Учебный план (начальное общее образование) для обучающихся с ЗПР на 2023-2024 учебный год, 08.2023

Утвержден
приказом МАОУ СОШ № 5 от 31.08.2023 года № 84-Д
в составе АООП начального общего образования
для обучающихся с ЗПР

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития
(варианты 7.1. и 7.2.)
на 2023 – 2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования для обучающихся с
задержкой психического развития Муниципального общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского
городского округа (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих
адаптированную основную образовательную программу начального общего
образования, соответствующую ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, фиксирует
общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое
на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью адаптированной основной образовательной
программы для обучающихся с ЗПР Муниципального общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского
городского округа, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего
образования обучающихся с ОВЗ, с учетом Федеральной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья,
и
обеспечивает
выполнение
санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя
общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа начинается
01.09.2023 года и заканчивается 26.05.2024 года.
Продолжительность учебного года в 1 и 1 дополнительном классах - 33
учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 и 1 дополнительном классах - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
 для обучающихся 1-х и 1 дополнительных классов - не превышает 4
уроков и один раз в неделю - 5 уроков за счёт урока физической
культуры;
 для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену.

Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за
исключением 1 и 1 (дополнительного) класса.
Обучение в 1-м и 1-м дополнительном классах осуществляется с
соблюдением следующих дополнительных требований:
 обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
без домашних заданий;
 использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по
40 минут каждый, и 5 уроков один раз в неделю за счёт урока
физической культуры).
В 1-х и 1-х дополнительных классах в соответствии со ступенчатым режимом
обучения в сентябре-октябре максимально допустимая учебная нагрузка при 5дневной учебной неделе составляет 15 учебных часов. Для выполнения
нормативного количества недельных часов в 1-х классах - 21 учебного часа, в
сентябре - октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48
уроков) проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии,
уроки - театрализации, уроки - игры, уроки - викторины, конкурсы, беседы с
игровыми элементами.
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в апреле.
В
Муниципальном
общеобразовательном
учреждении
средняя
общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа языком
обучения является русский язык.
В

учебном

плане

представлены

восемь

предметных

областей

и

коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих
в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с
учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с
ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с
целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение
по годам обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть
использовано:
 на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
 на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
 на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных
предметов
(например:
элементарная
компьютерная
грамотность);
 на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и
культура родного края).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально
допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями.

Обязательным
элементом
структуры
учебного
плана
является
«Коррекционно-образовательная область», реализующаяся через содержание
коррекционных курсов. Коррекционно-развивающая область, согласно
требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности
и
представлена
фронтальными
и
индивидуальными
коррекционноразвивающими занятиями (логопедическими, психокоррекционными, занятиями
дефектолога) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование
навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор
коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание осуществляется МАОУ СОШ № 5
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на
основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации
инвалида.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и
групповой форме в течение учебного дня и во внеурочное время. На
индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые
занятия – до 40 минут.
Специфика учебного плана для обучающихся с ЗПР
Специфика
учебного плана для обучающихся с ОВЗ определяется
тем, что содержание образования детей с ЗПР, особенно на начальном этапе, не
идентично образовательной программе общего образования.
Различия в психофизическом развитии детей с ЗПР и соответственно в
образовательных потребностях обуславливают необходимость создания
нескольких вариантов учебных планов. Данный учебный план разработан для
осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным
общеобразовательным программам для детей с ЗПР с учетом особенностей
обучающихся и включает в себя 2 варианта:
Вариант 7.1. – для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту
поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной
норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. (1-4 классы).
Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного
поведения.
Вариант 7.2. - для образования обучающихся с ЗПР, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы,
отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях
(замедленный темп или неравномерное становление познавательной
деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других

познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и
школьную адаптацию в целом.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются
по завершению обучения в начальной школе.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательные предметные
области учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации
содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения пять
лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения которого у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли
и значимости иностранного языка в жизни современного человека и
поликультурного мира, для варианта 7.2. вводится с 3 класса.
Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (триместровое оценивание) или всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы учебного плана
оцениваются по триместрам.
Промежуточная аттестация проходит в конце каждого триместра в периоды,
предусмотренные календарным учебным графиком. Формы и порядок проведения
промежуточной
аттестации
определяются
«Положением
о
формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся» Муниципального общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (вариант 7.1)
Предметная область

Русский язык и литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание ("окружающий
мир")
Основы религиозных культур
и светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура
Итого

Учебный предмет

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир

Основы религиозных культур и
светской этики
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура

1а
1б
1в
Обязательная часть
5
5
5
4
4
4
0
0
0
4
4
4
2
2
2

0

0

0

2а

Количество часов в неделю
2б
2в
3а
3б

1
1
21
33
693
165
1/33
1/33
1/33
1/33
1/33

1
1
21
33
693
165
1/33
1/33
1/33
1/33
1/33

1
1
21
33
693
165
1/33
1/33
1/33
1/33
1/33

4а

4б

4г

5
4
2
4
2

5
4
2
4
2

5
4
2
4
2

5
4
2
4
2

5
4
2
4
2

5
4
2
4
2

5
4
2
4
2

5
4
2
4
2

5
4
2
4
2

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1
1
1
2
22

1
1
1
2
22

1
1
1
2
22

1
1
1
2
23

1
1
1
2
23

1
1
1
2
23

1
1
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

1
1
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

1
1
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

0
0
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

0
0
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

0
0
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
20
20
20
22
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Наименование учебного курса
Функциональная грамотность
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
Коррекционно-развивающая область:
Коррекционно-развивающие логопедические занятия
Коррекционно-развивающие занятия с дефектологом
Психокоррекция когнитивной сферы
Коррекционно-развивающие занятия с педагогом
Ритмика

3в

1
1
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

1
1
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

1
1
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (вариант 7.2)
Предметная область

Учебный предмет
1 доп

Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство

Технология
Физическая культура
Итого

1а

1б

1в

2а

Обязательная часть
5
5
5
4
4
4
0
0
0
4
4
4

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика

5
4
0
4

5
4
0
4

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура

0

0

0

1

1

1

Количество часов в неделю
2б
2в
3а
3б

3в

4а

4б

4в

4г

5
4
0
4

5
4
0
4

4
4
1
4

4
4
1
4

4
4
1
4

4
4
1
4

4
4
1
4

4
4
1
4

4
4
1
4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
21
21
21
21
21
21
21
21
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1
1
2
21

1
1
2
21

1
1
2
21

1
1
2
21

1
1
2
21

1
1
2
21

1
1
2
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

1
1
2
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

1
1
2
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

1
1
2
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

Наименование учебного курса
Русский язык
Иностранный язык
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
Коррекционно-развивающая область:
Логопедическая коррекция**
Уроки дефектолога**
Психокоррекция когнитивной сферы**
Коррекционно-развивающие занятия с педагогом**
Ритмика**
**Реализуются через внеурочную деятельность

0
0
0
21
33
693
165
1/33
1/33
1/33
1/33
1/33

0
0
0
21
33
693
165
1/33
1/33
1/33
1/33
1/33

0
0
0
21
33
693
165
1/33
1/33
1/33
1/33
1/33

0
0
0
21
33
693
165
1/33
1/33
1/33
1/33
1/33

1
1
2
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

1
1
2
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

1
1
2
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

1
1
2
23
34
782
170
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34

1
1
1
1
2
2
23
23
34
34
782 782
170 170
1/34 1/34
1/34 1/34
1/34 1/34
1/34 1/34
1/34 1/34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».