работу; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию,
доказывать еѐ, убеждать;
• давать самооценку на основе наблюдения за собственной речью;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста,
анализировать и комментировать еѐ в устной форме.
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ
решение) из различных источников (учебно-научных текстов, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов),
высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров
в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного
общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 КЛАСС (34 Ч)
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА (16ч.)
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная
речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного
русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля:
логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль.

Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат,
тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная
формы).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность,
стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официальноделового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление.
Форма делового документа. Культура официально-делового общения (устная и письменная
формы).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности,
эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности
публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность (владение
нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на
эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность
(соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной
речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность
содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные,
лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные
средства общения. Культура разговорной речи.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование
изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных
разновидностей языка.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (6 ч.)
Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационно-ориентировочная,
планирующая, исполнительная, контрольная.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения
(ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи. Приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая
СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей
и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в
скрытой форме; овладение приемами, повышающими эффективность слушания устной
монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.
Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания.
Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращенную речь, вступления
в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения
разговора и т.п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его
языковое оформление. Культура письма.
ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (12 ч.)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость
голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное
восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы,
прерывистость речи — типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как
разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ
(краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.

Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного
высказывания.
Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы,
знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и
невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к
написанному, совершенствования текста и т.п. Формы письменных высказываний и их
признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные
типы), конспект, план, реферат и т.п.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного
высказывания. Образцы русской письменной речи.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный
телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на
тематических чатах Интернета.

Характеристики основных
видов деятельности
обучающихся

Формы контроля

Тема занятия

Внеаудиторные /
Практические

№
п/п

Всего часов

10

Аудиторные/
Теоретические

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс
Количест
во часов

Тема 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА (16ч.)
1.1

Функциональные
стили современного
русского языка.

2 1

1

1.2

Научный стиль,
его
назначение.
Основные признаки
научного стиля.

1 1

-

1.3

Лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности
научного стиля.

2 1

1

1.4

Учебно-научный
стиль. Основные
жанры научного
стиля.

1 -

1

1.5

Официальноделовой стиль, его
назначение.
Основные признаки
официальноделового стиля.

1 -

1

Работая в группах, получают
тексты
разной
стилевой
принадлежности, читают их,
определяют речевую ситуацию,
сферу
употребления,
цель
высказывания и записывают
стиль текста, проверяют себя по
диагностичес кой карте, делают
выводы об особенностях стилей
и сфере их употребления,
составляют
таблицы
о
функциональных стилях языка.
Слушают лекцию учителя о
научном
стиле,
дополняют
таблицу,
составленную
на
предыдущем
уроке,
из
нескольких текстов выбирают те,
которые написаны в научном
стиле,
аргументируют
свою
позицию,
подбирают
сами
тексты
научного
стиля
и
опрашивают по ним других
обучающихся.
Читают текст, определяют
тему, основную мысль, стиль,
указывают признаки научного
стиля, анализируют лексические,
морфологические
и
синтаксические единицы данного
текста, делают выводы об
особенностях научного стиля,
записывают их в таблицу.
Слушают лекцию учителя об
основных жанрах научного
стиля, записывают еѐ. В парах
работают над одним из жанров:
докладом, статьѐй, сообщением,
аннотацией, рецензией,
рефератом, тезисами, конспектом. Публично защищают
выполненную работу.
Слушают сообщение ученика
об
основных
признаках
официально-делового
стиля,
дополняют
таблицу,
рассматривают
образцы
расписок,
объяснительных,
заявлений, анкет, самостоятельно
пишут одну из официальноделовых бумаг, осуществляют
взаимопроверку,
обсуждают

Составление
таблицы по стилям.
Вычленение
признаков,
формулирование
выводов

Анализ текста

Анализ текста

Определение
стилистических
особенностей
текстов,
анализ
текста

Анализ текста

1.6

Публицистическ
ий стиль, сферы его
использования,
назначение.

1 1

-

1.7

Основные
признаки
публицистического
стиля. Лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности
публицистического
стиля.
Понятие
публичной
речи.
Основные качества
публичной речи.

1 -

1

1 1

-

1.9

Разговорная речь,
еѐ назначение. Основные
признаки
разговорной речи.

1 1

-

1.10

Невербальные
средства общения.
Культура
разговорной речи.

1 -

1

1.11

Язык
художественной
литературы и его

2 1

1

1.8

особенности написания резюме.
Слушают лекцию учителя о
публицистическом
стиле,
дополняют
таблицу,
составленную на первом уроке,
из нескольких текстов выбирают
те,
которые
написаны
в
публицистическом
стиле,
аргументируют свою позицию,
подбирают
сами
тексты
публицистического
стиля
и
опрашивают по ним других
обучающихся.
Читают текст, определяют
тему, основную мысль, стиль,
указывают
признаки
стиля,
анализируют
лексические,
морфологические
и
синтаксические единицы данного
текста, делают выводы об
особенностях публицистического
стиля, записывают их в таблицу.
Слушают сообщение ученика
об
основных
качествах
публичной речи, выбирают тему
своего публичного выступления,
записывают тезисы, основную
мысль,
составляют
текст
выступления, дополняют его
цитатами
и
примерами,
выступают перед обучающимися,
слушатели
оценивают
выступление.
Слушают лекцию учителя о
разговорной речи, дополняют
таблицу,
составленную
на
первом уроке, из нескольких
текстов выбирают те, которые
написаны в разговорном стиле,
аргументируют свою позицию,
подбирают или сочиняют сами
тексты разговорного стиля.
Слушают
сообщения
о
невербальных
средствах
общения, о языковых знаках,
жестикуляции и мимике у разных
народов,
придумывают
пантомимы-загадки, показывают
и
отгадывают,
составляют
памятку «Культура разговорной
речи».
Слушают лекцию учителя о
языке
художественной
литературы, дополняют таблицу,

Определение
стилистических
особенностей
текстов,
анализ
текста

Анализ текста

Сообщение
об
основных
качествах
публичной речи

Анализ языкового
материала

Составление
таблицы «Культура
разговорной речи»

Анализ языкового
материала

отличия от других
разновидностей
современного
русского
языка.
Основные признаки
художественной
речи.

1.12

Изобразительновыразительные
средства в текстах
художественного
стиля.

2 -

2

составленную на первом уроке,
называют
отличия
художественного
стиля
от
других, из нескольких текстов
выбирают те, которые написаны
в
художественном
стиле,
аргументируют свою позицию,
подбирают
сами
тексты
художественного
стиля
и
опрашивают по ним других
обучающихся.
Повторяют
по
словарику Анализ языкового
тропы и стилистические фигуры материала
языка, дополняют его новыми
понятиями,
подбирают
стихотворные примеры, находят
изобразительно-выразительные
средства
в
текстах
художественного
стиля,
анализируют
предложенные
стихи.

Познавательные УУД:
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа
текстов различных стилей;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение);
- способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм
речевого этикета.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Тема 2. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (6 ч.)
Речь как
2 1
1
Читают лекционный материал Доклад
деятельность.
на тему «Речь как деятельность.
Фазы речевой
Фазы речевой деятельности»,
деятельности.
конспектируют, составляют
вопросы по лекции и, работая
попарно, опрашивают друг
друга.
1 1
Виды
речевой
Работая в команде, читают и Презентация
деятельности.
конспектируют материал об
одном
из
видов
речевой
деятельности; затем, поменяв
команду, каждый в новой группе
рассказывает
о
том
виде
деятельности, о котором он
читал; все записывают новый
материал и, возвращаясь в
первоначальную
команду,
обсуждают услышанное.
1 1
Чтение как вид
Подытоживают
всѐ,
что Анализ языкового
речевой
услышали на прошлом уроке, о материала
деятельности.
чтении, работают с учебной
Приѐмы работы с
книгой
и
другими
учебной книгой и
информационными источниками,
другими
используя разные приѐмы.
информационными
источниками.
1 1
Аудирование как
Подытоживают
всѐ,
что Аудирование
вид
речевой
услышали на первом уроке по
деятельности.
теме, об аудировании, выступают
с небольшими сообщениями,
задают слушателям вопросы,
проверяя их на внимательность, а
также, пытаясь понять,
насколько хорошо усваивается
содержание при слушании.
1 1
Говорение
и
Подытоживают
всѐ,
что Письмо
письмо как вид
услышали на первом уроке о
речевой
видах речевой деятельности, про
деятельности.
говорение
и
письмо;
рассказывают
о
проблемах,
поднимаемых
автором
в
прочитанной книге, остальные
обучающиеся оценивают рассказ,
пишут
письмо
одиннадцатикласснику,

собирающемуся
русскому языку.

на

ЕГЭ

по

Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- владение всеми видами речевой деятельности;
- использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение);
- способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм
речевого этикета.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

3.1

Тема 3. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (12 ч.)
2 1
1
Особенности
Слушают лекцию учителя об
Составление
устной речи.
особенностях устной речи:
таблицы
использование средств звучащей «Лексические
речи (темп, тембр, громкость
ошибки в речи».
голоса, интонация), жестов и
Анализ текстов и
мимики; ориентация на
исправление
собеседника, на слуховое и
лексических
ошибок.
зрительное восприятие речи,

Диалог и
монолог как
разновидности
устной речи. Формы
устных
высказываний и
использование их в
разных ситуациях
общения. Основные
требования к
содержанию,
построению и
языковому
оформлению
устного
высказывания.
Риторика
как
искусство мыслить
и говорить.

3 1

2

1 -

1

3.4

Особенности
письменной речи.

1 -

1

3.5

Формы
письменных
высказываний и их
признаки. Основные
требования к
содержанию,
построению и
языковому
оформлению
письменного
высказывания.
Образцы русской
письменной речи.

3 1

2

3.2

3.3

возможность учитывать
немедленную реакцию
слушателя. Пишут конспект,
разыгрывают сценки тех
ситуаций, где возможно
пользоваться только жестами и
мимикой. Составляют список
советов другу, как надо говорить,
чтобы тебя услышали и поняли.
Слушают
учителя,
записывают лекцию, зачитывают
составленные на предыдущем
уроке советы другу, обсуждают
их, составляют общий список,
выбирая главное. Разыгрывают
диалоги, характерные для разных
речевых ситуаций, цитируют
монологи
литературных
персонажей.

Индивидуальная
работа – создание
авторских текстов

Слушают лекцию учителя,
записывают главное, обсуждают,
что выбрал каждый, слушают
сообщение обучающегося «Из
истории ораторского искусства»,
показывают сценки «Убеди меня
в том, что я не прав».
Проводят мозговой штурм с
целью выявления преимуществ
письменной речи и еѐ
особенностей, записывают
полученную информацию.
Работая в команде, читают и
конспектируют
материал
о
письменных высказываниях и их
признаках,
основных
требованиях
к
содержанию,
построению
и
языковому
оформлению
письменного
высказывания, затем, поменяв
команду, каждый в новой группе
рассказывает
о
том
виде
деятельности, о котором он
читал; все записывают новый
материал и, возвращаясь в
первоначальную
команду,
обсуждают
услышанное.
Рассматривают образцы русской
письменной речи.

Сообщение

Подготовка
сообщений

Анализ языкового
материала

Анализ языкового
материала

3.6

2 1
1
Речевая культура
Слушают лекцию учителя, Презентация
использования
записывают
еѐ
тезисы,
технических
составляют
список
правил
средств коммуписьменного
общения
в
никации (телефон,
виртуальных дискуссиях, на
мобильный
конференциях, на тематических
телефон,
чатах
Интернета,
работая
компьютер,
попарно,
презентуют
свои
телефакс,
правила,
оценивают
работы
электронная почта и
других пар.
др.). Основные
правила
письменного
общения в
виртуальных дискуссиях, на
конференциях, на
тематических чатах
Интернета.
Познавательные УУД:
- нахождение и извлечение информации из различных источников, в том числе из Интернета;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
- владение всеми видами речевой деятельности;
- использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение);
- способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм

речевого этикета.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
ИТОГО
34 12
22
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ11 КЛАСС (34 ч)
Материал словесности
Язык художественной словесности (1 ч.). Язык художественной словесности: система
словесно художественных средств воплощения художественного содержания произведения,
возникающая на основе синтеза коммуникативной и эстетической функций языка.
Свойства языка художественной словесности: его связь с реальностью и направленность
на создание художественной действительности. Образность слова — обогащение его значения в
художественном тексте вследствие взаимодействия языковых единиц. Язык художественного
произведения как результат творчества, соединение в нем предметно логического и
субъективно авторского начал. Язык как средство осуществления замысла автора.
Выразительность языка художественной словесности: соответствие принципов отбора и
организации словесного материала замыслу автора. Точность художественного слова, его
емкость, ассоциативность, способность вызывать реминисценции.
Понятия о языке художественной словесности, его свойствах и качествах —
выразительности, точности, емкости, ассоциативности. Развитие умения воспринимать
художественное произведение через его языковую форму, оценивать художественное
произведение с точки зрения выразительности его языка. Создание рассуждения о специфике
языка художественной словесности при сопоставлении художественного и нехудожественного
текстов.
Эстетическая функция языка (1 ч.). Язык как средство выражения эстетического
чувства. Эстетическое переживание: осознание смысла явлений действительности в свете
эстетического идеала.
Эстетическая функция языка художественной словесности: направленность языка на
создание у читателя эстетического переживания, эстетическая оценка как изображенного в
художественном произведении явления, так и самого языка.
Свойства языка в его эстетической функции. Эстетическая значимость языка в
художественном произведении, мотивированность использования различных языковых средств.
Стремление к совершенству языка, его «общая образность». Художественная правда,
совершенство произведения. Самоценность языка художественной словесности.
Понятия об эстетической природе художественной словесности и эстетической функции
ее языка, о художественной правде. Развитие умения эстетически воспринимать произведение,
понимать роль языковых средств выражения художественного содержания, видеть
художественную правду как в жизнеподобном, так и в условном образах, оценивать
произведение, составить рецензию, аннотацию, рек ламу художественного произведения.
Историческое развитие языка русской художественной словесности (7 ч.).
Возникновение русского литературного языка и его уникальные свойства. Развитие языка
художественной словесности в связи с историей народа, эволюцией общенародного языка и
внутренними законами словесности.
Язык художественной словесности Древней Руси как средство воплощения
христианского эстетического идеала. Стремление передать средствами языка знаки духовного,
вечного, проявляющиеся в жизни. Канон и принцип абстрагирования.

Развитие языка художественной словесности в эпоху формирования русского
национального языка.
Возникновение представления о стилях. Значение языковой реформы Ломоносова.
Принцип абстрагирования и его проявление в языке художественного произведения.
Своеобразие языка произведений Державина: конкретность, зависимость от предмета
изображения и его эстетической авторской оценки.
Расширение лексики и изменение синтаксиса поэтического языка в произведениях
сентименталистов и романтиков.
Пушкинская реформа языка художественной словесности: синтез всех разновидностей
общенародного языка в художественной словесности, зависимость отбора и организации
словесного материала от авторского замысла, открытие эстетического значения стилистической
окраски языковых средств.
Новые принципы употребления языка в искусстве реализма: использование социально
речевых стилей изображаемой общественной среды, ее быта, культуры, истории и
воспроизведение социальных характеров с помощью их собственных голосов. Обогащение
словаря и возникновение индивидуальных стилей в дальнейшем развитии реалистической
литературы.
Пути развития словесности в XX веке. Открытие новых ресурсов языка в творчестве
поэтов Серебряного века: символистов, акмеистов, футуристов.
Понятия о важнейших законах развития русского языка, о расширении его
выразительных возможностей в процессе эволюции. Формирование умения полноценного
восприятия произведений разных эпох через их языковую форму, умения понять и передать в
выразительном чтении и сочинении идейно художественное значение текстов. Сочинение
рассуждение или тезисы о современном значении произведений прошлого и о языке
современного произведения.
Произведение словесности
Художественное произведение и его автор (2 ч.). Художественное произведение как
органическое единство художественного содержания и языковой формы его выражения.
Художественная действительность.
Основа единства произведения — образ автора: созданный писателем обобщенный образ
создателя художественного мира, концентрированное воплощение смысла произведения.
Диалогическая природа образа автора, стоящего над героями и обращающегося к читателю.
Образ автора и биографический автор. Образ автора и лирический герой. Воплощение образа
автора в эстетической оценке изображаемого, в отборе и организации языковых средств
создания художественной действительности.
Понятия о художественном произведении как единстве художественного содержания и
словесной формы его выражения, об образе автора художественного произведения, о
художественной действительности. Развитие умения эстетически воспринимать произведение
словесности, проникать в художественную мысль, раскрываемую словесными средствами,
понимать значение образа автора как носителя идеи произведения.
Эпос как род словесности и его виды (4 ч.). Эпос как род словесности: повествование о
событии и герое.
Виды и жанры эпических произведений устной народной словесности: миф, былина,
сказка, небылица, легенда, предание, историческая песня, духовный стих, пословица,
поговорка, загадка, анекдот. Реальность и вымысел, роль фантастики. Воплощение
эстетической оценки изображаемого средствами языка.
Виды и жанры литературных эпических произведений: литературная сказка и небылица,
загадка, басня, притча, повесть, роман, рассказ, новелла. Воплощение смысла литературных
эпических произведений средствами языка.
Понятие об эпосе как роде словесности и о его видах и жанрах в устной народной
словесности и в литературе. Формирование умения воспринимать эпические произведения в их
жанрово родовой специфике.
Автор и повествователь в эпическом произведении (9 ч.). Своеобразие воплощения
образа автора в эпическом произведении; стиль повествователя и соотношение его с речью
героев, диалогичность и полифонизм.
Авторское повествование в эпическом произведении. Автор повествователь как
художественный образ, его «всеведение», изображение картины жизни объективно, как бы
извне. Образ повествователя и образ автора. Языковые средства создания авторского

повествования: употребление глаголов и местоимений в третьем лице.
Повествование от лица рассказчика в эпическом произведении. Художественный образ
рассказчика, его роль в композиции и отношение к образу автора.
Языковые средства создания повествования рассказчика: употребление глаголов и
местоимений в первом лице.
Образ автора в повествовании, где используется «чужое» слово. Стилизация:
воспроизведение какого либо стиля — народной словесности, другой эпохи, иной
национальной культуры — с целью изображения картины жизни. Пародия: воспроизведение
стиля какого либо автора или произведения с целью его оценки. Сказ: повествование от лица,
обладающего особенным характером, собственным взглядом на происходящее, выражаемым в
языке. Понятия об образе автора, повествователя и рассказчика в эпическом произведении, об
изобразительных и выразительных возможностях авторского повествования и повествования
рассказчика, о стилизации, пародии и сказе. Развитие умения воспринимать образ автора в
разных видах повествования. Создание сочинения, рецензии, отзыва о произведении.
Автор, герой и событие в эпическом произведении. Образ героя эпического
произведения и языковые средства его изображения: описание — портрет, характеристика,
пейзаж, интерьер; повествование о поступках; диалог и монолог — прямая, косвенная,
несобственно прямая речь. Способы выражения эстетической оценки характера героя.
Соотношение языка повествователя и языка героя. Образ героя и образ автора.
Раскрытие образов автора и героя в созданных средствами языка сюжете и композиции
эпического произведения. Значение хронотопа, смены точек зрения, сопоставления эпизодов,
системы образов для изображения характера героя и выражения авторской оценки событий и
характеров в свете эстетического идеала.
Понятия об образе автора, литературном герое, характере героя, образе героя в
эпическом произведении. Развитие умения воспринимать эпическое произведение в единстве
художественного содержания и языковой формы его выражения, понимать эстетическую мысль
автора, воплощенную в характерах, в развитии сюжета, в композиции. Создание тезисов,
сочинения, сообщения о выражении художественного содержания языковыми средствами в
художественном произведении.
Драматическое произведение (3 ч.). Драма как род словесности. Виды и жанры
драматических произведений в устной народной словесности и в литературе.
Трагедия, комедия и драма.
Специфика образа автора и средства его воплощения в драматическом произведении.
Значение заглавия, жанра, авторских ремарок. Роль диалога и монолога в раскрытии характеров
персонажей и образа автора. Своеобразие сюжета и композиции, драматического конфликта,
образов пространства и времени. Значение художественной детали и подтекста для выражения
художественного содержания драматического произведения.
Понятия о драматическом произведении, о его видах и жанрах, о своеобразии
воплощения образа автора в драматическом произведении, о способах изображения средствами
языка характеров персонажей, о значении сюжета и композиции. Развитие умения эстетически
воспринимать драматическое произведение, раскрыть смысл драматического произведения в
чтении по ролям, в сочинении, докладе.
Анализ эпического и драматического произведения (4 ч.). Значение анализа
художественного произведения, его творческий характер. Цель филологического анализа
художественного текста: проникнуть в эстетический смысл произведения через словесную
ткань, открыть личностный смысл прочитанного.
Эстетический и исторический принципы филологического анализа художественного
произведения.
Пути и приемы анализа эпического и драматического произведения.
Понятия о цели филологического анализа художественного произведения, о принципах и
приемах анализа. Самостоятельный анализ эпического произведения. Самостоятельный анализ
драматического произведения.

Характеристики основных
видов деятельности
обучающихся

Формы контроля

Внеаудиторные
/ Практические

Тема занятия

Аудиторные/
Теоретические

№
п/п

Всего часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11класс
Количест
во часов

Материал словесности
Тема 1. Язык художественной словесности- 1 час
Определяют
язык Беседа
художественного произведения
как результат творчества и как
средство осуществления замысла
автора. Делают выводы о
выразительности
языка
художественной
словесности,
точности художественного слова,
его емкости, ассоциативности,
способности
вызывать
реминисценции.
Тема 2. Эстетическая функция языка- 1 час.
2.1. Язык как средство
1
1
Определяют язык как средство Лекция
выражения
выражения
эстетического
эстетического чувства.
чувства. Выясняют, что такое
стетическое
переживание.
Определяют
эстетическую
функцию языка художественной
словесности. Выясняют свойства
языка
в его
эстетической
функции.
Тема 3. Историческое развитие языка русской художественной словесности- 7 часов.
3.1. Возникновение
1
1
Усваивают
историю Лекция с
возникновения
русского элемента
русского
литературного
языка, ми
литературного языкаь
определяют его уникальные беседы,
свойства. Слушают лекцию о исследова
языке
художественной ние
словесности
Древней
Руси.
Усваивают канон и принцип
абстрагирования.
3.2. Развитие языка
1
1
Слушают лекцию о развитии Деловая
художественной
языка
художественной игра.
словесности в эпоху
словесности
в
эпоху
формирования
формирования
русского
русского
национального
языка.
национального языка.
Разыгрывают
исторические
сценки.
1.1.

Свойства языка
художественной
словесности.
Образность слова.

1

1

-

3.3.

Возникновение
представления о
стилях.

1

3.4.

Лексика и синтаксиса
поэтического языка в
произведениях
сентименталистов и
романтиков.

1

3.5.

3.6.

4.1.

-

1

Проводят
исследование
возникновения представления о
стилях. Определяют значение
языковой реформы Ломоносова.
Усваивают
принцип
абстрагирования
и
его
проявление
в
языке
художественного произведения.
Выясняют своеобразие языка
произведений Державина.
Усваивают
особенности
использования
лексики
и
синтаксиса поэтического языка в
произведениях сентименталистов
и романтиков.

Исследов
ание,
деловая
игра.

Беседа,
деловая
игра,
исследова
ние,
практич.
работа по
совершен
ствов.
написанн
ого.
1
1
Пушкинская реформа
Слушают
лекцию
о Лекция.
языка художественной
Пушкинской реформе языка
словесности.
художественной словесности
2
1
1
Новые принципы
Усваивают новые принципы Исследов
употребления языка в
употребления языка в искусстве ание,
искусстве реализма.
реализма.
Анализируют лекция с
обогащение словаря и историю элемента
возникновения индивидуальных ми
стилей в дальнейшем развитии беседы,
реалистической литературы.
деловая
Слушают лекцию о путях игра.
развития словесности в XX веке.
Беседуют об открытии новых
ресурсов языка в творчестве
поэтов Серебряного века.
Произведение словесности
Тема 4. Художественное произведение и его автор- 2 часа.
2
1
1
Художественное
Определяют художественное Исследов
произведение как
произведение как органическое ание,
органическое единство
единство
художественного лекция с
художественного
содержания и языковой формы элемента
содержания и
его выражения. Анализируют ми
языковой формы его
понятие
художественной беседы,
выражения.
действительности.
Выясняют, деловая
что
основа
единства игра.
произведения — образ автора.
Исследуют
диалогическую
природу образа автора, стоящего
над героями и обращающегося к
читателю. Различают понятия:
образ автора, биографический
автор, лирический герой.
Тема 5. Эпос как род словесности и его виды- 4 часа.
-

1

5.1.

Эпос как род
словесности.

2

1

1

Определяют эпос как род
словесности.
Рассматривают
виды и жанры эпических
произведений устной народной
словесности.
Анализируют
понятия: реальность, вымысел,
роль
фантастики.
Проводят
практическую
работу
по
воплощению
эстетической
оценки
изображаемого
средствами языка.

5.2.

Виды и жанры
литературных
эпических
произведений.

2

1

1

Усваивают виды и жанры
литературных
эпических
произведений.
Усваивают
особенности воплощения смысла
литературных
эпических
произведений средствами языка.

6.1.

Тема 6. Автор и повествователь в эпическом произведении- 9 часов.
1
1
Образ повествователя
Определяют
своеобразие
и образ автора в
воплощения образа автора в
эпическом
эпическом произведении; стиль
стихотворении
повествователя.
Различают
понятия: образ повествователя и
образ автора.

6.2.

Языковые средства
создания авторского
повествования.

2

1

1

Анализируют языковые средства
создания
авторского
повествования,
повествования
рассказчика.
Усваивают
понятия:
стилизация,
пародия,
сказ.
Проводят практическую работу
по
созданию
сочинения,
рецензии,
отзыва
о
произведении.

6.3.

Образ героя
эпического
произведения и
языковые средства его
изображения.

2

1

1

Усваивают
способы
выражения эстетической оценки
характера
героя,
языковые
средства
его
изображения.
Соотносят язык повествователя и
языка
героя.
Определяют
различия в понятиях: образ героя
и образ автора.

Лекция,
беседа,
деловая
игра,
исследова
ние,
практич.
работа по
совершен
ств.
написанн
ого.
Лекция,
беседа,
деловая
игра,
исследова
ние,
практич.
работа по
совершен
ствов.
Написан.
Лекция,
деловая
игра,
исследова
ние,
практичес
кая
работа.
Лекция,
беседа,
деловая
игра,
исследова
ние,
практичес
кая
работа по
совершен
ств.
Написан.
Исследов
ание,
лекция с
элемента
ми
беседы,
деловая
игра.

6.4.

6.5.

7.1.

7.2.

8.1.

8.2.

Раскрытие образов
автора и героя в
сюжете и композиции.

Проводят
практическую
работу по раскрытию образов
автора и героя в сюжете и
композиции.
Определяют
значение хронотопа, смены точек
зрения. Сопоставляют эпизоды,
сравнивают системы образов для
изображения характера героя и
выражения авторской оценки
событий и характеров в свете
эстетического идеала.
2
1
1
Понятия об образе
Создают тезисы, усваивают
автора, литературном
правила написания сочинения,
герое, характере героя,
сообщения
о
выражении
образе героя в
художественного
содержания
эпическом
языковыми средствами в
произведении.
художественном произведении.
Тема 7. Драматическое произведение – 3 часа.
1
1
Драма как род
Слушают лекцию о драме как
словесности.
роде словесности. Усваивают
виды и жанры драматических
произведений в устной народной
словесности и в литературе.
Усваивают понятия: трагедия,
комедия и драма.
Специфика образа
2
1
1
Определяют специфику образа
автора и средства его
автора и средства его
воплощения в
воплощения в драматическом
драматическом
произведении. Усваивают
произведении.
значение заглавия, жанра,
авторских ремарок. Определяют
роль диалога и монолога в
раскрытии характеров
персонажей и образа автора.
Усваивают понятия: сюжет,
композиция, драматический
конфликт, образ пространства и
времени. Выясняют, что такое
художественная деталь,
подтекст.
Тема 8. Анализ эпического и драматического произведения - 4 часа.
Анализ
2
1
1
Анализируют художественное
художественного
произведение, определяют его
произведения, его
творческий характер. Выясняют
творческий характер.
цель филологического анализа
художественного текста.

Эстетический и
исторический
принципы
филологического
анализа
художественного
произведения.

2

2

1

1

1

1

Определяют эстетический и
исторический принципы
филологического анализа
художественного произведения.
Слушают лекцию о путях и
приемах анализа эпического и
драматического произведения.

Лекция,
исследова
ние,
практичес
кая
работа.

Исследов
ание,
лекция с
элемента
ми
беседы.
Лекция.
Практиче
ская
работа.

Лекция,
деловая
игра,
исследова
ние,
практичес
кая
работа по
совершен
ствовани
ю
написанн
ого.

Лекция,
деловая
игра,
Исслед-е,
практич.
работа по
совершен
ств.
Написан.
ИсследСовершен
ствование
видов
речевой
деятельно
сти е,

лекция с

элемента
ми
беседы,
деловая
игра.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используемый учебно-методический комплект
Львова С.И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.
5-11 классы. Основной курс. Элективные курсы. - М.: Мнемозина, 2009.
Список литературы для учителя
1. Горбачевич К.С. Нормы русского литературного языка. М., 1989.
2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.,
1998.
3. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. М., 1991.
4. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1995.
Список литературы для обучающихся
1. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М.,2002
2. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1992
3. Вагаков Д. Риторика. М., 2001.
4. Барашков В.Ф. Как у вас говорят? Л., 1986.
5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991
Словари
1. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
2. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004
3. Ожегов А.А. Словарь русского языка. Изд. 2. М., 1973.
4. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М., 2003.
5. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975.
6. Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В. Иванова. – М., 1999.
7. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов.
М., 1984.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».