МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУСОШ№ 5 от 31.08.2023 года № 84-Д в составе ООП основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание. Базовый уровень» для обучающихся 6 – 9 классов село Николо-Павловское 2023 Количество часов - 136 Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Примерной основной образовательной программой (ПООП) основного общего образования. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки Личностные: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные: Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на: - использование элементов причинно – следственного анализа; - исследование несложных реальных связей и зависимостей; - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов; - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа; - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - подкрепление изученных положений конкретными примерами; - оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; - определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные: Человек. Деятельность человека Выпускник научится: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; приводить примеры основных видов деятельности человека; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Общество Выпускник научится: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; Выпускник получит возможность научиться: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы Выпускник научится: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения; описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; Выпускник получит возможность научиться: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. Социальная сфера Выпускник научится: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; Выпускник получит возможность научиться: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: аргументированно обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика Выпускник научится: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6 КЛАСС Человек и его социальное окружение. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека. Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция. Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности. Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося. Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. Общество, в котором мы живём. Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Социальные общности и группы. Положение человека в обществе. Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны. Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств. Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества. Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций. 7 КЛАСС Социальные ценности и нормы. Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм. Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека. Право и его роль в жизни общества. Право и мораль. Человек как участник правовых отношений. Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности. Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества. Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты. Основы российского права. Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права. Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор куплипродажи. Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений. Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности. Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов. 8 КЛАСС Человек в экономических отношениях. Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая система и её функции. Собственность. Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков. Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации. Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг. Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений. Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции. Человек в мире культуры. Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества. Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации. Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации. Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете. 9 КЛАСС Человек в политическом измерении. Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика. Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство. Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации. Гражданин и государство. Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское государство. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление. Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации. Человек в системе социальных отношений. Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур. Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Человек в современном изменяющемся мире. Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения. Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и его социальное окружение 1.1 Социальное становление человека 6 1 1.2 Деятельность человека. Учебная деятельность школьника 4 0 1.3 Общение и его роль в жизни человека 2 0 1.4 Человек в малой группе 8 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 20 Раздел 2. Общество, в котором мы живём 2.1 Общество — совместная жизнь людей 2 0 2.2 Положение человека в обществе 1 0 2.3 Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики 1 0 2.4 Политическая жизнь 2 0 2.5 Культурная жизнь 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 2.6 Развитие общества 3 0 Итого по разделу 10 Защита проектов, итоговое повторение 4 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Социальные ценности и нормы 1.1 Социальные ценности 2 0 1.2 Социальные нормы 2 0 1.3 Мораль и моральный выбор. Право и мораль 8 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 12 Раздел 2. Человек как участник правовых отношений 2.1 Правоотношения 3 0 2.2 Правонарушения и их опасность для личности и общества 2 0 2.3 Защита прав и свобод человека и гражданина 2 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 7 Раздел 3. Основы российского права 3.1 Как устроено российское право 1 0 3.2 Основы гражданского права 2 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 3.3 Основы семейного права 2 0 3.4 Основы трудового права 2 0 3.5 Виды юридической ответственности 2 0 3.6 Правоохранительные органы в Российской Федерации 2 0 Итого по разделу 11 Защита проектов, итоговое повторение 4 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 8 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек в экономических отношениях 1.1 Экономика — основа жизнедеятельности человека 5 0 1.2 Рыночные отношения в экономике 5 0 1.3 Финансовые отношения в экономике 5 0 1.4 Домашнее хозяйство 3 0 1.5 Экономические цели и функции государства 2 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 20 Раздел 2. Человек в мире культуры 2.1 Культура, её многообразие и формы 1 0 2.2 Наука и образование в Российской Федерации 4 1 2.3 Роль религии в жизни общества 2 0 2.4 Роль искусства в жизни человека 2 0 2.5 Роль информации в современном мире 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Итого по разделу 10 Защита проектов, итоговое повторение 4 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек в политическом измерении 1.1 Политика и политическая власть 3 0 1.2 Участие граждан в политике 3 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 6 Раздел 2. Гражданин и государство 2.1 Основы конституционного строя Российской Федерации 2 0 2.2 Высшие органы государственной власти в Российской Федерации 2 0 2.3 Государственно-территориальное устройство Российской Федерации 2 0 2.4 Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина 2 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 8 Раздел 3. Человек в системе социальных отношений 3.1 Социальные общности и группы 2 0 3.2 Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции 4 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 3.3 Этносы и нации в современном обществе. Социальная политика Российского государства 3 0 3.4 Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни 2 0 Итого по разделу 11 Человек в современном изменяющемся мире 5 0 Защита проектов, итоговое повторение 4 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Социальное становление человека 1 2 Биологическое и социальное в человеке 1 3 Потребности и способности человека 1 4 Индивид, индивидуальность, личность 1 5 Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста 1 6 Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция 1 7 Цели, мотивы и виды деятельности 1 8 Познание как вид деятельности 1 9 Право человека на образование 1 10 Школьное образование. Права и обязанности учащегося 1 11 Общение и его роль в жизни человека 1 12 Особенности общения подростков. Общение в современных условиях 1 13 Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе 1 14 Межличностные отношения (деловые, личные) 1 15 Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества 1 16 Семейные традиции. Семейный досуг 1 17 Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками 1 18 Конфликты в межличностных отношениях 1 19 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение" 1 20 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение" 1 21 Что такое общество. Связь общества и природы 1 22 Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие 1 23 Социальные общности и группы. Положение человека в обществе 1 24 Что такое экономика? 1 25 Политическая жизнь общества. Российская Федерация как государство 1 26 Наша страна в начале XXI века 1 27 Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа 1 28 Развитие общества 1 29 Развитие общества 1 30 Глобальные проблемы современности и возможности их решения 1 31 Защита проектов по теме "Духовные ценности российского народа" 1 32 Защита проектов по теме "Глобальные проблемы современности" 1 33 Повторительно-обобщающий урок по теме "Общество, в котором мы живем" 1 34 Итоговое повторение по теме "Общество и его сферы. Человек в обществе" 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 7 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Социальные ценности 1 2 Социальные ценности 1 3 Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе 1 4 Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе 1 5 Нормы и принципы морали 1 6 Нормы и принципы морали 1 7 Нравственные чувства человека. Совесть и стыд 1 8 Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения 1 9 Влияние моральных норм на общество и человека 1 10 Право и его роль в жизни общества. Право и мораль 1 11 Обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы" 1 12 Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы" 1 13 Правоотношения и их особенности. Правовые нормы 1 14 Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение 1 15 Правовая культура личности 1 16 Правонарушение и юридическая ответственность 1 17 Правонарушение и юридическая ответственность 1 18 Гарантии и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации 1 19 Права ребёнка и возможности их защиты 1 20 Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права 1 21 Основы гражданского права 1 22 Основы гражданского права 1 23 Основы семейного права 1 24 Основы семейного права 1 25 Основы трудового права 1 26 Основы трудового права 1 27 Виды юридической ответственности 1 28 Особенности юридической ответственности несовершеннолетних 1 29 Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов Российской Федерации 1 30 Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы российского права" 1 31 Повторительно-обобщающий урок по темам "Человек как участник правовых отношений. Основы российского права" 1 32 Защита проектов по теме " Гражданин Российской Федерации" 1 33 Защита проектов по теме "Права и обязанности несовершеннолетних" 1 34 Итоговое повторение по темам «Человек как участник правовых отношений» и "Основы российского права" 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 8 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор 1 2 Экономическая система и её функции. Собственность 1 3 Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность 1 4 Предпринимательство. Производительность труда. Разделение труда 1 5 Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы 1 6 Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков 1 7 Спрос и предложение. Рыночное равновесие 1 8 Предприятие в экономике 1 9 Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица 1 10 Финансовый рынок и финансовые посредники 1 11 Банковские услуги 1 12 Страховые услуги 1 13 Защита прав потребителя финансовых услуг 1 14 Экономические функции домохозяйств 1 15 Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования 1 16 Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений 1 17 Экономические цели и функции государства 1 18 Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции 1 19 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях" 1 20 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях" 1 21 Культура, её многообразие и формы. 1 22 Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества 1 23 Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе 1 24 Образование в Российской Федерации. Самообразование 1 25 Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации 1 26 Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания 1 27 Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации 1 28 Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества 1 29 Роль информации и информационных технологий в современном мире 1 30 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры" 1 31 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры" 1 32 Защита проектов по теме по теме "Финансовая грамотность" 1 33 Защита проектов по теме "Человек в экономике" 1 34 Итоговое повторение по темам "Человек в экономике", "Человек в мире культуры" 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 9 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Политика и политическая власть 1 2 Государство — политическая организация общества 1 3 Политические режимы 1 4 Формы политического участия. Выборы, референдум 1 5 Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно- политические организации 1 6 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в политическом измерении" 1 7 Основы конституционного строя Российской Федерации 1 8 Основы конституционного строя Российской Федерации 1 9 Высшие органы государтсвенной власти в Российской Федерации 1 10 Высшие органы государтсвенной власти в Российской Федерации 1 11 Государственно- территориальное устройство Российской Федерации 1 12 Местное самоуправление 1 13 Конституционный статус гражданина Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации 1 14 Повторительно-обощающий урок по теме "Человек в политическом измерении" 1 15 Социальная структура общества 1 16 Социальная мобильность 1 17 Социальный статус человека в обществе 1 18 Социальные роли. Ролевой набор подростка 1 19 Социализация личности 1 20 Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи 1 21 Этнос и нация. Россия- многонациональное государство 1 22 Этнос и нация. Россия- многонациональное государство 1 23 Социальная политика Российского государства 1 24 Отклоняющееся поведение 1 25 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в системе социальных отношений" 1 26 Информационное общество. Сущность глобализации 1 27 Сущность глобализации 1 28 Молодёжь — активный участник общественной жизни 1 29 Профессиии настоящего и будущего. Здоровый образ жизни. Мода и спорт 1 30 Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества 1 31 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в политическом измерении" 1 32 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Гражданин и государство" 1 33 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в системе социальных отношений" 1 34 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в современном изменющемся мире" 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Обществознание, 6 класс/ ,Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и другие Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание, 7 класс/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание. 8 класс : учебник, 8 класс/ Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание, 9 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ УМК по обществознанию ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ История РФ РЭШ ФИПИ