Утвержден приказом МАОУ СОШ № 5 от 31.08.2023 года № 84-Д в составе АООП начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2023 – 2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью развития Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих АООП УО (вариант 1), соответствующую ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учетом Федеральной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный год в Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа начинается 01.09.2023 года и заканчивается 26.05.2024 года. Продолжительность учебного года в 1 и 1 дополнительном классах - 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 и 1 дополнительном классах - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х и 1 дополнительных классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков за счёт урока адаптивной физической культуры; для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 и 1 (дополнительного) класса. Обучение в 1-м и 1-м дополнительном классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый, и 5 уроков один раз в неделю за счёт урока адаптивной физической культуры). В 1-х и 1-х дополнительных классах в соответствии со ступенчатым режимом обучения в сентябре-октябре максимально допустимая учебная нагрузка при 5дневной учебной неделе составляет 15 учебных часов. Для выполнения нормативного количества недельных часов в 1-х классах - 21 учебного часа, в сентябре - октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки - театрализации, уроки - игры, уроки - викторины, конкурсы, беседы с игровыми элементами. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в апреле. В Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа языком обучения является русский язык. В учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, образовательных отношений, предусматривает: формируемая участниками учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является коррекционноразвивающую область. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционноразвивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки. Всего на коррекционно-развивающую область (обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей) отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (33 учебных недели в I доп. и в I классе, 34 учебных недели во II -IV классах). УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметная область Учебный предмет 1 доп Количество часов в неделю 1 2 3 4 Всего Обязательная часть Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Физическая культура Технология Итого Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Рисование (изобразительное искусство) Музыка Адаптивная физическая культура Ручной труд 2 3 3 2 3 4 3 2 2 3 3 4 2 2 1 2 1 1 2 2 1 3 3 3 2 2 1 21 21 20 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Русский язык Мир природы и человека Ручной труд Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год Коррекционно-развивающая область: Коррекционно-развивающие логопедические занятия Коррекционно-развивающие занятия с дефектологом Развитие психомоторики и сенсорных процессов Ритмика **Реализуются через внеурочную деятельность 0 21 33 693 5/165 2/66 1/33 1/33 1/33 0 21 33 693 5/165 2/66 1/33 1/33 1/33 1 1 1 3 23 34 782 5/170 2/68 1/34 1/34 1/34 3 4 2 4 1 1 1 3 1 20 3 4 2 4 1 1 1 3 1 20 14 17 11 18 7 6 7 15 7 102 1 1 1 3 23 34 782 5/170 2/68 1/34 1/34 1/34 1 1 1 3 23 34 782 5/170 2/68 1/34 1/34 1/34 3 3 3 9 111 168 3732 25/840 10/336 5/168 5/168 5/168