МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МАОУСОШ№ 5
от 31.08.2023 года № 84-Д
в составе ООП основного
общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание.
Базовый уровень»
для обучающихся 6 – 9 классов
село Николо-Павловское
2023
Количество часов - 136
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) основного общего образования, Примерной основной образовательной
программой (ПООП) основного общего образования.
I.
Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их
оценки
Личностные:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей
ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за
судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные:
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, свойственных подросткам;
Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике,
на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных
источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметные:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать
собственное отношение к различным способам разрешения межличностных
конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные
признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументированно обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения
и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами
и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия
человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные,
духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни
человека и формирование личности. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые
потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение).
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и
обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков.
Общение в современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в
группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные
традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных
отношениях.
Общество, в котором мы живём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство
общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его
экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и
возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное
государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб,
Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации.
Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных
государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности
российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях
современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения
усилиями международного сообщества и международных организаций.
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы.
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина.
Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения
человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства
человека. Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного
поведения. Влияние моральных норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений.
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники
правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка
поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая
культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и
преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.
Основы российского права.
Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и
подзаконные акты. Отрасли права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в
гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор куплипродажи.
Права
потребителей
и
возможности
их
защиты.
Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и
государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и
обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и
обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового
договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса
несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и
гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и
административная ответственность. Дисциплинарные проступки и
дисциплинарная
ответственность.
Преступления
и
уголовная
ответственность.
Особенности
юридической
ответственности
несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура
правоохранительных
органов
Российской
Федерации.
Функции
правоохранительных органов.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая
жизнь
общества.
Потребности
и
ресурсы,
ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства.
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство.
Виды
и формы
предпринимательской
деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании,
кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых
посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя
финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних
хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования.
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный
финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и
денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная
политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном
обществе.
Образование
в
Российской
Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода
совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая
организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя
политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы
правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное
устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и
гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления
и приоритеты социальной политики российского государства. Россия –
светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная
Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина.
Гражданство
Российской
Федерации.
Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей
и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой
набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные
ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и
нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины,
проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её
улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и
карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового
образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Человек и его социальное окружение
1.1
Социальное становление человека
6
1
1.2
Деятельность человека. Учебная
деятельность школьника
4
0
1.3
Общение и его роль в жизни человека
2
0
1.4
Человек в малой группе
8
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
20
Раздел 2. Общество, в котором мы живём
2.1
Общество — совместная жизнь людей
2
0
2.2
Положение человека в обществе
1
0
2.3
Роль экономики в жизни общества.
Основные участники экономики
1
0
2.4
Политическая жизнь
2
0
2.5
Культурная жизнь
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
2.6
Развитие общества
3
0
Итого по разделу
10
Защита проектов, итоговое повторение
4
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
7 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Социальные ценности и нормы
1.1
Социальные ценности
2
0
1.2
Социальные нормы
2
0
1.3
Мораль и моральный выбор. Право и
мораль
8
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
12
Раздел 2. Человек как участник правовых отношений
2.1
Правоотношения
3
0
2.2
Правонарушения и их опасность для
личности и общества
2
0
2.3
Защита прав и свобод человека и
гражданина
2
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
7
Раздел 3. Основы российского права
3.1
Как устроено российское право
1
0
3.2
Основы гражданского права
2
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
3.3
Основы семейного права
2
0
3.4
Основы трудового права
2
0
3.5
Виды юридической ответственности
2
0
3.6
Правоохранительные органы в
Российской Федерации
2
0
Итого по разделу
11
Защита проектов, итоговое повторение
4
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
8 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1
Экономика — основа жизнедеятельности
человека
5
0
1.2
Рыночные отношения в экономике
5
0
1.3
Финансовые отношения в экономике
5
0
1.4
Домашнее хозяйство
3
0
1.5
Экономические цели и функции
государства
2
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
20
Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1
Культура, её многообразие и формы
1
0
2.2
Наука и образование в Российской
Федерации
4
1
2.3
Роль религии в жизни общества
2
0
2.4
Роль искусства в жизни человека
2
0
2.5
Роль информации в современном мире
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Итого по разделу
10
Защита проектов, итоговое повторение
4
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
9 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1
Политика и политическая власть
3
0
1.2
Участие граждан в политике
3
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
6
Раздел 2. Гражданин и государство
2.1
Основы конституционного строя
Российской Федерации
2
0
2.2
Высшие органы государственной власти
в Российской Федерации
2
0
2.3
Государственно-территориальное
устройство Российской Федерации
2
0
2.4
Конституция Российской Федерации о
правовом статусе человека и гражданина
2
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
8
Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1
Социальные общности и группы
2
0
3.2
Статусы и роли. Социализация личности.
Семья и её функции
4
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
3.3
Этносы и нации в современном
обществе. Социальная политика
Российского государства
3
0
3.4
Отклоняющееся поведение и здоровый
образ жизни
2
0
Итого по разделу
11
Человек в современном изменяющемся мире
5
0
Защита проектов, итоговое повторение
4
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Социальное становление человека
1
2
Биологическое и социальное в человеке
1
3
Потребности и способности человека
1
4
Индивид, индивидуальность, личность
1
5
Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста
1
6
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная
позиция
1
7
Цели, мотивы и виды деятельности
1
8
Познание как вид деятельности
1
9
Право человека на образование
1
10
Школьное образование. Права и обязанности учащегося
1
11
Общение и его роль в жизни человека
1
12
Особенности общения подростков. Общение в современных условиях
1
13
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе
1
14
Межличностные отношения (деловые, личные)
1
15
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества
1
16
Семейные традиции. Семейный досуг
1
17
Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками
1
18
Конфликты в межличностных отношениях
1
19
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение"
1
20
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение"
1
21
Что такое общество. Связь общества и природы
1
22
Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие
1
23
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе
1
24
Что такое экономика?
1
25
Политическая жизнь общества. Российская Федерация как государство
1
26
Наша страна в начале XXI века
1
27
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа
1
28
Развитие общества
1
29
Развитие общества
1
30
Глобальные проблемы современности и возможности их решения
1
31
Защита проектов по теме "Духовные ценности российского народа"
1
32
Защита проектов по теме "Глобальные проблемы современности"
1
33
Повторительно-обобщающий урок по теме "Общество, в котором мы живем"
1
34
Итоговое повторение по теме "Общество и его сферы. Человек в обществе"
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
7 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Социальные ценности
1
2
Социальные ценности
1
3
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе
1
4
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе
1
5
Нормы и принципы морали
1
6
Нормы и принципы морали
1
7
Нравственные чувства человека. Совесть и стыд
1
8
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения
1
9
Влияние моральных норм на общество и человека
1
10
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль
1
11
Обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы"
1
12
Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы"
1
13
Правоотношения и их особенности. Правовые нормы
1
14
Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение
1
15
Правовая культура личности
1
16
Правонарушение и юридическая ответственность
1
17
Правонарушение и юридическая ответственность
1
18
Гарантии и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации
1
19
Права ребёнка и возможности их защиты
1
20
Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права
1
21
Основы гражданского права
1
22
Основы гражданского права
1
23
Основы семейного права
1
24
Основы семейного права
1
25
Основы трудового права
1
26
Основы трудового права
1
27
Виды юридической ответственности
1
28
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних
1
29
Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции
правоохранительных органов Российской Федерации
1
30
Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы российского права"
1
31
Повторительно-обобщающий урок по темам "Человек как участник правовых отношений.
Основы российского права"
1
32
Защита проектов по теме " Гражданин Российской Федерации"
1
33
Защита проектов по теме "Права и обязанности несовершеннолетних"
1
34
Итоговое повторение по темам «Человек как участник правовых отношений» и "Основы
российского права"
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
8 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов.
Экономический выбор
1
2
Экономическая система и её функции. Собственность
1
3
Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая
деятельность
1
4
Предпринимательство. Производительность труда. Разделение труда
1
5
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы
1
6
Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков
1
7
Спрос и предложение. Рыночное равновесие
1
8
Предприятие в экономике
1
9
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица
1
10
Финансовый рынок и финансовые посредники
1
11
Банковские услуги
1
12
Страховые услуги
1
13
Защита прав потребителя финансовых услуг
1
14
Экономические функции домохозяйств
1
15
Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного
пользования
1
16
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план.
Способы и формы сбережений
1
17
Экономические цели и функции государства
1
18
Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции
1
19
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях"
1
20
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях"
1
21
Культура, её многообразие и формы.
1
22
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества
1
23
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном
обществе
1
24
Образование в Российской Федерации. Самообразование
1
25
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации
1
26
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода
вероисповедания
1
27
Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской
Федерации
1
28
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества
1
29
Роль информации и информационных технологий в современном мире
1
30
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры"
1
31
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры"
1
32
Защита проектов по теме по теме "Финансовая грамотность"
1
33
Защита проектов по теме "Человек в экономике"
1
34
Итоговое повторение по темам "Человек в экономике", "Человек в мире культуры"
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
9 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Политика и политическая власть
1
2
Государство — политическая организация общества
1
3
Политические режимы
1
4
Формы политического участия. Выборы, референдум
1
5
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно- политические
организации
1
6
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в политическом измерении"
1
7
Основы конституционного строя Российской Федерации
1
8
Основы конституционного строя Российской Федерации
1
9
Высшие органы государтсвенной власти в Российской Федерации
1
10
Высшие органы государтсвенной власти в Российской Федерации
1
11
Государственно- территориальное устройство Российской Федерации
1
12
Местное самоуправление
1
13
Конституционный статус гражданина Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина
Российской Федерации
1
14
Повторительно-обощающий урок по теме "Человек в политическом измерении"
1
15
Социальная структура общества
1
16
Социальная мобильность
1
17
Социальный статус человека в обществе
1
18
Социальные роли. Ролевой набор подростка
1
19
Социализация личности
1
20
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли
членов семьи
1
21
Этнос и нация. Россия- многонациональное государство
1
22
Этнос и нация. Россия- многонациональное государство
1
23
Социальная политика Российского государства
1
24
Отклоняющееся поведение
1
25
Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в системе социальных отношений"
1
26
Информационное общество. Сущность глобализации
1
27
Сущность глобализации
1
28
Молодёжь — активный участник общественной жизни
1
29
Профессиии настоящего и будущего. Здоровый образ жизни. Мода и спорт
1
30
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения
в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества
1
31
Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в политическом измерении"
1
32
Защита проектов, итоговое повторение по теме "Гражданин и государство"
1
33
Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в системе социальных
отношений"
1
34
Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в современном изменющемся
мире"
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание, 6 класс/ ,Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая
Н.И. и другие Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 7 класс/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание. 8 класс : учебник, 8 класс/ Боголюбов Л. Н., Городецкая
Н. И., Иванова Л. Ф. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Обществознание, 9 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев
А.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК по обществознанию
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
История РФ
РЭШ
ФИПИ