Аннотация к РП по основам духовно-нравственной культуры народов России 5-6 класс, 2023

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе по учебному предмету ОДНКНР
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания. В программе по
ОДНКНР
соблюдается
преемственность
с
федеральным
государственным
образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на уровне основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит
культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР –
духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В
процессе
изучения
курса
ОДНКНР
обучающиеся
получают
возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественнонаучных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России.
Курс ОДНКНР формируется и преподаётся в соответствии с принципами
культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору
информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают представление о
существенных
взаимосвязях
между материальной
и
духовной
культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным
обликом, изучают основные компоненты культуры, её специфические инструменты
самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного
развития народов России.
Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств
к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической
памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня (Россия в
целом как многонациональное, поликонфессиональное государство с едиными для всех
законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями), на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и
семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит
обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР
означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его
смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании
ОДНКНР означает важность терминологического единства, необходимость освоения

основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной
терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования
познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип
соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5–6 классов,
когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию
гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования
гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся
в процессе изучения курса ОДНКНР включает осознание важности наднационального и
надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего
элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется
через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии. Целями изучения учебного курса ОДНКНР
являются: формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур; создание условий для
становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации; формирование и сохранение
уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и
вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений; идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития Российской Федерации.
Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи: овладение предметными
компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской
идентичности обучающегося; приобретение и усвоение знаний о нормах общественной
морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества; развитие представлений о значении духовно-нравственных
ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; становление
компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности; формирование основ научного
мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на
уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; обучение рефлексии
собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков
обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; воспитание уважительного и
бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов
Российской Федерации; содействие осознанному формированию мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей; формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности.

Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя: расширению и систематизации знаний и
представлений обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о
нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и
светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов
начального общего образования; углублению представлений о светской этике,
религиозной культуре народов Российской Федерации, их роли в развитии современного
общества; формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом
и государством; Федеральная рабочая программа | ОДНКНР. 5–6 классы 6 воспитанию
патриотизма, уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего
народа и других народов Российской Федерации, толерантному отношению к людям
другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них
общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и
идеалов; осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов
над потребительскими и эгоистическими; раскрытию природы духовно-нравственных
ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом; получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, способности их применять в
анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре Российской
Федерации и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на
основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах; развитию информационной культуры обучающихся,
компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. Общее число
часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, – 68 часов: в 5 классе – 34 часа (1
час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».