РП обществознание 6-9 класс, 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МАОУСОШ№ 5
от 31.08.2023 года № 84-Д
в составе ООП основного
общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание.
Базовый уровень»
для обучающихся 6 – 9 классов

село Николо-Павловское
2023

Количество часов - 136
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) основного общего образования, Примерной основной образовательной
программой (ПООП) основного общего образования.

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их
оценки

Личностные:

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей
ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за
судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные:

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);

Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;

Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, свойственных подросткам;

Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике,
на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных
источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в

окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметные:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать
собственное отношение к различным способам разрешения межличностных
конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;

 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;

 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные
признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;

 использовать знания и умения для формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения
и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами
и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;

 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия
человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные,
духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни
человека и формирование личности. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые
потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение).
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и
обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков.
Общение в современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в
группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные
традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных
отношениях.
Общество, в котором мы живём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство
общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его
экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и
возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное
государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб,
Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации.
Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных
государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности
российского народа.

Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях
современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения
усилиями международного сообщества и международных организаций.
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы.
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина.
Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения
человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства
человека. Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного
поведения. Влияние моральных норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений.
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники
правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка
поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая
культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и
преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.
Основы российского права.
Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и
подзаконные акты. Отрасли права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в
гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор куплипродажи.
Права
потребителей
и
возможности
их
защиты.
Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и
государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и
обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей.

Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и
обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового
договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса
несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и
гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и
административная ответственность. Дисциплинарные проступки и
дисциплинарная
ответственность.
Преступления
и
уголовная
ответственность.
Особенности
юридической
ответственности
несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура
правоохранительных
органов
Российской
Федерации.
Функции
правоохранительных органов.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая
жизнь
общества.
Потребности
и
ресурсы,
ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства.
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство.
Виды
и формы
предпринимательской
деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании,
кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых
посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя
финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних
хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования.

Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный
финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и
денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная
политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном
обществе.
Образование
в
Российской
Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода
совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая
организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя
политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы
правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное
устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и
гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления
и приоритеты социальной политики российского государства. Россия –
светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная
Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина.
Гражданство
Российской
Федерации.
Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей
и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой
набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные
ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и
нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.

Информационное общество. Сущность глобализации. Причины,
проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её
улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и
карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового
образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек и его социальное окружение
1.1

Социальное становление человека

6

1

1.2

Деятельность человека. Учебная
деятельность школьника

4

0

1.3

Общение и его роль в жизни человека

2

0

1.4

Человек в малой группе

8

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

20

Раздел 2. Общество, в котором мы живём
2.1

Общество — совместная жизнь людей

2

0

2.2

Положение человека в обществе

1

0

2.3

Роль экономики в жизни общества.
Основные участники экономики

1

0

2.4

Политическая жизнь

2

0

2.5

Культурная жизнь

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.6

Развитие общества

3

0

Итого по разделу

10

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Социальные ценности и нормы
1.1

Социальные ценности

2

0

1.2

Социальные нормы

2

0

1.3

Мораль и моральный выбор. Право и
мораль

8

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

12

Раздел 2. Человек как участник правовых отношений
2.1

Правоотношения

3

0

2.2

Правонарушения и их опасность для
личности и общества

2

0

2.3

Защита прав и свобод человека и
гражданина

2

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

7

Раздел 3. Основы российского права
3.1

Как устроено российское право

1

0

3.2

Основы гражданского права

2

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.3

Основы семейного права

2

0

3.4

Основы трудового права

2

0

3.5

Виды юридической ответственности

2

0

3.6

Правоохранительные органы в
Российской Федерации

2

0

Итого по разделу

11

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

8 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1

Экономика — основа жизнедеятельности
человека

5

0

1.2

Рыночные отношения в экономике

5

0

1.3

Финансовые отношения в экономике

5

0

1.4

Домашнее хозяйство

3

0

1.5

Экономические цели и функции
государства

2

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, её многообразие и формы

1

0

2.2

Наука и образование в Российской
Федерации

4

1

2.3

Роль религии в жизни общества

2

0

2.4

Роль искусства в жизни человека

2

0

2.5

Роль информации в современном мире

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419196

Итого по разделу

10

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

9 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1

Политика и политическая власть

3

0

1.2

Участие граждан в политике

3

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

6

Раздел 2. Гражданин и государство
2.1

Основы конституционного строя
Российской Федерации

2

0

2.2

Высшие органы государственной власти
в Российской Федерации

2

0

2.3

Государственно-территориальное
устройство Российской Федерации

2

0

2.4

Конституция Российской Федерации о
правовом статусе человека и гражданина

2

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1

Социальные общности и группы

2

0

3.2

Статусы и роли. Социализация личности.
Семья и её функции

4

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3.3

Этносы и нации в современном
обществе. Социальная политика
Российского государства

3

0

3.4

Отклоняющееся поведение и здоровый
образ жизни

2

0

Итого по разделу

11

Человек в современном изменяющемся мире

5

0

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Социальное становление человека

1

2

Биологическое и социальное в человеке

1

3

Потребности и способности человека

1

4

Индивид, индивидуальность, личность

1

5

Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста

1

6

Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная
позиция

1

7

Цели, мотивы и виды деятельности

1

8

Познание как вид деятельности

1

9

Право человека на образование

1

10

Школьное образование. Права и обязанности учащегося

1

11

Общение и его роль в жизни человека

1

12

Особенности общения подростков. Общение в современных условиях

1

13

Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе

1

14

Межличностные отношения (деловые, личные)

1

15

Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества

1

16

Семейные традиции. Семейный досуг

1

17

Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками

1

18

Конфликты в межличностных отношениях

1

19

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение"

1

20

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение"

1

21

Что такое общество. Связь общества и природы

1

22

Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие

1

23

Социальные общности и группы. Положение человека в обществе

1

24

Что такое экономика?

1

25

Политическая жизнь общества. Российская Федерация как государство

1

26

Наша страна в начале XXI века

1

27

Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа

1

28

Развитие общества

1

29

Развитие общества

1

30

Глобальные проблемы современности и возможности их решения

1

31

Защита проектов по теме "Духовные ценности российского народа"

1

32

Защита проектов по теме "Глобальные проблемы современности"

1

33

Повторительно-обобщающий урок по теме "Общество, в котором мы живем"

1

34

Итоговое повторение по теме "Общество и его сферы. Человек в обществе"

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

7 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Социальные ценности

1

2

Социальные ценности

1

3

Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе

1

4

Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе

1

5

Нормы и принципы морали

1

6

Нормы и принципы морали

1

7

Нравственные чувства человека. Совесть и стыд

1

8

Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения

1

9

Влияние моральных норм на общество и человека

1

10

Право и его роль в жизни общества. Право и мораль

1

11

Обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы"

1

12

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы"

1

13

Правоотношения и их особенности. Правовые нормы

1

14

Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение

1

15

Правовая культура личности

1

16

Правонарушение и юридическая ответственность

1

17

Правонарушение и юридическая ответственность

1

18

Гарантии и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации

1

19

Права ребёнка и возможности их защиты

1

20

Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права

1

21

Основы гражданского права

1

22

Основы гражданского права

1

23

Основы семейного права

1

24

Основы семейного права

1

25

Основы трудового права

1

26

Основы трудового права

1

27

Виды юридической ответственности

1

28

Особенности юридической ответственности несовершеннолетних

1

29

Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции
правоохранительных органов Российской Федерации

1

30

Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы российского права"

1

31

Повторительно-обобщающий урок по темам "Человек как участник правовых отношений.
Основы российского права"

1

32

Защита проектов по теме " Гражданин Российской Федерации"

1

33

Защита проектов по теме "Права и обязанности несовершеннолетних"

1

34

Итоговое повторение по темам «Человек как участник правовых отношений» и "Основы
российского права"

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

8 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов.
Экономический выбор

1

2

Экономическая система и её функции. Собственность

1

3

Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая
деятельность

1

4

Предпринимательство. Производительность труда. Разделение труда

1

5

Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы

1

6

Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков

1

7

Спрос и предложение. Рыночное равновесие

1

8

Предприятие в экономике

1

9

Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица

1

10

Финансовый рынок и финансовые посредники

1

11

Банковские услуги

1

12

Страховые услуги

1

13

Защита прав потребителя финансовых услуг

1

14

Экономические функции домохозяйств

1

15

Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного
пользования

1

16

Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план.
Способы и формы сбережений

1

17

Экономические цели и функции государства

1

18

Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции

1

19

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях"

1

20

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях"

1

21

Культура, её многообразие и формы.

1

22

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества

1

23

Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном
обществе

1

24

Образование в Российской Федерации. Самообразование

1

25

Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации

1

26

Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода
вероисповедания

1

27

Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской
Федерации

1

28

Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества

1

29

Роль информации и информационных технологий в современном мире

1

30

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры"

1

31

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры"

1

32

Защита проектов по теме по теме "Финансовая грамотность"

1

33

Защита проектов по теме "Человек в экономике"

1

34

Итоговое повторение по темам "Человек в экономике", "Человек в мире культуры"

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

9 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Политика и политическая власть

1

2

Государство — политическая организация общества

1

3

Политические режимы

1

4

Формы политического участия. Выборы, референдум

1

5

Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно- политические
организации

1

6

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в политическом измерении"

1

7

Основы конституционного строя Российской Федерации

1

8

Основы конституционного строя Российской Федерации

1

9

Высшие органы государтсвенной власти в Российской Федерации

1

10

Высшие органы государтсвенной власти в Российской Федерации

1

11

Государственно- территориальное устройство Российской Федерации

1

12

Местное самоуправление

1

13

Конституционный статус гражданина Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина
Российской Федерации

1

14

Повторительно-обощающий урок по теме "Человек в политическом измерении"

1

15

Социальная структура общества

1

16

Социальная мобильность

1

17

Социальный статус человека в обществе

1

18

Социальные роли. Ролевой набор подростка

1

19

Социализация личности

1

20

Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли
членов семьи

1

21

Этнос и нация. Россия- многонациональное государство

1

22

Этнос и нация. Россия- многонациональное государство

1

23

Социальная политика Российского государства

1

24

Отклоняющееся поведение

1

25

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в системе социальных отношений"

1

26

Информационное общество. Сущность глобализации

1

27

Сущность глобализации

1

28

Молодёжь — активный участник общественной жизни

1

29

Профессиии настоящего и будущего. Здоровый образ жизни. Мода и спорт

1

30

Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения
в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества

1

31

Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в политическом измерении"

1

32

Защита проектов, итоговое повторение по теме "Гражданин и государство"

1

33

Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в системе социальных
отношений"

1

34

Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в современном изменющемся
мире"

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание, 6 класс/ ,Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая
Н.И. и другие Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 7 класс/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание. 8 класс : учебник, 8 класс/ Боголюбов Л. Н., Городецкая
Н. И., Иванова Л. Ф. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Обществознание, 9 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев
А.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК по обществознанию
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
История РФ
РЭШ
ФИПИ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».