Утвержден приказом МАОУ СОШ № 5 от 31.08.2023 года № 84-Д в составе АООП начального общего образования для обучающихся с ЗПР УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1. и 7.2.) на 2023 – 2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с ЗПР Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учетом Федеральной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа начинается 01.09.2023 года и заканчивается 26.05.2024 года. Продолжительность учебного года в 1 и 1 дополнительном классах - 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 и 1 дополнительном классах - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х и 1 дополнительных классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков за счёт урока физической культуры; для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 и 1 (дополнительного) класса. Обучение в 1-м и 1-м дополнительном классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый, и 5 уроков один раз в неделю за счёт урока физической культуры). В 1-х и 1-х дополнительных классах в соответствии со ступенчатым режимом обучения в сентябре-октябре максимально допустимая учебная нагрузка при 5дневной учебной неделе составляет 15 учебных часов. Для выполнения нормативного количества недельных часов в 1-х классах - 21 учебного часа, в сентябре - октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки - театрализации, уроки - игры, уроки - викторины, конкурсы, беседы с игровыми элементами. Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в апреле. В Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа языком обучения является русский язык. В учебном плане представлены восемь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность); на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края). Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-образовательная область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями (логопедическими, психокоррекционными, занятиями дефектолога) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется МАОУ СОШ № 5 самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут. Специфика учебного плана для обучающихся с ЗПР Специфика учебного плана для обучающихся с ОВЗ определяется тем, что содержание образования детей с ЗПР, особенно на начальном этапе, не идентично образовательной программе общего образования. Различия в психофизическом развитии детей с ЗПР и соответственно в образовательных потребностях обуславливают необходимость создания нескольких вариантов учебных планов. Данный учебный план разработан для осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ЗПР с учетом особенностей обучающихся и включает в себя 2 варианта: Вариант 7.1. – для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. (1-4 классы). Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. Вариант 7.2. - для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения пять лет, за счет введения первого дополнительного класса. Учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира, для варианта 7.2. вводится с 3 класса. Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (триместровое оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы учебного плана оцениваются по триместрам. Промежуточная аттестация проходит в конце каждого триместра в периоды, предусмотренные календарным учебным графиком. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 Горноуральского городского округа. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (вариант 7.1) Предметная область Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого Учебный предмет Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 1а 1б 1в Обязательная часть 5 5 5 4 4 4 0 0 0 4 4 4 2 2 2 0 0 0 2а Количество часов в неделю 2б 2в 3а 3б 1 1 21 33 693 165 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1 1 21 33 693 165 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1 1 21 33 693 165 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 4а 4б 4г 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 2 22 1 1 1 2 22 1 1 1 2 22 1 1 1 2 23 1 1 1 2 23 1 1 1 2 23 1 1 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1 1 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1 1 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 0 0 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 0 0 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 0 0 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 20 20 20 22 22 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Функциональная грамотность Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год Коррекционно-развивающая область: Коррекционно-развивающие логопедические занятия Коррекционно-развивающие занятия с дефектологом Психокоррекция когнитивной сферы Коррекционно-развивающие занятия с педагогом Ритмика 3в 1 1 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1 1 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1 1 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 УЧЕБНЫЙ ПЛАН (вариант 7.2) Предметная область Учебный предмет 1 доп Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого 1а 1б 1в 2а Обязательная часть 5 5 5 4 4 4 0 0 0 4 4 4 Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика 5 4 0 4 5 4 0 4 Окружающий мир 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 0 0 0 1 1 1 Количество часов в неделю 2б 2в 3а 3б 3в 4а 4б 4в 4г 5 4 0 4 5 4 0 4 4 4 1 4 4 4 1 4 4 4 1 4 4 4 1 4 4 4 1 4 4 4 1 4 4 4 1 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 21 21 21 21 21 21 21 21 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 2 21 1 1 2 21 1 1 2 21 1 1 2 21 1 1 2 21 1 1 2 21 1 1 2 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1 1 2 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1 1 2 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1 1 2 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 Наименование учебного курса Русский язык Иностранный язык Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год Коррекционно-развивающая область: Логопедическая коррекция** Уроки дефектолога** Психокоррекция когнитивной сферы** Коррекционно-развивающие занятия с педагогом** Ритмика** **Реализуются через внеурочную деятельность 0 0 0 21 33 693 165 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 0 0 0 21 33 693 165 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 0 0 0 21 33 693 165 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 0 0 0 21 33 693 165 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1 1 2 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1 1 2 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1 1 2 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1 1 2 23 34 782 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1 1 1 1 2 2 23 23 34 34 782 782 170 170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34