АННОТАЦИЯ
к рабочей программе по учебному предмету «Музыка»
Музыка
–
универсальный
антропологический
феномен,
неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать
эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для
которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с другой –
глубокая степень психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает
уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его
взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия
музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие
важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция,
сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве
Федеральная рабочая программа | Музыка. 5–8 классы 4 универсального языка, не
требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ
мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь
эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рожденных в предыдущие века и отраженных в народной, духовной музыке,
произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает
музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности.
Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода,
сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую
музыкой не только через сознание, но и на более глубоком – подсознательном – уровне.
Музыка – временно́е искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени,
чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий,
обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и
самопринятию личности. Музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в
эстетическое и нравственное развитие обучающегося, формирование всей системы
ценностей. Изучение музыки необходимо для полноценного образования и воспитания
обучающегося, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер,
творческого потенциала. Основная цель реализации программы по музыке – воспитание
музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный
опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей,
порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание,
интонационно-смысловое
обобщение,
содержательный
анализ
произведений, моделирование художественнотворческого процесса, самовыражение через
творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям: становление системы ценностей обучающихся, развитие
целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; развитие
потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных
эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; Федеральная рабочая
программа | Музыка. 5–8 классы 5 формирование творческих способностей ребенка,
развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности. Задачи
обучения музыке на уровне основного общего образования: приобщение к традиционным
российским ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического
переживания; осознание социальной функции музыки, стремление понять закономерности
развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования
музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека; формирование
ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства, воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей,
приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия;
формирование целостного представления о комплексе выразительных средств
музыкального искусства, освоение ключевых элементов музыкального языка,
характерных для различных музыкальных стилей; расширение культурного кругозора,
накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного
восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и
мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре; развитие общих и специальных музыкальных способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: слушание (расширение
приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической,
оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением); исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на
доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на
электронных и виртуальных музыкальных инструментах); сочинение (элементы
вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с
использованием цифровых программных продуктов); музыкальное движение
(пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование);
творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления); исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам
компоновки учебных тем, форм и методов освоения.
При этом 4 модуля из 9 предложенных рассматриваются как инвариантные,
остальные 5 – как вариативные, реализация которых может осуществляться по выбору
учителя с учетом этнокультурных традиций региона, индивидуальных особенностей,
потребностей и возможностей обучающихся, их творческих способностей. Содержание
учебного предмета структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
общего образования и непрерывность изучения учебного предмета: инвариантные
модули: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное
творчество России»; модуль № 3 «Русская классическая музыка»; модуль № 4 «Жанры
музыкального искусства» вариативные модули: модуль № 5 «Музыка народов мира»;
модуль № 6 «Европейская классическая музыка»; модуль № 7 «Духовная музыка»; модуль
№ 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 9 «Связь музыки
с другими видами искусства»; Каждый модуль состоит из нескольких тематических
блоков. Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не
исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены
«вариативно». Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, – 136 часов: в
5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю). Изучение музыки
предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в
исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных
связях с такими учебными предметами, как изобразительное искусство, литература,
география, история, обществознание, иностранный язык.