Положение об индивидуальной проектной деятельности ООО, СОО, 10.2021

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ СОШ № 5
от 29.10.2021 года № 147/1-Д

ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальной проектной деятельности обучающихся
основного общего и среднего общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 5

с. Николо-Павловское
2021 г.
1

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897), Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413), Приказа Минпросвещения России, Рособрнадзора № 189/1513 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
образования», Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07.11.2018 г. №190/1512 в соответствии
с Основной образовательной программой основного общего образования школы,
Основной образовательной программой среднего общего образования школы.
1.2. Настоящее Положение определяет требования к организации, содержанию,
направленности, защите, критериям индивидуального проекта, выполняемого обучающимся на уровне среднего общего образования (далее – СОО), и индивидуального учебного проекта, выполняемого обучающимся на уровне основного общего
образования (далее – ООО).
1.3. Индивидуальный проект или индивидуальный учебный проект обучающегося
школы представляет собой проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или
нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и (или)
видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
1.4. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося
на уровне СОО и является обязательным компонентом каждого учебного плана на
уровне СОО.
1.5. Выполнение индивидуального учебного проекта обязательно для каждого обучающегося на уровне ООО и является обязательным компонентом учебного плана в
части формируемой участниками образовательных отношений и/или плана внеурочной деятельности.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2

2.1. Проект выполняется под руководством преподавателя школы (далее – руководитель проекта). На уровне СОО и ООО руководителем проекта может выступать
сотрудник иной образовательной организации.
2.2. Тема проекта и руководитель выбираются обучающимися самостоятельно.
2.3. Тема проекта утверждается на методическом совете школы.
2.4. План реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта.
2.5. Обязательные требования к оформлению и содержанию проекта устанавливаются методическими указаниями, которые разрабатываются методическим советом
школы (приложение № 1).
2.6. За актуальность, руководство и организацию выполнения проекта ответственность несет руководитель проекта. Руководитель проекта:
– определяет задание на выполнение проекта;
– оказывает обучающемуся помощь в организации и выполнении работы;
– проводит систематические консультации;
– проверяет выполнение работы (по частям или в целом);
– фиксирует ход работы в классном журнале в соответствии с календарнотематическим планированием, выставляет отметки за промежуточные этапы работы (подготовительный, деятельностный, заключительный) при выполнении индивидуальных проектов школьниками на уровне ООО и СОО.
2.7. За все материалы, изложенные в проекте, принятые решения и за точность всех
данных ответственность несет обучающийся – автор проекта.
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЕКТА
3.1. На уровне СОО обучающиеся имеют право выбора одного из направлений проектной деятельности:
– исследовательское;
– инженерное;
– прикладное;
– бизнес-проектирование;
– информационное;
– социальное;
3

– игровое;
– творческое.
3.2. Виды индивидуальных учебных проектов на уровне ООО:
– Информационные проекты. Направлены на работу с информацией о каком-либо
объекте, явлении: ознакомление участников проекта с конкретной информацией и
ее обработка уже для широкой аудитории – анализ, обобщение, сопоставление с
известными фактами, аргументированные выводы.
– Ролевые проекты. Высокая степень творчества, участники принимают определенные роли, имитируют социальные или деловые отношения.
– Исследовательские проекты. Подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой проблемы с заранее неизвестным решением. Обязательна постановка проблемы, формулирование гипотезы и разработка исследовательских действий. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
– Прикладные (практико-ориентированные) проекты. Эти проекты отличает четко
обозначенный с самого начала результат деятельности его участников: документ,
проект закона, словарь и др. Может быть нацелен на социальные интересы самих
участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в
жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования продукта на
практике и его способность решить поставленную проблему.
– Интернет-проекты. Работа учащегося организована на основе компьютерной телекоммуникации, проводится в сетях.
– Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.
п.
3.3. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
3.4. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
– письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
– художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
4

– материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
– отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
3.5. Необходимо соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на
источник проект к защите не допускается.
3.6. По окончании выполнения проекта обучающийся подготавливает текстовую
часть проекта, защиту и презентацию.
4. ЭТАПЫ И ПРИМЕРНЫЕ СРОКИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
4.1. На уровне СОО основная работа над индивидуальным проектом осуществляется
в 10-11 классе (в объеме 1 час в неделю, итого 68 часов на уровне образования). На
уровне ООО основная работа над индивидуальным учебным проектом осуществляется в течение учебного периода (1 и 2 триместра 9 класса).
4.2. В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя
планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, деятельностный, заключительный.
4.3. Примерные периоды реализации проектной работы на уровне СОО:
– Организационный этап (II полугодие, 10-й класс): выбор темы и руководителя
проекта, защита темы проекта.
– Деятельностный этап (II полугодие 10-й класс+ Iполугодие 11 –й класс): совместно
с руководителем разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов,
осуществляется деятельность по реализации плана работы.
– Заключительный этап (II полугодие, 11-й класс. Не позднее января!): оформление
работы, предварительная проверка руководителем проекта, подготовка отзыва руководителя, презентации для защиты.
4.4. Этап защиты индивидуального проекта на уровне СОО (февраль-март, 11-й класс,
в случае появления академической задолженности по проекту – получения отметки
«неудовлетворительно» на этапе защиты проекта, процедура м.б. проведена в апреле):
защита проекта, оценивание работы.
4.5. Примерные периоды реализации проектной работы на уровне ООО:
– Организационный этап (II полугодие, 8-й класс): выбор темы и руководителя проекта, защита темы проекта.
5

– Деятельностный этап (II полугодие, 8-й класс+ I полугодие 9 –й класс): совместно
с руководителем разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, осуществляется деятельность по реализации плана работы.
– Заключительный этап (II полугодие, 9-й класс. Не позднее февраля!): оформление
ра-боты, предварительная проверка руководителем проекта, подготовка отзыва руководителя, презентации для защиты.
4.6. Этап защиты индивидуального ученического проекта на уровне ООО (февральмарт, 9-й класс, в случае появления академической задолженности по проекту – получения отметки «неудовлетворительно» на этапе защиты проекта, процедура м.б. проведена в апреле): защита проекта, оценивание работы.
4.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет руководитель проекта.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА
5.1. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.
5.2. Независимо от типа проекта, его защита и защита темы происходит публично:
после заслушивания доклада (не более 7-10 минут) ответы на вопросы по теме проекта (2–3 минуты). Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности
регулятивных навыков обучающегося.
5.3. На защите темы проекта (проектной идеи) – предзащите проекта с обучающимся должны быть обсуждены:
а) актуальность проекта;
б) положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора,
так и для других людей;
в)ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации
проекта, возможные источники ресурсов;
г) риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при
реализации данного проекта.
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая
корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.
5.4. К защите проекта обучающийся представляет:
6

а) продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше
форм;
б) подготовленное обучающимся печатное описание работы над проектом, содержащее материалы, соответствующие требованиям методических указаний
(приложение № 1). Для конструкторских проектов в пояснительную записку,
кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для
социальных проектов – описание эффекта или эффектов от реализации проекта;
в)краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
– инициативности и самостоятельности;
– ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
– исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может
быть также отмечена новизна подхода и (или) полученных решений, актуальность и
практическая значимость полученных результатов.
5.5. На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный
проект по следующему плану:
а) Тема и краткое описание сути проекта.
б) Актуальность проекта.
в)Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор,
так и другие люди.
г) Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
д) Ход реализации проекта.
е) Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
5.6. Место защиты проекта – МАОУ СОШ № 5.
5.7. МАОУ СОШ № 5 определяет график защиты проектов. График защиты индивидуальных проектов на уровне СОО и ученических проектов на уровне ООО утверждается директором.
5.8. МАОУ СОШ № 5 создает школьную аттестационную комиссию для защиты
проектов обучающимися. Состав комиссии не менее трех человек. В комиссии для
защиты проектов обучающимися на уровне СОО должен присутствовать представитель администрации. В комиссии могут присутствовать: представитель муниципальных органов образования, представитель Совета школы, родительская общественность.
7

5.9. Для защиты проектов выделяется 1–2 дня.
5.10. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации
обучающегося и отзыва руководителя.
5.11. Школа организует в дополнительные сроки защиту проектов для обучающихся
с ОВЗ, обучающихся, отсутствовавших в основной срок защиты по уважительной
причине, подтвержденной документально.
6. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
6.1. Комиссия оценивает уровень проекта в соответствии с критериями (приложение
№ 2) и оценочных листов (приложение №3).
6.2. По результатам защиты проект, соответствующий недостаточному уровню
сформированности навыков проектной деятельности (оценка «неудовлетворительно»), считается академической задолженностью (даже если за предыдущие три этапа
работы руководитель проекта выставил отметки не ниже удовлетворительных) и
возвращается обучающемуся на доработку. Обучающийся дорабатывает проект,
начиная с даты образования академической задолженности до даты, определенной в
графике повторной защиты индивидуальных проектов и индивидуальных учебных ,
представляет к повторной защите.
6.3. Критерии оценки проектной работы:
– Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и
(или) обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и
создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный
критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных
действий.
– Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
– Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени,
использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
8

– Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
К описанию результатов применяется аналитический подход. Оценивание проекта
осуществляется с помощью оценочного листа, в котором каждый из вышеперечисленных критериев разбивается на три детализированных подкритерия, за каждый
детализированный критерий максимум 1 балл, за каждый критерий максимум 4,5
балла. Выделен отдельный критерий – практическая направленность –1 балл-это
максимум.
При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 6 первичных баллов , а достижение повышенных уровней
соответствует получению 14–16 первичных баллов (отметка «хорошо») или 17–19
первичных баллов (отметка «отлично»).
6.4. Ход работы над проектом фиксируется в классном журнале на специально отведенных для этого страницах. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу
«Проектная деятельность» на уровне ООО или «Индивидуальный проект» на уровне
СОО в классном журнале и фиксируется в личном деле.
6.5. Результаты выполнения индивидуального учебного проекта на уровне ООО могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника
общеобразовательной организации на избранное им направление профильного образования на уровне СОО.
6.7. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат о среднем общем образовании – отметка за индивидуальный проект выставляется в строку
после перечисления учебных предметов учебного плана обучающегося.

9

Приложение № 1

Требования к оформлению и содержанию проекта
Любая исследовательская работа или проект школьника оформляется на листах
формата А 4 с одной стороны.
Выставляются поля:
 левое поле - 30 мм(3см)
 правое - 10 мм (1 см)
 верхнее - 20 мм (2см)
 нижнее – 20 (см) мм
Текст исследовательской работы (проекта) набирают шрифтом Times New Roman.
Размер шрифта 14.
Междустрочный интервал – 1,0 – 1,5(от одинарного до полуторного).
Выравнивание текста на странице - по ширине.
Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.
Оформление титульного листа и подробные требования к работам смотрите ниже.

10

Приложение № 2

Критерии оценки
Оцените проект с помощью оценочного листа по пяти критериям. Критерии со 2-го по
5-й разбиты на три детализированных подкритерия. За каждый детализированный подкритерий выставите один из трех баллов: 0; 0,5; 1.
Критерий

Балл
Параметры оценки
1.
Практическая направленность
Практическая
0
Проект не имеет практической направленности
направленность
1
Проект имеет практическую направленность
2.
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Постановка проблемы, 0
Проблема не выявлена и не сформулирована, актуактуальность
альность проекта не отражена
0,5
Проблема сформулирована нечетко, актуальность
проекта сформулирована не полностью
1
Проблема четко сформулирована, актуальность проекта отражена в полной мере
Адекватный выбор
0
Выбранные способы решения проблемы не соответспособов решения
ствуют проблематике проекта
проблемы, включая
0,5
Выбранные способы решения проблемы в целом сопоиск и обработку
ответствуют проблематике проекта, но выбор происинформации
ходил с опорой на помощь руководителя
1
Выбранные способы решения проблемы соответствуют проблематике проекта, выбор происходил самостоятельно
Исследовательский
0
Продукт не создан
характер, обоснование 0,5
Продукт создан, но процесс его создания не обоснои создание продукта
ван, не носил исследовательский характер
1
Продукт создан, необходимость его создания обоснована, процесс создания носил исследовательский характер
3. Сформированность предметных знаний и способов действий
Умение раскрыть
0
Содержание работы не раскрыто
содержание работы
0,5
В целом продемонстрировано понимание содержания
выполненной работы, в работе нет грубых ошибок.
Содержание работы может быть раскрыто не полностью
1
Продемонстрировано свободное владение предметом
проектной деятельности, содержание раскрыто в
полной мере, ошибки отсутствуют
Умение использовать 0
Имеющиеся знания и способы действия не использоимеющиеся знания
вались
и способы действий
0,5
Проявилось умение использовать лишь некоторые из
11

имеющихся знаний и способов действий
1
Продемонстрировано умение использовать имеющиеся знания и способы действий
Наглядность
пред- 0
Наглядность представления материала не обеспечена
ставления материала
0,5
Материал представлен наглядно, но использованы
однообразные средства наглядности, качество представленного материала невысокое
1
Материал представлен наглядно, использованы разнообразные средства наглядности(таблицы, схемы,
диаграммы, чертежи, графики, рисунки, фото и т. д.),
качество представленного материала высокое
4. Сформированность регулятивных действий
Умение самостоятель- 0
Продемонстрировано неумение самостоятельно плано планировать
нировать и управлять своей познавательной деятельи управлять своей
ностью во времени
познавательной
0,5
Продемонстрированы навыки планирования и управдеятельностью
ления своей деятельностью, но в основном этапы раво времени
боты осуществлялись под руководством учителя.
Проявляются
отдельные элементы самооценки и самоконтроля
1
Работа тщательно спланирована и последовательно
реализована, все этапы реализованы. Контроль и коррекция осуществлялись учеником самостоятельно
Умение использовать 0
Ресурсные возможности не использовались или исресурсные возможнопользовались те, которые не были направлены на дости для достижения
стижение цели
целей
0,5
Не все ресурсные возможности были использованы
1
Все имеющиеся ресурсные возможности использованы в полной мере
Умение осуществлять 0
При возникновении трудных ситуаций самостоятельвыбор конструктивно ученик ничего не предпринимал
ных стратегий в труд- 0,5
Выбор конструктивных стратегий в трудных ситуаных ситуациях
циях осуществлялся, но в основном под руководством учителя
1
Выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях ученик предпринимал самостоятельно или
предлагал учителю способы решения возникших
проблем и обсуждал их
5. Сформированность коммуникативных действий
Логичное и грамотное 0
Изложение материала нелогичное, допускаются груизложение материала
бые ошибки
0,5
В целом материал излагается логично, отсутствуют
грубые ошибки
1
Материал излагается логично, ошибки отсутствуют
Оформление работы
0
Оформление работы не соответствует критериям
12

(в соответствии с критериями)
Умение аргументированно ответить на вопросы

При оформлении работы нарушены 1–2 критерия
Работа оформлена в соответствии с критериями
Ученик не может аргументированно отвечать на вопросы
0,5
Ученик отвечает на вопросы, но недостаточно аргументированно или недостаточно четко и уверенно
1
Ученик свободно и аргументированно отвечает на
вопросы
6-13 баллов-«3» (базовый уровень)
14–16 баллов- «4» (повышенный уровень)
17–19 баллов (высокий уровень)
0,5
1
0

13

№
Фамилия, имя
обучающегося

Ф. И. О. члена жюри:
Название работы

14

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Подпись:

Уровень / Отметка

Общий балл

Учебный период: 20__/20__ учебный год

Умение аргументированно ответить
на вопросы

Оформление работы (в соответствии
с критериями)

4. Сформированность регулятивных действий

Логичное и грамотное изложение
материала

Умение осуществлять выбор
конструктивных стратегий в
трудных ситуациях

3. Сформированность предметных
знаний и способов
действий

Умение использовать ресурсные
возможности для достижения целей

Наглядность
представления
материала
Умение самостоятельно
планировать и управлять своей
познавательной деятельностью во
времени

Умение использовать имеющиеся
знания и способы действий

2. Способность к
самостоятельному
приобретению знаний и
решению проблем

Умение раскрыть содержание
работы

Исследовательский характер,
обоснование и создание продукта

Адекватный выбор способов
решения проблемы, включая поиск
и обработку информации

Постановка проблемы, актуальность

1. Практическая направленность

Приложение № 3

Протокол. Оценочный лист защиты проекта
Класс:

5. Сформированность коммуникативных действий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».