Положение о службе школьной медиации, 04.2025

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом МАОУ СОШ № 5
(протокол № 08 от 10.04.2025 г.)

приказом МАОУ СОШ № 5
от 14.04.2025 г. № 42-Д

ПОЛОЖЕНИЕ
о службе школьной медиации
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 5

с. Николо-Павловское
2025 г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок создания и
деятельности Школьной службы медиации (примирения) в МАОУ СОШ №
5 (далее – школа).
1.2. Положение разработано в соответствии Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом
Российской Федерации от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)».
1.3. Служба школьной медиации (далее – СШМ) объединяет обучающихся,
педагогов и других участников образовательных отношений,
заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики
восстановительной медиации в образовательном учреждении.
1.4. СШМ является альтернативой другим способам реагирования на споры,
конфликты, противоправное поведения или правонарушения
несовершеннолетних. Метод школьной медиации позволяет
образовательной организации и семье воспринимать друг друга как
партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для
обеспечения безопасности и благополучия ребенка
2. Цели и задачи СШМ
2.1. Цель создания СШМ – формирование благополучного, гуманного и
безопасного пространства (среды) для полноценного развития и
социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных
жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.
2.2. Задачи СШМ:
- создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного
подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и
интересов детей всех возрастов и групп;
- создание с использованием процедуры медиации и восстановительного
подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми,
попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально
опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с
девиантным поведением;
- внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения
конфликтов мирным путем;

- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и
систему воспитания, повышение эффективности социальной и
психологической помощи, оказываемой детям;
- повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения
процедуры медиации в повседневной педагогической практике.
3. Принципы деятельности СШМ
3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное
участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное
согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной
программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных
представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой
стороны могут участвовать или не участвовать в программе
восстановительного разрешения конфликта;
3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство
службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации
сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с
участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет
ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении;
3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения
принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе
администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не
выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а
является независимым посредником, помогающим сторонам
самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может
сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из
участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому
медиатору.
3.4. Принцип информированности сторон, заключающийся в обязанности
медиатора предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути
медиации, ее процессе и возможных последствиях.
3.5. Принцип ответственности сторон и медиатора. Медиатор отвечает за
безопасность участников на встрече, а также за соблюдение принципов и
стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны
конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать
сторонам принять то или иное решение по существу конфликта
3.6. Принцип самостоятельности. СШМ самостоятельна в выборе форм
деятельности и организации процесса медиации.

4. Организация деятельности СШМ
4.1. Для организации СШМ директор школы приказом утверждает состав
СШМ, в том числе назначает руководителя СШМ.
В состав службы школьной медиации включаются педагогические
работники образовательной организации, учащиеся 5-11 классов и их
родители, прошедшие специальное обучение.
Медиаторами службы могут быть совершеннолетние члены службы.
Несовершеннолетние члены могут иметь статус наблюдателей.
4.2. Администрацией школы создаются необходимые условия для
обеспечения деятельности СШМ: предоставление помещения,
канцелярских принадлежностей, оргтехники и иного оборудования.
4.3. Руководитель службы школьной медиации организует:
- обучение членов службы школьной медиации методу «школьная
медиация», применению медиативного и восстановительного подходов;
- ознакомительные семинары для педагогических работников школы,
учащихся и их родителей о целях, задачах, составе и порядке работы
СШМ;
- согласование решения СШМ по вопросу разрешения конкретного спора
или конфликта одним из медиаторов;
- взаимодействие СШМ со всеми структурными подразделениями школы,
органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности,
беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, опеки и
попечительства, дополнительного образования, труда и занятости;
- взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их
прав, органами полиции, судом, если одной из сторон является
обучающийся образовательной организации, совершивший
административное или уголовное правонарушение, в целях досудебного
урегулирования ситуации, связанной с правонарушением.
4.4. СШМ осуществляет:
- разрешение споров и конфликтов между обучающимися, родителями,
педагогами, педагогами и обучающимися, родителями и обучающимися,
родителями и педагогами, возникающих в школе, на основе информации,
полученной от педагогов, обучающихся, родителей, администрации
школы, а также органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних
Энской области;
- заключение со сторонами в письменной форме соглашения о применении
процедуры медиации и медиативного соглашения (примирительного
договора) в случае достижения сторонами положительных результатов в

разрешении споров или конфликтов путем применения процедуры
медиации;
- контроль и анализ выполнения сторонами медиативного соглашения
(примирительного договора);
- мероприятия по предотвращению возникновения конфликтов в школе,
препятствованию их эскалации;
- внесение на рассмотрение администрации школы предложений по
снижению конфликтности в образовательной организации;
- формирование и обучение «групп равных» в школе;
- координацию действий участников «групп равных» в работе по
распространению знаний о медиации и основах позитивного общения
среди учащихся школы;
- проведение среди педагогических работников, обучающихся
образовательной организации и их родителей просветительской работы о
необходимости конструктивного разрешения споров или конфликтов;
- ведение журналов регистрации обращений в СШМ и подготовка отчетов
о деятельности СШМ, получение у педагогических работников,
обучающихся и родителей, обратившихся в СШМ, разрешения на
обработку их персональных данных в соответствии с Федеральным
законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- осуществление анализа эффективности деятельности СШМ.
4.5. Медиаторы, входящие в состав членов СШМ, вправе:
- предложить сторонам разрешить спор или конфликт с помощью
процедуры медиации;
- отказаться от проведения процедуры медиации в случае личной
заинтересованности в ее результате;
- самостоятельно принять решение об обращении к сторонам с
предложением участвовать в процедуре медиации, заключении
соглашения о применении процедуры медиации и медиативного
соглашения (примирительного договора) в письменной форме с учетом
сложности спора или конфликта и участия в процедуре медиации
представителей органов системы профилактики безнадзорности,
беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
4.6. Медиатор, входящий в состав членов СШМ, не вправе:
- быть представителем какой-либо из сторон;
- осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры
медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в
том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных
отношениях;
- делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

4.7. Требования к соглашению о проведении процедуры медиации:
- заключается между медиатором и сторонами в письменной форме;
- содержит сведения о предмете спора, медиаторе, порядке проведения
процедуры медиации, сторонах и сроках проведения процедуры медиации.
4.8. Требования к медиативному соглашению (примирительному договору):
- заключается между медиатором и сторонами в письменной форме;
- содержит сведения о медиаторе, сторонах, предмете спора, проведенной
процедуре медиации, согласованных сторонами обязательствах, условиях
и сроках их выполнения;
- подлежит исполнению на добровольной основе.
4.9. Службой школьной медиации осуществляется использование
медиативного подхода при организации в образовательной организации
работы по:
- предупреждению безнадзорности и беспризорности, наркомании,
алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних,
являющихся обучающимися образовательной организации;
- осуществлению работы с семьями учащихся образовательных
организаций, находящихся в социально опасном положении;
- воспитанию у учащихся образовательной организации культуры
конструктивного поведения в спорах или конфликтах и созданию условий
для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях
напряжения и стресса;
- коррекции девиантного поведения несовершеннолетних
правонарушителей, являющихся обучающимися образовательной
организации, в том числе при участии представителей
правоохранительных органов и комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав.
5. Порядок проведения процедуры медиации
5.1. Процедура медиации осуществляется в несколько этапов:
подготовительный, основной, заключительный.
5.2. Подготовительный этап включает:
- получение информации о споре или конфликте, происходящих в
образовательной организации;
- регистрацию в журнале СШМ информации о споре или конфликте
(данные о сторонах, суть спора или конфликта, дата и место,
дополнительная информация об участниках и иных обстоятельствах спора
или конфликта);
- определение руководителем СШМ медиатора для разрешения
конкретного спора или конфликта;

- предложение (при необходимости - в письменной форме) каждой из
сторон принять участие в разрешении спора или конфликта с помощью
процедуры медиации с указанием даты, времени и места проведения
встречи;
- заключение (при необходимости) по согласию сторон соглашения о
проведении процедуры медиации;
- приглашение для участия в процедуре медиации родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего участника спора или конфликта, и,
при необходимости, представителей комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав, органов полиции.
5.3. Основной этап включает:
а) проведение встречи с каждой стороной:
- обращение к сторонам с предложением применить восстановительный
подход с целью разрешения спора или конфликта на основе достижения
медиатором контакта со сторонами;
- разъяснение каждой из сторон принципов работы СШМ и способов
конструктивного выражения эмоций и требований;
- обсуждение деталей и хода спора или конфликта, важных с точки зрения
сторон, и принципов СШМ;
- проведение беседы с каждой из сторон с использованием уточняющих
вопросов о том, что произошло (до конфликтной ситуации, во время спора
или конфликта, после него, в настоящее время, о других участниках,
потерпевшем, друзьях каждой из сторон, своих состоянии и чувствах, об
отношении к произошедшему и его последствиям), переформулирование,
уточнение событий, изложенных каждой из сторон;
- обсуждение возможных способов и последствий разрешения спора или
конфликта с точки зрения каждой из сторон, в том числе вариантов
заглаживания вины перед потерпевшим;
- формирование чувства ответственности у каждой из сторон за
разрешение спора или конфликта;
- обсуждение с каждой из сторон планируемой встречи всех сторон спора
или конфликта как возможный вариант действия, направленного на их
разрешение (примерный план, перечень участников будущей встречи,
предпочтительные время и место встречи);
- информирование каждой из сторон об ожидаемых результатах
выполнения медиативного соглашения (примирительного договора);
б) проведение встречи сторон:
- подготовка места проведения встречи сторон с учетом принципов работы
СШМ;

- приветствие медиатором сторон и приглашенных лиц, объявление цели
встречи, правил процедуры медиации, позиции медиатора, плана встречи
сторон;
- предложение медиатором каждой стороне высказать свое мнение о споре
или конфликте, путях их разрешения, об отношении каждой из сторон к
услышанному на встрече сторон;
- осуществление диалога между сторонами по поводу спора или
конфликта и их последствий на основе взаимоуважения сторон и
управления эмоциями;
- нейтрализация медиатором негативных высказываний сторон в целях
осуществления конструктивного диалога и сотрудничества сторон;
- поддержка медиатором выражения сторонами осознания своей вины и
прощения друг друга;
- обсуждение и закрепление оптимальных для сторон вариантов
разрешения спора или конфликта, механизма реализации принятых в ходе
встречи сторон решений и анализ последствий заключения медиативного
соглашения (примирительного договора);
- уточнение необходимости повторной встречи сторон;
- отражение эмоционального состояния участников встречи сторон;
- заключение (при необходимости – в письменной форме) медиативного
соглашения (примирительного договора) с учетом согласия сторон.
5.4. Заключительный этап - анализ выполнения медиативного соглашения
(примирительного договора) включает:
- организацию медиатором встречи сторон через 2 – 3 недели после
заключения медиативного соглашения (примирительного договора);
- информирование каждой из сторон о проведенных мероприятиях по
выполнению медиативного соглашения (примирительного договора);
- оценку медиатором объема выполнения медиативного соглашения
(примирительного договора);
- обсуждение целесообразности и результативности проведения
процедуры медиации и реализации восстановительного подхода при
разрешении спора или конфликта;
- обсуждение предложений по предотвращению споров или конфликтов в
дальнейшем.
VI. Показатели эффективности деятельности СШМ
6.1. Эффективность деятельности СШМ определяется:
- нейтрализацией деструктивного влияния неизбежно возникающих
споров и конфликтов между участниками образовательных отношений
путем обучения педагогических работников и родителей основам

медиации, обучающихся – медиативному подходу и технологиям
позитивного общения в «группах равных»;
- снижением уровня агрессивных, насильственных и асоциальных
проявлений среди обучающихся образовательной организации;
- сокращением количества правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними;
- формированием условий для предотвращения неблагополучных
траекторий развития каждого обучающегося образовательной
организации;
- повышением уровня социальной компетентности всех участников
образовательных отношений.

приложение № 1 к приказу №42-д от 14.04.2025 г

Форма медиативного соглашения
Участники примирительной программы (процедуры медиации, круга примирения,
школьной конференции, семейной конференции (подчеркнуть форму программы)) в
лице:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том, что
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
и пришли к следующим выводам (договоренностям):
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Проверять выполнение условий соглашения и уведомлять медиаторов об их успешном
завершении будет
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время)
__________________________________________________________________________
Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
«Мы понимаем, что копия данного соглашения может быть передана администрации и
другим заинтересованным в решении ситуации лицам. При этом происходящее на
встрече медиатор никому сообщать не будет.
Если это соглашение не будет выполнено и у нас останутся проблемы, мы согласны
вернуться на медиацию».
Фамилии, имена и подписи участников встречи
Дата
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».